Theme Colors
Layouts
Wide Boxed

Зеркало Гезелла позволяет наблюдать терапию со стороны, увидеть коммуникации, не вступая в терапевтическое взаимодействие с семьей. На меня произвел впечатление феномен алкогольной коммуникации в семье матери-одиночки и ее сына мальчика-инвалида. Очевидно, что компьютерная зависимость имеет ту же логику, что и алкогольная. Но меня удивило, как алкогольная коммуникация может транслироваться даже на такие социальные сферы, как, например, посещение школы. Системно-теоретическое исследование алкогольной зависимости, описанное Г. Бейтсоном в статье «Кибернетика Я: теория алкоголизма», открыло мне новое видение процесса коммуникации в семейной системе клиента. Я увидела много общего между алкогольной коммуникацией, описанной Г. Бейтсоном, и интеракциями, существующими в наблюдаемой нами семье. Генограмма наблюдаемой семьи img Просто поразительно, как, люди, не употребляющие алкоголь, демонстрируют поведение, свойственное алкоголикам. Мне хотелось бы поделиться с вами своими наблюдениями. Сопоставить их с вышеупомянутыми идеями алкогольной зависимости, представляющими большой интерес для понимания теории систем. Жизнь зависимого алкоголика условно делится на две стадии: трезвость и интоксикация. Если рассмотреть в этом ракурсе стадии взаимодействия идентифицированного пациента (И.П,), можно выделить «трезвое поведение»: * Фаза - хождение в школу, сепарация и социализация (что вызывает сопротивление системы и воспринимается ей как угроза гомеостазу). Предположим, это – трезвость. И «пьяное поведение»: * Фаза - состояние болезни, сидение дома, самоизоляция, которая принимается семейной системой. Это интоксикация. Одной из причин, по которой ребенок отказывается от посещения школы, является его неудовлетворительная жизнь в школьной среде. Свои визиты туда И.П. описывает, как тревожные моменты жизни, полные фрустраций и опасений. Его поведение в школе пассивно-агрессивное. Допустим, неудовлетворенная школьная жизнь подталкивает его к тому, что бы сидеть дома, не социализироваться. Соответственно, трудно ожидать от него, что некая процедура, укрепляющая паттерн его жизни, полный фрустраций и опасений, может изменить его тягу к самоизоляции. Следовательно, если «школьная жизнь» - тревожна, ошибочна, то «сидение дома» – исправление ошибки. Как у алкоголика трезвая жизнь ошибочна, а интоксикация – исправление ошибки. Таким образом, происходит взаимодополнение самоизоляции и социализации. Во многих случаях люди используют алкоголь и даже крайнюю интоксикацию как анестезию от обычного горя, обиды или физической боли. Что происходит с зависимыми алкоголиками: "горе", "обида" и "фрустрация" повсеместно используются ими как оправдание для выпивки. Нечто похожее я увидела в семье за зеркалом. Дети после серьезной перенесенной травмы перестают посещать школу, находятся какое-то время в изоляции от своих фактических возрастных потребностей, и функционально «превращаются в младенцев», за которыми ухаживают родители. Однако семья и ее субъекты повсеместно используют болезнь ребенка, как оправдание для невозможности сепарироваться, приобрести эмоциональную независимость. * Хождение в школу, как трезвость для алкоголика Семейное окружение мальчика уговаривают его пойти в школу, подобно тому, как близкие алкоголика уговаривают его быть сильным, бороться с искушением. Однако, после наступления того часа, когда ему надо было выходить в школу, а он остался дома, мотивация идти в школу обращается в ноль. Тоже самое происходит с алкоголиком, после первой рюмки. * Гордость Гордость И.П. заключается в том, что он МОЖЕТ ходить в школу. И когда он туда идет, то видит в этом великое событие. Его принцип жизни «Я могу» сталкивается с некой субстанцией «головной болью», с «сидением дома», которая бросает ему вызов. Когда в борьбе побеждает «сидение дома», это мальчиком рассматривается, как элемент от него никак не зависящий, помещенный вне границ самого себя. «Это не я не пошел в школу, это головная боль меня туда не пустила». Алкоголическая "гордость" последовательно сужает концепцию "Я", помещая происходящее вне границ его компетенции. * Гордость и симметрия Так называемая "гордость" алкоголика всегда предполагает реального или фиктивного "другого". У алкоголика с другим складывается конкретные отношения: либо симметричные, либо комплементарные. Когда И.П. постепенно инвалидизировали, он пытался бороться с мамой и бабушкой, которые призывали, заставляли его идти в школу, приводили самые разные аргументы. Теперь на попытки отправить мальчика в школу, он либо комплементарно противопоставляет болезнь, показывая ее во всей красе. Либо утверждает свою силу попытками противостоять болезни, «выучив учебник по физике за один день и успешно сдав экзамен». Однако это характерно для симметричных реакций, короткий период успешной борьбы ослабляет его мотивацию, и мальчик снова впадает в «пьяную стадию», т.е. остается дома и перестает ходить в школу. Симметричное усилие требует непрерывного присутствия оппонента. По мере усугубления ситуации, и патологического развития семейной системы, фокус борьбы смещается. Теперь ни мама, ни бабушка не в силах оказать на него давления, и И.П. вовлекается в новый тип симметричного конфликта. Он должен доказать, что не хождение в школу не помешает ему успешно ее закончить и социализироваться. Что он и пытался сделать на сессиях за зеркалом. Тем временем мальчик растет, у него появляются новые подростковые потребности, общаться с девушкой, например. Его отношения с той субстанцией, которая ходила бы в школу, социализировалась, общалась с друзьями, все ухудшаются, провоцируя неуверенность и парализуя возможность сдвинуться с точки. Юноша не может принять то, что его образ жизни не позволит ему сепарироваться, социализироваться, и достигнуть заветных желаний. Итак, можно сказать, что подобно тому, как отношения между алкоголиком и его реальным или фиктивным "другим" явно симметричны и явно схизмогенны, отношения между «пьяным поведением» ребенка, сидящего дома, находящегося в самоизоляции и другим «трезвым поведением» ребенка, посещающего школу, социализирующегося и сепарирующегося, имеют симметрический схизмогенез. Они подвержены эскалации. Гордость И.П. в том, что он может ходить в школу - это в известной степени ирония - целенаправленное усилие к испытанию "самоконтроля" со скрытой, но недвусмысленной целью доказать, что "самоконтроль" неэффективен и абсурден: "Это не работает". Финальным выражением для алкоголика служит действие – выпивка, а для нашего клиента после планирования во всех подробностях как он собирается в школу, разрешение самому себе туда не ходить. Героическая борьба с искушением остаться дома, заканчивается сидением перед монитором компьютера. * И.П. дома – так действует болезнь? Сказанное выше о «каторге симметричной гордости» - лишь половина картины. Состояние сознания алкоголика, борющегося с искушением выпить и состояние сознания наблюдаемого мною участника психотерапии, борющегося с искушением остаться дома, имеют много общего. Болезнь помогает и способствует тому, что бы он не ходил ни в какую школу. Очевидно, что это состояние крайне неприятно. У него есть альтернатива этому неприятному состоянию – остаться дома. С этой комплементарной уступкой, которую И.П. иногда видит как действие "назло" маме и бабушке, тревога, раздражение и паника исчезают, снижается потребность общаться с другими детьми в школе, в реальной жизни. Наш клиент погружается в виртуальную реальность, уверенно общается в чате, совершает виртуальные подвиги в онлайн игре, начинает (хоть и понарошку) жить взрослой жизнью, становится частью человеческого, пусть и интернет, но сообщества. Таким образом, мне было интересно понять, как вписался в систему симметричный схизмогенез, который свойственен алкогольным семьям. Такие паттерны, как неподчинение, неприятие, видеть подвиг на пустом месте - они фундаментальны, глубоко погружены в систему. Если брать за основу алкогольную коммуникацию, то не желание ходить в школу (а также болезнь, невозможность сепарации), является сама по себе системой, большей, чем семейная система клиента. Просто удивительно, но я увидела алкогольную семью с зависимым и созависимым поведением. Никто из субъектов взаимодействия не употребляет алкоголь, но все ведут себя, как пьяницы, как зависимые алкоголики. Юноша, обслуживая психологические потребности мамы и бабушки, вынужден быть в этой семье «алкоголиком». Там все друг к другу сильно привязаны и нормального формирования эмоциональной независимости в свое время не произошло ни у мамы мальчика, ни у него, соответственно. Г. Бейтсон в статье «Кибернетика Я: теория алкоголизма» выдвигал предположение о том, что алкоголик в трезвом состоянии действует в русле эпистемологии, хотя и традиционной для западной культуры, но неприемлемой с точки зрения теории систем; состояние алкогольной интоксикации дает алкоголику частичный и субъективный прорыв к более правильному состоянию сознания. Анализируя процессы взаимодействия в семейной системе клиента, я нашла подтверждение этих идей. Имея возможность в течение года наблюдать за работой двух мэтров отечественной системной семейной психотерапии, слушатели получают интересный опыт сравнения разных стилей работы. Примеряя замеченные различия к собственным потребностям, молодой специалист получает уникальную возможность определиться со своим будущим стилем работы, который, безусловно, будет выкристаллизовывать только в ходе последующей собственной практики. Но, тем не менее, на наш взгляд, начинающий системный психотерапевт начинает выделять отдельные, наиболее эффективные паттерны терапевтического воздействия именно при работе за зеркалом Гезелла.

Автор: Тимофеева Светлана Владимировна

Вход на сайт

Логин:

Пароль:


регистрация

Новые лица

Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...

Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...

Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...