Theme Colors
Layouts
Wide Boxed

АВТОР И ВЕДУЩИЙ
Шаталова Наталья Петровна
Новосибирск
подробнее...

Общая информация

Признавая генеральную цель непрерывного образо-вания – как развитие личности, а центральную идею сис-темы непрерывного образования – определяя как катего-рию постоянного развития человека как субъекта деятель-ности и общения, обозначим основными целевыми функ-циями системы непрерывного образования следующие:
- познавательная (обучающая);
- формирующая (воспитательная);
- конструктурирующая (развивающая, творческая, деятельностная).
Считая систему непрерывного образования «живым организмом» – саморазвивающимся и непрерывно изме-няющимся, место и роль образования как социального ин-ститута в жизни человека и общества можно определить как основополагающий критерий их жизнедеятельности. Вполне оправдано подсистемами системы конструктивного обучения в непрерывном образовании полагать плавно-переходящие, отдельно существующие, либо пронизы-вающие друг друга следующие основные (уже зарекомен-довавшие себя) системы:
- система семейного образования;
- система базового образования;
- система дополнительного образования (компенса-торное образование, пролонгированное образование, об-разование взрослых и т.п.);
- система самообразования.
Действительно, если система непрерывного образо-вания – «живой организм» некоторых подсистем, то в ка-честве авторитетного организационного научного коорди-национного центра должен быть само-функционирующий механизм – координирующая научная конструкция. Такая конструкция, которая не только чутко реагировала бы на политические и социальные изменения в государстве и во всем мире (если речь будет идти о мировой системе обра-зования), но и которая бы вызывала экономические, поли-тические изменения как необходимость самосовершенст-вования самой системы непрерывного образования. Ко-нечно, при этом надо полагать, что самосовершенствова-ние системы непрерывного образования будет вызвано непосредственно различного рода научными открытиями – продуктами системы непрерывного образования. Тогда наука, являясь средством упорядочения жизнедеятельно-сти всей системы непрерывного образования, будет играть роль направляющих функций политических событий. В настоящее время мы видим обратное явление в гумани-тарных науках – политика, как «сиюминутный стресс не-управляемых природных катаклизм» оказывает тенденци-озное влияние на научные исследования. По мнению ряда ученых "именно кризис образования является первопри-чиной всех глобальных проблем современности" [2]. В связи с чем, в политических кругах правомерно возникает вопрос о месте науки в социуме, а в народном образовании подвергается переосмыслению роль как самого обра-зования, так и системы непрерывного образования в це-лом.
Ссылаясь на историю вопроса о непрерывном обра-зовании, отметим, что система конструктивного обучения непрерывного образования существует и без нашего зна-ния о том, что мы знаем о ней и что мы умеем на данном этапе исторического развития. Факт того, что наука оказа-лась «на обочине столбовой дороги», лишь подтверждает и указывает на необходимость более детального исследо-вания координирующей научной конструкции всей системы непрерывного образования.
В качестве авторитетного организационного научного координационного центра системы непрерывного образо-вания необходимо положить систему конструктивного обу-чения непрерывного педагогического образования. В оп-ределенном смысле систему конструктивного обучения непрерывного педагогического образования можно считать само-функционирующим механизмом.
Так, например, «новые задачи, решаемые педагогиче-скими вузами, привели к их структурной перестройке. Сформировался новый вид высшего учебного заведения педагогический университет, в котором реально обеспечи-вается соединение научных исследований и практики под-готовки кадров для сферы профессионального образова-ния. Педагогические университеты обеспечивают преем-ственность, непрерывность, открытость всей системы об-разования, реализуют необходимое сочетание требований федеральной, региональной, а также мировой систем об-разования. Прослеживается тенденция создания в струк-туре вузов центров, институтов, управлений институтов повышения квалификации и переподготовки специалистов, новых факультетов и кафедр», «в ходе реформирования высшего педагогического образования осуществлен переход на обучение по образовательным программам высшего педагогического образования, которое согласно Федеральному закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» реализуется непрерывно и по ступеням…» [136].
При создании системы конструктивного обучения не-прерывного педагогического образования необходимо учитывать ее многофункциональность, направленную не только на подготовку преподавателей в системе базового и профессионального образований, но и на самообучение.
В настоящее время повсеместно начаты научно-педагогические исследования в системе непрерывного самообразования; широко ведутся педагогические иссле-дования в плане интеграции дополнительного и базового образований, семейного и базового образований, при этом пересматриваются содержание воспитательных (форми-рующих) функций в образовании, при проведении педаго-гических экспериментов предпочтение отдается конструк-тивным подходам.
Перемены, происходящие в нашем обществе, повлек-ли за собой взрыв практического интереса к наукам. Госу-дарство и общество стали испытывать действительную потребность в людях, которые могли бы брать и нести от-ветственность за себя, свою работу, свою семью и т.п. И при этом, люди сами начинают испытывать настоятельную потребность в овладении конструктивными навыками, свя-зывая это с возможностями лучшего трудоустройства, дальнейшей учебой, с деловыми контактами в бизнесе. Перед образованием встают две задачи – раскрыть воз-можности каждого человека, научить его конструктивно мыслить и конструктивно решать проблемы и при этом не-прерывно совершенствоваться самому в плане тех же конструктивных навыков.
Новые политические и социально-экономические реа-лии нашей страны создали благоприятные возможности для самореализации личности и наполнили образование новыми концептуальными положениями. Рассматривая первую из выше названных задач, отметим, что одной из основных целей образования стала ежедневная подготовка к жизни и деятельности в демократическом обществе нового типа, в котором овладение навыками конструктив-ного мышления как средством самореализации своих по-тенциальных возможностей, предполагает постоянное формирование способностей к самореализации, самооб-разованию, самоконтролю. Овладеть навыками конструк-тивного мышления в рамках только школы, опираясь на классно-урочную систему образования, очень трудно. По-этому в рамках непрерывного педагогического образования важно создавать благоприятные условия для форми-рования, в первую очередь, конструктивных навыков и конструктивного мышления.
Современный человек живет в условиях насыщенной и активной информационной среды, и важно научить его жить в этом потоке, создать предпосылки и условия для непрерывного самообразования, принимая во внимание интегративные тенденции развития науки и техники, по-требность в новом уровне научной грамотности, создать условия для приобретения широкого базового образова-ния, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности. Обу-чение общению в разновозрастной среде, умению ставить реальные цели; формирование потребности в творческом созидании; повышение интеллектуального уровня посред-ством создания проблемных ситуаций; умелое сочетание разных средств обучения – все это помогает выработать у людей автоматизм конструктивного мышления, выражаю-щийся в корректном поведении в жизненных нестандарт-ных ситуациях и выводит их на достаточно активный уро-вень существования в современном обществе. Овладение совокупностью понятий, идей, приемов и способов, ис-пользуемых в процессе познания и преобразования соци-альных объектов, принимая за основополагающую роль в конструировании и прогнозировании воспитательных сис-тем методологические подходы, становится важным усло-вием обогащения педагогической теории и совершенство-вания педагогической практики только в случае его кор-ректного структурирования.
Образование всегда было и является главным осно-вополагающим фактором социально-экономического, ин-теллектуального и духовного развития общества, и, кроме того, фактором выживания и безопасности нашего обще-ства. Его главная задача должна состоять в том, чтобы подготовить людей к будущему. Приоритетную роль и но-вое звучание приобретают сегодня проблемы структури-рования системы интеграции образования и фундамен-тальной науки.
Перспективная система образования неизбежно должна уметь ориентироваться и использовать большие информационные потоки, причем как в технологическом, так и в содержательном плане. Система образования должна подготовить людей к принятию конструктивных решений в условиях неопределенности и конструктивным действиям в кризисных ситуациях, поскольку именно в та-ких условиях придется людям жить в ближайшее время. Главная общенациональная задача сегодня – посредством конструктивного подхода к развитию образования достигнуть его опережающего характера.
Для конструктивности характерно стремление реализовать в педагогическом творчестве требования конструктивной целесообразности, рациональности, функциональной оп-равданности, экономии.
Сила конструктивистской концепции в том, что она по-буждает увидеть ту власть, которая используется, когда выносятся решения, последствия которых невозможно ни просчитать, ни контролировать, - увидеть эту силу и при-нять на себя ответственность за неё. Эта концепция также означает, что необходимо изменить существующие соци-альные, религиозные и идеологические конструкции, соз-давая новые виды социумов, пускай и далёкие от совер-шенства, искать новые концепции истины, пускай и далёкие от абсолютной завершённости.
В содержании всех дидактических поисков в педагоги-ческом конструктивизме, несмотря на разные названия рассказывающих о них образовательных философий и па-радигм наблюдается немало пересечений с зарубежными и отечественными идеями, например, проблемного, раз-вивающего, личностно-ориентированного обучения и др. И если сам термин «конструктивизм» звучит непривычно, стоящие за ним смыслы представляются интересными и заслуживающими внимания.
Центральным фактом конструктивистской концепции считается то, что значимое обучение может совершаться только если обучаемый воспринимает "факты", которые он должен усвоить, как значимые лично для него, каким-либо образом связанные с личным опытом и оцениваемые по критериям, значимым для конкретной личности. Личное знание возникает и расширяется в процессе взаимодейст-вия личности и её окружения.
Итак, конструктивизм - это педагогическая философия, главная идея которой заключается в том, что знания нельзя передать обучаемому в готовом виде. Поэтому важно и можно лишь только создать педагогические условия для успешного самоконструирования и самовозрастания знаний школьников. С общих позиций конструктивизм отражает достаточно простую истину: на протяжении всей жизни каждый из нас конструирует свое собственное понимание окружающего мира. Именно поэтому каждый из нас уникален своим видением мира, своими убеждениями, своим мировоззрением. Именно поэтому нам интересна оригинальная точка зрения другого человека, именно по-этому очень важно оставаться самим собой, со своим по-черком и стилем.
Конструктивное обучение как педагогическая фило-софия в образовании считает важной, прежде всего, точку зрения обучаемого, какой бы «сырой» она ни была на дан-ный момент. Согласно Ж. Пиаже, это именно та стартовая позиция, с которой и начинается конструирование нового знания у ребенка путем преодоления когнитивного кон-фликта между внутренней сложившейся структурой (опы-том) и внешней неизвестной реальностью. Устранение этого конфликта восстанавливает так называемую вре-менную когнитивную стабильность (или когнитивное рав-новесие), характеризующуюся сконструированным знанием на базе прежней когнитивной структуры.
Системой конструктивного обучения оценивается процесс движения к истине больше, чем сама истина. «Научное знание - явление не статическое, - писал Ж.Пиаже в одной из своих работ, - это есть процесс, более конкретно, процесс непрерывного конструирования и реор-ганизации» [222]
Процесс обучения при часто меняющейся концепции образования (особенно в последние двадцать лет) необ-ходимо рассматривать как конструктивный динамический поиск новых стратегий и технологий в этой области. Кон-структивный подход в обучении представляет особенный интерес по нескольким причинам.
Во-первых, система конструктивного обучения про-грессивна. Так, например, конструктивное мышление при-ходит на помощь тогда, когда возникает отклонение от об-разца, где осознается неудовлетворенность прежним об-разцом, что приводит к изменению схем деятельности и мысли. В процессе конструктивного обучения это есть нечто иное, как отход от неких традиционных приемов и методов, поиск новых решений на основе изучения развивающих методик. Личность с развитым конструктивным мышлением необходима любой жизнеспособной общественной или экономической системе и, несомненно, необходима для системы образования. Никто не может быть уверенным в том, что его запас знаний будет достаточным завтра. Поэтому проблема способности к обучению зависит от способности к конструктивным действиям. Новый стиль жизни всего общества требует большей самостоятельности, ответственности и креативности. Чтобы соответствовать этой ситуации, необходима личность, способная к конструированию и творческому росту.
Во-вторых, конструктивное обучение включает в себя такой процесс, как самопознание проблемы. Это исключи-тельно важно для самого процесса обучения, так как обу-чение взаимосвязано с решением разного характера педа-гогических задач, а их, прежде всего, важно увидеть, изу-чить, сопоставить с ранее встречающимися.
В-третьих, в процессе конструктивного обучения должны непосредственно присутствовать новые конструк-тивные отношения, складывающиеся между учителем и учеником в процессе общей деятельности. При этом пола-гаем, что именно конструктивное мышление и профессио-нальные конструктивные навыки являются деловым регу-лятором взаимоотношений обучающего и обучающегося. Большинство изменений в системе ценностей и, соответ-ственно, задачах, которые ставятся перед современным образованием, связаны с воспитанием личности, способ-ной конструктивно взаимодействовать с другими в коллек-тиве.
В-четвертых, использование конструктивного подхода помогает глубже осознать и структурировать саму учебную деятельность. С позиции учителя – это подготовка к заня-тию: предвидение проблем, выбор основной и тактических целей, отбор учебного материала; организация учебных действий, корректное управление коллективом учащихся и пр.
Конструктивный подход всегда рассматривается через призму восприятия, рефлексии и интуиции при совместной деятельности субъекта и объекта, а также с учетом полу-чения необходимых результатов. С позиции учащегося – это осознание планируемого результата, структурирование алгоритма деятельности для его достижения. Поскольку конструктивное обучение основано на осмыслении использованного опыта, то можно сказать, что именно оно обеспечивает осмысление прошлого и предвидение буду-щего. Умение структурировать зависит от умения распо-знавать ситуации, когда новая задача сходна со старой, решение которой уже известно. Действительно, пытаясь решить проблему, важно вспомнить как можно больше аналогичных задач, с которыми, возможно, уже встреча-лись.
Поэтому с позиции обучающегося – конструктивное обучение дает толчок к поиску новых технологий и приемов в области обучения на основе самоанализа деятельности обучающего, анализа деятельности обучаемых и получен-ных ими результатов.
Конструктивное обучение, несомненно, включает в себя и творческий процесс. Каждый человек в современном мире включен в творческий процесс. Творческая кон-структивность – это сбор научных данных, изобретатель-ская активность, функциональность, скорость выработки новых технологических решений. Профессиональное кон-структивное творчество требует развития у человека ряда новых качеств: потребность в новой идее; видение про-блемы там, где другие люди ее еще не видят; способность замечать альтернативы, видеть предмет труда с совер-шенно новой стороны; способность к быстрому переклю-чению и преодолению барьеров; способность к субъектив-ному уподоблению – мысленному включению себя в сис-тему предметов и средств труда; способность обращать внимание на необычные, порой кажущиеся незначитель-ными события; готовность критически относиться к уста-новленным общепринятым истинам и к новым идеям; уме-ние создавать новые комбинации из известных сочетаний, осуществлять все эти мысленные преобразования приме-нительно к разным сторонам труда – предмету, средству, результату; готовность работы с новой, например, компь-ютерной реальностью и т.д. Профессиональное конструк-тивное творчество чаще опирается на профессиональное мастерство, опыт специалиста, но бывает, что специалист переходит на уровень профессионального конструктивного творчества раньше, чем он овладевает мастерством, на-ходя и предлагая новые конструктивные решения. Конст-руктивное мышление требует наглядных, действенных компонентов: конструирование по аналогии, по контрасту, с комбинаторикой; сочетание образного мышления с гра-фическим кодированием. Конструктивное педагогическое мышление учителя предполагает целостное видение пе-дагогической ситуации, системный анализ ученика в соот-ношении его качеств, учет зоны ближайшего развития ученика, раскрытие и стимулирование внутренних резервов саморазвития ученика, что требует функций предвидения в мышлении, гибкого творческого построения программ психического развития учащихся.
Очевидно, что различные творческие сообщества яв-ляются наиболее перспективной формой существования научных, исследовательских и художественных коллекти-вов. Успешная творческая деятельность в современном мире невозможна вне творческих коллективов, без ис-пользования телекоммуникаций, без привлечения интел-лектуальных специальных агентов, которые обеспечивали бы возможность творчества на более высоком уровне.
Важно отметить, что обучение может приводить к улучшению показателей при стандартном измерении творчества, но неизвестно, помогает ли такой опыт про-дуцировать тип деятельности, свойственный тем людям, которых обычно считают "творческими", ведь единственной общей чертой великих людей всегда было желание работать необычно усердно и конструктивно.
На основе выше изложенного можно сказать, что кон-структивный подход к обучению (конструктивное обучение) – это наиболее короткий и гуманный путь к развитию и са-мосовершенствованию. Воспитание высокоорганизованной личности является стратегической целью современного образования. Различные направления могут по-разному формулировать свои приоритеты, хотя в центре их внима-ния всегда оказывается способность к конструированию. Конструктивное сознание движется по спирали, где пово-рот назад оказывается одновременно преодолением про-шлого и прогнозированием будущего.
Конструктивистский подход помогает осознать значе-ние принятых решений и их пределы, отличить "информа-цию" от знания; признать существование личного миро-воззрения тоже, что окружающей среды внутри нас, влияющей на то, как мы истолковываем и используем по-лучаемые факты и цифры. Только установив, каким обра-зом личность влияет на будущее, человек может принять ответственность за такое влияние.
Поэтому на данном этапе развития нашего общества важна такая система формирования профессионального конструктивного мышления, в которой под конструктивно-стью понимается процесс, содержащий способы превра-щения алгоритмов (конструктов) деятельности в проект организации.
Знакомство с первым опытом в работах ученых и пе-дагогов капиталистических стран дает некоторое пред-ставление о преимуществах и недостатках конструктивиз-ма. Так, например, в американской школе идеи конструк-тивизма имеют ряд достоинств по сравнению со стандарт-ным подходом. Для того чтобы наглядно показать пре-имущества конструктивизма перед традиционным обуче-нием, представим следующую сравнительную таблицу.

Таблица 2

Сравнение основных аспектов
традиционного и конструктивного подходов

Традиционный подход Конструктивный подход
Учебная программа построена по принципу «от части к целому» с акцентом на базо-вые знания и умения Учебная программа представлена по принци-пу от «общего к частно-му» с акцентом на обоб-щенные понятия и уме-ния
Учебная программа и учебный процесс полностью опираются на рекомендованный учебник или учебное пособие. Учебник не является до-минирующим источником учебной информации; приоритет переходит к оригинальным источни-кам, к первичным дан-ным, к объектам и явле-ниям реальной действи-тельности.
Учащийся представляется как объект процесса обучения, который получает готовые знания от учителя. Учащийся – полноправ-ный участник процесса обучения со своими соб-ственными взглядами и представлениями об ок-ружающем мире.
Учитель, как правило, пре-подносит новый учебный ма-териал в дидактической ма-нере как истину в последней инстанции. Учитель выступает, пре-жде всего, как организа-тор учебно-познавательной и иссле-довательской деятельно-сти учащихся, не навязы-вая им свои знания и убеждения.
Учитель оценивает эффек-тивность учебно-познавательной деятельности учащихся по количеству пра-вильных ответов. Учитель ценит самостоя-тельные, пусть не всегда правильные. Рассужде-ния учащихся, «умные» вопросы, сознательно исправленные ими ошиб-ки.
Результаты тестов и кон-трольных работ – единствен-ный источник информации об уровне знаний и умений уча-щихся. Оцениваются все продук-ты учебно-познавательной деятель-ности учащихся, показы-вающие не только ре-зультаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструиро-ванию нового знания, и его прогресс в обучении.

Контроль и оценка учебных достижений осуществляется в отрыве от процесса обучения. Контроль и оценка осу-ществляются в тесной связи с тем, как реально протекал процесс обуче-ния.
Учащиеся преимущественно работают в условиях фрон-тального обучения в классе и индивидуально – дома. Учащиеся большую часть времени как на уроке, так и при выполнении домашних заданий, работают в малых группах, командах или парах.

Как и любая инновация, конструктивизм в образовании возможно и имеет ряд очевидных недостатков. Но на данном этапе развития он представляет собой более фи-лософию, чем методику или технологию обучения. Этим объясняется слабая разработанность методов, форм, средств обучения, что вызывает определенные трудности в практической реализации. Конструктивизм – философия, ориентированная, прежде всего на изучение гуманитарных предметов. Поэтому перенос ее на процесс обучения ес-тественно-математических дисциплин порождает пробле-мы, связанные со спецификой этих предметов (значимость базовых знаний и умений, логика дисциплины, строгость в решении задач и доказательстве теорем). Наиболее рья-ные оппоненты видят в конструктивизме угрозу всей сис-теме образования, обвиняя его последователей в подрыве устоев дидактики и методики обучения. Основной аргумент оппонентов – внесение в педагогику элемента стихийности и обречение процесса обучения на самотек.
Невзирая на аргументы оппонентов, конструктивисты находят все больше сторонников среди педагогической общественности. Ими предпринимаются конкретные шаги для реализации своей философии на практике. Во-первых, перерабатываются учебные программы педагогических вузов с учетом принципов конструктивизма. Вместо тради-ционного преимущественного внимания бихевиоризму все большее место в программах по общей педагогике и част-ным методикам занимает конструктивизм. Вместо изучения психологических работ Е.Торндайка [288], Б.Скиннера [252] и других представителей бихевиоризма, студенты больше внимания уделяют трудам Л.Выготского [55-57], Д.Дьюи [94, 95], Ж.Пиаже [218-222], Х.Гарднера [344] и других конструктивистов. Более того, во многих университетах и колледжах вводятся новые курсы, построенные полностью на идее конструктивизма. Во-вторых, регулярно проводятся семинары и конференции по теории конструктивизма для администраторов, руководителей школ и рядовых учителей. В-третьих, принципы конструктивизма внедряются в национальные стандарты по отдельным школьным дисциплинам. В-четвертых, разрабатываются и экспериментально апробируются конкретные проекты по различным предметам с опорой на принципы конструкти-визма. Все это дает основание заключить, что данная фи-лософия занимает достаточно прочное место в педагогике США и, похоже, надолго [311].


1.3. Конструктивность как фактор эффективности всех уровней образовательной системы

На вопрос «Может ли специфически конструктивное (конструкционистское) сознание открыть новые неожидан-ные направления в образовании?» ответим, что многие современные инновации действительно соотносятся именно с конструктивным (конструкционистским) понима-нием. В настоящее время больше уделяется внимания творческому обучению, которое называют альтернативным подходом к познанию. Именно такой подход к обучению получил развитие в теориях конструктивизма, которые указывают, что активная позиция человека та, в которой человек сам создает структуры своего интеллекта. Полагая основной целью непрерывного образования воспитание конструктивной личности с развитым конструктивным мышлением и сформированными конструктивными навы-ками, важно рассматривать конструктивное обучение не как обучение какому-либо конкретному предмету, а как обучение посредством изучения этого предмета.
Так процесс формирования конструктивного мышления может быть представлен в трех уровнях: школьный, вузовский, андрагогический. Третий уровень характеризу-ется высоким профессионализмом, мастерством, умением самостоятельно прогнозировать, строить и радикально решать задачи. Предприятиям и в том числе школам нужны квалифицированные работники для того, чтобы быть конкурентоспособными. Таким образом, если говорить о школе, то успех школы, в смысле качества образователь-ного процесса, в большей мере зависит от уровня квали-фикации учителей и руководящего состава, готовых к по-стоянному повышению уровня своего мастерства.
Деятельность учителя связана с решением самых разнообразных педагогических задач. Современный учи-тель постоянно наталкивается на проблемы, с которыми он ранее не встречался. Чтобы справиться с ними, учителю бывает недостаточно прежних знаний. Всякий раз ему требуется что-то новое. Для этого важно иметь развитое конструктивное мышление.
Понимая под мышлением процесс отражения в созна-нии человека сущности, закономерных связей и отношений между видами и явлениями природы и общества, ис-следования показывают, что многочисленные мыслитель-ные операции по осуществлению основных функций пре-подавателя: планирование, конструирование, организация, мотивация и контроль совершаются по механизмам двух моделей. Педагогические задачи решаются либо путем обычного логического рассуждения, либо аналитическим путем, в основу которого положена другая модель мыслительных действий – это конструктивное мышление. Суть последнего вида мышления заключается в том, что оно не приводит, как в первом случае, к единственно пра-вильному выводу, предлагает ряд равноценных выводов, из которых один может быть самым предпочтительным. Для аналитического мышления характерны всем известные мыслительные операции — анализ, синтез, обобщение, сравнение и другое. Конструктивное мышление базируется на этих же операциях, но они для него не являются главными. Здесь проявляет свое действие механизм ин-туиции. Хотя интуитивное решение проблемы может быть значительно растянутым по времени, оно осознается как мгновенное решение проблемы. В поле сознания «проры-вается» результат решения, а сам процесс решения оста-ется вне него. Вместе с тем, за этим результатом неиз-менно скрывается напряженный процесс работы мысли, обусловленный уже имеющимися конструктивными навы-ками, сформированными в процессе опыта. Эффективность принятия интуитивных решений зависит от многих факторов. Здесь особенно важен уровень сформирован-ности профессионального конструктивного мышления учи-теля. Во главе интуиции оказываются выработанные кон-структивные навыки, вошедшие в привычку. Интуитивная мыслительная деятельность учителя – объективная ре-альность. Ее сила и слабость коренятся в прошлом опыте. Наличие опыта обусловливает два момента в решении педагогических задач. Если учитель располагает полным набором знаний, умений и навыков, то решение осуществ-ляется только по правилам; если этого набора недоста-точно, то он сам открывает требуемые знания и решает педагогическую задачу творчески.
Для реализации творческого решения педагогической за-дачи необходим определенный минимум, основа знаний по проблеме. Если учитель не располагает этим минимумом, то процесс решения педагогической задачи у него принимает характер слепых проб. Отсюда видно, что не владея профессиональными конструктивными основными навыками, учитель будет в затруднении предпринимать правильные действия.
Процесс формирования профессионального конструк-тивного мышления непрерывен в течение всей жизнедея-тельности. Идея обучать конструктивному мышлению не-посредственно как самостоятельному предмету, может показаться довольно странной. Однако непосредственное внимание к конструктивному мышлению может дать добрые результаты. Естественные результаты вполне могут быть ниже полного потенциала, могут быть адекватны лишь когда мы имеем дело с очень знакомой ситуацией, но неадекватны для чего-то нового. Цель тренировки про-фессионального конструктивного мышления – сделать его более сфокусированным и более экономным, а также по-зволить учителям браться за задачи, к которым бы иначе они не смогли подступиться. Сознательная практика раз-личных аспектов конструктивного мышления преследует определенную цель: по первому требованию использовать эти аспекты без колебаний и с большой точностью. Цель инновационных занятий по формированию конструктивного профессионального мышления – сделать процедуру эффективного конструктивного мышления второй натурой, но сначала учителю придется пройти через стадию прак-тики. Цель инновационных занятий по формированию кон-структивного мышления очень похожа на цель спортивных тренировок: сделать основные операции мышления второй натурой, чтобы они выполнялись автоматически, гладко, без суеты или усилия. Таким образом, когда ставится задача научить людей именно конструктивному мышлению – как правило, достигаются гораздо лучшие результаты, чем когда мы это отдаем на откуп привычке.
В качестве инновационных форм, формирующих кон-структивное мышление учителя, можно предложить орга-низацию следующих конструктивных мероприятий: работа школьных кафедр по пилотным проектам; учебно-научные практические конференции в системе «школа-вуз»; педа-гогические консилиумы учителей по структуре: «педагоги-ческий диспут + выставка + пленарное заседание»; сис-темная работа педагогических презентационных залов на базе вуза; мастер-классы; кейс-классы; тренинги.
Конструктивистская философия обучения – это учеба как конструктивный и ситуативный процесс. С точки зрения конструктивистского подхода обучение – это активный и конструктивный процесс, зависящий от ситуации и контек-ста; самоуправляющийся процесс; это социальный про-цесс. Этот подход обусловливает особую позицию актив-ных, самоорганизующихся методов обучения в концепциях, направленных на действия. Сюда относятся, например, исследование конкретных случаев (Case Studies); ролевые и деловые игры; проектный метод; уроки РЭР (расчетная экспериментальная работа [404]). Традиционная концепция научной ориентации нуждается в новых ориентирах, чтобы она смогла послужить основой для профессиональной подготовки.
На фоне применения новейших методов и эффектив-ных методических приемов приобщения будущих учителей к их профессии, педагогическая общественность признает несоответствие старых методов обучения использованию нового информационного пространства и решительно вы-сказывается за необходимость формирования конструк-тивных навыков, начиная с детского возраста.
Таким образом, в современное время отчетливо про-является выработанная в педагогике и психологии – сво-бодного конструктивного творческого саморазвития, само-определения и самореализации концепция профессио-нально-педагогической подготовки учителя, которая все в большей степени ориентирована на идеи конструктивизма личности как будущих учителей, так и их воспитанников – учеников.
Обучение методам издавна рассматривалось в каче-стве основной функции педагогического образования. Од-нако, концепция «собственная личность как инструмент» сместила акценты в профессиональной подготовке учите-лей. Ее программа должна помочь каждому студенту найти методы, которые в личном плане больше подходят ему, соответствуют его целям, задачам и проблемам, с кото-рыми он должен иметь дело на работе. Это не столько во-прос обучения методам, сколько вопрос оказания помощи студентам в раскрытии методов. Самоактуализирующаяся и уникальная личность учителя – основной инструмент преподавания. Цель поведения таких учителей – поощрять и расширять способности быть самостоятельными, ответственными людьми. Критериями конструктивного по-ведения учителя признаются следующие:
- во-первых, оно должно быть открытым и восприим-чивым к идеям, чувствам и поступкам учащихся. Учитель поддерживает и охотно рассматривает те вопросы, дела, которые волнуют учащихся;
- во-вторых, поведение учителя должно быть содей-ствующим, способствующим их активному размышлению и самостоятельной оценке всего того, что они делают, чему научатся;
- в-третьих, поведение должно быть персонифициро-ванным, индивидуальным, уникальным по отношению к каждому отдельному ученику. Одно и то же поведение не может быть приемлемым для всех учеников;
- в-четвертых, поведение педагога должно быть ис-тинным, подлинным, честным.
Необходимость разработки в педагогике модели учи-теля-конструктивиста и его конструктивного поведения в классе – существенный аспект концепции профессиональ-но-педагогической подготовки школьных учителей, состав-ной частью которой явился пересмотр организационных форм и методов обучения будущих учителей.
Подчеркнем, что любая творческая деятельность, в том числе педагогическая, требует высокого уровня сфор-мированности профессионального конструктивного мыш-ления на основании прочных стереотипов деятельности. Учителя с развитым на должном уровне конструктивным мышлением идут в ногу со временем, смотрят в будущее, проявляют готовность к тому, чтобы правильно оценить и использовать передовой опыт других школ, творчески его переработав и обогатив собственными самостоятельными находками. Учителя с недостаточным уровнем конструк-тивного мышления малоспособны к педагогическому труду. Они медленно и болезненно осваивают продуктивные модели и плохо осознают достоинства и недостатки соб-ственной деятельности. Поэтому инновации в школе у од-них из них вызывают стресс и угнетенное состояние, у других — стремление, пока возможно, следовать устояв-шимся стереотипам. При всем том, например, правильно сконструированная научная организация школьных кафедр (широко внедряемых в управленческо-образовательный процесс школы) и сравнительное изучение результатов педагогического труда на основании заранее сформулированных критериев позволяет разрушить неадекватную самооценку учителя и стимулировать его самосовершенствование.
Именно поэтому организация мероприятий в рамках конструктивной теории позволяет в полной мере исполь-зовать и развивать педагогические таланты, обогащая тем самым наше общество.
Отметим также, что в одну из программ подготовки учителя-конструктивиста, в основу которой положен прин-цип содействия его личностному росту, должно быть включено три модуля:
• развитие конструктивной личности;
• социальные основы конструктивизма в образовании;
• психологическое и личностное становление в про-цессе самопознания и конструктивного взаимодействия.
Теоретическая подготовка, воспитание профессио-нальных конструктивных навыков учителя и формирование умений, необходимых в практической работе, базируются на конгломерате положений и идей ведущих направлений философии, педагогики, психологии. Это идеи теории конструктивизма, в которых отражаются различные взгляды на идеальный образ школьного учителя.

Вход на сайт

Логин:

Пароль:


регистрация

Новые лица

Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...

Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...

Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...