Theme Colors
Layouts
Wide Boxed

ИНТЕРАКЦИОННЫЙ КОНСТРУКЦИОНИЗМ КАК МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.В.РУДЕНСКИЙ, Доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор социальной психологии и клинической социологии, действительный член Академии педагогических и социальных наук, действительный член Международной академии социальной работы, действительный член Международной академии социального прогнозирования, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы, профессор кафедры андрагогики Сибирского университета потребительской кооперации г. Новосибирск Реализация задачи практического внедрения компетентностный парадигмы профессионального образования блокируется рядом факторов. Среди них особое место занимает фактор когнитивной дефицитарности (когнитивной недифференцированности) семантического пространства, так называемого «специализированного педагогического мышления», что является индикатором наличия дефицитарной модели категориальной системы индивидуального сознания адептов педагогической теории. Специализация педагогического мышления, являющаяся, по сути, процессом дефицитарной социализации профессионального сознания студентов высших педагогических учебных заведений, приводит к формированию дефицитного семантического пространства индивидуального сознания педагога – дефицитной субъектной системы значений, которыми оперирует педагог в процессе осмысления комплекса проблем, связанных с модернизацией содержания и технологий образовательного процесса. А сам процесс осмысления (который, для придания ему более высокого статуса, называют практико-ориентированной педагогической рефлексией) в сущности, превращается в процесс интеллектуально-деструктивной защиты адаптивно-нормативной парадигмы российского профессионального образования в силу того, что понять компетентностную парадигму как адаптивно-когнитивную парадигму образования нет возможности в силу наличия когнитивного дефицита профессионально-педагогического сознания . Когнитивный дефицит категориальной системы профессионально-педагогического сознания – это не только клинико-социологический диагноз, характеризующий аномальное состояние российской педагогической теории, но и фактор, детерминирующий риск возникновения ряда психологических, социально-психологических, социологических и социально-политических проблем российского образования. Проблем, деструктивный потенциал которых проявил себя уже в 2007 году в масштабе всей России, когда по сообщениям СМИ более 20% выпускников российских общеобразовательных школ не смогли качественно справиться с тестами ЕГЭ. Не смотря на то, что эта цифра явно условная и во многом спорная, очевидно то, что данный факт – это закономерное деструктивное следствие социогенетической виктимизации личности в образовательном процессе, прогноз которого осуществлен мной еще в 2002 году по результатам исследования дефекта социализации личности учащегося в образовательном процессе российской школы. О риске возникновения данного факта я написал персонально каждому члену Комитета Государственной думы России по образованию и науке четвертого созыва в 2006 году . Однако, судя по тому, что я не получил никакого ответа на свое послание члены комитета использовали другой метод интеллектуально-деструктивной защиты адаптивно-нормативной парадигмы образования – игнорирование. Но, как в свое время отметил еще З.Фрейд, всякий метод психологической защиты (а интеллектуально-деструктивная защита – это социально-психологическая модификация обоснованного З.Фрейдом метода неадекватного самооправдания) – это деструктивный самообман. Он не может привести к разрешению актуальной для общества проблемы модернизации образовательного процесса в соответствии с актуальным состоянием социальной системы общества. Такой актуальной проблемой для России является проблема практической реализации компетентностной парадигмы профессионального образования. В качестве одного из путей решения этой проблемы, как и решения проблемы когнитивной дефицитарности категориальной системы сознания субъектов образовательного процесса необходимо провести методологическую переориентацию психологической теории профессионального образования с адаптивной методологии образования на методологию интеракционного конструкционизма. Интеракционный конструкционизм был сформирован в процессе исследования проблем социализации личности в образовательном процессе и обоснования виктимологии образования в качестве критической (рефлексивной) педагогики . И стал методологий для педагогических, социально-психологических, социогенетических и психогенетических исследований проблем социализации личности в образовательном процессе. Теоретическим основанием интеракционного конструкционизма стали: философские и социологические концепции знания и способов освоения людьми практики социального взаимодействия (Э.Дюркгейм, М.Вебер, Дж. Мид, У.Джемс, А. Щюц, Л. Витгенштейн, Т.Кун, П.Фейерабенд, Г.Гарфинкель, М.Фуко); концепция социального конструкционизма (К. Джерджен, Р.Харре, П.Бергер, Т. Лукман); концепция социальных представлений (С.Московичи); культурно-генетическая концепция онтогенеза личности (Л.С.Выготский); когнитивная концепция социализации (Ж. Пиаже); концепция научного знания (К.Попер); концепция развития науки (Т.Кун); концепция символического интеракционизма (Дж.Мид); концепция коммуникативного конструкционизма (П.Вацлавик); теория личных конструктов (Дж. Келли); концепция радикального конструкционизма (Э. фон Газерсфельд); концепция социального научения (А.Бандура, Дж.Роттер); концепция рефлексивной диагностики и рефлексивного обучения (С.Ю.Степанов); концепция субъектогенеза личности (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский); конструкционистская концепция компетентности. Интеракционный конструкционизм представляет собой интегрированную теорию социализации, рассматриваемую как механизм социальной генетики общества и как механизм образовательного процесса. И конечно, как механизм развития субъективной системы конструктов личности . Такое понимание социализации представляет интеракционный конструкционизм как интегрированную теорию социализации личности, органично соединяющую социологическую, психологическую и педагогическую интерпретации этого феномена современной науки . Категориальная система интеракционного конструкционизма в качестве своего ядра раскрывает понятия «интеракционная система социализации», «конструкционный процесс», «субъективная система конструктов личности». Эти три категории интеракционного конструкционизма раскрывают уникальность его как теории социализации, которая характеризуется тем, что социализация предстает в единстве организационного (интеракционная система социализации), процессуального (конструкционный процесс) и результативного (субъективная система конструктов) аспектов. Основываясь на трактовки категорий «интеракция» (механизм взаимодействия, основу которого определяет социально-психологическая рефлексия взаимодействующих субъектов) и «конструкт» (когнитивная система фиксации результатов интерпретации и репрезентации социального опыта личности, на основе которой осуществляется субъективная регуляция социального функционирования), интеракционный конструкционизм представляет интеллектуально автономную личность как эталон социального типа личности, а когнитивную адаптацию в качестве идеального механизма социального функционирования личности. Это позволяет рассматривать интеракционный конструкционизм не только в качестве основания для формирования когнитивно-адаптивной парадигмы социализации личности, а как методологическое основание социологической, психологической и педагогической рефлексии проблем социализации личности. Как методология социологии социализации, психологии социализации и педагогики социализации, интеракционный конструкционизм раскрывает возможность интегрированного (когнитивно-сложного) теоретического и экспериментального исследования социализации как единство онтологического (интеракционная система социализации), генетического (конструкционный процесс) и феноменологического (субъективная система конструктов) анализа проблем социализации и порождаемых ими последствий. Методологические принципы интеракционного конструкционизма, которые определяют систему координат многоуровневой гносеологии социализации личности, определяют возможность снятия противоречия между социализацией и персонализаций, а представить социализирующую интеракцию в качестве интерсубъектного процесса, в котором механизм субъектной интерпретации предстает как генетически детерминированное основание рефлексии – механизма культивации (конструирования) личностью себя как социального субъекта. Это не только реальное представление рекурсивности как методологического принципа интеракционного конструкционизма, но и раскрытия оснований для трактовки конструкционного процесса как уникального типа социального мышления личности. Мышления, которое, согласно позиции К.А.Абульхановой-Славской и определяет динамику развития и социального функционирования личности как социального субъекта . Методологическая экспозиция конструкционного процесса выводит на понимание образования как социального института конструирования личностью самой себя посредством активного погружения в социальное мышление. А сам образовательный процесс предстает как конструкционный, ориентированный на формирование личных (персоногенез) и социальных (социогенез) конструктов, их систематизацию (системогенез). А если учесть, что категория «конструкт» используется в интеракционном конструкционизме для интерпретации сущности понятия «компетентность» , то методологическая сущность интеракционного конструкционизма в обосновании новой – интеракционно-конструкционисткой парадигмы психологии профессионального образования – становится очевидной. Интеракционный конструкционизм как методология психологии профессионального образования раскрывает организационно-психологические условия (интеракционная система социализации личности в образовательном процессе), психологический механизм (конструкционный процесс), психологический инструментарий (социальное мышление) развитие компетентности (субъективная система конструктов) личности в процессе профессионального образования. А сам процесс профессионального образования предстает как рефлексивный субъектогенез, формирующий интеллектуально автономную социально активную личность. Личность, которая наиболее адекватна реалиям современного российского общества и психологические параметры социального функционирования которой соответствуют идеалу компетентностного подхода к профессиональному образованию . Таким образом, интеракционный конструкционизм – это методология компетентностной парадигмы психологии профессионального образования. Парадигмы, которая обосновывает принципиально новый подход к пониманию психологических механизмов и психологической результативности профессионального образования и открывает реальные возможности разработки технологического обеспечения процесса развития профессиональных и социальных компетентностей как субъективных конструктов личности .

Автор: Руденский Евгений Владимирович

Вход на сайт

Логин:

Пароль:


регистрация

Новые лица

Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...

Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...

Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...