Посвящается Семье! Индивидуальная, личностно - ориентированная, рационально – тренинговая психотерапия. (технология перепрограммирования человека) Содержание От автора……………………………………………………………………….. Предварительная встреча……………………………………………………… 1 сеанс Установление контакта.......................................................................... Обозначение субличностей………………………………………….. 2 сеанс Структура личности…………………………………………………... Мужчина – женщина…………………………………………………. 3 сеанс 5 аксиом НЛП.......................................................................................... Всё ложь………………………………………………………………... 4 сеанс Обида – вина…………………………………………………………… Купюры………………………………………………………………… Любовь – ненависть…………………………………………………… Игры……………………………………………………………………. 5 сеанс Комплексы……………………………………………………………… Судьба …………………………………………………………………. Психологическая коррекция осуждённых………………………………………. Список литературы………………………………………………………………. От автора. Предложенная вам психотерапевтическая методика легко может быть усвоена любым врачом - психотерапевтом или психологом, знакомым с азами школ транзакционного анализа, нейро - лингвистического программирования, экзистенциальной психологии и т.д. Не стесняйтесь плагиата, особенно молодые специалисты. Прямо по инструкции ведите работу, а по мере накопления собственного опыта трансформируйте под себя. Конечно, более наглядно и легко усвоить методику, можно увидев работу автора или другого прошедшего стажировку специалиста. Получив обратную связь, сразу разобрав и уточнив все нюансы, вы более уверенно и эффективно начнете собственную практику. Эта методика наиболее подходит, в индивидуальной работе, начиная с раннего подросткового периода и вплоть до позднего пожилого возраста. Статус и образование значения не имеют, лишь бы клиент понимал, о чем идет речь. Если работа будет проведена по полной программе, то вы навсегда расстанетесь со своим клиентом как пациентом. Вы просто поселите психотерапевта в его голове. После такой процедуры не только невротические проблемы исчезают, но и многие психопатоподобные черты нивелируются. И даже шизофреноподобные, а также органические проявления в меньшей степени мешают социальной адаптации. Человек получает возможность легко решать служебные, семейные и проблемы зависимостей (алкогольной, наркотической, игровой, любовной, пищевой и др.). Эффективность методики проверена более чем 15 летним периодом её применения у более чем 500 клиентов. 2006г. В.Л.Куковицкий Эпиграф: Познать себя, Проникнуть в глубину сознанья, Открыть все двери для добра и зла, Узнать, что вложено в тебя Миросозданьем, Что в глубине таишь ты от себя. Что прячет страх твой от людского взгляда, В глуши заброшенных садов твоей души? И хочется кричать: «душа, не надо, Не слушай! Не слушай ты его, а поспеши!» Пусть чувства будут все тебе подвластны, Тогда познаешь ты, в чем суть твоя, Ты будешь, удивлен, когда на миг однажды, Увидишь в безусловности себя! Ирина Горбунова г. Ачинск Индивидуальная, личностно - ориентированная, рационально – тренинговая психотерапия. Предварительная встреча. Сообщается пациенту о 5 этапах в работе: 1. Динамический психоанализ с осознанием поверхностных комплексов. 2. Знакомство с законами психологии. 3. Обучение методикам работы с комплексами. 4. Осознание подсознательной программы жизни (судьбы) и обучение техникам перепрограммирования. 5. Рефреминг по замене наиболее стойких, особенно неприятных для пациента способов реагирования или состояния на максимально приемлемые для личности (если пациент посчитает это абсолютно необходимым, по завершению основной работы). Далее сообщается, что курс занимает от 10 до 15 часов в общей сложности, в зависимости от объёма проблем и возможностей усвоения. То есть всего необходимо 3-6 сеансов, по 1-3 часа с перерывом в 1-3 дня, для выполнения домашнего задания. Курс в полном объёме может быть проведён за 1-1,5 недели. Отмечается, что работа идёт на сознательном уровне, без трансов и внушений. Пациенту можно не называть свою фамилию и работать с психотерапевтом инкогнито. 1 СЕАНС Пациенту объясняются принципы, на которых строятся взаимоотношения с врачом, необходимые для более успешного и полного усвоения информации и психотерапевтических техник. а) Заплатив, пациент использует врача, его знания, навыки, решая САМ свои проблемы (как программист использует компьютер). Подчеркивается, что врачу по большому счету всё равно, что будет с пациентом в дальнейшем (не родственники, вместе детей не крестить). б) Необходима максимальная откровенность при работе. Т.е. необходимо излагать все свои мнения на обсуждаемую проблему, насколько сам пациент может осознавать её истинность. Если что - либо пациент не сообщит, то, возможно, что эта проблема не будет решена в полном объёме. Ещё раз подчеркивается: то, что тут будет происходить нужно только самому пациенту и больше никому. Чем больше обозначится проблем, тем большее количество их можно проработать и избавиться от них навсегда. Чем неприятнее о чём-либо говорить, тем больший отрицательный комплекс там заложен. А простое повторение жалоб и просьб вылечить, дать оценку - лишь трата времени и денег пациента. Подчеркивается, что интерес врача в этой работе только финансовый и профессиональный (хотелось бы сработать максимально грамотно и результативно, так как тогда пациент может рекомендовать эту методику уже другим людям). Объясняется, что информацию, которую излагает пациент, врач не имеет права разглашать (врачебная тайна) и отвечает по закону. Да и основная часть информации будет уже через неделю после курса забыта. Записи, которые ведёт врач, необходимы только для напоминания, на каком этапе идет курс, и какие задания давались пациенту. Тем более что можно вообще не называть себя (работать инкогнито), или изложить проблему как будто это было у кого- то другого. в) Предупредить пациента, что психотерапия, это своего рода психологическая хирургия: может быть даже будет очень больно на душе, могут появиться неприятные состояния, слёзы. Это неприятные, но необходимые реакции, это отреагирование отрицательных эмоций и связанных с ними комплексов. Не имеет смысла уговаривать и поглаживать пациента, не затрагивая проблем. Необходимо убедить пациента, что не нужно стесняться своих реакций, ведь вы в кабинете врача, а здесь можно не сдерживаться и вести себя естественно, свободно. г) Предупредить, что пациент может сильно измениться: приобрести новые взгляды, формы поведения. Ему нужно быть готовым к этому, разрешить себе меняться и, по - возможности, предупредить об этом родных. Спокойно реагировать, если вас такого не примут сразу. д) В то же время не рекомендуется резко менять в своей жизни что-либо фундаментальное: семью, работу, друзей, место жительства. Так как пока полностью работа над собой не завершена, установки еще недостаточно зрелые и могут меняться по мере приобретения новой информации и как бы, потом не пришлось пожалеть о поспешных решениях. Всю жизнь жил так, можно подождать еще 1-2 месяца, а лучше полгода. е) Не ждать результата сразу. Само ожидание немедленного облегчения, как своего рода чуда, чревато разочарованием. Так как представляется своя картина выздоровления, а любое отличие от ожидаемой воспринимается как неизлечимость и отодвигает улучшение состояния. Да, самочувствие будет улучшаться и сразу во время работы, но наиболее полный и стабильный результат наступит после завершения всего курса и адаптации к этим положительным изменениям пациента окружающих, родных и близких. Им тоже необходимо время чтобы перенастроиться к нему, принять в другом качестве - здоровым, самостоятельным, спокойным. Важно понимать, что человек более сложная система, чем тот же компьютер и программа жизни меняется более медленно и постепенно. Это у компьютера можно вставить другую дискету, и он начнет выполнять совершенно другую работу, а у человека новая информация проходит несколько уровней погружения до того как перейдет в автоматическую реализацию, станет своей, будет ощущаться естественной. 1 уровень: нужно информацию узнать (прочитать, прослушать лекцию, наблюдая за другими людьми, за своим поведением, из бесед); 2 уровень: информацию необходимо принять: я этому доверяю, мне это нравится, я хотел бы этими навыками и реакциями обладать. 3 уровень: провести тренинг. Полученные знания необходимо проверить в жизни, осуществить, несколько раз повторить, зафиксировать самими поступками, жизнью. Для чего и будут даваться задания на дом, включаться элементы игры при наших беседах. 4 уровень погружения информации: переход в автоматическое использование (рефлексы). Это довольно длительный период, занимающий около 3-6 месяцев и поэтому тоже нет смысла ждать немедленного, стабильного результата. Всё ещё будет ощущаться как чуждое, искусственное, изменчивое. Важно весь этот период разрешить себе меняться. 5 уровень: изменения отношений с окружающими, их реакций на вас. Объяснить, что окружающие не сразу изменят отношение к клиенту, что они могут провоцировать старые, установившиеся ранее отношения (жалеть, воспитывать, ругать, и т.д.). Меняться нелегко, тем более неосознанно. Нужно набраться терпения. На всех этих этапах очень нужна поддержка и коррекция со стороны. Потому в любой сфере деятельности, хоть профессиональной, а особенно философски – тренинговой (У-Шу, Йога, Кун-Фу и т.д.) не обходятся без наставника (мастера, гуру, тренера и т.д.). Самостоятельно усвоить и претворить в свою жизнь, особенно мировозренчиские концепции, человек НЕ способен. ё) Рекомендуется подробности о работе с психотерапевтом никому не рассказывать, так как будут предложения пересесть из одного кресла в другое, что-то сыграть, представить, отрепетировать дома. Для постороннего человека это может выглядеть странно, смешно и некомпетентное высказывание может нивелировать работу над собой, исказить восприятие результата. А если поделитесь достижениями, то возможно отреагирование положительных изменений, согласно закону сохранения эмоций, который будет подробно проработан далее. Да и вообще ни перед кем отчитываться вы не обязаны, все, что с вами здесь будет происходить - только ваше достижение и нужно ВАМ в первую очередь. ж) Вводится понятие психологических закономерностей. Пациенту объясняется, что психологические законы, как и другие законы природы, действуют неотвратимо и также ведут к наказанию при их нарушении, неважно знаем мы их или нет. Например, есть такой закон как притяжение к земле. Если человек выйдет из окна 5 этажа погулять, то наверняка разобьётся, хоть будет это взрослый, знающий о последствиях, хоть грудной, еще ничего не осознающий – последствия неотвратимы. Но человек, знающий о законе, имеет возможность достигнуть результата, не пострадав: взять и спуститься по лестнице или надев парашют, применить другие закономерности, распределив падение на множество частей, со ступеньки на ступеньку, или применив закон планирования на парашюте. Он останется, жив и достигнет своей цели - погулять на улице. И еще, если вы нарушите уголовный закон, то можете скрыть это или нанять хорошего адвоката и возможно, избежите наказания. Психологические законы природы заложены в самом человеке, в генах. А от себя не скроешься, не убежишь. Все равно на бессознательном уровне наступает болезненная реакция, вплоть до включения реле на самоуничтожение. з) Пациенту дается понятие бессознательного и параллельно наводится легкий транс для концентрации внимания пациента на врача. "Вот вы сейчас видите мое лицо, слушаете, о чем я говорю, стараетесь уловить смысл и ваше сознание, как бы занято только этим. Но вся остальная лавина информации так же поступает в мозг от рецепторов тела: какова температура воздуха, какая поза, как прилегает к телу одежда, слышаться различные шумы на улице и в коридоре и т.д., видите какова освещенность в кабинете, обстановка, если обратить внимание. Вся эта информация уходит в подсознание непрерывным потоком, плюс весь тот опыт, что мы накопили за свою жизнь, и вроде как благополучно забыв. И разница между объемами информации, которым владеет сознание и которая в подсознании очень велика. Это все равно, что сравнивать Земной шар и футбольный мяч. По сути, мы живем бессознательно, а сознанием лишь констатируем какие-то желания, переживания, состояния, обстоятельства, факты. Часто не понимая, почему так чувствуем или ведем себя, почему нас часто раздирают противоречия, мучает нерешительность. Вот и вы, наверное, не все понимаете в своей жизни, не совсем приятно ощущаете себя в этом мире и не нашли сами выхода из сложившихся обстоятельств, поэтому и обратились к нам. И правильно сделали. Не будете же вы чинить самолет, не будучи обученными, этому. Поэтому и обратились к специалистам в области психотерапии. А, узнавая с помощью врача психологические закономерности, и принимая эту информацию к действию, изменяется бессознательное и получается наиболее благоприятное самоощущение, адекватные реакции и есть возможность гармонизировать внутреннее состояние". и) Предупредить, что врач будет вести себя и реагировать так, как необходимо для работы: применять гротеск, юмор, может быть слишком занудливым и не нужно пытаться уловить истинное отношение врача к пациенту, или мнение о проблеме, болезни. Врач всего лишь инструмент, а не судья и не «жилетка». После этого спросить, согласен ли пациент с таким типом взаимоотношений. Уточняется самочувствие здесь и сейчас. Обговариваются все непонятые и интересуемые пациента моменты работы. Затем просите пациента: "А теперь расскажите о своих проблемах, как будто рассказываете об этом впервые”. Пациенту дается возможность выговориться до предела, стимулируя, обозначая все темы из жизни, жалобы как в психической, так и в соматической сферах. Какое мнение пациента о своей проблеме, о её причине, о том, как пытался с этой проблемой справиться, куда обращался, какие были результаты? Далее, в порядке обозначения пациентом, прорабатываются темы: Взаимоотношения в нынешней семье: кто лидер, распределение ролей? Взаимоотношения в семье родительской: когда там проживал и в настоящее время, отношения родителей к пациенту, их ожидания насчет перспектив у него, кого из детей больше любили и кто, на кого больше похожи и чем, что особенно не нравилось в родителях и в других близких людях и что из этого находят у себя? Взаимоотношения со сверстниками: в детском саду, школе, дома, на улице, в институте, на работе. В какой роли выступал в коллективе (лидер, середнячек, "козёл отпущения", посторонний наблюдатель)? Какие были клички и как на них реагировал? Какие планы, цели и мечты были в детстве, в зрелом возрасте? Что осуществилось, а что нет и почему? В чем видит цель и смысл жизни в настоящее время? О чем, упущенном в жизни, каком - либо шансе, сожалеет? Увлечения, хобби? Отношения с противоположным полом: первый любовный опыт, первый и последующий опыт интимных отношений. Есть ли какие-то особенные желания и потребности в интимной сфере? Какие к этому отношения партнеров и самого пациента? Какое отношение к политике и политикам, к государству, к своей национальности и к другим национальностям? Знает ли какие либо слухи о себе, кто их распускает, как на них реагирует? Отношение к алкоголю, наркотикам, курению. Собирается подробный алкогольный анамнез. Пытался ли от каких либо пристрастий освободиться и с каким результатом? Что намерен в этом плане делать дальше? Отношение к религии, ритуалам. Верите ли, в Бога и что есть Бог для вас? Порчи, сглазы, предсказания, проклятья по отношению к самому пациенту и его родне. Откуда об этом знает, как на него влияет, к чему приведет? Что есть душа? Религиозные течения, о которых знает. Что думает об инопланетянах и о других необычных силах, о природе. Испытывал ли что-либо необычное на себе? Последствия, как поступал, кто был еще вовлечен в это, их роли? Бабки, дедки, колдуны, ведьмы и т.п. Опыт общения с ними, результат. Считает ли себя в чем-либо неполноценным, уродливым физически или психически? Откуда об этом знает? Пытался ли что- то с этим делать, каков результат, что будет в этом плане делать в дальнейшем? Какие тяжелые потрясения и психические травмы пережил? Каковы последствия, как с ними справляетесь? Пришлось ли мстить? Кому причинил горе (вольно или невольно)? Каковы последствия, как пытался исправить положение, какое отношение с пострадавшим в настоящее время? Что хотите от жизни? Что хотите от окружающих вас людей? От себя самого? Что ожидаете от жизни? Что ожидаете от людей, от себя? Нужен ли кому в этом мире? Нужен ли кто самому? Считает ли себя "О, Кей!"? А близких, друзей? Государство и его структуры, в частности медицину. Объясняется результат: то, что не "О, Кей!" исключается из возможности использовать, если необходимо решить проблему. Этот ресурс не задействуется для достижения своих целей. После нашей работы все должны восприниматься как "О, Кей!", в каждом есть то, что может пригодиться, что-то положительное, интересное. Ответьте на вопрос к самому себе; "КТО Я?" И продолжайте отвечать на него постоянно, пока мы с вами работаем, а лучше всю жизнь. Это вопрос самопознания. Открыть в себе все двери, исследовать самые потаенные закоулки и ненужное проработать и запечатать, а положительное и перспективное развить и использовать максимально в своей жизни! Затем спросить пациента о его самочувствии, хотел бы еще о чем-либо рассказать, какие есть замечания, наблюдения? Просим пациента пересесть во 2- е КРЕСЛО, лучше напротив того, где до этого сидел и, постаравшись максимально отсоединившись, "дать тому человеку в первом кресле характеристику во втором лице". Сначала пусть выскажет сам все, что приходит в голову, необходимо выждать некоторое время, не помогая. Затем идет стимуляция. Обращаться к пациенту на ВЫ. Объяснить, что можно говорить всё что угодно: «ОН ничего с нами не сделает, не нужно стесняться в выражениях». Какой характер, хорошие и нехорошие черты, что нравится в его жизни, а что нет? Хотелось бы с этим человеком дружить? Пошли бы с ним в разведку? Хотелось ли бы иметь такого начальника, или подчинённого? Создали бы с ним семью, или поискали что-то другое? Хотели бы иметь его своим родителем? Или быть его родителем? Какое чувство он вызывает у Вас и почему? В чем суть его проблемы при взгляде со стороны? Какой вопрос хотелось бы задать, не знаете ответа? Затем дать советы, попросить придумать способы воздействия на него, не заботясь нравиться ли это, будет ли он это делать, сможет ли. "Это уже его проблемы". Что бы в нем изменить, как черту личности или что-то в его жизни, если бы была волшебная палочка, и возможно тогда он был бы счастлив? Как жить дальше? Дать максимально конкретные советы. Пожелания. Напутствия. Просим пациента постараться представить в 3-ем КРЕСЛЕ того человека, на которого хочется походить как внешне, так и внутренне, чтобы нравилась его жизнь, поступки, отношения с окружающими и к жизненным ситуациям, чтобы нравился его характер. Пусть представит человека, которому завидуете белой завистью. Лучше реального, хорошо знакомого. Если такого нет, то можно героя из произведения, или фильма. В крайнем случае, составленный из нескольких личностей, или придуманный идеал. При этом, во время подробного описания пациентом своего идеала: как сидит в кресле, во что одет, какое у него настроение, как относится к проблемам пациента, хотел бы помочь пациенту и т.д., взять на визуальный и аудиальный якорь. Затем еще раз уточнить, что не нравится в человеке из 1-кресла и взять на другой визуально - аудиальный якорь. Проверив якоря, попросить подойти к идеалу и представить, что он встает навстречу, прочувствовать его перед собой; его тепло, запах духов, голос, и т.д. Попросить обхватить руками этого "человека" и постепенно вводить в себя, прижимая руки, крест на крест к своему телу, стараясь прочувствовать, как образ располагается в теле, входит в каждую клеточку организма, каждый нерв. Ощутить его в себе. При этом врач описывает желаемую личность теми же словами, которые до этого применял пациент, повторяя и задействовав оба якоря, не менее чем на 40 секунд. Просить не торопиться, все хорошо прочувствовать, как ОБРАЗ вошел во все структуры личности, в мозг, в мысли. Сказать бескомпромиссным тоном, что ОН органично связан с вами, становится вами, вы и есть ОН, описать, как с новыми чертами будет жить. Затем попросить сесть в 3-КРЕСЛО, где до этого был желаемый идеал. Сесть врачу справа от пациента "уголком", спросить о самочувствии. По завершению первого сеанса, дать задание на дом: тренинги с зеркалом: 1) глядя себе в глаза высказать все нехорошее об окружающих пациента людях: родных, близких, друзьях и вплоть до сослуживцев, начальства, правительства, Бога, Черта, а также умерших, забытых. 2) на следующий день высказать все нехорошее о себе: с точки зрения себя самого, с точки зрения родных, близких, друзей, сослуживцев, начальства, правительства, Бога, Черта, умерших. Оба эти тренинга выполнять по 15-20 минут без перерыва, если не находятся новые субъекты или эпитеты, то необходимо повторяться. Обязательно проговаривать вслух, не стесняясь в выражениях, проговаривать даже то, что кажется совершенно надуманным, зряшным. Если это пришло в голову, то значит не зря, пусть все отреагируется. 3) еще через сутки проговорить все хорошее о себе самом как с точки зрения себя самого, так и других. Также проговорить все хорошее о других. Говорить по одному разу (не повторяясь), пусть на это уйдет 1 или 5 минут. Назначить следующий сеанс через сутки - двое. 2 СЕАНС Если пациент приходит и садится в 1-кресло, то очень коротко повторяется прежний путь из кресла в кресло, вплоть до третьего, только уже без объединения с желаемым образом. Предлагается на каждом этапе говорить самую суть, или сжато изложить то, что не смогли сказать на прошлых сеансах, или забыли сказать. Спрашивать пациента о самочувствии в каждом кресле. В 3-кресле попросить подвести итог проделанной ранее работе, что мы здесь делали прошлый раз и сегодня, как он это понимает, цель с его точки зрения, какие выводы он может из этого сделать, каковы результаты? Затем поинтересоваться заметил ли он разницу, когда находился в разных креслах. Где было приятнее находиться, а где более простое отношение к проблеме, какое отношение к советам из 2-кресла. Затем, подчеркнув еще раз, что врач работает совершенно открыто, объяснить для чего был проведен предыдущий сеанс, какие преследовались цели: 1. Вспомнить все наиболее неприятные события из своей жизни, максимально выведя их в сознание, что бы был материал для анализа и дальнейшей работы. И это нужно не только врачу, для того чтобы помогать пациенту, сколько самому пациенту для того, чтобы можно было легче оперировать информацией из прошлого. 2. Получить эффект исповеди, который с большим успехом использует церковь, или по-другому, отреагирование отрицательных эмоций с помощью проговаривания и попытки анализа, пусть даже и достаточно поверхностного. 3. Увидеть то, что человек может несколько по-разному реагировать на те же события, иметь несколько мнений на одни и те же события, в зависимости от ситуации и состояния. Психологи, подметив и изучив множество состояний, реакций и проявлений в жизни у человека, систематизировав результаты, пришли к выводу, что личность человека имеет 3 составные части. В одном из направлений в изучении психологии человека и его судьбы, ТРАНСАКЦИОННОМ АНАЛИЗЕ, они условно названы: Я - РЕБЕНОК, Я - РОДИТЕЛЬ, Я - ВЗРОСЛЫЙ. Подтверждая постулат: все новое - это хорошо забытое старое, можно отметить, что это открытие 70-х годов, давно подмечено в религиозной литературе как единство Бога в его тройственности. В молитве произносится: "во имя ОТЦА и СЫНА и СВЯТАГА ДУХА". И в Библии есть ещё постулат «Бог создал человека по образу и подобию своему». То есть всё, что относится и характеризует Бога, полностью относится к человеку. Далее даются характеристики каждой части личности подробно, с примерами, где и какая часть личности чаще и легче проявляется (застолье, дет. ясли, рынок). Рисуется схема личности: ╔═══-══╗ ║ ┌───┐ ║ ║ │ Ро │ ║ РОДИТЕЛЬ ║ ├───┤ ║ ║ │ В │ ║ ВЗРОСЛЫЙ ║ ├───┤ ║ ║ │ Ре │ ║ РЕБЕНОК ║ └───┘ ║ ╚════-═╝ РЕБЕНОК - это "ХОЧУ, ДАЙ". Это безответственность, жалобы, капризы, плаксивость, это желание: чтобы помогали, опекали, заставляли, защищали. РЕБЕНКОМ мы ощущаем: счастливы или несчастные, радость, горе, страх, тревогу и т.д. РОДИТЕЛЬ - это "ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, НУЖНО ТОЛЬКО ТАК И НЕ ИНАЧЕ", это мораль: правильно, неправильно, хорошо, плохо и суперответственность за все и всех. Это желание помогать, опекать, заставлять, защищать, давать, отнимать, обсуждать, осуждать, наказывать. РОДИТЕЛЕМ мы проявляем: негодование, раздражение, злость, жалость, доброту, брезгливость и т.д. ВЗРОСЛЫЙ - это "ВЫГОДНО, НЕВЫГОДНО, ЧТО Я ЗА ЭТО БУДУ ИМЕТЬ", это поделенная ответственность: "от меня что - то зависит, но я не Бог и обстоятельства также влияют". Это желание: договориться, понять точку зрения других, найти компромисс, получить выгоду от сотрудничества, при этом понимание, что другому тоже что-то нужно, расчет и реализация более выгодного решения. ВЗРОСЛЫЙ эмоций не имеет. Это ОПЫТ, МУДРОСТЬ, ЗНАНИЕ ЗАКОНОВ ЖИЗНИ. Затем вновь, обратив внимание на пересадки в креслах, попросить определить в каком кресле какая часть личности в большей степени проявилась. 1) где жалуется, просит, плачет, капризничает. 2) где оценивает, поучает, ругает, указывает. 3) где анализирует, рассчитывает, спокоен. Подвести пациента к пониманию внутреннего общения частей личности, к их взаимовоздействию. Обратить внимание на такие проявления, как укоры совести, самобичевание, самооправдание, борьбу мотивов. Насколько жестко "прессуется" РЕБЕНОК РОДИТЕЛЕМ. Дать понимание того, что РЕБЕНКОМ мы и ощущаем ЖИЗНЬ. В нем и сосредоточены эмоции: счастья, горя, страха, радости. Именно в этой части личности находятся все базовые инстинкты обеспечения собственной жизни и получения удовольствия: пищевой, комфорта, безопасности, сексуальный, игровой. В процессе развития животного мира, с точки зрения ОНТОГЕНЕЗА, состояние РЕБЕНКА появилось первично и высшей степени развития достигло у земноводных. Например, крокодилы живут чисто инстинктами низшего порядка. Захотелось есть - он ест все, что попадается, может даже съесть своего крокодилёнка. Пришло время откладывать яйца - самка зарыла их в песочек и больше никаких забот. Тоже у лягушек: стало холодно - выскочила на солнышко, стало жарко - прыгнула в воду; если сыта, то хоть самые жирные комары будут виться вокруг и лапкой не двинет, запасать впрок и не подумает. У высших животных появилась необходимость заботиться о потомстве. Если у низших потомство рождается вполне жизнеспособное и обычно в огромном количестве, то высшие рождают потомство, которое без заботы со стороны взрослых особей обречены на гибель. И вот тут - то и возникает РОДИТЕЛЬСКАЯ часть личности, которая берет на себя функции защиты, выкармливания, обучения детенышей. Но как только эта составляющая возникает, тут же формируется иерархия отношений у стадных и стайных животных. Появляются ведущие и ведомые, середнячки и "козлы отпущения". И тогда формируется такой способ взаимоотношений, когда только один член сообщества становится ведущим, вожаком, которому другие уступают. Здесь появляются инстинкты: лидерства в группе, взаимоотношения поколений, взаимоотношения полов, социальный инстинкт; когда собственная безопасность и даже жизнь, становятся менее значимой, чем обеспечение выживания потомства, своего стада, рода, вида. И только у человека, плюс к тому, что есть и у других животных, появляется состояние ВЗРОСЛОГО с абстрагированием, холодным расчетом, мудростью. Вот эту часть личности мы и должны максимально развить, чтобы иметь возможность объективно воспринимать действительность, без эмоций принять выгодное и безопасное решение, достигнуть компромиссного, приемлемого для себя и партнеров результата. Но ВЗРОСЛЫЙ только тогда силен, когда обладает знаниями законов природы и, в первую очередь, психологических закономерностей, опытом, рассудочностью. Ведь реакции РЕБЕНКА и РОДИТЕЛЯ эмоциональны, а эмоции искажают действительное положение вещей и поэтому, мы частенько принимаем глупые и неприятные для себя и окружающих решения, совершаем еще более бессмысленные поступки. В структуре личности трансактники рисуют ВЗРОСЛОГО в середине, между ┌── ┌ ─┐ │Ро│ и │Ре│ как своего рода амортизатор внутриличностных отношений. └──┘ ──┘ Здесь очевидно, что слабость ВЗРОСЛОГО оставляет РЕБЕНКА беззащитным перед РОДИТЕЛЕМ и если РОДИТЕЛЬ слишком морализован, то можно ждать тяжелые страдания с угрызениями совести, самобичеванием или жалением себя. В обществе люди, встречаясь, друг с другом проявляются в какой- либо из этих частей личности. И, соответственно, другой человек так же вступает в общение в рамках проявления одной из этих частей. ╔═══════╗ ╔═══════╗ ╔═══════╗ ╔═══════╗ ║ ┌───┐ ║ ║ ┌───┐ ║ ║ ┌───┐ ║ ║ ┌───┐ ║ РОДИТЕЛЬ ║ │ Ро│ ║<------->║ │ Ро│ ║ ║ │ Ро│ ║<╗ ┌>║ │ Ро│ ║ ║ ├───┤ ║ ║ ├───┤ ║ ║ ├───┤ ║ ╚═╗ ┌─┘ ║ ├───┤ ║ ВЗРОСЛЫЙ ║ │ В │ ║<------->║ │ В │ ║ ║ │ В │ ║ ╚╤╦┘ ║ │ В │ ║ ║ ├───┤ ║ ║ ├───┤ ║ ║ ├───┤ ║ ┌─┘╚═╗ ║ ├───┤ ║ РЕБЕНОК ║ │ Ре│ ║<------->║ │ Ре│ ║ ║ │ Ре│ ║<─┘ ╚═>║ │ Ре│ ║ └───┘ ║ ║ └───┘ ║ ║ └───┘ ║ ║ └───┘ ║ ╚═══════╝ ╚═══════╝ ╚═══════╝ ╚═══════╝ РЕБЕНОК-РЕБЕНОК: отношения на этом уровне приносят радость общения, чувство безответственности и свободы, игривость, желание получать удовольствие, беспечность. Это люди отдыхающие, занимающиеся сексом, алкоголики и наркоманы. Только здесь и возможно ощущение истинной близости, родство душ. Именно здесь находятся базовые инстинкты и потребности, такие как: пищевой, сексуальный, комфорта, любознательности. РОДИТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ: на этом уровне общение возможно, только если мнения партнеров полностью совпадают. Например, высказывается мнение о правительстве; что они плохо работают, воруют, ничего не понимают и т.д. Если все участвующие в беседе люди придерживаются такого же мнения, то атмосфера будет доброжелательной, но если кто-либо попытается говорить о правительстве хорошо, то на него начнут смотреть косо, переубеждать. А если все - таки оппонент своё мнение не изменит, то общество его просто отвергнет. На уровне РОДИТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ и формируется так называемое общественное мнение, со своими взглядами, ценностями, взаимоотношениями. Общественные круги, касты, слои общества, а так же религиозные, националистические, партийные и другие идеи, так же формируются на базе РОДИТЕЛЬСКИХ отношений. На этом уровне человечество разделяется на отдельные как большие так и малые группы, с установками: - ТОЛЬКО МЫ ПРАВЫ! – КТО НЕ С НАМИ ТОТ ПРОТИВ НАС! И именно из - за установок на уровне Ро – Ро происходят все войны, как мирового так и семейного масштаба. ВЗРОСЛЫЙ-ВЗРОСЛЫЙ: отношения чисто деловые. Заключаются договора, разрабатывается тактика достижения совместной цели. На этом уровне даже непримиримые враги могут найти совместную выгоду и принять план совместных действий. При этих отношениях и происходит познание истинного положения вещей (закономерностей). Ответственность здесь оказывается поделенной между собой. РОДИТЕЛЬ -> РЕБЕНОК: так человек относится к другим людям, если свое мнение он ставит выше их мнения. При этом всю ответственность в принятии решения берет на себя, (они ничего не понимают). Проявляются такие чувства; заботы, доброты, раздражения, гнева, жалости. Появляется желание опекать, наставлять, заставлять, наказывать, давать, отнимать, обсуждать, осуждать. РЕБЕНОК -> РОДИТЕЛЬ: при таком подходе человек относится к другим людям, как к тем, кто должен о нем заботиться, обеспечивать, опекать, радовать, давать, помогать. Ответственность при таком отношении как бы перекладывается на окружающих и на обстоятельства. Проявляются чувства: счастья, радости, восхищения, горя, страха, обиды. При длительном общении люди приходят к отношениям РОДИТЕЛЬ <--> РЕБЕНОК, так как полного совпадения мнений, желаний, вкусов ожидать невозможно и, конечно же, возникнут разногласия. И кому- то вольно или невольно придется уступать. В любом стаде, стае, группе людей всегда лишь ОДИН вожак. При появлении второго претендента возникает конфликт пока кто-то не уйдёт на другую роль в РЕБЕНКА или ВЗРОСЛОГО, или погибнет в борьбе за власть. Произойдет ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР лидера, более сильного, умного, ловкого, способного повести за собой, взять ответственность на себя за всё сообщество. В этом и состоит закон ЛИДЕРСТВА. Семья это тоже группа и на неё также распространяются эти закономерности. Так кто же должен быть в доме хозяином? Чаще всего на роль лидера претендуют или муж, или жена. Хотя могут претендовать и другие родственники, проживающие совместно или очень часто контактирующие с семьёй. Иногда, даже один из детей, при слабости РОДИТЕЛЬСКОГО начала у отца и матери может занимать позицию лидера. Можно рассказать о случае, когда на медико-педагогической комиссии обследовался мальчик 9 лет. Ему некогда было учиться из-за того, что родители были инфантильны и не могли взять на себя роль лидеров в семье, любили выпить, не заботились о детях. Старший ребёнок взял на себя эти роли и запустил учебу. До этого бабушка управляла семьей, но затем сильно заболела и роль лидера пришлось отдать. Ребенок повествовал о своей жизни; о получках и авансах, которые ему приходилось ходить и получать вместе с родителями ("а то пропьют "), о стояниях в очередях за молоком, колбасой, о необходимости отводить и забирать сестренку из детского сада, о посещении совсем больной бабушки, и т.д. Затем спрашиваем пациента: «Так для кого эта роль более естественна, для мужчины или для женщины?» Спрашивая женщину, можно задать следующие наводящие вопросы: кого бы она хотела иметь своим начальником, мужчину или женщину? Почти всегда отвечают "конечно, мужчину". С кем легче вести дела? Есть ли у неё желание, что бы жалели, опекали, любили? Спросить еще, кого из людей больше всего любят, опекают, жалеют? Детей! Спрашивая мужчину на тему лидера в семье, можно поставить вопросы; кто должен нести ответственность за семью, за её благосостояние? Кто должен решать все дела в доме, обладать решающим словом? Затем переходим к уточнению роли мужчины и женщины с точки зрения ЭВОЛЮЦИОННОГО подхода. Род человеческий, как любой другой вид живого, эволюционирует: развивается, совершенствуется, приспосабливается, приобретает всё новые качества. Доказано, что увеличивается средний рост человека, объем мозга, длительность жизни – это заметно даже за последние 100 лет. Также развиваются возможности человека за счет его достижений в науке, в создании всё более новой техники, в познании самого себя. Человек использует всё новые познания законов природы для себя, всё дальше улетает в космос, всё глубже уходит под воду, под землю, всё быстрее передвигается, обменивается информацией. Идет развитие в музыке, живописи и других видах искусств, создаются все новые направления, жанры. Растут спортивные и интеллектуальные рекорды. Человечество, как и почти весь животный мир, а так же и растительный, разделен на 2 основные части; МУЖСКУЮ и ЖЕНСКУЮ. Логично предположить, что если это произошло, то в этом есть большой смысл, заложенный ПРИРОДОЙ, или если хотите БОГОМ, или может быть ИНОПЛОНЕТНЫМ существом. Думайте, кому как нравится. Так же логично предположить, что каждой половинке предписаны свои роли. Мужской половине - мужские, женской - женские. Каждому своё! Под эти роли и заложены генетические особенности как физического, так и психического плана. Попробуем разобраться: кому, какие? Если у страусов Эмму самец строит гнездо, страусиха отложив яйцо, уходит к другому, а самец высиживает, то по другому быть не может. Но совсем другая ситуация куры и петух. Эти роли природой очень жестко генетически закреплены. А что же у людей?! Кто открывает законы природы, на самом острие научных достижений и в любых других направлениях жизнедеятельности человека; самые передовые музыканты, композиторы, модельеры, повара, учителя, врачи, художники, поэты, писатели, полководцы, правители? Кто самые сильные, быстрые, ловкие? Кто обычно выигрывает совместные чемпионаты по шахматам, шашкам? Везде мужчины впереди, на самом острие достижений человечества в любой области. Самые сильные, самые умные и даже самые женственные - мужчины. Можно рассказать о заметке в газете, о курьёзном случае, когда на конкурсе мисс-красавица в одном из городов только случайно был разоблачён мужчина, дошедший до полуфинала и которого пророчили на мисс. Просто один из зрителей знал его хорошо и спросил у комиссии: "а что и мужчины тоже могут принимать участие в конкурсе?" Т.е. самая лучшая часть человечества - это мужчины! Ни одна женщина, ни одного основополагающего закона природы не открыла, хоть все энциклопедии перечитай. И с другой стороны, кто самые жестокие убийцы, извращенцы? Кто больше всего сидит по тюрьмам, кто организаторы революций, мафиозных структур? Те же мужики! То есть, как в хорошем, так и в плохом - везде мужики впереди. Тогда логично предположить, что мужская роль – это быть первопроходцем, разведчиком человечества. Отсюда следует, что, по сути, мужчина заложен генетически быть лидером, впереди идущим, прокладывающим путь. Он двигатель эволюции человечества! Через мужчин в основном идет естественный отбор. Они бьются из - за идей, власти, добычи, женщин. И слабые, раньше физически, а сейчас интеллектуально, психологически; погибают, выбраковываются. Выживают сильнейшие и умнейшие, способные к совершенствованию, гибкости. Они оставляют более жизнестойкое, более образованное, более активное потомство. Теперь попробуем разобраться: а для чего нужна женщина? Да, мужчина может очень многое, но ведь женщина может практически во всем его заменить. И академики есть, и министры, и президенты тоже бывают женщины. Они способны служить в армии, водить трактора, летать в космос, зарабатывать деньги, содержать семью и даже мужей. Нет для женщины ничего невозможного в современной жизни, на достигнутом уровне развития общества. А вот мужчина только одно неспособен, делать из того, что может делать женщина. Что же? Рожать детей. То есть у женщины есть исключительная функция, которую не могут выполнять представители другого пола, что бы они ни изобретали. И чем бы была занята женщина, если бы была здорова и не предохранялась? Надо зачать, выносить, родить ребенка, а затем вскормить его грудью, обучить речи, следить за ним, любить его. Лактация сохраняется до 2-3 лет. А рожать женщина может практически каждый год. Так как у женщины всего две груди, то при появлении третьего ребёнка, она просто неспособна, справляться одна со всеми детьми, и старшего, волей или неволей, придётся передать на попечение отцу уже на третьем году жизни. А возможность родить ребёнка у женщины уже возможна и в 12 лет. Так предписано природой, таков закон. Когда тут учиться, гулять, зарабатывать деньги, заниматься политикой? И как этот закон природы выполняется фактически? Безобразно! И природа мстит. Как? Для некоторых очень жестоко. Подавляющее большинство неврозов человек получает в семейных конфликтах. А сколько раненых и погибших в семейных войнах, исковерканных жизней детей. Это то, что заложено природой. А каково общемировое мнение человечества на этот счет? Оно изложено в религиозных различных концессиях. Во всех мировых религиях БОГ - это МУЖЧИНА. И даже в языческих культах, где множество БОГОВ и БОГИНЬ, самый главный из них мужского пола. Будь то ЗЕВС у греков, или ПЕРУН у русских. В христианских канонах прописано: "да убоится жена мужа своего и следует за ним, как ниточка за иголочкой, муж заботится о своей жене". У мусульман об этом говорится еще более категорично. И если эти каноны соблюдаются, то проблем в семейных отношениях практически не бывает. Слышали ли вы, чтобы спивались таджики, узбеки, или таджички страдали неврозами? Там на мужчине вся ответственность за свою семью. А если взять наше общество, то здесь вся ответственность на женщине. Особенно это выражено в России. Почему так произошло? Здесь сыграли свою роль несколько моментов. Во-первых, с начала века Россия пережила несколько тяжелых периодов; первая мировая война, революции, гражданская война, сталинские репрессии, вторая мировая война, вновь репрессии и, в дальнейшем, различные народные стройки, поднятие целины, освоение Севера. Мужики где? На фронте, в лагерях, и еще черт знает где, но только не в семье. Несколько поколений мальчиков и девочек выращено только женщинами. Для мальчиков женщина была и кормилица, и защитница, и учительница, и воспитательница, короче всем- БОГОМ, фактически святой. И девочки также видели роль женщины, как основного звена в семье и вели себя соответственно, беря ответственность за семью на себя. Во вторых, это воспитание мальчиков по - рыцарски. Не в плане этикета, а по фактическому отношению полов. С самого раннего детства мальчика учат уступать слабому, глупому, ущербному. Так же воспитывают уступать и слабому полу, т. е. девочкам. Кого накажут в ясельном возрасте если подерутся девочка и мальчик между собой из - за игрушки. Конечно, мальчика: "уступи, не обижай, девочку, ты ведь рыцарь. " И девочка очень рано начинает понимать, "мальчик должен уступать". В школе, особенно в первых классах, кто лучше учится? Девочки. А ведут себя более спокойно? Опять девочки. В пример мальчику кого ставят? Машу. Из учителей кто самый умный человек? В основном женщина. В третьих, у женщины есть врожденное чувство опекать, заботиться о ребенке. И если мужчина проявил себя как несчастный, нуждающийся в поддержке, а то и помощи, в присутствии женщины, то она начинает относиться к нему, как к ребенку. Конечно, какой тут может быть мужской авторитет и уважение. В четвертых, женский интеллект более практичен и конкретен. Женщине проще принять решение: "вот так принято, так учили и все». Она мыслит штаммами. В пятых, Россия православная страна, и основная икона которой поклоняются верующие – икона Божьей матери. "Да, Бог- мужчина, но кто его родил?!" Само слово Россия очень женственное, и если необходимо пробудить патриотические чувства, то у нас "Родина-Мать зовет", а не "Дядюшка Сэм", как в Америке. В шестых: это долгие годы коммунистической морали. Активная пропаганда равенства во всем. При этих условиях женщина получает огромное, как моральное, так и фактическое преимущество в споре с мужчиной, в отстаивании своей позиции. Например: в семье возникла дилемма, что приобрести на полученные мужем и женой зарплаты? Мужчина доказывает, что нужны шины для машины, а жена, что нужен холодильник. Чтобы или то или другое приобрести, необходимо сложить деньги вместе. Мужик говорит: "Милая, давай денежки и я поехал за колесами, а то каждый день штрафуют за лысую резину". А жена отвечает: "Дорогой, холодильник совсем плохо работает - нужен новый, так что давай денежки мне, я уже в магазине договорилась". И как думаете, кто в подобной ситуации имеет большую возможность настоять на своем, применив как моральные, так и физические формы воздействия? Допустим, что мужчина применил физическую силу и забрал у женщины деньги, пошел покупать колеса. Что может предпринять в этой ситуации женщина? Может вызвать милицию, пожаловаться родным и друзьям, и получить от них помощь или хотя бы сочувствие. А если женщина оказалась сильнее и деньги попали к ней в руки, что может предпринять мужчина? Будет ли он вызывать милицию, жаловаться родным и друзьям? Конечно же, нет. Его просто засмеют: "Что с бабой справиться не можешь?!" Из всего вышеизложенного следует, что в нашей стране моральное право применения силы к партнеру имеет женщина, то есть если женщина находится в позиции лидера, мужчина сам захватить власть не способен. Если он применит силу по отношению к женщине в виде ненормативной лексики или физической силы, то он потом сам себя морально начинает уничтожать: "Как я посмел обидеть слабого, мать моих детей и т.д." Получается, что мужчина, подавленный женщиной не может находиться в родительской, лидерской позиции, т.к. не может применить силу, чтобы сделать женщину подчиняемой. Он находится в положении "подкаблучника", "третьего ребенка", в котором чувствует себя некомфортно и унизительно, кроме того сама женщина тоже неуважительно относится к такому мужчине и презирает его. Следует вывод, что мужчине неприятно находиться в положении ребенка, а в положении родителя ему не позволяет находиться женщина, и умный мужчина чаще выбирает положение взрослого. Но это состояние без эмоций, с холодным расчетом, с отсутствием инициативы: зачем что-то предпринимать, когда обо мне есть, кому заботиться и все решать, а если я что-то сделаю, то это осуждается или исправляется. Как говорят, мужчина уходит на три "Т" - тахта, тапочки, телевизор, т.е. тот максимум, что остается мужчине. Женщина и здесь возмущается, что такой мужчина скучен и не интересен, но в таких отношениях отсутствует открытый конфликт. Но мужчина тогда свои душевные нереализованные потребности проявляет "на стороне": постоянно пропадает в гараже с такими же, как он мужиками, заводит любовницу, пропадает допоздна на работе, увлекается рыбалкой, уходит с головой в творчество. Что может сделать женщина, если хочет реанимировать мужчину: отдать ему право заботиться и распоряжаться в семье? Женщина, в первую очередь, должна обозначить свою слабость. Например, сказать: "Милый, я так устала (или я так плохо себя чувствую), помоги мне, пожалуйста. У меня без тебя ничего не получается". Женщина может уйти на какое-то время в "болезнь", пока даст адаптироваться мужу в новом качестве. (Кстати, некоторые мужчины тоже "уходят в болезнь", чтобы оправдать свое беспомощное положение в позиции ребенка.) Если мужчина начал что-то делать, то необходимо максимально искренне восхищаться этим: " Лучше чем у тебя, ни у кого не получится!" В этой ситуации важно именно восхищаться так, как ребенок восхищается родителем, а не хвалить как ребенка - свысока. Если мужчина приготовил на завтрак яичницу (пусть даже пережарил или пересолил), женщина должна отметить, что она в жизни ничего вкуснее не ела. А как же мужчине перевести женщину из родительской позиции в позицию ребенка? Для этого мужчина должен применить вторую родительскую форму поведения, т.е. жалеть женщину, заботиться о ней, опекать и быть ласковым. Пусть женщина ругается, пусть даже бросается в драку - все равно жалеть её, не смотря ни на что: "Что ж ты, милая, расстроилась опять? Сходи, отдохни, полежи, я сам все сделаю. Да не волнуйся ты так, все будет хорошо". Конечно, старые стереотипы очень живучи, даже вы можете срываться, но наберитесь терпения и изо дня в день настаивайте на своей позиции. Часто женщины сетуют на то, что мужчины их не понимают. Нередко и у мужчин возникают такие претензии. Дело в том, что у женщин аффективная логика, то есть более эмоциональная. Если сравнивать ее с мужской, то это все равно, что сравнивать аккумулятор с батарейкой. У мужчин более выражена рациональная логика, а у большинства женщин она недостаточно развита. Поэтому форма понимания друг друга совершенно разная. Максимальная степень понимания и ощущения близости друг к другу возникает во время влюбленности. Затем у мужчин начинает "батарейка" разряжаться (эмоции угасают), а женский эмоциональный "аккумулятор" намного дольше держит эмоциональное напряжение. Поэтому у женщины появляется ощущение, что мужчина её разлюбил, хотя он ее уверяет в обратном. Также и женщина не может понять какие-то изыскания мужчины в обыденных жизненных ситуациях: "Что тут думать! Бери, да делай, как принято!" В отношении к детям мужчины и женщины тоже прослеживается огромная разница. Женщина, рождая ребенка, сразу же его любит, как и ребенок сразу же любит свою мать. Это чувство любви им дано от Бога, заложено генетически. Без этой любви мать не смогла бы так быстро реагировать на неудовлетворенность основных потребностей ребенка и ребенок бы просто погиб. Любовь мужчины ребенок должен заслужить, поступая в соответствии с взглядами своего отца. Нередки случаи, когда мужчина уходил из семьи, где мать настраивала детей против отца, они не старались соответствовать его идеалам, в конфликтах были на стороне матери. Приходя в другую семью, где женщина своим детям говорила, чтобы они слушались отчима и уважали его, у мужчины возникает чувство любви к этим детям, и он заберет последние крохи у родных детей, отдав генетически чужим. Об этом говорят и множество историй бегства от алиментов. Материнская любовь инфантильна, ее заслуживать не надо: ребенок может плохо учиться, плохо себя вести - мать все равно будет его любить и заботиться о нем. Мать до последнего не будет верить, что ее ребенок убийца и преступник, законченный наркоман и алкоголик. Отец, часто пытавшийся помочь ребенку и, не увидев попыток изменения с его стороны, просто может выгнать из дома. Тарас Бульба вообще застрелил своего сына за неповиновение и несоответствие своим идеалам. Так как материнская любовь первична, без одобрения матери дети не будут стремиться к завоеванию расположения и любви отца. Если женщина настраивает детей все спрашивать у папы и делать то, что он говорит, то детям придется постараться, чтобы соответствовать идеалам отца, что будет способствовать их развитию. На дом даётся задание поиграть роли. Одни сутки постараться строить своё поведение с позиции РЕБЁНКА. На второй день РОДИТЕЛЯ. И в 3 день ВЗРОСЛОГО. На 4 сутки искусственно по переключаться. Всё время отслеживая и анализируя результаты. Определяя какая роль в какой ситуации и с кем больше нравится, устраивает, выгоднее, как для вас так и для тех с кем общаетесь. 3СЕАНС Тема: Пять аксиом нейро - лингвистического программирования, объясняющие закономерности взаимоотношения между людьми. Невозможно не общаться и общение бесконечно. Люди в пределах видимости, слышимости, обоняния, осязания реагируют друг на друга независимо от желания и сознания. Дальше идет объяснение на примерах. Например, если вы сегодня друг с другом здоровались, то, встретившись вновь, возникает желание сделать какой-то знак внимания, т е. Улыбнуться, кивнуть, сказать что-нибудь ободряющее. Хотя необходимости в этом нет. Если этого не сделать, то человек все равно каким-либо образом среагирует на вас: подумает, что вы зазнались, обиделись или игнорируете его. Т.е. отсутствие знаков внимания это тоже своего рода сигнал для другого человека. Следующий пример, собственно попытка выбросить человека из головы, сознательно не замечать его все равно вызывает реакцию при встрече с ним. Бывает так, что муж с женой развелись, но приходится жить в одной квартире в разных комнатах: разделено буквально все имущество, все разное, у женщины уже может быть другой мужчина, но как только бывший муж приводит к себе другую женщину, у бывшей жены наворачиваются слезы, возникает обида, досада, хотя вообщем это практически чужие люди. Даже если человек уедет далеко от вас, или даже умрет, воспоминания о нем все равно приходят в ситуациях, напоминающих о нем. Поэтому нет смысла пытаться кого-то забыть и выкинуть из головы: так как наш мозг все равно помнит абсолютно все и продолжает реагировать на значимых для нас когда- либо людей. Есть такой феномен: человек где - ни будь в общественном месте, поезде, в автобусе не прислушиваясь к разговорам окружающих, занят своим делом, но как только он слышит значимую для него информацию (фамилию, имя, название города, важную для него тему разговора), его внимание непроизвольно включается. То есть наш мозг автоматически отслеживает всю важную для нас информацию без нашего волевого усилия и собирает ее. Бывает, что женщина разведясь с мужем, уезжает куда - то далеко и при встрече с общими знакомыми утверждает, что знать о нем ничего не знает и не хочет знать. Но если завести более подробный разговор, то выясняется, что она в курсе дел своего бывшего мужа, хотя источник информации вспомнить не может. Оставшиеся общие знакомые, родственники, друзья невольно становятся источниками информации. Таким образом видно, что нет смысла предпринимать сознательные усилия, чтобы кого-то забыть, так как это все равно не возможно; лучше всего привести отношения в наиболее приемлемые, чтобы упоминания об этом человеке или встречи с ним не вызывали неприятных эмоций, разочарований и досады. 2. Нет начала и конца коммуникации: из двоих общающихся каждый считает себя реагирующим на другого, т.е. я так с тобой поступаю, потому что ты со мной так поступаешь и оппонент реагирует точно так же. Например, женщина приводит к психологу мужа и жалуется, что он с ней не общается, смотрит телевизор, читает газеты и не обращает на него внимания. Когда мужчину спрашивают, почему он не общается с женой, он объясняет: « Я одно слово скажу, а она мне десять в ответ. Уж лучше я телевизор смотреть буду, чем слушать нотации". А если спросить жену, почему вы не даете ему высказать свое мнение, то она отвечает, что он в ответ только что-то пробурчит и снова в этот ящик уставится. Таким образом, не удается выяснить кто прав, а кто виноват, но каждый из них считает виноватым другого и снимает с себя ответственность и при этом ничего нового не предпринимает для изменения данного положения. Каждый ощущает себя жертвой в отношениях. Возникают так называемые "круги Ада", чем их больше и чем чаще они "крутятся", тем больше вероятность разрыва отношений. Это как действие центробежной силы, которая растаскивает людей в противоположные стороны. Если вы обнаруживаете такие круги, то рвать их вы должны со своей стороны и не ждать действий от другого, т.к. он может даже и не догадываться об их существовании. Раз вы о них знаете, то только на вас теперь лежит ответственность за существование таких неприязненных зацикливаний. Получается, что вы поступаете глупо, нажимая годы и десятилетия одну и ту же кнопку и не получая необходимого результата, ведь не нравящееся вам положение вещей не меняется - ракета не летит (сколько бы вы не пилили мужа, он все равно с вами не разговаривает). Попробуйте другой способ воздействия. Например, лягте рядом с ним на диван или скажите, что вы пошли поболтать к соседу в гости. Можете обратить его внимание на происходящее за окном, или попросите помощи в разрешении какой-нибудь ситуации и т.д. Не ограничивайте свою фантазию, пробуйте все возможные варианты, которые могут дать нужный именно вам результат. Не бойтесь экспериментировать, ищите нужную кнопку! Не ждите, что другой человек сможет сразу измениться, и вы иногда будете срываться к старым стереотипам. Формируйте положительные стереотипы, так называемые "круги Рая". Например, когда муж приходит домой с работы его встречает жена объятьями и поцелуями, а он в ответ дарит ей цветы и говорит комплименты. Если спросить жену, зачем она так встречает мужа, то она ответит, что он любит её и заботится о ней, поэтому ей хочется ответить тем же. То же скажет муж: "Жена у меня такая заботливая и ласковая, что мне хочется её порадовать". Таким образом, видно, что два человека реагируют друг на друга. Если такой "круг Рая" разорвать, то хоть один из супругов обязательно почувствует напряжение и будет стараться выяснить, в чем дело. Поэтому рекомендуем в жизни разрывать "круги Ада" и формировать "круги Рая ". Положительные стереотипы вызывают ощущение стабильности, радости, уверенности. Информация от человека к человеку идет по двум каналам: первый передает суть информации, а второй - эмоциональный оттенок, в котором проявляется отношение к информации и к человеку, к которому обращена информация, настроение говорящего. Эмоциональное отношение передается тоном, жестами, мимикой. Например, можно говорить, что мне с тобой интересно общаться, но при этом позевывать, смотреть по сторонам, говорить безразличным тоном. На что, думаете, среагирует собеседник?! Конечно же, на отношения говорящего, а не на его слова и разговор прервется или обострится. Можете показать пациенту насколько по-разному будет звучать и восприниматься сказанная разным тоном одна и та же фраза: "Какая сегодня хорошая погода!" Теперь вы поняли, что лучше не притворяться: ваша неискренность будет заметна, особенно близким вам людям. Поэтому лучше настройтесь на искреннее общение. Мы знаем, что есть много театральных училищ, где учат играть, но в жизни не так уж, много артистов, которым мы верим. Приведу следующий пример. На одном из групповых тренингов женщина пожаловалась на то, что её муж реагирует на просьбы поговорить с ней избеганием. Этой женщине предложили обратиться к одному из членов группы как к мужу и записали все на видеокамеру. Когда она потом просмотрела видеозапись, то у неё самой возникло желание поскорей все бросить и избежать этого разговора: только теперь она поняла, что её муж так реагировал именно на тон, которым она к нему обращалась. Можно человека назвать и «поросёночек», и «козлёночек», и он будет на седьмом небе от счастья. А можно «умником», «мудрец выискался» и получить агрессию. Если вы хотите научиться отслеживать тон, которым обращаетесь к окружающим, то можете записывать на магнитофон все, что говорите. Затем прослушайте запись и попытайтесь проанализировать все, что вы сказали и реакцию людей на ваш тон и слова. После этой процедуры запись сотрите. Не важно, что сказать, важно, как сказать! Диалог строится по типу цепочки: важное значение имеет обратная связь. Во время диалога, один из собеседников слушает другого и оценивает поступившую информацию, после этого он говорит уже с определенным отношением к этой информации и собеседнику. В ответ на сказанное у другого собеседника тоже складывается определенное отношение, и это проявляется во время диалога интонацией, мимикой, жестами и т.п. То есть, если дается положительная оценка сказанному, то собеседник будет говорить, выражая положительные эмоции, и наоборот. Очень важна во время диалога обратная связь, то есть реакция собеседника на сказанное. Человек должен видеть и чувствовать, что его слушают. Например, если вы беседуете с кем- либо и не слышите ответа на сказанное, или собеседник отвечает вам холодно и коротко, навряд ли у вас будет желание дальше продолжать диалог. Получив в диалоге информацию, человек отвечает уже с определенной оценкой этой информации. Другой собеседник, получив ответ, уже оценивает его и высказывается в соответствии с этой оценкой. А вы уже продолжаете диалог, оценив ту оценку, которую сделал собеседник на ваш ответ, и выражаете это и вербально и невербально. Всегда давайте собеседнику понять, что вы его с желанием слушаете. Также необходимо знать, что диалог состоит из трех частей: начало, середина и конец. Как правило, лучше всего запоминается начало и конец беседы, а середина чаще забывается. Поэтому, если вы хотите, чтоб собеседник лучше запомнил информацию, то выскажите её в конце диалога. И наоборот, если вы хотите, чтоб информация быстро забылась, то старайтесь высказать её в середине диалога. Всегда, при окончании беседы, необходимо отслеживать на каком эмоциональном оттенке заканчивается беседа. Потому, что ваш собеседник будет с вами встречаться в следующий раз именно с таким чувством, с каким с вами расстался (какое вы у него вызвали по отношению к себе в конце последней беседы). Например, если вы расстались с собеседником, ругаясь и хлопнув дверью, придя домой успокоились и как - бы забылись, то, встретив его через несколько дней заметите, что к вам относятся так, как будто ссора состоялась недавно. Поэтому, старайтесь расставаться с собеседником максимально доброжелательно, сгладив конфликт, если он был. Длительные отношения между двумя людьми строятся по двум принципам: дополнительные и конфронтационные. При дополнительных отношениях один человек добровольно признает другого лидером. Например, ваш партнер говорит, что нужно сделать "так", вы с этим соглашаетесь и конфликта не возникнет. Связь в этом случае будет длительной, стойкой и продуктивной. Один из партнеров ведет, а другой ему добровольно подчиняется. При конфронтационных отношениях оба партнера не признают друг в друге лидера, и каждый из них отстаивает свою точку зрения. Каждый партнер, в этом случае, считает себя более правым, чем другой. Тогда нарастает напряжение в отношениях, которое ведет к разрыву этих отношений или к гибели одного из партнеров. Статистика утверждает, что 80% убийств происходит в семьях на почве нерешенного вопроса лидерства. Рассмотрим эти взаимоотношения на примере больших групп, так как взаимоотношения между группами подчиняются таким же законам, что и отношения между отдельными людьми. Любое государство, нацию можно рассматривать как отдельную личность. Для большей убедительности выше сказанного можно привести следующий п
Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...
Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...
Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...
2014 © Справочник Психологи России. Соглашение о конфиденциальности | Правила