Theme Colors
Layouts
Wide Boxed

Социально-когнитивный конструктивизм: педагогическая философия инновационной модели профессионального образования Е.В.Руденский. Доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор социальной психологии и клинической социологии, действительный член Академии педагогических и социальных наук, действительный член Международной Академии социальной работы, действительный член Международной Академии социального прогнозирования, член-корреспондент Международной Академии наук высшей школы Парадигмальная концептуализация конструктивистской педагогики компетентностного образования, вызвавшая интерес педагогического сообщества не только Российской федерации, но и ряда зарубежных стран, обусловила необходимость представить педагогическую философию социально-когнитивного конструктивизма, которая определяет фундамент конструктивистской педагогики профессионального образования . Социально-когнитивный конструктивизм рассматривается в моих работах по педагогике и педагогической психологии, с позиции трех подходов: - с позиции философского подхода: как педагогическая философия инновационной модели профессионального образования; - с позиции методологического подхода: как теоретическое основание методологии интеракционного конструкционизма; - с позиции теоретико-концептуального подхода: как организационно-педагогическая теория познания в образовательном процессе. Эти подходы реализованы мной: - в обосновании новой психологической дидактической системы профессионального образования – конструктивистской педагогики профессионального образования ; - в разработке и реализации новой технологии индивидуальной педагогической деятельности, ориентированной на развитие психологической, социальной и социально-психологической компетенций – конструктивистской психологии когнитивного обучения . Социально-когнитивный конструктивизм как педагогическая философия инновационной модели профессионального образования формировалась в процессе рефлексии критического конструктивизма виктимологии образования, которой было посвящено 15 лет исследовательской и экспериментально-педагогической деятельности . Основной исследовательской процедурой критического конструктивизма виктимологии образования стал критический анализ интеракционного механизма социализации в образовательном процессе российской школы . Критический анализ основан на понимании закона диалектической философии - «отрица¬ния отрицания», а, следовательно, подчинен прин¬ципу конструктивизма, а не формального отрицания. Сущность его заключается в том, что социальные явления и процессы образовательного процесса российской школы оцени¬ваются или как отживающие, или как прогрессивно развиваю¬щиеся, нарождающиеся и направленные в прогрессивное буду¬щее. Оценивание как когнитивная деятельность стала индуктором понимания роли и значения проблемы зависимости процессов инновационной трансформации российского образования от состояния и направления развития профессионально-педагогического мышления всех субъектов, организующих процесс образования . Именно критический конструктивизм виктимологии образования определил вектор институционализации инновационного профессионально-педагогического мышления. Продуктом, которого и стало формулирование социально-когнитивного конструктивизма как педагогической философии инновационной модели профессионального образования . Критика — одна из наиболее эффективных форм инновационного мышления, крайне необходимого для конструктивной модернизации российского образования, и как таковая направлена в моих исследованиях аномалий теоретических и методических основ российского образования, не на разрушение или уничтожение, а на созидание нового на месте старого, на его реконструкцию . Критика в педагогических теориях — объективно необходимая форма оценки ее реального состояния сравнительно с тем, необходимость в котором диктуется реалиями состояния проблем социального функционирования личности в современном российском обществе. В этом и заложен педагогический конструктивизм критического метода виктимологии образования, которая образует своеобразное рефлексивное основание для концептуализации инновационного философско-педагогического подхода к модернизации профессионального образования – СОЦИАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКОГО КОНСТРУКТИВИЗМА. Критический конструктивизм виктимологии образования не только вскрыл аномальное состояние российской педагогической теории, но и определил конструктивный статус конструктивистской педагогики как инновационной психолого-дидактической системы, ориентированной на развитие компетентной, способной к непрерывному развитию и актуализации компетенций в социальном и психологическом функционировании личности. Конструктивистская педагогика создает теоретическое и методическое основание инновационной модели профессионального образования. Основание, которое базируется на педагогической философии социально-когнитивного конструктивизма. Сущность социально-когнитивного конструктивизма как педагогической философии инновационной модели профессионального образования заложена в его определении, которое интегрировало основные направления развития современной философии конструктивизма. В определении (а, значит – и в понимании) социально-когнитивного конструктивизма интегрированы основные положения: • Конструктивистской философии социального познания, раскрывающей роль образования как социального института управления активной когнитивной деятельностью, формирующей конструкты сознания как психологические механизмы социального поведения; • Методологии культурно-исторической психологии, определяющей социально-коммуникативное действия, педагогические интеракции в качестве базового механизма социальной детерминации развития высших психических функций, и прежде всего – когнитивных, субъектов образовательного процесса; • Генетического конструктивизма психологии когнитивного развития, представляющий онтогенетический механизм становления когнитивной компетенции личности в процессе ее развития; • Теории личностных конструктов, задающую вектор понимания компетенции не только как цели образования, но и как когнитивного конструкта личности, формирующего критерии субъективного управления ее социальной деятельностью; • Социального конструктивизма, определяющего социальную детерминацию познания и трактующего его как непрерывный процесс социального конструирования; • Психологического конструктивизма, формирующего понимание интеракции, интерпретации, рефлексии в качестве психологических механизмов конструктивной деятельности субъектов образовательного процесса; • Конструктивистской психологии межличностных коммуникаций, определившей понимание интеракционной системы образования как организационно-педагогического механизма социального управления процессами субъективного конструирования компетенций личности; • Конструктивистской концепции социализации, определивший ее как социально-генетический механизм становления социального интеллекта личности и выводящей на понимание интеллекта как системной иерархии личных конструктов – компетенций; • Конструктивизма теории социального научения, экспонирующего реципрокный детерминизм интеллекта (системы компетентностных конструктов), социального поведения и образования, в котором интерсубъектность социализирующего знания предстает как основное средство конструирования компетенций; • Психосоциологии мышления как организационно-когнитивной теории социального познания, раскрывающей алгоритм когнитивного конструирования компетенций личности и системной организации интеллекта в зависимости от реального социального контекста и состояния интеракционной системы общества. Такая интеграция дает возможность представить социально-когнитивный конструктивизм как педагогическую философию образования, раскрывающую инновационное понимание реципрокного детерминизма базовых концептов конструктивистской дидактики профессионального образования: • когнитивное конструирование - субъективная форма познавательной активности учащегося в образовательном процессе; • компетентность – когнитивный конструкт: цель и результат когнитивного конструирования – основа содержания образовательного процесса; • когнитивное обучение – механизм социализации интеллекта обучающегося, индуцируемый когнитивно-конструирующей деятельностью; • интеракционная система – организационно-педагогический механизм, педагогического управления когнитивным конструированием компетентности как цели профессионального образования; • социальная интеракция – педагогический инструмент (средство) педагогической индукции конструктивной деятельности учащегося; • социально-психологическая рефлексия – педагогический инструмент (средство) управления конструированием компетенции; • субъективирующая рефлексия - когнитивный механизм субъективизации социализирующего интеллект знания как базового элемента когнитивного конструкта – компетенции; • социально-психологическая интерпретация - педагогический инструмент (средство) управления конструированием компетенции; • когнитивная кооперация - педагогический инструмент (средство) управления конструированием компетенции; • когнитивная интеграция – когнитивный механизм, композиционного конструирования компетенции; • рефлексивное конструирование – когнитивный механизм субъективной валидизации компетенции; • педагогическая индукция – активирующий когнитивно-конструирующую деятельность учащегося педагогический триггер – механизм, запуская процесса конструирования компетентности. Система базовых концептов социально-когнитивного конструктивизма формирует ядро категориальной системы конструктивистской педагогики профессионального образования и определяет формулировки основных методологических принципов инновационной методологии педагогики профессионального образования: 1. принцип реципрокного детерминизма; 2. принцип когнитивного активизма; 3. принцип интеракционного активизма; 4. принцип субъективизации социализирующего знания; 5. принцип коммуникативного детерминизма конструктивного активизма; 6. принцип кооперативного интеракционизма; 7. принцип интерпретативного диалогизма; 8. принцип рефлексивного инструкционизма. Социально-когнитивный конструктивизм трактует образовательный процесс как интеракционную систему когнитивного обучения, в котором когнитивная активность субъектов этого процесса является главным условием его эффективности, а социализирующее знание предстает как базовый элемент когнитивного конструкта профессиональной или социальной компетенции. С позиции социально-когнитивного конструктивизма когнитивный конструкт профессиональной компетенции предстает как динамически развивающаяся система, динамизм функционирования и развития которой обеспечивают другие ее элементы: интерпретация знания; рефлексия прагматики социализирующего знания; рефлексия смысла знания, рефлексия социальной валидности социализирующего знания . Социально-когнитивный конструктивизм как педагогическая философия раскрывает понимание дидактической системы конструктивистской педагогики профессионального образования, интегрирующей пять основных дидактик когнитивного обучения личности в профессиональном образовании: • интеракционная дидактика конструктивистской педагогики профессионального образования; • коммуникативная дидактика конструктивистской педагогики профессионального образования: • лингвистическая дидактика конструктивистской педагогики профессионального образования: • интерпретативная дидактика конструктивистской педагогики профессионального образования: • рефлексивная дидактика конструктивистской педагогики профессионального образования. Социально-когнитивный конструктивизм представляет целостную теоретическую экспозицию институтционально-организационной системы конструктивистской педагогики, в которой основное внимание уделено педагогической интерпретации социальной интеракции как интегративному элементу педагогического процесса, ориентированного на когнитивное конструирование профессиональной компетенции и формирование понимания конструирования профессиональной компетенции как содержания социальных интеракций в образовательной деятельности педагога – конструктивиста. Педагог-конструктивист как агент социальных изменений в обществе, основы которых формируются конструктивистской педагогикой профессионального образования, описывается социально-когнитивным конструктивизмом в качестве социально-компетентного и интеллектуально автономного новатора образовательной деятельности. Социально-когнитивный конструктивизм определяет концепцию его профессиональной подготовки. Основу данной концепции определяет изучение когнитивной психомеханики (системы психологических механизмов) конструктивистской деятельности учащегося, которая является основным объектом профессионального внимания педагога – конструктивиста. Когнитивная психомеханика конструктивистской деятельности учащегося в интерактивной системе профессионального образования, впервые в отечественной педагогике, раскрывает процесс познания и формирование компетенции как метакогнитивную способность личности учащегося и условие успешности профессионального обучения, и, впервые актуализирует проблему когнитивной компетенции как фактора субъективной готовности к профессиональному образованию. Особое место педагогическая философия социально-когнитивного конструктивизма отводит осмыслению критериально-оценочной и технологической системам конструктивистской педагогики профессионального образования. В качестве технологического принципа конструктивистской педагогики профессионального образования впервые, педагогическая философия социально-когнитивного конструктивизма, обосновывает тренинг-принцип когнитивного обучения, разработке которого автор посвятил более 25 лет экспериментально-педагогической работы. Таким образом, как педагогическая философия инновационной модели профессионального образования, социально-когнитивный конструктивизм представляет концепты (теоретический, методологический, гносеологический, морфологический, категориальный, феноменологический и дидактический), основные системы конструктивистской педагогики профессионального образования . Педагогике, которая обеспечивает реальность практики основных положений модернизации российского образования. Педагогики, адекватной требованиям, которое предъявляет общество знаний и компетентных людей, которое формируется в России.

Автор: Руденский Евгений Владимирович

Вход на сайт

Логин:

Пароль:


регистрация

Новые лица

Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...

Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...

Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...