Theme Colors
Layouts
Wide Boxed

На правах рукописи ДОЛГАНОВ Дмитрий Николаевич ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ ПРИ АДДИКТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ Специальность 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Хабаровск 2005 Работа выполнена на кафедре социальной психологии и психосоциальных технологий Государственного образовательного учреждения высшего про-фессионального образования «Кемеровский государственный университет» Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Яницкий Михаил Сергеевич Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Яссман Людмила Викторовна кандидат психологических наук, доцент Калугина Наталья Андреевна Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» Защита состоится 19 октября 2005 г. в 12.00 часов на заседании Регио-нального диссертационного совета КМ 218.003.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук при ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» Федерального агентства железнодорожного транспорта по адресу: 680021, г. Хабаровск, ул. Серыше-ва, 47, ауд. 230, корпус 1. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Дальнево-сточного государственного университета путей по сообщения по адресу: г. Хабаровск, ул. Серышева, 47. Автореферат разослан « 16 » сентября 2005 г. Ученый секретарь М.В. Сокольская ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. В современном обществе происходят серьезные изменения социально-экономической сферы, культурных норм и идеологических позиций, проис-ходит изменение условий жизни граждан. Все это заставляет адаптироваться человека к изменяющимся условиям. Общество предъявляет новые требова-ния к личности человека, что подразумевает постоянное движение к новым формам взаимодействия и существования в изменяющемся мире. Постоянная адаптация к изменяющимся условиям требует гибкого и многостороннего отношения к действительности. Отношение к миру формируется как резуль-тат предыдущего субъективного опыта взаимодействия с ним. Опыт взаимо-действия отражается в способах восприятия ситуаций, явлений и событий действительности. Восприятие и осмысление мира осуществляется посредст-вом конструктов, оценочных категорий, которые отражают основные спосо-бы объяснения и прогнозирования происходящих в жизни человека событий. Таким образом, существуют различные способы объяснения и соответст-вующего им отношения к миру. Неудовлетворенность своим положением в мире, нехватка психологи-ческих ресурсов для преодоления возникающих трудностей и решения про-блем в определенных случаях порождает такую форму ухода от действитель-ности как аддиктивное поведение. Привлекательность такой технологии ре-шения проблемных ситуаций заключается в ее простоте, в том, что на фоне ухода в аддиктивные реализации формируется «иллюзорная действитель-ность» реализующая компенсаторную функцию и заставляющая человека в дальнейшем прибегать к подобным способам разрешения возникающих про-блем. Аддиктивное поведение, являясь компенсаторно-иллюзорной деятель-ностью, в конечном итоге ведет не только к изменениям личности, но и трансформации восприятия действительности, что находит свое отражение в построении специфического когнитивного образа мира и дальнейшем его восприятии на данной основе. В связи с этим возникает необходимость изу-чения когнитивной сферы личности при аддиктивном поведении, а также изучения категориальной системы сознания, лежащей в основе восприятия действительности. Потому как, когнитивная сфера (ее особенности) при ад-диктивном поведении практически не представлена в психологической лите-ратуре. Таким образом, актуальность исследования обуславливается, с одной стороны потребностью в эффективных методах психологической коррекции аддиктивного поведения, а с другой – недостаточной изученностью проблем аддикции. Цель работы: выявить особенности системы личностных конструктов при аддиктивном поведении. Объект исследования: Система личностных конструктов. Предмет исследования: Особенности системы личностных конструктов при аддиктивном поведении. Гипотеза: В основу исследования легли следующие положения: 1. При аддиктивном поведении происходит трансформация системы личностных конструктов, в которой, в результате когнитивного упрощения, преобладают «конкретные» конструкты и происходит поляризация оценоч-ной позиции субъекта. 2. В процессе психологической коррекции путем воздействия на когни-тивную сферу личности возможна оптимизация системы конструктов и депо-ляризация иррациональных схем. Задачи: 1. Изучить особенности функционирования системы личностных кон-структов при аддиктивном поведении. 2. Исследовать динамику системы личностных конструктов при аддик-тивном поведении. 3. Исследовать обратную динамику системы личностных конструктов в процессе деполяризации. 4. Дать рекомендации по психологической коррекции аддиктивного поведения, а так же по работе с аддиктивным поведением в рамках психоло-гического консультирования. Исследование проводилось в период с 2002 г. по 2005 г. В эксперимен-тальную группу вошли пациенты наркологического отделения Беловского психоневрологического диспансера – 114 человек с диагнозом «хронический алкоголизм». Контрольную группу составили студенты Беловского институ-та (филиала) КемГУ и жители города Белово – 127 человека, в ней выдели-лись две подгруппы: в первой подгруппе 81 испытуемый без признаков ад-диктивного поведения, во вторую подгруппу вошли испытуемые с признака-ми нехимических форм аддиктивного поведения – 46 человек. Методологические и теоретические основания исследования. В основу исследования были положены методологические принципы системности, а также единства сознания и деятельности. В исследовании мы опирались на следующие теоретические положе-ния: - представление о системе личностных конструктов как компоненте когнитивной сферы личности и как семантическом уровне сознания, изло-женные в трудах Дж. А. Келли, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелева, Е.В. Улыбиной, Е.Ю. Артемьевой; - представления об аддиктивном поведении как стремлении к уходу от реальности путем изменения своего состояния посредством иллюзорно-компенсаторной деятельности, изложенные в трудах Б.В. Зейгарник, Б.С. Братуся, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриевой, Д.В. Четверикова; - представления об аддиктивном поведении как форме измененных со-стояний сознания, изложенные в работах С. Грофа, Ч. Тарта, С.В. Дремова, И.Р. Семина, А.В. Россохина. Методы исследования: метод репертуарных решеток, разработанный Дж. Келли; тест СЖО Д.А. Леонтьева; анкетный опрос. Достоверность и обоснованность результатов исследования достигалась за счет использования надежных и достоверных методов исследования и современных методов ма-тематической обработки результатов (корреляционный анализ, кластерный анализ, факторный анализ, t-критерий Стьюдента, G-критерий знаков). Научная новизна. Впервые описаны особенности функционирования системы личност-ных конструктов при аддиктивном поведении; описана динамика системы конструктов в зависимости от стажа злоупотребления алкоголем; сформули-рованы и апробированы основные принципы когнитивной коррекции аддик-тивного поведения. Теоретическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования помогут расширить современные представления о функциони-ровании системы личностных конструктов при аддиктивном поведении. Опираясь на положение Б.В. Зейгарник о том, что экспериментальное иссле-дование сформировавшихся процессов довольно затруднительно и в извест-ном плане легче проследить и доказать их особенности при анализе различ-ных форм нарушения психической деятельности, данное исследование по-может решить ряд общетеоретических вопросов связанных с функциониро-ванием системы конструктов. Практическая значимость. Решение поставленных задач позволило сформулировать принципы психологической коррекции аддиктивного пове-дения, а так же психологического консультирования по проблеме аддикции. Положения, выносимые на защиту: 1. Система личностных конструктов является операциональным уров-нем системы субъективного опыта, посредством которой осуществляется взаимодействие субъекта с действительностью. Изменения в системе конст-руктов отражают изменения в других компонентах системы (когнитивные процессы, сознание, система смыслов). 2. Аддиктивное поведение, связанное с изменением состояний созна-ния приводит к трансформации способов категоризации и формированию нового когнитивного образа действительности. 3. В основе трансформации системы конструктов лежит феномен поля-ризации оценочной позиции. Поляризация конструктов идет путем укрепле-ния связей между конструктами и формирования монолитной системы, что обуславливает ригидное и жесткое восприятие событий, явлений, ситуаций. В дальнейшем по мере погружения в аддиктивную деятельность происходит разрушение оценочного конгломерата и формирование диффузной системы конструктов. 4. В процессе коррекции посредством воздействия на когнитивную сферу субъекта происходит деполяризация иррациональных схем, а также оптимизация функционирования системы конструктов. Апробация. Результаты исследования представлены на Международ-ной конференции «Наука и Образование», 2004 г. (Белово, Россия), Между-народной конференции «Валихановские чтения – 10», 2005 г. (Кокшетау, Ка-захстан), Региональной конференции «Наука и Образование», 2005 г. (Бело-во, Россия). Ряд положений диссертации используется в преподавании студентам Беловского института (филиала) КемГУ, по специальности «Психология», дисциплин: «Психологическое консультирование» и «Основы психологиче-ской коррекции»; технологии когнитивной коррекции внедрены в практику психологической службы наркологического отделения Беловского психонев-рологического диспансера (БПНД), о чем имеются соответствующие акты внедрения. Структура диссертации. Диссертационный проект изложен на 218 страницах текста, состоит из введения, четырех глав, заключения, библио-графического списка и 3 приложений. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулиро¬ваны цель, задачи и гипотеза исследования, определены предмет и объект ис¬следования, охарактеризованы практическая значимость работы, ее научная но¬визна и теоретическое значение, изложены основные положения, выноси-мые на защиту. В первой главе «Система личностных конструктов как объект психоло-гического исследования» дается обзор основных подходов к исследованию системы личностных конструктов. Первый подход - рассмотрение системы конструктов как когнитивного компонента личности сформулирован в тео-рии личностных конструктов. Второй подход - рассмотрение системы конст-руктов в контексте сознания разрабатывается в рамках отечественных иссле-дований по психосемантике. Рассматриваются теоретические и методологи-ческие основания описания системы личностных конструктов и их место в структуре личности. Итогом проведенной работы является разработка моде-ли системы субъективного опыта и описание вариантов деформации струк-турных компонентов данной системы. На основании анализа особенностей системы личностных конструктов (Дж, Келли, Ф. Франселла, Д. Баннистер), категориальных структур сознания (Е.Ю. Артемьева, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев, Е.В. Улыбина), взаимосвязи языка и сознания, языка и мышления (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, М.М. Бахтин, Б. Уорф, А.А. Леонтьев, Ф. де Соссюр, Дж.Р. Андерсон, О.К. Тихомиров), измененных состояний сознания (С. Гроф, Ч. Тарт, В.Ф. Петренко, А.В. Россохин, С.В. Дремов, И.Р. Семин), трансформации системы личностных конструктов и формирования иррациональных устано-вок (Дж.А. Келли, Ф. Франселла, Д. Баннистер, А. Бек, А. Эллис, Б. Шо, Г. Эмери, А. Фримен), можно сделать ряд выводов. 1. Структура сознания может быть раскрыта через структуру значений. Значение является той основной единицей, через анализ которой мы можем проследить особенности формирования сознания. Значение понимается как превращенная форма деятельности, следовательно, категориальные структу-ры отражают опыт индивидуальной деятельности. Значение как таковое мо-жет существовать только в знаковом материале, связь знака и значения отно-сительна и любой знак может приобретать различные значения (что особенно важно для развиваемого нами подхода). 2. Категориальная структура сознания (система значений) имеет с од-ной стороны связь с системой смыслов, а с другой стороны – с системой лич-ностных конструктов. Таким образом, данные сферы (система смыслов, структура сознания, система личностных конструктов) являются элементами субъективного опыта. Следовательно, можно предположить, что деформация операциональной стороны (система конструктов) находит свое отражение в деформации системы смыслов. 3. Система личностных конструктов имеет непосредственную связь с когнитивными процессами. Данная связь заключается в том, что конструкты непосредственно репрезентируют процессы мышления, однако сами конст-рукты как операциональная сторона системы значений не являются подлин-ным содержанием мышления. В качестве такого содержания выступают зна-чения. 4. Выбор актуального значения из возможных вариантов есть результат устранения когнитивного диссонанса, который возникает вследствие проти-воречивой информации получаемой человеком. В результате чего формиру-ется приемлемое для субъекта представление о действительности – когни-тивная схема, которая опосредует взаимодействие человека с действительно-стью. 5. Процессы мышления наряду с конструктами, значениями и смысла-ми, являются структурным компонентом системы субъективного опыта. Особенности динамики данной системы определяются функциональной ха-рактеристикой, в качестве которой мы рассматриваем когнитивную слож-ность. Когнитивная сложность выражается в двух аспектах: наличие множе-ства оценочных кластеров и наличие связанности, соподчиненности этих кластеров. Когнитивная сложность не является интегральным показателем сформированности субъективного опыта, человек может иметь высокую сложность в одной сфере и низкую в другой. 6. Формирование общей системы субъективного опыта находится в за-висимости от сформированности опыта в каждой содержательной сфере от-дельно. Различия сформированности опыта в той или иной сфере оказывают влияние на сформированность общей системы субъективного опыта. 7. В основе иррационального восприятия действительности лежит по-ляризация оценочной позиции индивида, которая формируется в контексте социального взаимодействия. 8. Акцентуированная поляризованная оценочная позиция индивида действует как относительно независимая система, вытесняя различные ра-циональные представления и в конечном итоге приводит к формированию устойчивого способа иррационального осмысления действительности. Изме-нения, затрагивающие когнитивную сферу индивида, отражаются в форми-ровании специфических эмоций и переживаний, что и порождает определен-ные поведенческие проявления. 9. Возникающее психоэмоциональное напряжение вследствие невоз-можности индивида критически осмыслить ситуацию порождает стремление к уходу от действительности. Вовлечение в новую деятельность приводит к формированию новой системы значений и образованию новых смыслов. 10. Система личностных конструктов, являясь операциональным уров-нем системы субъективного опыта, вследствие происходящих трансформа-ций мышления, сознания, смыслов характеризуется рядом специфических изменений. Изменяются основные функциональные характеристики системы конструктов ведущие либо к чрезмерно гибкому и хаотичному восприятию действительности, либо к чрезмерно ригидному и жесткофиксированному. Происходит изменение когнитивной дифференцированности, что выражается в формировании монолитности или диффузности системы конструктов, а также происходит снижение глубины категооризаци. Во второй главе «Теоретические и методологические основания иссле-дования проблем аддиктивного поведения» представлен обзор основных тео-ретических подходов к исследованию аддиктивного поведения. Проведен теоретический анализ факторов и условий возникновения аддиктивного по-ведения, а также анализ изменений возникающих вследствие реализации ад-диктивного поведения. В результате проведенного анализа обосновывается значимость структур субъективного опыта (категориальная структура созна-ния, система личностных конструктов) в процессе формирования аддиктив-ного поведения. Теории, объясняющие аддиктивное поведение, можно разделить на два основных направления (биомедицинский подход и социально-психологический). Биомедицинская парадигма в состоянии объяснить доста-точно узкий аспект аддиктивного поведения (фармакодинамика воздействия психоактивных веществ на организм человека, выявление генетической предрасположенности к злоупотреблению алкоголем и наркотиками, специ-фика деятельности центральной нервной системы при аддиктивном поведе-нии) и не в состоянии дать объяснение феноменам зависимого поведения, не связанного со злоупотреблением алкоголя и наркотиков. В соответствии с обозначенными выше представлениями, биомедицинский подход предлагает методы лечения, направленные на устранение только эффектов физического компонента зависимости, игнорируя психологические проблемы аддиктив-ной личности (И.П. Анохина, Ю.Л. Арзуманов, Э.А. Бабаян, И.Н. Пятницкая, W.R. Miller). В социально-психологической парадигме можно выделить собственно социальные теории аддиктивного поведения (Э. Дюркгейм, Г. Беккер, Р. Мертон) и психологические теории (Б.С. Братусь, Р.Р. Гарифуллин, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Т.Д. Донских, С.В. Березин, Э. Берн, А.Г. Данилин). Основным и существенным недостатком социального на-правления можно назвать то, что при анализе проблем аддиктивного поведе-ния уделяется внимание только социальным факторам (структура общества, аномия, нормы и законы общества). Рассмотрение аддикций с данных пози-ций имеет ценность только теоретического плана, поскольку ни одна из вы-шеназванных теорий не предлагает оптимального варианта коррекции и про-филактики аддиктивного поведения. Психологические теории описывают разнообразные варианты форми-рования и развития аддиктивного поведения. Это и деятельность бессозна-тельного, и варианты реагирования на внешние ситуации, а также особенно-сти установления контроля за значимыми событиями (локус-контроль). Нами рассмотрены положения об аддикциях как иллюзорно-компенсаторной дея-тельности, как специфической «виртуальной» реальности, как об особых трансовых состояниях, а также представление об аддикции как комплексном феномене, где необходимо учитывать и физиологические компоненты, и психологические, и влияние социальных факторов. Вслед за Ц.П. Короленко мы будем понимать под аддиктивным поведением такое поведение, которое направленно на устранение психологического дискомфорта и эмоциональной напряженности путем целенаправленного изменения состояния собственного сознания посредством разнообразных форм деятельности или употреблением психоактивных веществ. Обзор всех выше обозначенных теорий позволяет заключить, что к на-стоящему времени в достаточной степени проанализированы психологиче-ские особенности, характеризующие аддиктивное поведение. Практически все теории аддиктивного поведения характеризуют личностные особенности, ценности, мотивацию и т.д., а вопросы формирования системы значений, системы конструктов, практически не исследовались. Поэтому изучение осо-бенностей сознания (в частности, категориальных систем, лежащих в основе восприятия действительности) поможет посмотреть на мир глазами аддикта и соответственно отрефлексированный опыт поможет найти наиболее опти-мальные варианты коррекции аддиктивного поведения. Основным критерием для выделения различных форм зависимости яв-ляется аддиктивный агент, на котором специально фиксируется внимание аддикта. Все формы аддиктивного поведения в зависимости от объекта фикса-ции можно разделить на химические аддикции, нехимические аддикции и промежуточные формы аддикции. Для зависимости от психоактивных веществ характерно наличие выра-женной физической зависимости наряду с психологической, где физическая зависимость формируется на фоне сформированной психологической зави-симости, но не наоборот. Нехимические аддикции характеризуются домини-рованием психологического компонента. Для промежуточных форм харак-терно (при достаточно выраженных биохимических изменениях, происходя-щих в организме) преобладание психологической зависимости. Алкогольная аддикция может быть выбрана в качестве модели для ис-следования психологических особенностей аддиктов. Выбор данной формы обусловлен тем, что «… этот вид аномалий остается уникальной в научном плане моделью, изучая которую можно увидеть грани перехода от практиче-ски здорового состояния в глубокую психологическую болезнь и деграда-цию, причем переход этот совершается во многом по воле самого пьющего» (Б.С. Братусь, 1988). Ряд психологических особенностей при аддиктивном поведении мы можем рассматривать как факторы, предопределяющие развитие аддикций, но, они должны рассматриваться не как абсолютные причины, а как фон, предрасполагающий к аддиктивному поведению (Е.В. Янко, 2002). Можно сказать, что одним из определяющих факторов является система значений, описывающая конкретную ситуацию и предусматривающая выходы из нее. Отводя существенную роль влиянию когнитивных процессов (мышле-ние, категориальная система значений, система конструктов), способствую-щих формированию отношения к аддиктивным агентам как имеющим воз-можность быстрого и «безболезненного» изменения состояния сознания, мы при анализе литературы не находим достаточных описаний специфики функционирования и роли категориальных систем сознания и систем конст-руктов в структуре аддиктивного поведения. Таким образом, исследование данных явлений видится нами как весьма перспективное направление разра-ботки проблем аддиктивного поведения. В третьей главе «Экспериментальное исследование особенностей сис-темы личностных конструктов при аддиктивном поведении» раскрываются основные содержательные характеристики функционирования системы лич-ностных конструктов в норме и при аддиктивном поведении, и приводятся данные экспериментального исследования, характеризующие динамику из-менений компонентов субъективного опыта в процессе формирования ад-дикции. Основное взаимодействие с миром осуществляется в следующих сфе-рах: «отношение к достижениям и неудачам», «межличностные отношения», «психологическое время», «цели и средства». Психологическое время пони-мается как отношение к прошлому, настоящему и будущему. Межличност-ные отношения отражают особенности восприятия других людей и формиро-вания системы взаимодействия. Отношение к достижениям и неудачам ха-рактеризует активное или пассивное участие в преобразовании собственной жизни. И то, что побуждает личность к активности, представляется нам как цели и средства, необходимые для достижения этих целей. Сфера межличностных отношений – формируется в контексте взаимо-действия с социальным окружением; частота, характер и сферы взаимодейст-вия лежат в основе формирования отношения субъекта к социальному миру и к самому себе. Система межличностных отношений является границей меж-ду субъективным (внутренним) и объективным (внешним) миром. Межлич-ностные отношения лежат в основе всех социально-психологических процес-сов. Психологическое время – данная система задается самой физической реальностью, в плане психологической реальности обозначенная система проявляется в осмысленности и синхронизации субъективного опыта, сфор-мированного в различные отрезки времени. Рассогласование и несвязанность субъективного опыта лишает человека полноценности бытия. Цели и средства – эта система формируется как проявление активности субъекта и характеризует личность в ее динамике. Различная целевая задан-ность и инструментальный аппарат лежат в основе формирования личност-ных характеристик и вариантов поведения. Достижения и неудачи – данная система субъективного опыта, по сути, является продолжением динамического аспекта личности и способствует ос-мыслению адекватности поставленных целей и средств их достижений. От характера сформированного отношения к достижениям и неудачам зависит интенсивность активности и ее характер. Соответственно, исследование особенностей системы конструктов осуществлялось в четырех основных направлениях и нами использовались четыре типа решеток. Все решетки включают относительно заданные эле-менты, т.е. название элементов сформулировано таким образом, что предпо-лагают неоднозначное трактование. Испытуемым предлагалось в каждую по-зицию вписать событие или человека наиболее подходящего в контексте на-звания элемента. Подобного рода процедура позволяет выявить наиболее значимые для людей события, явления, ситуации. Качественный анализ выявленных конструктов показывает, что в экс-периментальной группе развернутые дескрипторы, с помощью которых фор-мулируется частное описание происходящих событий или частное описание поведения людей («достижение цели – переживание по поводу провала», «больше не возьмут – когда читаю, пить неохота», «брошу и все хорошо – главное не пить», «не достает заготовок на зиму – хотел копать погреб, но не смог»), составляют 3,2% от общего числа конструктов. В контрольной группе также встречаются развернутые дескрипторы («активное стремление к полу-чению профессии – громкий провал», «важно признавать свои ошибки – важно настаивать на своем», «выбор важных материалов – чтение интерес-ных книг», «реализация своих возможностей – нет возможности добиться») – 2,5%. Во всех исследуемых группах встречаются невербализованные конст-рукты: в экспериментальной группе – 1,3%, в контрольной группе – 1%. Конструкты, выявленные в подгруппе с признаками нехимических форм аддиктивного поведения, по своему характеру мало чем отличаются от конструктов контрольной группы. «Абстрактные» конструкты описывают достаточное многообразие аспектов восприятия событий, ситуаций и явле-ний действительности. Однако, частота встречаемости «конкретных» и не-вербализованных конструктов приближается по своим значениям к частоте встречаемости в экспериментальной группе («конкретные» конструкты – 3,19%, невербализованные – 1,4%). В группе аддиктов встречаются не только развернутые дескрипторы и невербализованные конструкты, но и абстрактные конструкты, однако они имеют отличие от категорий неаддиктов. Во-первых, малое разнообразие. Частота встречаемости отдельных конструктов достаточно велика, тогда как в контрольной группе свойственно наличие не так часто повторяемых и раз-нообразных категорий. Во-вторых, подавляющее большинство конструктов используемых аддиктами, представляют собой эмоциональную оценку. Для неаддиктов характерно наличие конструктов, которые не только характери-зуют происходящие события и явления с позиции эмоциональной оценки, но и отражают субъективную значимость, собственную активность. Эмоцио-нальная оценка аддиктов характеризуется негативностью, а неаддиктов – по-зитивностью. Конструкты, которые используются для описания в сфере межличност-ных отношений, представлены следующими типами: конструкты «личност-ные черты», «стилевые» конструкты, «социально-ролевые», «аффилиатив-ные», «аддиктивные», «неудачные». Различия между группами заключаются в том, что аддикты, как правило, используют конструкты, описывающие не-гативные и нежелательные характеристики личности людей. «Портрет» че-ловека, который воссоздается испытуемыми контрольной группы, более по-зитивен. Основными особенностями системы личностных конструктов при ад-дикивном поведении являются следующие характеристики: пассивность, ко-торая проявляется в нежелании участвовать и творчески преобразовывать окружающую действительность в различных ее аспектах; экстернальность, которая проявляется в локализации причин значимых событий вне субъекта. Межличностные отношения, успехи и неуспехи, достижения цели и провалы рассматриваются аддиктом как результат действия других людей, а не собст-венной активности. Все это вызывает к жизни следующий компонент – враж-дебность, когда люди рассматриваются в элементарной системе координат «свои» – «чужие». Разделение людей на «своих» и «чужих» – это характери-стика наиболее раннего уровня развития индивидуального сознания. В ходе онтогенеза система восприятия усложняется и наивысшим уровнем станов-ления социальной идентичности является система «Я» – «не Я», или «Я» – «Другой» (Е.В. Улыбина, 2001). Таким образом, конструирование межлично-стных отношений в системе «свой» – «чужой», характерное для лиц с аддик-тивным поведением, отражает переход к более примитивным способам кате-горизации. Данная система является «удобной» для осмысления происходящего с человеком. В ситуациях, когда нет возможности или желания анализировать собственное поведение (его причины и следствия) возникает потребность быстрого изменения состояния сознания с целью вытеснения «болезненного» содержания, и таким «быстродействующим» средством являются различные виды аддиктивной деятельности. Происходящие изменения в системе конструктов затрагивают и другие компоненты субъективного опыта. Нарушается соподчиненность различных систем восприятия, снижается глубина категоризации, начинает преобладать эмоциональный компонент оценки с доминированием негативных эмоций. Наряду с этим, происходят изменения в системе личностных смыслов, по ти-пу десинхронизации временных локусов, что свидетельствует о ситуативном восприятии событий окружающей действительности. Изменения затрагивают и когнитивную сферу, что проявляется в формировании чрезмерно ригидной (поляризованной) схемы восприятия действительности, с одной стороны, и в формировании неструктурированной (диффузной) схемы восприятия – с дру-гой стороны. Анализ особенностей системы личностных конструктов в зависимости от стажа злоупотребления алкоголем позволяет сделать следующие выводы. Прежде всего, деформация наблюдается в системе «межличностные отношения». Изменения в системе конструктов по типу формирования «мо-нолитности» выявляются в начальной стадии развития аддиктивного поведе-ния. Сформированная гиперполяризованная иррациональная схема осмысле-ния действительности в сфере межличностных отношений ведет к после-дующим изменениям и в других системах. Деформация систем субъективного опыта, на первых порах, идет пу-тем формирования монолитности системы конструктов (функциональные нарушения), а затем, в результате вторичного дефекта (негативное влияние алкоголя на организм), изменения характеризуются ослаблением связей меж-ду конструктами и формированием диффузности системы конструктов. Период злоупотребления алкоголем от 5 до 10 лет рассматривается на-ми как пиковый. Т.е., в это время нарастание монолитности системы конст-руктов достигает своего апогея и начинается «распад» системы субъективно-го опыта (рисунок 1). Рис. 1. Динамика когнитивной сложности в зависимости от стажа зло-употребления алкоголем (МО – межличностные отношения, ДиН – дос-тижения и неудачи, ПВ – психологическое время, ЦиС – цели и средства) Функционирование различных систем («достижения и неудачи», «меж-личностные отношения», психологическое время», цели и средства») в норме характеризуется согласованностью и соподчиненностью. При аддиктивном поведении синхронизация систем нарушена. Редукция системы личностных конструктов осуществляется путем из-менения глубины и способов категоризации. Начинает доминировать эмо-циональная оценка, пассивное отношение к событиям действительности и экстернальная атрибуция. По мере погружения в аддиктивную деятельность все описанные особенности начинают приобретать большую выраженность. Особенности функционирования системы конструктов в группе с при-знаками нехимических форм аддиктивного поведения приближаются к нор-ме. При отсутствии видимых трансформаций на микроуровне, выявлены из-менения на макроуровне, которые проявляются в тенденциях, характерных для формирования алкогольной аддикции в начальной стадии. В четвертой главе «Экспериментальное исследование трансформации системы личностных конструктов в ходе психологической коррекции аддик-тивного поведения» приводятся эмпирические данные, подтверждающие эф-фективность использования технологий когнитивной коррекции в работе с аддиктивными клиентами и даются рекомендации по проведению коррекци-онных мероприятий. Оценка эффективности коррекционного воздействия осуществлялась путем сравнения результатов тестирования до и после коррекции. В качестве диагностических методов использовались опросник на выявление иррацио-нальных когниций (С.А. Кулаков) и методика семантического дифференциа-ла (Ч. Осгуд). Методами коррекции являлись технологии когнитивной кор-рекции (А. Бек, А. Элис) и методика «фиксированных ролей» (Дж. Келли). Каркас иррациональной схемы алкогольных аддиктов составляют суж-дения: я должен делать все хорошо, я не должен раскрывать личную инфор-мацию, будь осторожен: не рискуй, я должен стремиться быть совершенным. Отводя чрезмерную роль данным установкам, человек лишается своего ос-новного преимущества – свободы выбора. Потому как данная установка за-дает двумерную систему координат, где отрицательный полюс (невозмож-ность реализации этих требований) является крайне нежелательным и, таким образом, для человека остается только одна альтернатива. Однако в реальной жизни стремление к абсолютизации этих требований создает массу неприят-ностей и порождает состояние психологического дискомфорта, которое уст-раняется проверенным способом – употреблением алкоголя. Т.е., возникает замкнутый круг, из которого человек не в состоянии выйти без оказания спе-циализированной помощи. Выявленные иррациональные когниции представляют собой ряд клю-чевых позиций (мишени терапии), которые подлежали интенсивной прора-ботке в ходе коррекции. Динамика выраженности иррациональных когниций в ходе проведенной работы представлена на рисунке 2. Приведенный рисунок наглядно демонстрирует интенсивность фикса-ции на иррациональных установках до проведения психокоррекционной ра-боты, а также изменения, произошедшие после коррекции. Для подтвержде-ния статистической достоверности изменений данные оценивались с исполь-зованием G-критерия оценки достоверности сдвига. В результате анализа подтверждается статистически значимый сдвиг (р ≤ 0,01) в сторону умень-шения интенсивности. Таким образом, данные результаты подтверждают ре-зультативность оказанного воздействия. Результаты тестирования по методу семантического дифференциала (межличностные отношения), показывают следующее. Несмотря на фикси-рованность и ограниченность оценочных категорий, включенных в семанти-ческий дифференциал, здесь также прослеживаются определенные различия. До коррекции, как правило, используются «аддиктивные конструкты» (т.е. те, которые были отобраны из факторной структуры экспериментальной группы), после коррекции испытуемые использовали и аддиктивные и неад-диктивные конструкты с преобладанием последних. Исследование факторной структуры системы межличностных отноше-ний до коррекции позволило выявить 4 фактора, основной вес приходится на три фактора, которые в совокупности описывают 92,32% общей дисперсии. 1-ый фактор коррелирует с элементами «Я», «счастливый человек», «враг». 2-ой фактор коррелирует с элементом «друг» и 3-ий фактор связан с элемен-том «мать». Рис. 2. Интенсивность проявления иррациональных суждений до и после коррекции Может возникнуть представление, что восприятие и оценка людей дос-таточно дифференцированна, однако это не так. Кластерный анализ показы-вает, что наиболее близко друг к другу располагаются (почти сливаются) элементы «Я» и «несчастный человек». Также данные элементы находятся в самом низу организационной структуры межличностных отношений (рису-нок 3). Рис. 3. Организационная структура восприятия межличностных отношений (до коррекции) После проведенной коррекции в организационной структуре выделя-ются отдельные оценочные кластеры (рисунок 4), наличие которых характе-ризует процесс когнитивного усложнения системы восприятия и наличия дифференцированной оценки. Здесь также выявляется 4 фактора, причем все они имеют достаточный вес. С главными 1-ым и 3-им факторами коррелируют элементы «друг», «враг», «счастливый человек» и «Я», «мать», соответственно демонстрируя более четкое выделение полюсов оценки. Еще одним критерием результативности воздействия является показа-тель когнитивной дифференцированности. Показатель когнитивной диффе-ренцированности по Баннистеру до коррекции равен 239,16, после коррекции – 359,18. Т.е., в результате проведенного коррекционного воздействия проис-ходит усиление связей и соподчиненности между конструктами, что отража-ет повышение уровня когнитивной дифференцированности. Усложнение системы личностных конструктов идет за счет повышения дифференциро-ванности, формирования новых оценочных кластеров ранее отсутствующих и приближающихся по своей структуре к системе восприятия неаддиктов. Рис. 4. Организационная структура восприятия межличностных отно-шений (после коррекции) Происходящие в процессе коррекции изменения характеризуются, во-первых, снижением уровня интенсивности проявления иррациональных ког-ниций. Во-вторых, структурная организация системы конструктов претерпе-вает изменения по типу усложнения когнитивной дифференцированности и приближением к системе восприятия в пространстве «Я – другой», которое является характерным признаком функционирования системы личностных конструктов в норме. На основе проведенного исследования формулируются основные прин-ципы коррекции аддиктивного поведения. Во-первых, формирование группы, по мере возможности, должно отве-чать принципу гетерономности. Во-вторых, открытость коррекционной группы. По ходу работы в кор-рекционный процесс могут включаться новые участники – это дает дополни-тельный эффект закрепления полученных навыков. В-третьих, принцип последовательности подразумевает предваритель-ную медицинскую реабилитацию. В общем виде, этапность работы с приме-нением технологий когнитивной коррекции выглядит следующим образом: знакомство с группой; подготовительный этап; этап основной проработки проблем; заключительный этап. В-четвертых, уважение к участникам групп. В пятых, комплексность – использование методов когнитивной кор-рекции направленной на деполяризацию иррациональных схем и параллель-ное использование методики «фиксированных ролей» для оптимизации функционирования системы конструктов. В заключении, на основании проведенного нами исследования форму-лируются следующие основные выводы. 1. Система личностных конструктов может рассматриваться как опера-циональный уровень системы субъективного опыта. 2. Система субъективного опыта в качестве структурных компонентов включает: мышление, систему смыслов, систему значений, систему конст-руктов. 3. При различных аномалиях личности и поведения, по мере их разви-тия, происходят изменения в способах восприятия и осмысления действи-тельности, формируется дисфункциональный опыт, который характеризует-ся, прежде всего, наличием иррациональных способов взаимодействия с ми-ром. В основе иррациональных представлений о действительности лежит фе-номен «поляризации» проявляющийся, на уровне мышления, в акцентуации иррациональных суждений, на уровне конструктов, в наличии сцепленного конгломерата оценочных суждений. 4. По мере погружения в аддикцию реальная действительность начина-ет восприниматься в контрасте с аддиктивной как негативная, что служит все большему отходу от нее. Новый «удобный» мир, возникающий вокруг чело-века, приводит и к трансформации его мировоззренческих позиций. Т.е., формируется новый когнитивный образ действительности, особенности, вос-приятия которого отражаются в системе личностных конструктов. Данные изменения демонстрируют те деформации, которые происходят в глубинных структурах системы субъективного опыта. 5. Существующие иррациональные схемы постоянно проверяются на практике и, получая подтверждение, вытесняют рациональные установки. Возникающая поляризация иррациональных суждений является для аддикта щитом, которым он отгораживается от мира и отстаивает свое право на упот-ребление алкоголя. В связи с этим, одним из направлений психологической коррекции аддиктивного поведения является когнитивная коррекция, которая подразумевает восстановление рационального представления о действитель-ности, устранение когнитивных ошибок и оптимизация системы конструк-тов. 6. Результативность когнитивной коррекции аддикитвного поведения обеспечивается тем, что в ходе ее проведения происходит разрушение ирра-циональных схем и восстановление оптимальных способов категоризации в восприятии действительности. По теме диссертационного исследования опубликованы следующие ра-боты: 1. Долганов, Д.Н. К вопросу о деформации системы личностных кон-структов при аддиктивном поведении. [Текст] / Д.Н. Долганов // Сборник трудов студентов и молодых ученых Кемеровского государственного уни-верситета. Кемерово, Полиграф, 2005. выпуск 6., Т.1 с. 301–303. (0,2 п.л.). 2. Долганов, Д.Н. Некоторые семантические особенности категории «алкоголь». [Текст] / Д.Н. Долганов // Наука и образование: Материалы V Международной научной конференции (26-27 февраля 2004г.): В 4 ч. / Кеме-ровский государственный университет. Беловский институт (филиал). – Бе-лово, Беловский полиграфист, 2004. ч.4. с.369–372. (0,27 п.л.). 3. Долганов, Д.Н. Сравнительный анализ психологических особенно-стей при различных формах аддиктивного поведения. [Текст] / Д.Н. Долганов // Наука и образование: Материалы V региональной научной конференции студентов и молодых ученых (22 апреля 2005г.): В 2 ч./Кемеровский государ-ственный университет. Беловский институт (филиал). – Белово, Беловский полиграфист, 2005. – ч.2. с.227–234 (0,47 п.л.). 4. Долганов, Д.Н. Некоторые особенности цветовых ассоциаций при восприятии различных состояний связанных с наркотическим опьянением. [Текст] / Д.Н. Долганов // Сборник материалов международной конференции «Валихановские чтения – 10», 2005г. Кокшетау, 2005. (0,31 п.л.). 5. Долганов, Д.Н. Некоторые особенности системы личностных кон-структов при аддиктивном поведении. [Текст] / Д.Н. Долганов // Вестник Ке-меровского Государственного Университета. Выпуск 2 (22). – Кемерово, Кузбассвузиздат, 2005. – с.75-80. (0,8 п.л.). 6. Долганов, Д.Н. Некоторые семантические особенности восприятия другого человека в процессе межличностного общения. Гендерный аспект. [Текст] / Д.Н. Долганов // материалы интернет-конференции «Женщи-на. Образование. Демократия.» 2004г. // internet: www.humanities.edu.ru/db/msg/48933 (0,23 п.л.). 7. Долганов, Д.Н. О необходимости изучения семантических особен-ностей аддиктивного поведения. [Текст] / Д.Н. Долганов // internet: www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/7262.html (0,2 п.л.).

Автор: Долганов Дмитрий Николаевич

Вход на сайт

Логин:

Пароль:


регистрация

Новые лица

Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...

Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...

Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...