Theme Colors
Layouts
Wide Boxed

Аннотация и ключевые слова В статье обсуждаются некоторые семантические особенности восприятия другого человека, делается попытка анализа гендерных особенностей восприятия с позиции социальных ролей. Делаются выводы. Во-первых, процесс восприятия имеет схожие тенденции как у юношей, так и у девушек. Оценка себя и "положительного другого" происходит при использовании практически одинакового набора конструкций. Оценивание "отрицательного другого" идет по типу противопоставления. Во-вторых, предложенные для оценивания типично женские конструкты, позволили в подгруппе девушек выявить устойчивую систему конструктов. В подгруппе юношей данной возможности не представилось, что по-видимому является результатом влияния социальной роли гендера. Ключевые понятия: межличностное восприятие, когнитивный образ, личный конструкт, система личных конструктов, субъективный опыт. Персоналии: Андреева Г.М., Артемьева Е.Ю., Дж. Клли, Берн Ш., Смагина С.С. Текст доклада Процесс межличностного общения включает в себя как составляющий компонент межличностное восприятие, "имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга. <...> В первом случае взаимодействие можно констатировать потому, что каждый раз из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин" (1, с. 124). Таким образом, в процессе общения субъект воспринимает другого и выстраивает свой когнитивный образ в отношении его. Когнитивный образ являющийся репрезентацией субъективного опыта строится посредством оценки и отношения к объектам действительности. Субъективные оценки и отношения выражаются в таком понятии, как личный конструкт (Келли). В отечественной традиции психосемантики категория личный конструкт рассматривается "в качестве когнитивных категорий, сквозь призму которых осуществляется межличностное восприятие" (7). Субъективный образ создается в результате реализации субъектом "приписывания, "которое является, согласно Г.М. Андреевой, содержательной характеристикой межличностного восприятия. Оно осуществляется "на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия" (1, с. 124). В связи с этим возникает вопрос, существуют ли различия в межличностном восприятии обусловленные половой принадлежностью субъекта. Ш. Берн (3) отмечает, что все те гендерные отличия, существующие в науке, не более чем результат субъективного влияния самого исследователя. Все возможные отличия между мужчиной и женщиной можно объяснить с позиции реализуемой ими социальной роли. Т.е., мужчины и женщины отличны не потому, что это обусловлено биологическими и физиологическими факторами, а потому, что они реализуют разные социальные роли и вследствие этого приобретают те или иные качества. Для частичного подтверждения этого предположения было проведено специальное исследование. У группы студентов пятого курса специальности "Психология" (девушки) посредством техники Келли были выявлены конструкты, используемые в сфере межличностного взаимодействия. Из всего массива данных были отобраны наиболее похожие и повторяющиеся конструкты. В дальнейшем они были сведены по типу семантического дифференциала, где в качестве объектов оценивания предложены крайне - полярные объекты: человек, с которым приятно общаться, и человек, с которым неприятно общаться. В качестве дополнительного объекта предложено оценить самого себя. Оценивание проводила группа студентов второго курса специальности "Экономика и управление", 20 девушек и 15 юношей. Результаты и обсуждение. Первоначально выявленные конструкты можно классифицировать по типологии предложенной С.С Смагиной (6). Конструкты "личностные черты" (умный // глупый, плохой // хороший и т.д.), данный тип конструкций преобладает (75%). Следующий класс "стилевые конструкты" (тактичный // наглый, спокойный // несдержанный и т.д.) - 20%. Спорадически представлены "аффилиативные" и "экзистенциальные" конструкты. Для подгруппы девушек характерно наличие определенного набора конструктов, который сохраняется при оценке разнообразных объектов. К ним относятся конструкты "личностные черты": умный // глупый, гуманный // негуманный, нежный // грубый, развитый // ограниченный, трудолюбивый // ленивый. Стилевые конструкты: спокойный // несдержанный, тактичный // наглый. "Аффилиативный" конструкт любящий // ненавидящий и завершает список "экзистенциальный" конструкт прожектер // есть цель в жизни. Данный набор представляет собой систему ядерных или центральных конструктов, которые неизменны в разнообразных ситуациях. Оставшиеся категории являются периферическими конструктами и вследствие этого достаточно легко переходят из одного оценочного кластера в другой. Выступая, таким образом, в качестве категорий уточнения того или иного объекта. Для юношей характерна фиксация всего лишь одного "экзистенциального" конструкта. Анализ оценивания разнообразных объектов как у юношей, так и у девушек выявил разделение всех категорий на три кластера. Причем один из них весьма устойчив во всех случаях и включает в себя конструкт, прожектер // есть цель в жизни. В единственном числе он встречается при оценивании себя. В ситуации, когда оценивается другой (при этом видимо повышается степень неопределенности), к данному кластеру добавляются уточняющие характеристики: амбициозный // простой, целеустремленный // непоследовательный, серьезный // несерьезный, развитый // ограниченный. Оставшиеся два кластера, в принципе не очень далеко отстоят друг от друга и объединяют в себе конструкты "личностные черты" и стилевые конструкты. С их помощью предоставляется возможность описать человека в терминах, отражающих его личностные качества и особенности поведенческого стиля. Оценивание себя происходит по определенному набору конструктов, причем они весьма рознятся у юношей и у девушек. Хотя отмечаются единичные совпадения. При оценивании "положительного другого" используются практически те же конструкты, но происходит изменение трех-четырех оценочных категорий. Видимо, это можно объяснить тем, что изменение оценочных категорий дает возможность субъекту отдифференцировать "Я" от "другого", несмотря на преобладающее сходство. Указанная тенденция прослеживается у обоих полов. Различия наблюдаются в том, что у девушек все категории имеют выраженную положительную оценку (+1, +2), тогда как для юношей характерен меньший процент реальных оценок. Большое количество конструктов имеют оценку ноль. Т.е., это можно интерпретировать как неприемлемость данных конструктов для оценки объектов действительности. В оценке "отрицательного другого" прослеживается опять-таки единая тенденция. Оценивание происходит по типу противопоставления, т.е., выявляются схожие наборы конструктов, имеющих сильно выраженную отрицательную оценку (-1, -2). У юношей при этом отмечается значительно меньшее количество неопределенных конструктов. Таким образом, мы видим, что у юношей и у девушек наблюдаются одинаковые тенденции, лежащие в основе восприятия человека человеком. Различия, обусловленные социальной ролью мужчины и женщины, проявляются в том, что предложенные для оценки типично женские конструкты, в подгруппе девушек обеспечили возможность выявления факторной, иерархической системы. Тогда как у юношей данные дихотомии не позволили выявить какой-либо сплоченной системы. Мы смогли лишь наблюдать периферические конструкты, которые входят в систему семантического пространства, но не являются системообразующими, поскольку не отвечают требованиям социальной роли мужчины. ------------------------- Используемая литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1999 г. 374 с. 2. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999 г. 350 с. 3. Берн Ш. Гендерная психология. СПб-М., 2002 г. 318 с. 4. Кон И.С. Психология половых различий / Психология индивидуальных различий / под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романовой. М., 2000 г. 776 с. 5. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2000 г. 549 с. 6. Смагина С.С. Семантические особенности ментального конструирования межличностных отношений студентов // Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. Кемерово, 2002 г. 7. Смагина С.С. Опыт критического анализа теории и метода Дж. Келли // Интегральная индивидуальность. Теория и практика. Кемерово, 2000 г. 8. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М., 2000 г. 606 с. 9. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Изд-во МГУ, 1997 г. 340 с. 10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999 г. 606 с.

Автор: Долганов Дмитрий Николаевич

Вход на сайт

Логин:

Пароль:


регистрация

Новые лица

Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...

Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...

Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...