В В Е Д Е Н И Е Уважаемый читатель! Полагаю, что желание открыть эту книгу возникло у Вас в связи с интересом к людям. Возможно, уделить время изучению людей Вас сподвигли особенности профессии предполагающей изучение персонала организации в интересах повышения эффективности его работы. А может быть, желание носит сугубо личностный характер и Вам просто хочется понять людей, которые Вас окружают, чтобы правильно строить с ними отношения, достигать успехов во взаимодействии и не допускать ситуаций вызывающих взаимное напряжение. В любом случае, уважаемый читатель, для того, чтобы решать эти жизненно и профессионально-важные задачи Вам предстоит познакомиться в данной книге с доступными для понимания и применения диагностическими методиками, а также особенностями их применения. Изучение особенностей психики человека представляется важным для определения степени совместимости с определенными людьми, предрасположенности к определенной деятельности, психической устойчивости. Полагаю, уважаемому читателю понятно, что условия, окружение и деятельность предъявляют определенные требования к личности несущей в себе общее, свойственное всем людям (мышление, внимание, память, характер, и др.), и особенное (определенный склад ума, определенные характеристики памяти, определенные черты характера и др.). Если проявляющиеся качества соответствуют требованиям условий среды, реализуемой деятельности, обеспечивают совместимость с другими людьми, то человек чувствует себя уверенно, успешно работает, пользуется авторитетом и уважением. Если же качества человека сложно соотносимы с условиями, деятельностью и окружением, то он испытывает напряжение, работает неэффективно, сложно строит отношения с коллегами и руководством. Можно попытаться определить наиболее востребованные качества, способствующие успеху личности в решении жизненных и профессиональных задач. К таким качествам следует отнести: 1. Умение решать возникающие личностные проблемы и задачи профессиональной деятельности. Люди, способные правильно определять основания возникающих напряжений, находить и принимать эффективные решения, наиболее востребованы. 2. Умение общаться с людьми. Организация заинтересована в построении эффективных для профессиональной деятельности взаимоотношений сотрудников. Часто успех напрямую связан с тем, насколько совместимы сотрудники, насколько слаженно работают они в команде, как общаются, каковы их взаимоотношения. 3. Знания и умения позволяющие продуктивно использовать современные информационные и другие технологии обеспечения профессиональной деятельности, что существенно увеличивает шансы на успех. 4. Психолого-педагогические знания и умения. "Если ты можешь, ты делаешь; если ты не можешь, ты учишься; если ты не можешь учиться, ты учишь учителей"- гласит мудрость. Всегда будут востребованы люди обладающие способностями воспитания и обучения. Это относится к сфере образования, к социальным программам, к сфере менеджмента и коммерции. Умение убедить, вызвать нужную реакцию клиента является важнейшей в современном бизнесе. Для этого востребуются педагогические и психологические технологии, которыми желательно обладать преденденту на работу. 5. Общая эрудиция и осведомленность, которые делают человека заметным, способным представлять организацию на рынке услуг, делают его более адаптивным в различных условиях, способствуют профессиональному творчеству. 6. Знание основ менеджмента, личная ответственность и дисциплинированность, проявляющаяся в профессиональной деятельности. Претендент на работу должен быть способен управлять собой, выполнять требования руководства. 7. Владение иностранными языками. Владение хотя бы одним из них увеличивает возможности специалиста в деятельности. 8. Технические навыки. Знание того, как инсталлировать, тестировать и ремонтировать оборудование даёт специалисту солидное преимущество относительно тех, кто этого делать не умеет. 9. Знание этикета и протокола. Умение контролировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами в определенных условиях является важным и способствует бесконфликтному взаимодействию в организации.. 10. Безукоризненный имидж призванный формировать позитивное представление о сотруднике и организации, которую он представляет. В текстах поисковых объявлений организаций предлагающих работу Вы можете прочесть следующее: «Требуется добросовестный, исполнительный сотрудник…»; «Требуется специалист с опытом работы…», «Требуется специалист со знанием иностранного языка… » …и все же перечень требований всегда ограничен относительно того, что же будет востребовано на самом деле. Уважаемый читатель должен знать, что сегодня многие организации пришли к пониманию важности психологического отбора кадров как основанию успешности деятельности персонала прошедшего такой отбор. В то же время, изучение автором особенностей реализуемого в организационной среде профессионального отбора и расстановки кадров позволяет отметить, что данные задачи выполняются формально, а тем, кто их решает, недостает необходимых психологических знаний и умений. Недостаточная психологическая компетентность специалистов, работающих в области отбора персонала и управления человеческими ресурсами, наносит ощутимый ущерб организациям, сказывается на эффективности труда, приводит к существенным профессиональным и материальным потерям. Следует признать также, что потребности различных организаций в изучении и эффективном отборе кадров значительно выше количества профессионально подготовленных к такой деятельности специалистов. Недостаточная подготовленность соответствующих специалистов и одновременно, вынужденная необходимость выполнения ими деятельности в области психологического изучения потенциальных работников, приводит к комплектованию организаций кадрами не способными успешно выполнить профессионально-важные задачи, снижению эффективности применения психологических методов и технологий отбора кадров, а также к дискредитации самих специалистов. Обидно, не правда ли? В связи с этим, Вам, уважаемый читатель, предлагается пособие, которое может быть полезно, если Вы, в силу обстоятельств или функциональных обязанностей оказались перед необходимостью решения задач психологического изучения конкретного человека. Цели при этом могут быть различны, от изучения особенностей человека с которым планируется построение личностных отношений до изучения потенциальных кандидатов на работу, а также работающего персонала организаций. Автор полагает, что данное пособие может быть востребовано людьми, не подготовленными специально к диагностической и экспертной деятельности и не имеющими специального образования. Не стоит абсолютизировать сложность работы по отбору и расстановке кадров. В связи с этим напоминаю Вам, уважаемый читатель, необходимость развития психологического наблюдения словами великого японского философа Ямамото Хагакурэ: «Достоинства каждого человека видны с первого взгляда. Есть достоинство во внешнем виде. Есть достоинство в спокойствии. Есть достоинство в краткости слов. Есть достоинство в безупречности манер. Есть достоинство в величавости поступков. И есть достоинство в глубоком постижении и ясном понимании. Все достоинства проявляются на поверхности» . При этом не стоит абсолютизировать и интуицию великого философа, недооценивая затруднения изучения достоинств и недостатков человека. Для того, чтобы уважаемый читатель мог успешно решать диагностические задачи автор рассматривает в пособии технологии психологического изучения личности, анализирует особенности обеспечения, организации и осуществления такой работы, приводит психологические методы и методики не предполагающие особой сложности в применении, в то же время обладающие достаточной надежностью и позволяющие получить необходимые сведения. Беседы автора со специалистами, работающими в области социального управления и профессиологии в различных организациях, а также собственный многолетний опыт руководства психологической лабораторией, сотрудники которой осуществляли задачи изучения личностных качеств, позволили определить параметры, которым должен отвечать предлагаемый в данной работе инструментарий: достаточная информативность; доступность в понимании технологии применения и интерпретации полученного результата; экономичность по временным затратам на проведение работы по изучению личности. Целью применения тех или иных методик в интересах изучения актуального человека, по мнению специалистов-профессиологов, должно быть следующее: определение уровня нервно-психической устойчивости, изучение особенностей мотивации, построение прогноза поведения и психического отреагирования в тех или иных ситуациях профессиональной деятельности. Названные критерии и легли в основу подбора инструментария предлагаемого автором в данной книге читателю. Пособие лишено чрезмерной детализации, написано доступным для понимания языком, включает словарь наиболее сложных понятий и терминов. Предлагаемый материал, несомненно, потребует осмысления, отработки на практике, после чего приведенные методики могут успешно применяться. На основании полученных диагностических результатов возможно создание диагностических баз данных относительно качеств изученных людей и построение на этой основе целевого взаимодействия. Если Вы полагаете, уважаемый читатель, что изучение личности не входит в область Ваших интересов, либо уверены, что и без этой предлагаемой автором информации все и всех знаете, то оставьте эту книгу для того, кому она необходима. Если же Вы полагаете, что автор в определенной степени соотносится с Вашими профессиональными и личностными устремлениями, то смело вникайте в суть психодиагностики и реализуйте задачи изучения окружающих Вас людей для того, чтобы не ошибиться в них и не вызвать по отношению к себе или организации нежелательной реакции. В добрый путь! "Нет сомнения в том, что каждый человек движется в определенном, избранном им направлении: к живому или мертвому, к добру или злу". Э. Фромм 1. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ Вероятно, следует определить изначально, что в данном пособии автор знакомит читателя с личностью на возрастном этапе её жизненного и профессионального самоопределения и самореализации. Известный специалист в области индивидуальной психологии А.Адлер полагал, что данный период является наиболее длительным и важнейшим. Каждый человек, по его мнению, решает в данный период проблему поиска себя в жизни, в той или иной профессии, самоутверждается как личность, достигая определенных результатов. Названный возрастной этап охватывает продолжительный период жизни человека - от 16 до 45 летнего возраста. В связи с этим, следует внимательнее ознакомиться с возрастными особенностями человека в данный период, чтобы быть способным ответить на важный для нас вопрос: Что же должно изучаться? Какие элементы структуры психики представляют интерес? (См. таблицу 1). Таблица 1 ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА САМОРЕАЛИЗАЦИИ Возраст Особенности возрастного периода 16-20 лет - завершение первичной социализации; - формирование взгляда на настоящее с позиции будущего; - возникновение вопросов профессионального выбора; - усиление мотивация к самоактуализации в учебной и перспективной профессиональной деятельности; - проявление действенности мотивации; - адаптация к новому коллективу (колледжа, вуза или предприятия, организации); - эгоцентричность, потребность в самораскрытии проявляется выше интереса к чувствам и переживаниям других; - потребность в эмоционально насыщенном общении и взаимодействии; - важность интимности, искренности в отношениях; - возникновение потребности в жизненных принципах; - формирование представления о сложности жизни во всем её многообразии; - формирование жизненных планов; - проявление завышенных притязаний; - выраженное стремление к самопознанию; - возможность разочарования в жизни, выбранной профессии, людях; - внутренние конфликты идеального и реального; - приобретение профессиональной идентичности; - осмысление собственных возможностей; - сравнение идеального и реального "Я", переживание кризиса смысла жизни, самоопределения; начало процесса активного освоения учебной или профессиональной деятельности. 20-25 лет - становление личности в профессиональной деятельности, как ведущей; - формирование отношения к профессии и профессиональной деятельности; - адаптация в профессиональной деятельности; - переход к самостоятельности в построении жизненных планов; - период большой и серьезной любви; - формирование семьи и адаптация в семейной жизни; - формирование новых социальных ролей (муж, жена, отец, мать); - проявление и преодоление противоречий в молодой семье; - возникновение обязанностей в семейном быту; - формирование индивидуального стиля деятельности; - усиленное развитие психических функций; - разрушение некоторых стереотипов юности. 25-30 лет - формирование мировоззрения личности; - включение в профессиональное сообщество; - первые опыты рефлексии жизненного опыта; - разрушение некоторых стереотипов юности; - формирование представления о сложности жизни во всем её многообразии; - приобретение профессиональной идентичности; - осмысление собственных возможностей. 30-35 лет - конфликтность, связанная с возможными трудностями самоактуализации; - поиск надежной опоры в жизни; - более глубокий самоанализ; - возможная мотивация "нового жизненного пути"; - переосмысление своего профессионального предназначения, иногда разочарование в профессии; - переоценка ценностей и построение более устойчивой иерархии; - подведение промежуточных итогов жизни; - возможная профессиональная неудовлетворенность; формирование профессионализма в основной трудовой деятельности. 35-40 лет - возраст профессиональных достижений; - интеграция межличностных связей; - снижение эмоциональной составляющей поведения и возрастание составляющей рассудка; - возникновение стремления обобщать, анализировать; - мотивация к проявлению организаторских способностей; - ориентация на приобретение профессионального и личностного авторитета; - осознание возможностей профессионального роста; - возникновение и рост ответственности за других; - потребность в самосовершенствовании; - стремление к построению оптимальных партнерских отношений с детьми; - завершение формирования культуры взаимоотношений в семье; - ориентация на социально-значимые цели и материальное благополучие; - формирование объективной самооценки, трезвая оценка собственных возможностей. 40-45 лет - появление первых признаков убывания физических сил; - поиск истины в самоактуализации; - сравнение ожиданий юности с достижениями; - переоценка собственных ресурсов; - формирование ощущения быстротечности времени; - возраст подведения предварительных итогов; - многие творческие личности переживают кризис существования; - начало осмысления состояния здоровья; - изменение отношения к сексуальным отношениям; - убывание привлекательности; - поиск новых ценностей и оснований жизнедеятельности; - развитие чувства сохранения рода, осознание необходимости передачи опыта. Приведенные возрастные этапы, предполагающие подготовку и самореализацию личности целенаправленно исследовались известными отечественными учеными Б.Г.Ананьевым, А.А.Бодалевым, А.А.Деркачом, Е.И.Исаевым, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткиным, А.А.Реаном, В.И.Слободчиковым, Е.И.Степановой и др. В трудах уважаемых ученых речь идет о людях вступающих во взрослую жизнь или взрослых людях. Эта специфическая зрелая социальная группа ха¬рактеризуется особыми условиями жизни, труда и быта; специфическим социальным поведе-нием и системой ценностных ориентации. В качестве наиболее общих основных черт данной группы выделяются ориентация на социальный статус, на профессионализм, полноту бытия, постижение смысла жизни, самодостаточность. Профессиональная самореализация и профессиональный рост сопряжены со взрослостью, периодом, когда происходит процесс постижения, нако¬пления, переосмысления опыта, логического реструктурирования знаний, проецирование их на практическую деятельность и на других людей. А.С.Пушкин в своих стихах рассуждает о взрослости: О нет, мне жизнь не надоела, Я жить люблю, я жить хочу, Душа не вовсе охладела, Утратя молодость свою. Еще храняться наслажденья Для любопытства моего, Для милых слов воображенья, Для чувств…, всего. Несомненно, что во взрослости реализуются наибольшие возможности достижений в профессиональном и личностном становлении на основе раннего детского, подросткового и юношеского опыта, а также полученного общего и профессионального образования. Опираясь на исследования А.Адлера, следует сделать вывод, что возможности самореализации соотнесены также с двумя отмечаемыми им важными качествами личности – стремлением к достижению и социальным интересом. Что же понимается под этими свойствами? Стремление к достижению проявляется как деятельность по самореализации, самостановлению и совершенствованию. Стремление к достижению должно быть ориентировано на определенные социально ориентированные (реализуемые в интересах людей) цели. Говоря словами Э.Фромма, это значит «дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми – хотя и в разной степени – наделен каждый человек. Это значит обновляться, расти, изливаться, любить, вырываться из стен своего изолированного «Я», испытывать глубокий интерес, страстно стремиться к чему-либо, отдавать» . Социальный интерес представляет собой, способность «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого». Это процесс идентификации, эмпатии, сотрудничества и альтруизма во взаимодействии. Основа в понятиях социального интереса и стремления к достижению личности – ценностное отношение к жизни вообще и к тому, что находится вне личности. Прежде всего – это ценностное отношение к другим людям. Человек живет полной жизнью и создает условия для успеха и счастья, если его социальный интерес (по А.Адлеру) имеет вектор и проявляется как направленность личности, охватывающая разноуровневые объекты: 1. Субсоциальные объекты – неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности: природа, наука, искусство. Человек проявляет к ним интерес никак не связанный с его собственным «Я» – это интерес бескорыстный и самозабвенный, независимый от «Я». Способность к такой заинтересованности важна для развития профессиональных и личностных знаний и навыков. Как справедливо утверждал Андре Моруа «Наука дает человеку всевозрастающую власть над внешним миром, литература помогает ему приводить в порядок мир внутренний. Мир без человека, мир частиц, содержит секрет могущества; человеческий мир, мир чувств открывает личности секрет гармонии» . Это база для будущего вклада в развитие человечества. Внесет ли человек такой вклад – будет зависеть от развития направленности на следующую категорию объектов. 2. Социальные объекты – все живое. Социальный интерес здесь проявляется, как способность ценить жизнь и принять точку зрения другого человека, принять другого таким, какой он есть. Интерес к социальным объектам приходит позже, чем интерес к субсоциальным, поэтому можно говорить о стадиях развития социального интереса. Л.Н.Толстой говорил: «Без любви можно обращаться только с вещами: без любви можно рубить деревья, делать кирпичи, ковать железо, но с людьми нельзя обращаться без любви, так же как нельзя обращаться с пчелами без осторожности. Свойство пчел таково, что если станешь обращаться с ними без осторожности, то им повредишь и себе. То же и с людьми. Не чувствуешь любви к людям, сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не людьми. Только позволь себе обращаться с людьми без любви, и не успеешь оглянуться, как станешь не человеком, а зверем, и людям повредишь и себя замучаешь» . 3.Супрасоциальные объекты – общество, государство, Вселенная, весь мир в целом. Интерес к супрасоциальным объектам – идентификация, как с живыми, так и с неживыми объектами, это выход за пределы себя, принятие единения с обществом и государством, принятие единства с полнотой мира. На основании приведенных выше рассуждений, Вам, уважаемый читатель, должно быть понятно, что специалист, включенный в поле взаимодействия с другими людьми, несомненно, должен обладать сформированным социальным интересом и стремлением к достижению. Именно эти свойства делают личность нравственной, целеустремленной, результативной, ориентированной на интересы партнеров, потребителей его продукции. Такой специалист успешно осваивает социальную среду, находит свое место и добивается актуальных результатов. Известный профессиолог А.К.Маркова предлагает перечень качеств специалиста, способствующих успешному освоению им социальной среды, профессиональной деятельности и становлению в профессии : активность ориентировки в новых условиях; инициатива в выборе необязательных решений; настойчивость в достижении поставленной цели и «помехоустойчивость»; восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления. Без наличия необходимых качеств усвоение профессии и становление профессионала затруднено. Необходимо учитывать также, что процесс привыкания и адаптации к профессиональной деятельности является серьезным испытанием для любого человека предполагающим определенные психические усилия. Отсутствие профессионально-важных качеств качеств, и недостаток психического ресурса необходимого для выполнения задач профессиональной деятельности (способностей, типологических особенностей, характерных черт) может формировать нервно-психическое напряжение специалиста и приводить к неосознаваемым им и проявляющимся психическим защитам в виде следующих ярких проявлений: чрезмерного слияния с профессиональной деятельностью (трудоголизм), или избегания таковой (прогулы); сильного психоэмоционального отреагирования (чрезмерную эмоциональную вовлеченность, профессиональный риск), или наоборот - эмоциональной заторможенности (профессиональной пассивности); активного отреагирования телесного напряжения в виде неадекватно высокой двигательной активности, или заметного её снижения (заторможенности); при наиболее сильном нервно-психическом напряжении, которое может удерживаться и нарастать в течение длительного времени, личность может прибегать к опасным защитам (алкоголизму, наркомании, необоснованной агрессивности, самоизоляции и др.). При изучении личности следует обращать внимание на степень адекватности проявлений человека. Полярные особенности проявлений: как чрезмерная выраженность, так и сниженность проявлений относительно социальной нормы должны быть предметом пристального изучения. Названные невротические проявления, в том числе отсутствие социального интереса или стремления к достижению, а также наличие нервно-психического напряжения личности часто обусловлены в зрелом возрасте следующим: пережитыми травмами психики и подавлением собственных нереализованных влечений; проблемами раннего детства, привносимыми личностью бессознательно в реалии своей взрослой жизни; чрезмерной или недостаточной нормативностью личности относительно требований социальной и профессиональной среды; ограниченным ролевым набором личности и проявлением незначительного количества одних и тех же ролевых позиций на различных ситуациях жизнедеятельности; неадекватным и\или недостаточным социальным опытом личности; сложным (не соответствующим требованиям среды) нормативным и ролевым набором личности; травмирующим влиянием стрессогенных факторов (условий) среды; отсутствием важных для формирования личности факторов-стимулов среды. Таким образом, для достижения успеха в профессии, следует определять как наиболее значимое: - социальный интерес; - стремление к достижению; - наличие актуального психического ресурса личности (запаса психических сил направленных на достижение личностно-важных целей). Наряду с этим, не следует исключать из поля зрения другие необходимые качества психики, которые следует изучать. В результате такого изучения возможна выработка обоснованных рекомендаций изучаемой личности и заинтересованным лицам относительно построения успешного и взаимовыгодного взаимодействия, разработка стратегии работы с персоналом на перспективу. Отсюда социальный заказ к психологии, как науке, на методики, технологии, которые позволили бы с достаточной степенью надежности исследовать личность. Безусловно, такие методики существуют. "С их помощью", - говоря словами Директора института прикладной психологии России Л.Н.Собчик, "можно не только выявить индивидуальные особенности психики, разгадать не лежащие на поверхности, скрытые ресурсы человека, но также определить степень его напряженности и неудовлетворенности, прогнозировать поведение в непредвиденных и сложных ситуациях" . Полученные посредством психологической диагностики знания позволяют строить эффективное взаимодействие с человеком, правильно прогнозировать его способности и результаты профессиональной деятельности. Задание: 1. Определите (запишите по памяти) основные особенности личности на возрастных этапах социальной и профессиональной самоактуализации личности: 16-20 лет 20-25 лет 25-30 лет 30-35 лет 35-40 лет 40-45 лет 2. Назовите возможные причины снижения социального интереса, стремления к достижению, а также психического ресурса. 3. Назовите показатели успешного становления личности в профессии. Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек. К.Д.Ушинский 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Вероятно, у читателя не возникает сомнений в том, что одним из важнейших условий «выживания» личности в условиях среды является способность ориентировки опирающейся на приобретенные знания и сформированные умения. Повседневная жизнь человека – суровый учитель. Если бросить человека в воду жестокая необходимость заставит его плыть, однако, тот же самый эксперимент может привести к тому, что человек утонет. Человек способный выживать, достигать, побеждать, вырастает не из того ребенка, которому рассказывали о том, как выживать или достигать, а из того, кто имеет последовательно сформированный опыт выживания и достижения. Наша уверенность в себе, самообладание – результат практического опыта, а не только знакомства с теорией. Выживание и успех организации на рынке услуг также определяется сформированным профессионализмом работающего персонала, его качествами которые проявляются в практической деятельности. В связи с задачами изучения и отбора людей под конкретную целевую деятельность, которую им придется выполнять, нам с Вами уважаемый коллега следует четко представлять общие критерии социальной адаптивности и профессионализма которые являются желательными для профессиональной деятельности и должны фиксироваться нами как важные. К таким критериям, которые мы должны изучать и наблюдать, а также их слагаемым следует относить: Объективные критерии: - результативность и оптимальность в жизнедеятельности и профессии; - достижение социального и профессионального статуса; - умение решать разнообразные жизненно-важные и профессионально-важные задачи. Субъективные критерии: - соответствие жизненной ситуации и профессиональной деятельности мотивам человека, его требованиям и склонностям; - удовлетворенность человека жизнедеятельностью и профессией; - осознавание человеком радости жизни и понимание значимости профессиональной деятельности; - позитивное отношение к себе как личности и профессионалу; - отсутствие явных личностных и профессиональных деформаций усложняющих жизнедеятельность; - сочетание осознавания успешности личной жизни и профессиональной деятельности. Результативные критерии: - позитивные изменения личности, группы, организации; - сохранение и поддержание психического и физического здоровья, а также положительная (в соответствии с заказом) динамика слагаемых нервно-психического состояния (психического статуса) личности; - последовательное движение к достижениям в жизнедеятельности и профессии; - инициативность и богатство жизнедеятельности, а также достижение творческого, ранее не существовавшего результата в жизни и работе. Процессуальные критерии: - использование необходимых знаний и умений, приемов, техник, технологий в жизнедеятельности и профессиональной деятельности; - использование личностных качеств адекватно ситуациям жизни и работы. Нормативные критерии: - усвоение личностью необходимых норм, правил, эталонов социального взаимодействия и профессии; - способность востребовать накопленный опыт (методические приемы, актуальные технологии, техники и др.) в жизнедеятельности. Индивидуально-вариативные критерии: - самобытность личности, проявление собственной индивидуальности в жизнедеятельности и профессиональной деятельности; - имеющийся изначально уровень развития знаний, умений, личностных качеств востребованных в ситуациях жизнедеятельности и профессии. Прогностические критерии: - видение человеком зоны перспективного роста и развития. Критерии обучаемости: - готовность специалиста к усвоению новых для него социально и профессионально ориентированных знаний и умений, принятию жизненного и профессионального опыта других людей. Критерии творчества: - стремление творчески выйти за пределы стереотипного, привычного, обоснованного, регламентированного. Целесообразно преобразовывать жизнедеятельность в интересах достижения более высоких результатов. Критерии социальной активности и конкурентноспособности: - умение заинтересовать своей жизнедеятельностью и её результатами; - умение убедить в актуальности реализуемых планов, проектов, профессиональной деятельности; - способность вступать в конкурентные социальные отношения на здоровой основе, а также на рынке рабочей силы и на рынке услуг; - способность искать внутренние резервы в жизнедеятельности, самой профессии без каких-либо особых материальных вложений. Критерии приверженности: - преданность выбранным здоровым отношениям, принципам жизнедеятельности, профессии. На основании выработанных известным профессиологом А.К.Марковой и уточненных автором критериев может осуществляться общая дифференцированная оценка социальной адаптивности и профессионализма сотрудников организации по шкале, так называемых «полярных баллов» (См. Приложение 1). «Профессионал в человеке», - по мнению А.К.Марковой: «…моложе личности и индивида» . Становление человека как профессионала начинается в раннем детстве и тесно связано с его опытом. В то же время нельзя отрывать профессиональное поле личности от поля его социальных отношений вне работы. Личностное пространство в целом неизбежно определяет и влияет на профессиональное. Такие посылки подчеркивают необходимость изучения личности как на этапе профессионального отбора на работу (службу), так и на этапе профессионального роста (в процессе жизнедеятельности). При ориентации на желаемые результаты, ориентации на достижение успеха и высокого профессионализма, осуществляется изучение личности по определенным направлениям с использованием соответствующих методов и методик. Следует различать определенные виды отбора, которые при необходимости могут быть реализованы и часто реализуются в дополнение к психологическому (См. таблицу 2). Таблица 2 МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА, В СВЯЗИ С ЕГО ВИДАМИ № п.п. ВИД ОТБОРА ПРИМЕНЯЮЩИЕСЯ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ 1. КАДРОВЫЙ Наблюдение. Контент-анализ. Изучение документов. 2. МЕДИЦИНСКИЙ Наблюдение. Контент-анализ. Изучение медицинских документов Комплекс специальных методов и методик медицинского обследования в соответствии с требованиями нормативных документов. 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ Наблюдение. Контент-анализ. Изучение документов имеющих значение для построения представления о социализации личности. 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ Наблюдение. Контент-анализ. Изучение документов относительно профессионального становления и развития. Комплекс психологических методов и методик для исследования особенностей психики. 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ Наблюдение. Контент-анализ. Изучение документов относительно имеющегося образования и его результативности. Прогностическая беседа относительно актуального для профессиональной деятельности блока знаний. Профэкзамен. Если попытаться представить реализуемую последовательно деятельность в области изучения и, в итоге, профессионального отбора кадров, то обычно такая деятельность представляет собой следующее: изучение резюме на предмет формального соответствия личности предъявляемым требованиям (См. Приложение 2); собеседование; анкетирование по актуальным вопросам; изучение качеств личности с помощью психологических тестов; собеседование или профессиональные экзамены; включенное психологическое наблюдение в период испытательного срока, осуществляемое определенной экспертной группой (реализуют определенные лица, руководители или определенные специалисты по профилю деятельности претендента на работу, а также штатные психологи); обобщение полученных данных и подготовка заключения относительно адаптивности и профессиональной пригодности кандидатов; принятие решения специалистом или экспертной группой относительно изучаемой личности (в связи с зачислением на работу или отклонением кандидатуры). Логично, что сегодня в организациях, на предприятиях утверждается принцип пролонгированного изучения личности (изучения в течение продолжительного времени). Личность всесторонне исследуется, на протяжении определенного испытательного периода работы в организации на определенном участке деятельности. Пролонгированный отбор предполагает комплексное изучение проявлений личности (по заданным направлениям) и подготовку экспертных заключений, которые должны содержать общий вывод о пригодности к выполнению обязанностей, а также психолого-педагогические, режимные, тренингово-коррекционные, психотерапевтические, воспитательные и образовательные рекомендации, направленные на активное и целенаправленное формирование необходимых, профессионально-важных качеств. В предлагаемой читателю работе мы будем подробно рассматривать лишь одно из направлений изучения личности – психологическое. Поэтому, ниже речь будет идти о технологии психологического изучения личности и соответствующих методиках. Сущность психологического изучения личности заключается в выявлении компонентов биологической и социальной структуры психики, т.е. качеств унаследованных от рождения и получивших развитие в процессе жизни, востребуемых профессией в соответствии с профессиограммой и психограммой. Профессиография (описание профессии) является важным основанием профессионального отбора. Профессиограмма представляет собой описание профессии, в которую будет включен изучаемый человек, если его качества будут адекватны предъявляемым профессиональной деятельностью требованиям. Описание профессии представляет собой перечень необходимых для реализации профессиональной деятельности знаний, умений, способностей. Профессиограмма, как результат такого описания профессии предполагает определенную структуру и достаточно сложную процедуру разработки, требующую тщательного методического и организа¬ционного обеспечения. Разработкой профессиограмм занимаются иногда целые научно-исследовательские группы. Такие группы реализуют целостную систему методов, охватывающих полный цикл профессиографического исследования, который можно разделить на три основные группы: организационные методы; методы сбора данных о профессиональ¬ной деятельности; методы обработки, интерпретации к систематизации материалов. Среди методов, используемых в профессиографии, безуслов¬но, определяющее место занимают методы изучения психоло¬гических особенностей деятельности, которую должна отражать профессиография: анализ документов, на¬блюдение, опрос (анкетирование и беседа), самонаблюде¬ние и самоотчет, эксперимент, алгоритмический анализ ошибок в работе специалистов, хронометраж, экспертная оценка и др. Нельзя не сознавать, что разработка профессиограмм требует продолжительного времени. Если такового нет, возможно формирование общего представления о профессиональной деятельности на основании классификации, которую предлагает известный ученый, специалист в области психологии труда Е.А.Климов. Все существующие профессии дифференцируются Е.А.Климовым в зависимости от их типологической направленности : - человек – живая природа (П); - человек – техника и неживая природа (Т); - человек – человек, человеческие общности, социальные системы (Ч); - человек – знаковая система (З); - человек – художественный образ, система художественного отображения действительности (Х). 1. Субъект в профессиях типа П «человек-живая природа» и его деятельность, характеризуются следующим: - направленность сознания специалиста на живую природу во всех её проявлениях; - деятельность связана с созданием условий существования живой природы; - способность отмечать изменения в живой природе, умение осуществлять наблюдение за протекающими в ней процессами; - обладание подготовкой и кругозором в общих основах и узкоспециальных областях связанных с исследованием и обеспечением живой природы; - обладание знаниями относительно предназначения и применения различных средств труда; - необходимая исполнительно-двигательная активность в связи с профессией; - обладание хорошим зрением, зрительной памятью, богатым воображением; - настойчивость в достижении целей; - нестандартность мышления, творчество; - терпение, умение ждать. 2. Субъект в профессиях типа Т «человек – техника и неживая природа» и его деятельность, характеризуются следующим: - умение производить, участвовать в производстве вещественных продуктов труда, видов и форм энергии, создавать (придумывать и строить) вещественные средства деятельности, условия и предметы искуственной среды обитания; - исполнительно-двигательная активность; - развитые познавательные, аналитические способности; - способности представления и воображения; - широкий кругозор в области естественно-научных знаний; - точность и быстрота движений; - хорошая память; - эмоциональная сдержанность и устойчивость; - повышенное чувство ответственности; - деловитость, способность работать самостоятельно; - дисциплинированность, осторожность, ответственность. 3. Субъект в профессиях типа Ч «человек – человек, человеческие общности, социальные системы» и его деятельность, характеризуются следующим: - выделяет и удерживает в сознании целостности, которые характеризуют социум, жизнь людей во всех проявлениях, условия социальной жизни; - умение руководить людьми, группами, коллективами; - способность оказывать различное (в зависимости от профессиональной направленности ) воздействие на людей; - владение речевыми действиями, профессиональной речью; - умение слушать, понимать людей; - обладание широким кругозором; - знания специальные и общекультурные; - знания психологии и педагогики; - качество письменной и устной речи; - социальная направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств других людей; - способность видеть и воспринимать мир с позиции другого человека; - способность сопереживать; - наблюдательность относительно поведения других людей; - способность к самоанализу и саморегуляции; - стремление к самосовершенствованию. 4. Субъект в профессиях типа З «человек – знаковая система» и его деятельность, характеризуются следующим: - приверженность к упорядочению, учету, изучению; - интерес к знакам и знаковым системам; - интерес к информации; - ориентировка в условности обозначений, знаках, формулах, перечнях, каталогах и пр.; - приверженность к знаково-символической информации; - познавательные способности высокого уровня; - ориентация в научной картине мира; - хорошее владение письменной речью, безупречная грамотность; - знание систем правил, регламентирующих положений; - координированные движения рук; - систематичность в работе; - сосредоточенность на цели и процессе; - хорошая память; - эмоциональная устойчивость; - скрупулезность, аккуратность, обязательность; - интеллектуальная инициатива; - саморегуляция, концентрация внимания. 5. Субъект в профессиях типа Х «человек – художественный образ, система художественного отображения действительности» и его деятельность, характеризуются следующим: - способность выделения прекрасного в окружающем мире; - способность удержания в сознании художественного стиля, гармонии цвета, формы; - чувство красоты, гармонии окружающего мира; - знание художественных достижений человечества; - способность воспринимать окружающие явления через призму идеального представления; - способность воплощения идеи в художественном образе; - знание истории культуры, искусств; - креативность, нестандартность мышления; - знание предметной области деятельности; - способность тонкой моторики (мелких и точных действий); - развитое цветоощущение, глазомер; - развитые слуховые представления, способность различения звуков; - свободное мышление лишенное стереотипов восприятия; - развитое эстетическое чувство; - художественный такт, как уважительное отношение к произведениям искусства; - стремление к профессиональному развитию; - самодисциплина, самокритичность; - стремление к самовыражению; - способности к фантазии, гибкости принятия решений; - саморегуляция как способность подчинять авторские амбиции общим целям; - владение навыками и приемами кропотливого труда. Уважаемый читатель должен сознавать, что приведенные характеристики нуждаются в детализации относительно условий и особенностей профессиональной деятельности в конкретной организации, которые могут определяться и уточняться по предлагаемому автором шаблону, который может быть использован для написания профессиограммы. Образец-шаблон структуры профессиограммы 1.Общие сведения о профессии (специальности, штатной должности). 1.1. Наименование и назначение профессии. Назначение, распространенность, связь с другими профессия¬ми, некоторые аспекты истории и перспективы развития. 1.2. Характеристика рабочего места, средств и орудий тру¬да. Уровень технической оснащенности и автоматизации про¬фессиональной деятельности, основные орудия труда, компоновка рабочего ме¬ста, конструкция органов управления, основные каналы обращения информации. 1.3. Необходимая общая и специальная подготовка спе¬циалистов: Подготовка специалистов и основные пути комплектова¬ния профессии кадрами, требования к общеобразовательной и специальной подготовке, уровень необходимой квалификации. 1.4. Основное содержание функциональных обязанностей специалиста (что должен знать и уметь специалист, за что он отвечает). 1.5. Основные критерии эффективности работы специа¬листа (по результативности, качеству, удовлетворенности и т. д.) 2. Условия деятельности. 2.1. Санитарно-гигиенические условия труда и обитаемо¬сти специалиста: Соотношение времени работы на воздухе и в закрытом по¬мещении; показатели температуры, влажности и среднего со¬держания кислорода, углекислого газа и других примесей в воздухе, атмосферного давления и его перепадов, шума и вибрации, возможных радиационных (тепловых) воздействий, ускорения и перегрузки, освещенности и т. д.; динамика микроклиматических показателей в течение смены, суток и т. д.; наиболее специфические внешние воздействия; физиолого-гигиеническая характеристика одежды и защитных приспособлений; возможность и особенность привыкания человека к факторам среды. 2.2. Организация и режим труда: величина общей и локальной (например, только с участи¬ем мышц плечевого пояса) физической нагрузки, рабочая по¬за и перемещение в пространстве, характер сменности, про¬должительность непрерывной работы в течение суток; харак¬теристика нервно-психической нагрузки, длительность сосре-доточенного наблюдения, число поступающих сигналов в час; наличие монотонии (число приемов в операции, длитель¬ность повторяющихся операций); характеристика темпа ра¬боты (свободный или вынужденный, быстрый или медлен¬ный); периодичность, время и организация отдыха специали¬стов; травмоопасность (наличие длительных напряжений, пе¬регрузок, резких отклонений, перепадов в характеристиках микросреды, неблагоприятных химических, физических и др. воздействий), характер травматизма, основные профес¬сиональные заболевания; влияние перечисленных неблаго¬приятных факторов на психику человека, его работоспособ¬ность; техника безопасности, мероприятия по охране здо¬ровья специалиста. 3. Социально-психологические факторы деятельности. 3.1.Характеристика структурного подразделения, в составе которого специалист выполняет свои обязанности: Количественный состав подразделения, степень самостоя¬тельности (или взаимной зависимости) его членов в ходе работы, влияние сплоченности коллектива на качество выполнения задач, степень взаимообусловленности успеха индивидуальной и коллективной работы, типичный стиль руководства, интенсивность и особенности профессионального обще¬ния. 3.2. Роль и место специалиста в системе внутри коллективных связей. Основные связи специалиста в ходе работы «по вертикали» (с вышестоящими начальниками и подчиненными) и «по горизонтали» (со специалистами других подразделе¬ний) а также мера его ответственности: а) за работу подразделения; б) за состояние людей; в) за сохранность техники; возможность проявления индивидуальных особенностей, спо¬собностей (каких именно?) и творчества в работе, требования к общительности и стилю поведения в коллективе. З.З. Мотивационные аспекты деятельности: Степень обусловленности качества работы специалиста его мировоззренческой позицией, обоснованностью мотивов деятельности, наличием соответствующих склонностей, инте¬ресов, увлечений (каких именно); наиболее привлекательныe и негативные стороны работы, основные пути стиму-лирования результатов, возможности продвижения специалиста и его профес-сиональное совершенствование. 3.4. Особенности социально-психологической и профес¬сиональной адаптации: Продолжительность и обусловленность адаптации различ¬ными объективными факторами, ее связь с индивидуальными характеристиками личности. 4. Содержание деятельности. 4.1. Описание и анализ основных задач и операций, выпол¬няемых специалистом. Наименование, последовательность и содержание основ¬ных задач и операций; выделение и описание напряженных моментов деятельности, определяющих наиболее высокий уровень.требований к социально-психологическим и психо¬физиологическим качествам человека, характер активации при этом различных психических функций. 4.2. Особенности приема информации. Характеристика поступающей информации: состав инфор¬мационных каналов, преобладающие виды сигналов, распре¬деление информации по форме предъявления и по времени, объем основных сообщений и общая структура коммуникаций специалиста, типичные помехи при приеме информации, ана-лизаторные системы, находящиеся под преимущественной нагрузкой, характеристика динамики их включения в работу, степень напряжения на различных этапах деятельности. 4.3. Особенности переработки информации и принятия ре¬шений. Преимущественные способы переработки информации и принятия решений, степень их сложности и ответственности. Участие и роль в этом процессе различных видов памяти (долговременной, кратковременной, оперативной; логиче¬ской, зрительной, слуховой, двигательной), типов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, логического) и его качеств (быстроты, гибкости, самостоятельности, критич¬ности и т. д.). Влияние личностных качеств на эффективность данной работы. 4.4. Структура исполнительских действий. Рабочая поза специалиста, состав преобладающих двига¬тельных актов; участие в работе пальцев и кистей рук, верх¬них и нижних конечностей; сочетания различных движении и требования к их координированности; характеристика дей¬ствий по скорости, точности, автоматичности. Возможность выработки необходимых двигательных навыков в процессе деятельности. Характер речевой деятельности (ее сложность или стерео¬типность, особенности профессиональной терминологии, не¬обходимость правильной дикции, громкости и четкости речи и т. д.). 4. 5. Анализ ошибок в деятельности специалиста. Наличие и частота ошибок, анализ их причин. Системати¬зация ошибочных действий с учетом их обусловленности функционированием различных психических процессов и об¬разований, выделение ошибок различных типов: сенсорно-перцептивных (связанных с приемом и первичной оценкой информации); гностических (ошибки при переработке инфор¬мации и принятии решения); моторных (связанных с недо¬статками психомоторики и речи); личностных (обусловлен¬ных особенностями мотивации, характера, воли, эмоциональ¬ной сферы, организаторских способностей и т. д.). Соотноше¬ние ошибок указанных типов (в процентах). 4. 6. Загруженность в ходе деятельности различных психи¬ческих функций. Распределение времени и усилий специалистов на выпол¬нение операций.по приему, переработке информации и реали¬зации решений, соотношение загруженности сенсорно-перцептивных, интеллектуальных и психомоторных процессов; роль личностных качеств. Психологические функции, находящиеся под преимущественной нагрузкой и имеющие наибольшую важность для обеспечения процесса деятельности. 5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности. 5.1. Характер и степень изменения психофизиологических функций и работоспособности специалиста. Особенности влияния различных операций процесса дея¬тельности и факторов внешней среды на психическое состоя¬ние человека; общая динамика работоспособности; изме¬нение функциональных возможностей различных психических процессов в ходе выполнения специалистом своих обязанно¬стей, причины возможного снижения чувствительности анализаторов, умственной активности, интенсивности внимания, ухудшения памяти, координации движений, физической вы¬носливости, силы и т. д. 5.2. Основные эмоциональные состояния специалиста. Наиболее характерные для профессии эмоциональные состояния; ситуации, вызывающие эмоциональное напряжение, сте¬пень их обусловленности самим процессом деятельности, факторами среды и социально-психологическими, факторами. 5.3. Основные пути преодоления неблагоприятных состояний. Возможности управления динамикой психического состоя¬ния, какие приемы и средства для этого используются. Различия выраженности тех или иных состоянии; какие социально-психологические и психофизио¬логические качества человека в наибольшей мере обеспечива¬ют преодоление неблагоприятных состояний. 6. Психограмма. 6.1. Личностные особенности. Требования к уровню профессиональной направленности и обоснованности мотивов работы, склонностям и интересам, опыту социального поведения; требования к волевым качествам, чертам характера (смелости, решительности, настойчивости, самообладанию, уверенности в своих силах, исполни¬тельности, эмоциональной и нервно-психической устойчивости и т.д.), организаторским способностям и другим качест¬вам. 6.2. Сенсорно-перцептивные свойства. Требования к функциям анализаторов (дифференциаль¬ному порогу, лабильности и т. д.) и качествам восприятия (зрительного, слухового, тактильного, формы, размеров, ско¬рости, удаленности); преобладающий вкд восприятия. Про-фессионально важные качества внимания и их сочетание. 6.3. Особенности мышления и памяти. Требования к памяти и ее видам, преобладающий тип мышления и его качества. Необходимость быстро ориентиро¬ваться в незнакомой обстановке, производить расчеты, прини¬мать правильные решения и т. п. Требования к воображе¬нию. Возможность развития профессионально важных качеств мышления, памяти и воображения. 6.4. Моторные свойства. Требования к психомоторике (наиболее загруженные функциональные системы и органы, их взаимодействие и со¬четание; необходимость скорости, координированности и точ¬ности движений, физической выносливости - силы). Требования к речевой функции (лаконичности, четкости и громкости речи). Изменение выделенных качеств психомоторики и речи в ходе тренировки и возможности их компенса¬ции недостаточного развития. 6.5. Соотношение и преобладающее сочетание в процессе деятельности личностных, сенсорно-перцептивных, мысли¬тельных, мнемических и моторньк свойств. Наиболее важные личностные качества (группы качеств). Сознавая всю сложность соотнесения профессииональной деятельности с приведенным шаблоном, автор предлагает вариант профессиограммы, разработанный Е.С.Романовой , который также может применяться как образец для построения оснований отбора специалистов. Профессиограмма «имиджмейкер» (по Е.С.Романовой) Наименование профессии: имиджмейкер. Доминирующий способ мышления: адаптация-координация. Область базовых знаний № 1: психология, социология, политология, культурология. Область базовых знаний № 2: прикладная психология, прикладная социология, иностранный язык, маркетинг. Профессиональная область: психология. Межличностное взаимодействие: частое по типу «вместе». Доминирующий интерес: социальный. Дополнительный интерес: предпринимательский. Условия работы: в помещении, вне помещения, мобильный. Доминирующие виды деятельности: - разработка принципов построения образа; - разработка имиджа организации; - изучение общественного мнения населения с целью выяснения тех качеств, которые должны присутствовать в политике, предпринимателе и т.д.; - создание соответствующего имиджа человека на основе полученных данных; - подготовка проектов по продвижению и реализации полученного результата; - проведение рекламных акций и презентаций продвигаемого продукта (имиджа). Качества обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: 1. Способности - хорошо развитые аналитические способности: умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать её; - высокий уровень понятийного мышления; - умение принимать решения в неопределенных ситуациях; - способность управлять собой; - развитые организаторские способности включающие такие качества как целеустремленность, решительность, творческий подход и т.д.; - развитые коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения, развитость каналов вербального и невербального общения, профессиональная компетентность и т.д.). 2. Личностные качества, интересы, склонности: - ответственность (способность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности); - гибкость (умение гибко реагировать на изменение ситуации); - способность к планированию организаторской деятельности; креативность; - наличие развитой интуиции; - критичность; - целеустремленность, действенность; - требовательность; - стремление к постоянному личностному росту. 3. Качества препятствующие эффективности профессиональной деятельности: - неспособность сопоставлять и анализировать факты; - нерешительность, неуверенность в себе; - отсутствие интереса к выполняемой работе; - низкий уровень развития или отсутствие организаторских и комуникативных способностей; - неорганизованность, недисциплинированность, безъинициативность; - косность, ригидность; - склонность перекладывать ответственность на других; узость кругозора; - неумение управлять собой (вспыльчивость, импульсивность); - неумение противостоять внешним факторам. 4. Области применения профессиональных знаний: - гостиничный и ресторанный бизнес; - туристские кампании; - политика; - промышленные, торговые, строительные кампании. 5. Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальный и предпринимательский): - начальник производства; - служащий по контрактам и договорам; - мэр города; - детский воспитатель; - врач-терапевт в санатории; - педагог в детском саду. 6. Учебные заведения обучающие данной профессии: Центр эффективных технологий обучения (ЭТО). Москва, ул.Фотиевой, д.14/2., Тел. 517-28-16., Электронный адрес: www.center-eto.ru Автор предлагает также собственный вариант профессиограммы, который представляется интересным как наработанный на практике в течение десятилетия опыт соотнесения с профессией. Профессиограмма «имиджмейкер» подготовленная автором на основе разработок А.К.Марковой Общая характеристика профессии. Относительно объекта труда по классификации Е.Климова, профессия является смешанной и соотносится с классификационными характеристиками блоков профессий «человек-человек» и «человек-художественный образ». Специалист должен реализовывать гностические, исследовательские и преобразующие цели деятельности. По средствам осуществления деятельности это профессия ручного труда с применением автоматизированных систем. Условия деятельности специалиста – работа в микроклимате близком к комфортному в условиях повышенной ответственности за здоровье людей. Специалист обязан реализовывать самостоятельный выбор приемов работы, являясь профессионалом высокой квалификации имеющим специальную подготовку. Предназначение профессии Конструирование публичного «Я» человека (группы, организации, товара) в интересах достижения им конкретных социальных, экономических и\или политических целей. Распространенность профессии Типичными для данной профессии учреждениями являются коммерческие фирмы и общественный организации реализующие задачи конструирования персоны (внешнего образа соотнесенного с целью). Предмет труда в профессии Индивидуальное и\или общественное сознание, внешний образ личности, социальной группы и\или организации. Профессиональные знания специалиста как совокупность сведений о сторонах труда в профессии по следующим направлениям: психологии личности; психологии имиджевых свойств личности (диагностики, коррекции, развития); основ психологической коррекции функциональных состояний; технологий построения имиджа; PR – Паблик релейшнз; стилистики; визажа; актерского мастерства. Деятельности, реализуемые в данной профессии: - построение эффективной коммуникации с конкретным человеком или группой; - установление «рабочего альянса» с конкретным человеком или группой; - прояснение и формирование заказа на имиджевую работу (на языке целей); - планирование имиджевой работы и выбор оптимальных способов её реализации; - осуществление визуальной и комплексной психологической диагностики личности клиента (группы, организации) и выработка заключения по результатам; - построение и описание реального, существующего психологического имиджевого портрета личности (характеристики группы, организации); - определение заказчика и прогностическое построение актуального заказа имиджевых свойств личности (группы, организации); - выделение актуальных и «ретушь» нежелательных имиджевых характеристик (черт) свойственных личности (группе, организации); - психологическая коррекционно-развивающая и консультационная с клиентом (группой, организацией); - разыгрывание ролей; - конструирование актуального стиля в одежде и образе; - обучение клиента видам деятельности и действиям необходимым для построения актуальной самопрезентации; - осуществление поэтапной эффективной обратной связи с клиентом (группой, организацией) относительно которой реализуется имиджевая работа по итогам профессиональной деятельности; - соотнесение достигнутого результата с целью существовавшей изначально. Действия (приемы), реализуемые в данной профессии: - приемы взаимодействия; - внушающие воздействия; - приемы коммуникации; - приемы психокоррекционного воздействия; - приемы и действия, направленные на развитие актуальных имиджевых качеств; - приемы и действия по «ретуши» нежелательных качеств; - приемы и действия манипулятивного характера; - действия по конструированию актуального стиля одежды; - действия по конструированию идеального внешнего образа; - действия по подготовке и применению электронно-вычислительной техники в интересах реализации актуальных задач; - действия и приемы работы со специальным оборудованием, методиками, техниками и технологиями. Методы и методики, техники и технологии применяемые в решении профессиональных задач: - имиджевые; - мыследеятельностные; - PR; - стилистические; - визажа; - педагогические; - психологические. Средства труда: - образцы тканей, цветовой гаммы; - рисунки, фотографии, чертежи; - оргтехника; - средства и системы актуальной оценки (автоматизированные и обычные). Организация и условия труда: Активная индивидуальная и\или групповая совместная работа по коррекции, развитию и динамичному изменению имиджевых свойств (характеристик) личности (группы, организации). Оптимальные условия и санитарно-гигиенические факторы труда и отдыха. Продукт труда: Достигнутые актуальные изменения личности (группы, организации). Положительная (в соответствии с заказом) динамика имиджевых слагаемых, нервно-психического состояния (психического статуса) личности. Последовательное движение к достижению или достижение актуальных результатов имиджевой работы. Творческий, ранее не существовавший результат. Возможные уровни профессионализма Допрофессионализм: Человек работает как новичок, дилетант, не овладев нормами и правилами профессии, не достигая в труде высоких и творческих результатов. Псевдопрофессионализм: Человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность. При этом наблюдаются явные деформации в становлении его как профессионала (неэффективная, внешне кипучая, не соответствующая нормам деятельность; неправомерное сведение всего личностного временного пространства к профессиональному). Профессионализм: Человек постепенно достигает достаточно высоких результатов, самоутверждается в профессии, развивает себя. Заинтересован в профессиональной деятельности и повышает престиж профессии в обществе. Высший профессионализм: Человек творчески обогащает профессию собственым вкладом, достигает при этом высоких результатов. Послепрофессионализм: Профессионализм в прошлом. Снижение эффективности в деятельности и постепенный переход на консультационно-экспертную работу. Мотивационные и операционные критерии профессионализма имиджмейкера: 1. Объективные критерии Результативность и оптимальность труда, достижение статуса в профессии, умение решать разнообразные актуальные профессиональные задачи. 2. Субъективные критерии Соответствие профессии мотивам человека, его требованиям и склонностям. Удовлетворенность человека трудом в профессии. Понимание человеком значимости профессиональной деятельности, профессии. Позитивное отношение к себе как к профессионалу. Отсутствие личностных деформаций. Сочетание успешности труда и желания оставаться в профессии. 3. Результативные критерии Достигает ли специалист желаемых результатов: актуальные изменения личности, группы, организации; положительная (в соответствии с заказом) динамика имиджевых слагаемых, нервно-психического состояния (психического статуса) личности; последовательное движение к достижению или достижение актуальных результатов имиджевой работы; достижение творческого, ранее не существовавшего результата работы. 4.Процессуальные критерии: Используюся ли специалистом необходимые знания и умения, приемы, техники, технологии. Используются ли специалистом в процессе труда оптимальные личностные качества. 5.Нормативные критерии: Усвоил ли специалист эталоны профессии, способен ли реализовывать их как мастерство (методичесие приемы, имиджевые технологии, техники и др.). 4.Индивидуально-вариативные критерии: Самобытен ли специалист, проявляет ли он собственную индивидуальность в профессиональной деятельности, индивидуальный стиль. 5.Критерии имеющегося уровня профессионализма: Уровень развития необходимых знаний, умений, личностных качеств. 6.Прогностические критерии: Видит ли человек зону перспективного роста и развития. 7.Критерии профессиональной обучаемости: Готов ли специалист к принятию профессионального опыта других людей. 8.Критерии творчества: Стремиться ли специалист выйти за пределы профессии, обязанностей, целесообразно преобразовать деятельность. 9.Критерии социальной активности и конкурентноспособности: Умеет ли заинтересовать своей деятельностью и её результатами. Умеет ли убедить в актуальности реализуемой профессиональной деятельности, вступать в конкурентные отношения на рынке услуг. Способен ли искать внутренние резервы в самой профессии без материальных влияний. 10.Критерии профессиональной приверженности: Преданность профессии, мотивация соблюдать профессиональную этику и достоинство. 11.Критерии качественные и количественные: Результаты профессиональных испытаний, участия в конкурсах. Общая дифференцированная оценка профессионализма. Характеристика профессионала: - успешно конструирует и реализует имиджевые программы; - создает необходимый результат имиджевой работы; - личностно мотивирован на профессиональную деятельность, проявляет устойчивый интерес к ней; - использует современные эффективные техники и технологии в имиджевой работе; - осваивает нормы и эталоны профессиональной деятельности, демонстрирует мастерство; - стремиться индивидуализировать свой труд, сделать его вариативным; - достигает необходимого уровня знаний, умений и личностных качеств; - имеет и сознает зону перспективного роста и развития; - открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыт
Автор: Князев Александр Михайлович
Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...
Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...
Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...
2014 © Справочник Психологи России. Соглашение о конфиденциальности | Правила