Одной из важнейших организационных проблем при выходе компании на глобальный, серьезного уровня рынок является уверенность в том, что ценности, поддерживающие рост и развитие компании, не будут утрачены. Р. Йенсен (R. Iensen), директор Copenhagen Institute of Future Studies, считает, что «борьба акул рынка в ближайшее время будет представлять собой борьбу историй». И первые признаки этого уже появились. Подтверждение тому слова К. Томпсона (K. Tompson): «Чтобы донести обещание вашего брэнда до потребителя, работник должен полностью понимать и разделять ценности вашего бизнеса». Большинство руководителей уже осознало необходимость того, что сотрудники должны быть как профессионалами, так и единомышленниками своих руководителей, они должны разделять их ценности и через достижение целей компании видеть возможность достижения своих собственных целей. Существуют различные способы согласования целей руководителей и подчиненных, создания корпоративной культуры, включения в нее сотрудников. Одним из механизмов формирования необходимых корпоративных стандартов, передачи знаний внутри компании является корпоративный сторителлинг. Сторителлинг (от англ. story – история, telling – рассказывание, повествование) как технология в зарубежной литературе определяется по-разному. При этом, все исследователи отмечают, что история является одним из наиболее эффективных способов передачи знаний, поскольку она дает возможность людям, ее услышавших, прийти к своим собственным выводам. Кроме того, сторителлинг – это возможность передачи ценностей и целей компании. Суть корпоративного сторителлинга заключается в передаче историй о прошлых действиях руководства, о взаимодействии сотрудников, о нормах и правилах поведения в компании. Эти истории являются неформальной стороной корпоративной культуры организации, что и обеспечивает их высокую степень влияния на слушателей. Необходимо отметить, что практическое использование историй имеет своим началом нарративную психологию и психотерапию, с одной стороны, коллективные опыт, знания и понимание, с другой стороны, и мир бизнеса, с третьей стороны. А история корпоративного сторителлинга так же стара, как и сами организации. Сторителлинг, в качестве технологии управления персоналом, пришел к нам из США. Его история фактически начинается с Первого Национального Фестиваля Сторителлинга в 1973 г., США. Зарубежные исследователи отмечают широкое применение технологии сторителлинга для управления персоналом. Так, например, сторителлинг применяется для того, чтобы зажечь и мотивировать сотрудников на организационные изменения; для управления интеллектуальным потенциалом компании; для внедрения инноваций; для создания целостной организации; для общения; для качественного улучшения организационных, в том числе и производственных, процессов. Кроме того, сторителлинг применяется в планировании, государственном управлении, обучении, образовании, при индивидуальном развитии и т.д. В зарубежной литературе существует множество классификаций историй в рамках сторителлинга. Мы познакомимся лишь с двумя из них, наиболее различающимися между собой. Известный специалист в области рассказывания историй L. Prusak выделяет следующие девять типов историй: истории о других людях; истории о чьей-то работе; истории об организации; истории как социальная необходимость; истории как сигналы; истории о прошлом; истории о будущем; истории о чьей-то жизни; истории о себе и о своей идентичности. A. Simmons выделяет шесть типов историй, которые, по ее мнению, обеспечивают эффективное влияние на других людей: истории типа «Кто я такой?»; истории типа «Почему я здесь?»; истории о моем мировоззрении; обучающие (научающие) истории; истории о проявлениях ценностей в поступках людей; истории типа «Я знаю о чем ты думаешь». Необходимо отметить, что история в рамках технологии сторителлинга должна удовлетворять некоторым условиям: она должна основываться на реальном случае и быть убедительной; рассказывать историю необходимо настолько просто, насколько это возможно; история должна быть максимально короткой, яркой и запоминающейся. Конечно, значительную роль при использовании технологии сторителлинга играет Личность самого рассказчика. Итак, мы подошли к вопросу об эффективности технологии сторителлинга для управления персоналом в российских условиях. Надо сказать, что на современном этапе развития для российского менталитета характерен так называемый духовный архетип, который выступает основой социального механизма адаптации инокультурных образцов. Кроме того, у нас это явление – сторителлинг – существует, но не на уровне технологии, а на бытовом, обыденном уровне. Рассказывание историй очень близко нашей культуре, можно сказать, многие из нас живут тем что, кто и кому сказал, кто и что сделал, и как к этому отнеслись другие. Мы успешно решаем формальные вопросы чаще всего путем установления неформальных связей и используем давление таких связей («баня, водка» т.д.). Привычно и легко оперируем обобщающим «МЫ», поскольку реальный индивидуализм как элемент культуры социальной коммуникации еще не развит, хотя его элементы в некоторых профессиях проступили достаточно явно. Таким образом, в приходе сторителлинга в российскую практику управления как технологии извне есть положительный момент, который заключается в том, что теперь руководители смогут осознанно и сознательно направлять сотрудников в нужное русло, формировать внутриорганизационную культуру, помогать инкорпорированию вновь пришедших в уже существующую корпоративную среду.
Автор: Эльяфи Елена Ярославна
Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...
Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...
Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...
2014 © Справочник Психологи России. Соглашение о конфиденциальности | Правила