Theme Colors
Layouts
Wide Boxed

Работа выполнена в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии Российской Академии Наук Научный руководитель: кандидат психологических наук В.П. ПОЗНЯКОВ Официальные оппоненты: Доктор психологических наук Н.М.ЛЕБЕДЕВА Кандидат философских наук, доцент В.П.ЛЕВКОВИЧ На правах рукописи КЛЮЧНИКОВА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ И МЕЖГРУППОВОГО ВОСПРИЯТИЯ (на примере немцев, выехавших из стран СНГ на постоянное место жительства в Германию) Специальность 19.00.05 – Социальная психология АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Москва, 2001 Ведущее учреждение – Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова. Защита состоится « » ноября 2001 года в ______ часов на заседании Диссертационного Совета Д 002.016.01 в Институте психологии Российской Академии наук по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, 13. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института психологии РАН. Автореферат разослан « » октября 2001г. Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат психологических наук Е.А.Андреева ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Актуальность темы исследования. Личность в процессе своего развития и развития общества постоянно сталкивается с необходимостью социально-психологической адаптации к новой реальности. В условиях радикальных изменений социально-психологическая адаптация может стать проблемой. В настоящее время особенно актуальными являются вопросы, связанные с проблемами социально-психологической адаптации переселенцев в новой социальной среде. Миграции отдельных этнических групп происходят, в большинстве случаев, по принципу их «вытеснения» из республик, отстаивающих суверенитет, и объединения с материнским этносом. Однако даже в случае объединения с материнским этносом далеко не всегда социально-психологическая адаптация протекает безболезненно. Миграция ставит человека перед необходимостью реадаптации, так как прежние привычные формы взаимодействия с окружающей средой не соответствуют новым социальным условиям. Процесс адаптации может длиться достаточно долго, а его продолжительность исчисляться не временными интервалами, а поколениями. В исследованиях, посвященных адаптации, отмечается разнообразие подходов, как взаимодополняющих, так и взаимоисключающих. Пока остается неисследованной взаимосвязь социально-психологической адаптации с особенностями межгруппового восприятия. В условиях роста межнациональной напряженности исследование данной проблемы является своевременным. Целью исследования являлось изучение взаимосвязи социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия в новой социальной среде. Объектом исследования выступили представители этнической группы немцев стран СНГ, переселившихся на постоянное место жительства в Германию. На предварительном этапе, в исследовании, проведенном в 1995 г., было опрошено 39 человек. В рамках основного исследования в 1998г. был опрошен 71 респондент. В общей сложности опрошено 110 человек. Выборка являлась разнородной по полу (34 мужчины и 37 женщин), возрасту (от 16 до 80 лет), знанию языка, сроку проживания в Германии (от 1 года до 26 лет), месту выезда (это бывшие представители Киргизии, Казахстана, России и других стран СНГ). В основной своей массе это люди, выехавшие из селений и получившие специальности, необходимые в данных местностях, - механизаторы, строители, воспитатели и т.д. Таким образом, выборка отражает генеральную совокупность людей, являвшихся объектом исследования. Предметом исследования являлась взаимосвязь социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия в новых социальных условиях. Под социально-психологической адаптацией мы понимаем процесс включения личности во взаимодействие с социальной средой, предполагающий ориентировку в ней, осознание проблем, возникающих в ходе этого взаимодействия, и нахождение путей их разрешения, выбор наиболее адекватной для нее деятельности в данных условиях с целью достижения оптимального соответствия между личностью (ее интересами, потребностями, возможностями) и социальной средой. Наиболее успешная адаптация имеет место в том случае, когда потребности и потенциалы личности гармонируют с потребностями социальных общностей, в которые она включена (малых и больших социальных групп), и условиями окружающего мира. Восприятие, являющееся процессом познания действительности, выступает необходимым условием ориентации в окружающей среде. Восприятие избирательно и находится во взаимодействии с потребностями, мотивами, знаниями, опытом, установками, индивидуальными особенностями, состоянием индивида и др. Познавательная и регуляторная функции восприятия являются основными в жизнедеятельности индивида. Мы считаем, что на основе характера восприятия, его модальности, акцентуации на определенных характеристиках социального окружения и самого себя можно судить об уровне адаптированности личности. Поэтому, изучая социально-психологическую адаптацию переселенцев, мы уделяем такое пристальное внимание особенностям межгруппового восприятия, в частности, восприятия переселенцами тех людей, с которыми они взаимодействуют (переселенцев в целом и местных жителей), а также самих себя («Я-реальное» и «Я-идеальное»). Гипотезы исследования: 1. Взаимосвязь социально-психологической адаптации с особенностями межгруппового восприятия заключается в том, что с ростом уровня социально-психологической адаптации переселенцев уменьшается дифференциация в межгрупповом восприятии. Поляризованность суждений снижается, а оценки становятся ближе к средним значениям (крайне негативные, как и крайне позитивные оценки в отношении другой группы, усредняются). 2. Социально-психологическую адаптацию характеризует совокупность ее показателей, к числу которых относятся субъективные оценки переселенцев: социального самочувствия, интеграции во взаимодействии с местным населением, активности, согласованности со средой, возможности достижения целей в будущем (оптимизм). Оптимально адаптированными можно назвать тех переселенцев, у которых эти показатели выражены выше среднего. 3. Адаптированность переселенцев в отдельных аспектах их жизнедеятельности связана с восприятием выраженности определенных качеств, группируемых по разным основаниям. В соответствии с поставленной целью и гипотезами решались следующие задачи: 1. Проведение теоретического анализа современного состояния проблемы социально-психологической адаптации и межгруппового восприятия в психологической науке, рассмотрение существующих подходов к ее решению, обобщение результатов эмпирических исследований. 2. Определение показателей социально-психологической адаптированности переселенцев. 3. Выявление интегрирующих и дифференцирующих компонентов межгруппового восприятия. 4. Разработка методик исследования социально-психологической адаптации переселенцев и их межгруппового восприятия. 5. Изучение взаимосвязи как отдельных интегральных показателей социально-психологической адаптированности (социального самочувствия, включенности во взаимодействие с местным населением), так и адаптированности в целом с особенностями межгруппового восприятия. 6. Анализ взаимосвязи социально-психологической адаптированности переселенцев и особенностей их межгруппового восприятия с личностными, возрастными и гендерными характеристиками, со сроком проживания. Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов и, в частности, социальных психологов, а также социологов, философов, историков, этнографов, в которых были поставлены и проанализированы проблемы адаптации и межгруппового восприятия. Основополагающими в нашем исследовании являются работы, посвященные исследованию развитию личности в процессе ее жизнедеятельности. В соответствии с целями и задачами исследования использовались такие методы исследования, как теоретический анализ литературных источников, обобщение и интерпретация научных данных. Основным методом получения данных являлся опрос. В качестве дополнительного метода для анализа ответов на открытые вопросы анкеты использовался контент-анализ. В число опросных методик входили: 1. Авторская анкета, направленная на измерение уровня социально-психологической адаптированности, а также выявление мотивов выезда, сроков проживания в Германии, социально-демографических характеристик и др. 2. Авторская методика изучения интегрирующих и дифференцирующих компонентов межгруппового восприятия. 3. Для изучения личностных характеристик были применены: а) Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда; б) 5-ти факторный опросник (Fivе-Factor Invеntory) Mc Crae и Costa P.T., переведенный с английского языка и адаптированный С.Д. Бирюковым. Исследование было организовано по принципу метода поперечных срезов. Данные эмпирического исследования были обработаны и проанализированы с использованием современных математико-статистических методов (кластерного, факторного, дисперсионного анализа и др.) в программе STATISTICA 5.5. Положения, выносимые на защиту: 1. Социально-психологическая адаптация переселенцев в новой социальной среде определяется такими интегральными показателями, как: оценка социального самочувствия; включенность во взаимодействие с местным населением (по типу интеграции); активность переселенца в достижении целей; согласованность индивида и среды; оптимизм. Основными из них выступают оценка социального самочувствия и интеграция с местным населением. Социально-психологическая адаптированность личности как интеграция с местным населением имеет более выраженную динамику во времени по сравнению с изменением социального самочувствия. 2. Субъективные оценки социального самочувствия и интеграции с местным населением имеют неоднозначный характер взаимосвязи. Индивиды при высоком уровне социального самочувствия могут иметь низкую интеграцию с местным населением, и наоборот. Сочетание выраженности интегральных показателей адаптированности определяет тип социально-психологической адаптации переселенцев с присущими ему характерными индивидуальными особенностями и особенностями межгруппового восприятия. Оптимально адаптированными можно назвать тех переселенцев, у которых показатели социального самочувствия, интеграции с местным населением, активности, согласованности со средой, оптимизма выражены выше среднего. 3. Показатель социального самочувствия в большей степени взаимосвязан с восприятием качеств, характеризующих адаптированность индивида (осведомленность, уверенность и др.). Показатель интеграции с местным населением связан с восприятием качеств, характеризующих отношение к другим, дистантность с людьми (открытость, доверчивость, интернационализм, коллективизм, гостеприимность и др.). 4. С ростом уровня адаптации местные жители воспринимаются менее закрытыми, а сам переселенец – более осведомленным, уверенным. Значимыми для переселенцев остаются такие качества, как открытость, гостеприимство. В целом при оптимальном типе социально-психологической адаптированности дифференциация в межгрупповом восприятии уменьшается. Поляризованность суждений снижается, хотя и не исчезает, а оценки становятся ближе к средним значениям (крайне негативные, как и крайне позитивные оценки в отношении другой группы, усредняются). Оценки становятся более позитивные. Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием программ и методик, адекватных целям и задачам исследования, согласованностью результатов, тщательной математико-статистической обработкой результатов. Научная новизна исследования. Определен свой подход к изучению социально-психологической адаптации, заключающийся в следующем: Выделены интегральные показатели социально-психологической адаптированности переселенца, представляющие собой субъективные оценки социального самочувствия, интеграции во взаимодействии с местным населением, активности в достижении целей, согласованности индивида и среды, оптимизма. Выявлена взаимосвязь как отдельных показателей адаптированности, таких как социальное самочувствие, интеграция с местным населением, так и адаптированности в целом с особенностями межгруппового восприятия. Выявлено, что показатель социального самочувствия в большей степени связан с восприятием и оценкой качеств, характеризующих адаптированность переселенца («Я-реальное»), а интеграция с местным населением - с гетеростереотипами по группе качеств, характеризующих отношение к другим людям, дистантность (коллективизм, открытость, интернационализм). При оптимальной адаптированности личности отмечается меньшая дифференциация в межгрупповом восприятии, но различия остаются. Для исследования адаптированности, а также интегрирующих и дифференцирующих компонентов межгруппового восприятия разработаны авторские методики. Теоретическая значимость исследования. В настоящее время отсутствуют работы, в которых бы изучалась взаимосвязь межгруппового восприятия и социально-психологической адаптации. В своем исследовании мы акцентируем внимание на выявлении взаимосвязи как отдельных показателей адаптированности, таких как социальное самочувствие, интеграция с местным населением, так и адаптированности в целом с особенностями межгруппового восприятия. Практическая значимость исследования заключается в том, что выделенные интегральные показатели адаптированности и особенности межгруппового восприятия можно использовать для диагностики социально-психологической адаптированности личности. Апробация работы. Теоретические и эмпирические результаты диссертационного исследования неоднократно обсуждались на заседаниях лаборатории социальной и экономической психологии, докладывались на Международной конференции “Этническая психология и общество” в 1997г., заседании круглого стола “Кто мы в современном мире” 12.02.1998г., а также на отчетной сессии Института психологии РАН 8.02.2001г. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав с выводами, общих выводов по результатам исследования, заключения, списка литературы, и приложений. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении показана актуальность проблемы, определены цель, объект и предмет исследования. Сформулированы гипотезы, задачи исследования, перечислены используемые методы, представлены основные положения, выносимые на защиту, раскрыты новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Первая глава «Основные подходы к исследованию социально-психологической адаптации и межгруппового восприятия» посвящена теоретическому анализу исследований по проблемам социально-психологической адаптации и межгруппового восприятия. Показано состояние разработанности проблемы, сложившееся к настоящему времени, изложены особенности авторского подхода к исследованию социально-психологической адаптации переселенцев во взаимосвязи с особенностями межгруппового восприятия. Первый параграф данной главы посвящен проблеме социально-психологической адаптации. В нем приводятся, анализируются и соотносятся определения адаптации, а также близкие по содержанию термины, разработанные авторами, использующими разные теоретико-методологические подходы. Термин адаптация произошел от позднелат. «Adaptatio» - прилаживание, приспособление и от лат. «Adaptio» – приспособляю. Понимается и как процесс, и как результат. В настоящее время понятие адаптация вышло за пределы биологии, в которой оно зародилось. Многие ученые придают ему общенаучный статус. Анализ теоретических и эмпирических исследований по проблеме социально-психологической адаптации показал, что до сих пор в психологии отсутствует согласованность в терминологическом аппарате, в подходах к изучению адаптации, и социально-психологической адаптации в частности. Этого же мнения придерживаются и такие авторы как М.В.Ромм, Т.И.Ронгинская и др. В условиях разнообразия подходов к изучению адаптации и ее понимания исследователями проводится работа, заключающаяся в систематизации подходов к изучению адаптации, классификации адаптации по различным основаниям (Л.В.Корель, А.А.Налчаджян, М.В.Петровский и др.). В.А.Петровский, приводя варианты постулатов сообразности, объясняющих адаптивную направленность психических процессов и поведенческих актов, такие как гомеостатический, гедонистический и прагматический, противопоставляет им идею неадаптивной активности индивида. В концепциях гомеостатического типа постулат сообразности выступает в форме требования к устранению конфликтности во взаимодействиях со средой, установлению равновесия. Считается, что данный тип адаптации не предполагает перспективы развития личности. Согласно концепциям гедонистического типа поведение основано на стремлении к приятному и избегании неприятного. Постулат «экономии сил», относящийся к концепциям прагматического типа, основан на том, что человек стремится к достижению цели путем наименьших затрат. Концепции прагматического типа бессильны интерпретировать факты бескорыстия, альтруизма. Неадаптивная, или надситуативная активность, заключающаяся в склонности человека к риску, образует ядро развивающейся личности, развития общества. В западной психологии выделяются следующие подходы к изучению адаптации: Необихевиористский (Э.Толмен, К.Халл, Э.Торндайк, А.Р.Хэнке и др.), в котором адаптация личности рассматривается как пассивное приспособление, исключается преобразующая деятельность. Психоаналитический (З.Фрейд, А.Фрейд и др.), в котором, помимо детерминирующих факторов среды, отводится значительное место внутренним детерминантам. Большое внимание уделяется механизмам психологической защиты. Когнитивистский (Ж.Пиаже, Г.Гибш, М.Форверг и др.), в котором детерминирующим фактором в поведении и деятельности индивида выступает сознание и самосознание личности; Интеракционистский (П.Филипс, Г.Хайман, Р.Мертон, Т.Шибутани, Дж.Мид и др.). Представители данного направления решающую роль в социальном обучении отводят взаимодействию индивида и социальной среды, в ходе которого происходит усвоение ролей, социальных норм, ценностей и др. Как следствие учета представителями данного направления некоторых идей когнитивистов, исследуется динамика когнитивных структур индивида в результате взаимодействия со средой. 5) феноменологический, гуманистический (К.Роджерс, А.Маслоу и др.). Представители данного направления отводят главную роль в адаптации становлению человека, самоактуализации благодаря новому, более адекватному осознанию действительности, отношения к ней и к себе. В отечественной психологии проблема адаптации поднималась такими авторами как: О.И.Зотова, И.К.Кряжева, И.А.Милославова, А.А.Налчаджян, А.М.Растова, Н.А.Свиридов, С.Н.Пустовалов, Е.В.Таранов и др. В основу нашего исследования также легли разработки в области социологии (Л.В.Корель и др.), философии (А.Б.Георгиевский, М.В.Ромм и др.). О.И.Зотова и И.К.Кряжева считают, что в процессе адаптации, так же как и социализации, предполагается развитие личности, но в большей степени субъективно опосредованное. Социально-психологическая адаптация как включенность личности во взаимодействие со средой представляется как процесс разрешения противоположных тенденций – слияния с социумом, с одной стороны, и самоопределения, выделения собственной индивидуальности, с другой. Критериями социально-психологической адаптации, прежде всего, служат: степень включенности в деятельность, сопровождающаяся реализацией внутриличностных возможностей в конкретных условиях жизнедеятельности и эмоциональное самочувствие (Жмыриков А.Н., Кряжева И.К., Ошуркова Н.А.). Выделяются как объективные критерии адаптации, так и субъективные (Свиридов Н.А., Пустовалов С.Н., Таранов Е.В.). В зависимости от совокупности субъективных и объективных факторов, субъективного восприятия ситуации, социально-психологическая адаптация может иметь континуум от приспособления к социальной действительности до ее преобразования. Приспособление к новым социальным условиям может подразумевать изменение либо только поведения, либо более глубокие изменения личности (меняются отношения, интересы, ценности, потребности и т.д). Индивид может воздействовать на среду (деструктивно или конструктивно). Не исключено использование личностью различных механизмов психологической защиты, в том числе и стратегии ухода от проблемной ситуации. Второй параграф посвящен социально-психологическим явлениям, возникающим при межгрупповом взаимодействии в условиях адаптации к новой этнокультурной среде. Приводятся результаты анализа теоретических и эмпирических исследований этнокультурной адаптации: определения, показатели, стратегии, этапы, результаты взаимодействия представителей разных этнических групп, факторы, влияющие на процесс и результат этнокультурной адаптации. Проблема адаптации формулируется этническими психологами чаще как этнокультурная адаптация, а субъектами адаптации выступают не только отдельные личности, но и целые этнические группы. Используются также термины межкультурная адаптация, аккультурация. Этнокультурая адаптация – процесс и результат межгруппового (межэтнического) взаимодействия и взаимовосприятия (Лебедева Н.М.). Межкультурная адаптация – сложный процесс, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой, а также результат этого процесса (Стефаненко Т.Г.). Аккультурация – результат непосредственного, длительного контакта групп с разными культурами, выражающийся в изменении элементов культуры одной или обеих групп (Стефаненко Т.Г). Н.М. Лебедева, изучая этнокультурную адаптацию русских старожилов Закавказья, эмпирическим путем выявила такой наиболее оптимальный вид адаптации, как интеграция, описала характер влияния межкультурной дистанции и целостности группы на адаптацию к инокультурному окружению, выделила такие основополагающие показатели успешной аккультурации на психологическом уровне, как позитивная этническая идентичность и этническая толерантность. В основу исследования были взяты теории, разработанные этнопсихологами, исследовавшими проблемы адаптации в иной этнокультурной среде: теория аккультурации Дж.Берри, описывающая варианты адаптации в новой этнокультурной среде; социальной поддержки и культурного шока А.Фэрнхема и С.Бочнера, а также выделенные К.Обергом аспекты культурного шока В теории Э.В.Стоунквиста дается описание становления маргинальной личности, ощущающей конфликт двух культур (и этапы ее становления). Социально-психологические явления и феномены, возникающие при взаимодействии переселенцев с местными жителями могут быть объяснены в рамках психологии межгрупповых отношений, поэтому в основу исследования легли теории социальной идентичности Г.Тэджфелла и самокатегоризации Дж. Тернера, а также методологические и теоретические положения, разработанные такими отечественными психологами, как: В.С.Агеев, Г.М.Андреева, Г.Г.Дилигенский, Б.Ф.Ломов, Б.Ф.Поршнев, В.П.Позняков, И.Р.Сушков, Е.В.Шорохова, Г.Шпет и др. Если рассматривать межгрупповые отношения, обусловленные принадлежностью людей к разным этнокультурным группам, то осознание особенностей той или иной общности людей, в том числе этнической, является продуктом или результатом межгруппового контакта. Б.Ф.Поршнев считает, что в этом случае происходит два процесса – межгрупповое обособление и внутригрупповое объединение, когда своя и другая группа воспринимается как «Мы» и «Они». В.П.Позняков, раскрывая сущность межгрупповой дифференциации и интеграции, подчеркивает, что термин «межгрупповая дифференциация» обозначает, с одной стороны, установление различий между «своей» и «чужой» группой, с другой – дифференциацию психологических отношений к этим группам. «Межгрупповая интеграция» определяет качественное содержание, характер отношений, складывающихся между группами в процессе совместной жизнедеятельности, взаимодействия и общения. В сфере общения и совместной жизнедеятельности это отношения взаимного уважения, доброжелательности, взаимопонимания, стремление к согласованности позиций, мнений и оценок, причем «межгрупповую интеграцию отнюдь не следует понимать как тенденцию к объединению и слиянию представителей различных социальных групп, как отказ от групповой принадлежности, приверженности и межгруппового различения». Третий параграф посвящен теоретическому анализу исследований межгруппового восприятия. Восприятие, являющееся процессом познания действительности, выступает необходимым условием ориентировки в окружающей среде. Восприятие избирательно и находится во взаимодействии с потребностями, мотивами индивида, знаниями, опытом, установками, индивидуальными особенностями, состоянием, и др. В качестве характеристик восприятия (в его гносеологическом смысле), можно выделить избирательность, модальность, динамичность (изменчивость), а также зависимость от многих факторов. На важность изучения социально-перцептивной сферы субъектов межгруппового взаимодействия указывает В.С.Агеев. Специфика социально-психологического подхода к изучению межгрупповых отношений заключается в том, что «в центре внимания должны стоять не только и не столько межгрупповые явления и процессы сами по себе или их детерминация общественными отношениями, … сколько внутреннее отражение этих процессов и явлений в субъективном плане, то есть когнитивная или социально-перцептивная сфера субъекта, связанная с различными аспектами межгруппового взаимодействия». (В.С.Агеев). Одно из центральных мест этнической психологии занимает проблема этнического сознания и этнического самосознания. В.П. Левкович, Н.Г. Панкова указывают на то, что возникновение этнического сознания связано со способностью этнической группы выделять себя из других этнических групп. Л.И. Науменко, изучая характер межэтнических отношений, косвенными показателями которых являлись этноинтегрирующие и этнодифференцирующие компоненты этнического сознания, оценка приемлемой социальной дистанции, подчеркивает, что наряду с детерминирующими состояние межэтнических отношений объективными социально-политическими условиями, в которые включены взаимодействующие этногруппы, одним из основных субъективных факторов, обуславливающих межгрупповую дифференциацию или интеграцию, являются субъективно воспринимаемые и оцениваемые представителями этногрупп социокультурные различия либо сходство между ними. В настоящее время внимание исследователей направлено на изучение социально-психологической адаптации представителей этнических групп, переселившихся по принципу объединения с материнским этносом. Проживание в иной этнокультурной среде в течение десятков лет, веков накладывает отпечаток на этническое сознание представителей данных групп. В.П.Левкович указывает на то, что, с одной стороны, этническое самосознание представителей этнических групп, проживающих в иной этнокультурной среде, характерно сохранностью особенностей, свойственных данной этнической группе, с другой, вследствие неизбежного взаимодействия с представителями местного населения, адаптации к иной социальной среде, они становятся обладателями новых качеств, характерных для представителей местного населения и общества в целом. Так, В.В. Гриценко, исследовавшая культурные особенности русских, проживающих долгий период времени в Средней Азии и переселившихся в Россию, пишет о том, что особенности переселенцев носят национальный отпечаток тех республик, откуда они приехали, и проявляются во всем: в манере их поведения, речи, даже физическом облике, причем, у большей части исследуемых мигрантов наблюдаются осознанные установки на сохранение у себя культурных заимствований от «восточных» народов тех стран, в среде которых они длительное время проживали до переезда в Россию. В выводах по первой главе обобщается теоретический анализ исследований по проблеме социально-психологической адаптации и межгруппового восприятия, излагаются особенности авторского похода к исследованию социально-психологической адаптации переселенцев, межгруппового восприятия и их взаимосвязи. Социально-психологическую адаптацию мы понимаем как процесс включения личности во взаимодействие с социальной средой, предполагающий ориентировку в ней, осознание проблем, возникающих в ходе этого взаимодействия, и нахождение путей их разрешения, выбор наиболее адекватной для нее деятельности в данных условиях с целью достижения соответствия между собой (своими интересами, потребностями, возможностями) и социальной средой. Наиболее успешная адаптация имеет место в том случае, когда потребности и потенциал личности гармонируют с потребностями социальных общностей, в которые она включена (малых и больших социальных групп), с условиями окружающего мира. Судить об адаптированности личности следует по совокупности показателей адаптированности. Сочетание выраженности показателей адаптированности определяет тип социально-психологической адаптации. В качестве показателей адаптированности переселенца выступают различные аспекты социально-психологической адаптации: социальное самочувствие (эмоциональный комфорт, приятие себя и др.), интеграция во взаимодействии с местным населением (теснота и вид контактов, принятие переселенцев местными как «своих», знание языка, отсутствие недостатка в общении и др.); активность в достижении целей; согласованность индивида и среды (оценка влияния внешних обстоятельств как благополучного, отсутствие эскапизма (ухода от проблем), достижение цели; оптимизм, понимаемый как возможность реализации целей в будущем. Такой подход к исследованию адаптации позволяет не только детально охарактеризовать адаптированность индивида, но и рассмотреть взаимосвязь уровня адаптированности (как ее отдельных сторон, так и адаптированности в целом) с особенностями межгруппового восприятия и детерминирующими их факторами. При изучении нами межгруппового восприятия переселенцев объектом их оценивания выступают «переселенцы в целом», «местные жители» и сам переселенец («Я - реальное» и «Я - идеальное»). Качества, предлагаемые для оценки, берутся на основе предварительного опроса, в ходе которого с помощью открытых вопросов выявляются воспринимаемые различия ингруппы и аутгруппы. Использование впоследствии шкалы для измерения выраженности качеств позволяет изучить различия в оценках между сравниваемыми объектами и проследить их взаимосвязь с показателями адаптированности, личностными особенностями, социально-демографическими характеристиками. Успешная адаптация, протекающая по типу межгрупповой интеграции, не предполагает полного устранения различий в восприятии и оценках переселенцами своей группы и местных жителей. Однако, в случае успешной адаптации степень поляризованности в оценках своей и другой группы будет снижаться. Вторая глава «Эмпирическое исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия» состоит из описания программы и результатов эмпирического исследования социально-психологической адаптации переселенцев, межгруппового восприятия и их взаимосвязи. В первом параграфе описывается программа исследования: объект исследования (с учетом исторической специфики этнической группы «российских» немцев), методы исследования и технический инструментарий. Целью исследования являлось изучение социально-психологической адаптации переселенцев во взаимосвязи с особенностями их межгруппового восприятия, поэтому методической задачей являлось выделение интегральных показателей адаптированности, а также выявление характера оценок выраженности качеств у представителей сравниваемых групп. Специально разработанная анкета включала вопросы, направленные на выявление уровня социально-психологической адаптированности переселенцев, детерминирующих ее факторов, характера каузальных атрибуций, мотивов выезда, времени проживания в Германии, социально-демографических характеристик и др. Использовалась также методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, дающая информацию о более стабильных, характерных особенностях индивида, определяющих взаимодействие с социальным окружением: эмоциональный комфорт, приятие себя, приятие других, интернальность и др. Для выявления личностных особенностей переселенцев (нейротизм; экстраверсия; дружелюбие; открытость опыту; добросовестность, сознательность) применялся 5-ти факторный опросник (Fivе-Factor Invеntory) Mc Crae и Costa P.T., переведенный с английского языка и адаптированный С.Д. Бирюковым. С помощью специально разработанной методики изучались интегрирующие и дифференцирующие компоненты межгруппового восприятия переселенцами 1) местных жителей; 2) переселенцев в целом; 3) себя лично («Я - реальное» и «Я – идеальное»). Данная методика разработана на основе предварительного исследования, проведенного в Германии в 1995г. Вначале вопрос о воспринимаемых различиях задавался в открытой форме. Респонденты указывали качества, характерные, с их точки зрения, местным жителям Германии (немцам) и переселенцам. Ответы респондентов были проанализированы методом контент-анализа. Качества, которые чаще указывались при сравнении, были взяты за основу при составлении данной методики. Окончательный вариант методики состоит из 23-х биполярных семибалльных шкал. Второй параграф посвящен эмпирическому исследованию социально-психологической адаптации переселенцев. Выведены и описаны интегральные показатели адаптированности. Дается анализ социально-психологической адаптированности в зависимости от сроков проживания в новой социальной среде, личностных, возрастных и гендерных характеристик переселенцев. Выделяются и описываются типы социально-психологической адаптации в зависимости от сочетания выраженности отдельных интегральных показателей адаптированности, рассматриваются характерные индивидуальные особенности, свойственные переселенцам с разным типом адаптации. Анализируются причины переселения «российских» немцев в Германию. Основными причинами и мотивами переселения послужили: массовый выезд немецкого населения в Германию, проблемы во взаимоотношениях с местным населением в местах предыдущего проживания, стремление обеспечить детям нормальную жизнь, сохранить идентичность с немецким народом. Следует отметить, что хотя большинство переселенцев считает, что их ожидания, связанные с переездом, оправдались частично либо полностью, ими указывается большое количество факторов, не удовлетворяющих их. К числу факторов, к которым переселенцы не были психологически готовы, относятся: отсутствие чувства целостности, недостаток в общении, трудности с интеграцией в общество, трудности с трудоустройством, наличие большой доли людей другой национальности, наличие в немецкой речи большого количества иностранных слов, ностальгия по прежнему месту проживания. В результате применения факторного анализа к полученным данным относительно показателей адаптированности, выделены следующие интегральные показатели адаптации: социальное самочувствие: интернальность, приятие себя, приятие других, эмоциональный комфорт; интеграция во взаимодействии с местным населением: мнение переселенцев о том, что местное население приняло их как своих немцев, установление тесных, дружеских контактов с местным населением, отсутствие недостатка в общении; активность: собственная активность в достижении цели, доминантность; согласованность индивида и среды: оценка влияния внешних обстоятельств на жизнедеятельность индивида как благоприятного, реализация целей, ожиданий, отсутствие эскапизма (ухода от проблем); оптимизм (позитивная оценка возможности достижения поставленных целей в будущем). Выявлено, что наиболее тесная корреляция выраженности показателей адаптированности со сроком проживания наблюдается в сфере включенности во взаимодействие переселенцев с местным населением. Становятся более тесными контакты, появляются друзья, переселенец более свободно начинает говорить на другом языке, в большей степени считает, что местное население приняло их как своих немцев, меньше испытывает недостаток в общении и др. В меньшей степени наблюдается взаимосвязь со сроком проживания показателей социального самочувствия (интернальность, приятие себя, эмоциональный комфорт, приятие других). Замечено, что интернальность отмечается у переселенцев в том случае, когда отсутствует негативное восприятие влияния внешних обстоятельств. Взаимосвязь показателей активности и перспективности со сроком проживания имеет несколько иной характер и напоминает U-образную кривую, т.е вначале выраженность этих показателей более высокая, потом немного уменьшается, после чего в случае успешности адаптации вновь возрастает. Необходимо отметить, что не сам срок проживания оказывает влияние на значения показателей адаптированности, а происходящий за это время процесс адаптации. Переселенцы по-разному адаптируются в новой социальной среде. Одним на адаптацию в новой социальной среде требуется меньше времени, другим больше. На процесс адаптации влияет множество факторов, как объективного, так и субъективного характера в совокупности. Для выявления типов социально-психологической адаптации переселенцев данные всех переселенцев по интегральным показателям адаптированности были обработаны при помощи кластерного анализа. Сочетание выраженности интегральных показателей адаптированности определяет тип социально-психологической адаптации. Рис. Типы социально-психологической адаптации с различным сочетанием выраженности интегральных показателей адаптированности. Соц.само- Интег- Актив- Согласо- Оптимизм чувствие рация ность ванность Рисунок «Типы социально-психологической адаптации с различным сочетанием выраженности интегральных показателей адаптированности» наглядно отображает сочетание выраженности показателей адаптированности. При большей дифференциации можно выделить большее число типов. Было выявлено, что переселенцы могут давать высокую оценку своего социального самочувствия и при этом не быть включенными во взаимодействие с местным населением, и наоборот. Оптимально адаптированными можно назвать тех переселенцев, у которых показатели социального самочувствия, интеграции с местным населением, активности, согласованности между индивидом и средой, оптимизма выражены выше среднего. Им свойственны такие характерные особенности, как экстраверсия, доброжелательность, ответственность, низкие значения нейротизма. Они быстрее сходятся с местным населением, лучше его понимают, быстрее освобождаются от стереотипных представлений, более адекватно воспринимают окружающую действительность, а значит и более адекватно взаимодействуют с новой социальной средой. В третьем параграфе, посвященном особенностям межгруппового восприятия переселенцев описываются результаты исследования интегрирующих и дифференцирующих компонентов межгруппового восприятия переселенцев, взаимосвязь особенностей межгруппового восприятия с личностными, возрастными и гендерными особенностями переселенцев. В исследовании, проведенном в 1995г., нами было выявлено, что при сравнении характеристик, даваемых респондентами своей этнической группе и местным жителям той местности, из которой они выехали в Германию, а также своей этнической группе переселенцев и местным жителям Германии, возникает «иллюзия изменения автостереотипов». Это объясняется тем, что для сравнения берутся представители разных групп – в первом случае местное население той территории, где проживали немцы до выезда в Германию, а во втором случае – местное население Германии. Оценки, данные в отношении местных жителей, переселенцев в целом и себя лично, полученные с помощью методики выявления интегрирующих и дифференцирующих компонентов межгруппового восприятия переселенцев, сравнивались с использованием анализа средних значений по t-критерию Стьюдента. Интегрирующими компонентами этнического сознания оказались: 1) качества, характеризующие отношение к делу (ответственность, аккуратность, трудолюбие и др.). Как местным жителям, так и переселенцам даются высокие оценки по этой группе качеств; 2) качества, характеризующие отношение к людям: доброта, дружелюбие. Дифференцирующими компонентами явились 2 группы качеств: 1) качества, выражающие отношение к людям и к иноэтническому окружению (интернационализм, коллективизм, гостеприимность, открытость, доверчивость). Местным жителям даются более низкие оценки по этой группе качеств, чем переселенцам; 2) качества, характеризующие адаптированность переселенцев (осведомленность, уверенность, свобода). Местным жителям даются наоборот более высокие оценки по этой группе качеств. Помимо полученных результатов в целом по выборке был проведен и более детальный анализ особенностей межгруппового восприятия в зависимости от сроков проживания, личностных, возрастных и гендерных характеристик переселенца. Первое время восприятие социального окружения носит поляризованный, стереотипный характер. Качества, проявляемые отдельными лицами, переносятся на группы людей в целом. Поэтому оценки могут быть далеки от истины, менее адекватны реальной действительности. И лишь со временем, в течение которого происходит более тесное взаимодействие переселенцев с местными жителями, меняется восприятие как окружающих людей, так и себя лично. Большое влияние на восприятие оказывают личностные особенности переселенца. Переселенцы с более высоким уровнем нейротизма, низким уровнем экстраверсии и сознательности, воспринимают себя менее адаптированными: неуверенными, неосведомленными, зависимыми, менее спокойными. Однако при этом у них не наблюдается увеличения негативности в восприятии окружающих людей. Выявлены особенности социально-психологической адаптации в зависимости от гендерных и возрастных особенностей переселенцев. Женщины воспринимают себя более беспокойными, неуверенными, что согласуется с полученным результатом методике диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда Возрастные особенности также накладывают отпечаток на характер межгруппового восприятия. Объектом исследования выступили переселенцы от 16 до 80 лет. Уровень интеграции с местным населением выше у переселенцев более старшего возраста. Их межгрупповое восприятие отличается большей позитивностью в оценках по качествам, характеризующим отношение к делу, адаптированность, отношение к людям (исключение составляет качество гостеприимность, воспринимаемое как менее выраженное у местного населения Германии). Эта закономерность проявляется как при восприятии местного населения, так и переселенцев в целом и себя лично. Показатели «приятие других», а также такой показатель социально-психологической адаптированности, как мнение переселенцев о том, что их приняли как своих немцев, имеют более высокие значения у лиц старшего возраста, что говорит о согласованности результатов. Четвертый параграф посвящен взаимосвязи социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия. Здесь описывается исследование взаимосвязи как отдельных показателей социально-психологической адаптации и межгруппового восприятия, так и особенности межгруппового восприятия в зависимости от типа адаптации. Выявлено, что социальное самочувствие в большей степени взаимосвязано с восприятием качеств, характеризующих адаптированность индивида (осведомленность, уверенность, спокойствие, свобода и др.). Интеграция с местным населением связан с оценками качеств, характеризующих отношение к другим, дистантность с людьми (открытость, доверчивость, интернационализм, коллективизм, гостеприимство и др.). Т.е. чем более переселенец интегрирован в новой социальной среде, тем более позитивно он воспринимает местное население по данной группе качеств, тем больше сходства между оценками, данными себе лично и переселенцам в целом, с одной стороны, и местным жителям, с другой. Сравнение особенностей восприятия, свойственных данным типам, позволяет сделать вывод о том, что с улучшением показателей адаптированности наблюдается уменьшение поляризации в межгрупповых оценках, большее сходство в оценках, данных как себе, так и местному населению. Однако даже в случае оптимальной адаптированности, когда выраженность всех интегральных показателей выше среднего, все же остаются различия между собой и местным населением. Хорошо адаптированные переселенцы также более высоко оценивают себя и переселенцев в целом по качествам, характеризующим степень открытости, дистантности по отношению к другим людям (коллективизм, интернационализм, открытость, гостеприимность). Такие же высокие оценки сохранятся и при описании «Я-идеального». Эти данные позволяют сделать вывод о том, что эти автостереотипы характеризуются устойчивостью, и, так же как и качества, характеризующие отношение к делу (ответственность, аккуратность, трудолюбие), являются наиболее значимыми характеристиками этнического самосознания переселенцев. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ. 1. К интегральным показателям социально-психологической адаптированности относятся: социальное самочувствие; включенность во взаимодействие с местным населением (интеграция); активность переселенца в достижении цели; согласованность индивида и среды; возможность реализовать свои цели в будущем (оптимизм). Такой интегральный показатель социально-психологической адаптации, интеграция во взаимодействии с местным населением, имеет более ярко выраженную динамику во времени, чем социальное самочувствие. 2. Сочетание выраженности интегральных показателей социально-психологической адаптированности определяет тип адаптированности. Оптимально адаптированными являются те переселенцы, у которых данные показатели выражены выше среднего. 3. Выявлены интегрирующие и дифференцирующие компоненты этнического сознания переселенцев. Интегрирующими являются качества, характеризующие отношение к делу (ответственность, аккуратность, трудолюбие, бережливость). Переселенцы высоко оценивают выраженность этих качеств как у переселенцев в целом и у себя лично, так и у местных жителей Германии. Дифференцирующими выступили качества качества, характеризующие адаптированность личности (уверенность, осведомленность, сдержанность, спокойствие, независимость, наличие материального достатка), а также качества, выражающие отношение к людям и к иноэтническому окружению, дистантность (интернационализм, коллективизм, гостеприимство, открытость, доверчивость). Себя лично по сравнению с местными жителями переселенцы воспринимают менее адаптированными, но более открытыми в отношениях с другими людьми. 3. Взаимосвязь социально-психологической адаптации с особенностями межгруппового восприятия заключается в том, что с ростом уровня социально-психологической адаптации переселенцев местные жители воспринимаются менее закрытыми, а сам переселенец – более осведомленным, уверенным. Оценки себя (как «Я-реальное», так и «Я–идеальное») по качествам, характеризующим открытость по отношению к другим людям (коллективизм, интернационализм, гостеприимность) остаются высокими, т.е. эти автостереотипы характеризуются устойчивостью. Показатель социального самочувствия в большей степени связан с восприятием качеств, характеризующих адаптированность индивида (осведомленность, уверенность, спокойствие, свобода и др.). Показатель включенности во взаимодействие с местным населением - с восприятием качеств, характеризующих отношение к другим (открытость, доверчивость, интернационализм, коллективизм, гостеприимство и др.). В целом при оптимальном типе социально-психологической адаптированности дифференциация в межгрупповом восприятии уменьшается. Полярность суждений снижается, хотя и не исчезает, а оценки становятся ближе к средним значениям (крайне негативные, как и крайне позитивные оценки в отношении другой группы, усредняются). 4. Выявлено, что переселенцы с низкой выраженностью фактора нейротизм, и высокой - экстраверсия, дружелюбие, сознательность быстрее и легче адаптируются в новой социальной среде, освобождаются от стереотипных и полярных суждений. 5. Выявлены особенности социально-психологической адаптации в зависимости от гендерных и возрастных особенностей переселенцев. Женщины по сравнению с мужчинами более эмоциональны, беспокойны, неуверенны, но доброжелательны, доверчивы, мягкосердечны. Кроме того, им больше свойственно проявление таких качеств, как организованность, аккуратность, целеустремленность, что находит отражение в их жизнедеятельности. Возрастные особенности также накладывают отпечаток и на восприятие, и на адаптацию. Объектом исследования выступили переселенцы от 16 до 80 лет. Уровень интеграции с местным населением выше у переселенцев более старшего возраста. Они в большей степени считают, что их приняли как своих немцев, лучше владеют немецким языком, хотя отмечают, что их и местных жителей разделяет прошлое, которое для многих является настоящим, так как воспоминания о нем всегда с ними. Характер их межгруппового восприятия отличается большей позитивностью в оценках. В целом, процесс социально-психологической адаптации представителей этнической группы немцев из России и других стран СНГ, переселившихся в Германию на постоянное место жительства, облегчается тем, что переселение происходит по принципу восстановления родственных связей. Также как для немцев, проживающих в России и других странах СНГ, наиболее значимым являлся такой компонент этнического сознания как отношение к делу, теперь выявлена тенденция к сохранению такого компонента этнического сознания, как отношение к другим людям, коллективистские черты. В заключении обобщены результаты исследования, приведены некоторые перспективы дальнейшего исследования социально-психологической адаптации. СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ: 1. Ключникова Л.В. Социально-психологическая адаптация мигрантов (на примере немцев, выехавших из России и стран СНГ в Германию) // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. Тезисы докладов научной конференции Института психологии РАН 28-30 января 1997 г. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С. 29. 2. Ключникова Л.В., Позняков В.П. Социально-психологическая адаптация мигрантов (на примере немцев, выехавших из России и стран СНГ в Германию) // Этническая психология и общество. М.: Изд-во «Старый сад», 1997. С. 335-340. 3. Ключникова Л.В. Российские немцы в Германии: проблема социально- психологической адаптации // А.С. Пушкин и российское историко-культурное сознание. Провинциальная ментальность России в прошлом, настоящем и будущем. Материалы III Международной конференции по истории психологии российского сознания в Самаре (15-17 мая 1999г.) Ежегодник российского психологического общества. Т.Y. Вып.1. Самара, 1999. С. 127-130. 4. Ключникова Л.В. Особенности межгруппового восприятия, связанные с адаптацией переселенцев к новым социально-экономическим и этнокультурным условиям // Социальная психология - XXI век. т.1. Ярославль: Изд-во МАПН, 1999. С.276-279. 5. Ключникова Л.В., Позняков В.П. Социально-психологические факторы адаптации переселенцев к новым социально-экономическим и этнокультурным условиям (на примере немцев, выехавших из стран СНГ в Германию) // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. С. 203-217 . 6. Ключникова Л.В., Позняков В.П. Влияние личностных особенностей переселенца на его социально-психологическую адаптацию в новых социальных условиях // Личность и общество: Актуальные проблемы современной психологии (Материалы Всероссийского симпозиума). Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, 2000. С.51-53. 7. Позняков В.П., Ключникова Л.В. Социально-психологические факторы адаптации переселенцев к новым этнокультурным условиям (на примере немцев, выехавших из стран СНГ в Германию) // Кто мы в современном мире. М.: МГВП КОКС, 2000. С.363-365. 8. Ключникова Л.В., Позняков В.П. Влияние возрастного фактора на социально-психологическую адаптацию переселенцев и особенности межгруппового восприятия // Проблемы социальной психологии ХХI столетия. Том 2. Ярославль: Изд-во МАПН, 2001. С.8-11. 9. Ключникова Л.В., Позняков В.П. Взаимосвязь социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия в новой социальной среде: программа исследования // Программы и методики социально-психологического исследования личности и групп. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2001. (В печати). Отпечатано на Rex Rotary Высшей школы психологии при Институте психологии РАН Тираж 150 экз. Москва, ул. Ярославская д.13, комн. 124.

Автор: Миллер Людмила Владимировна

Вход на сайт

Логин:

Пароль:


регистрация

Новые лица

Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...

Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...

Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...