Коррекция различных патологий, как проблема, имеющая непосредственное отношение к состоянию здоровья человека, была и остается весьма актуальной для каждого из практикующих психотерапевтов. Однако, несмотря на ее значимость, вопрос, касающийся установления факторов, детерминирующих развитие подобных патологий, до сих пор остается открытым. Необходимость их определения продиктована, прежде всего, потребностями дальнейшего более глубокого терапевтического воздействия на клиентов, а также профилактики нарушений при выявлении предиспозиции к ним. Задачей нашего теоретического исследования является попытка определения наиболее подходящего способа изучения формирования патологии развития личности, который позволил бы глубже проникнуть в суть проблемы индивида и помочь ему в ее разрешении. Для раскрытия данного вопроса нам показалось необходимым проанализировать, как в различных теоретических направлениях психологии, представленных в работах их основоположников [1,4,5,8,9] рассматривалась проблема формирования патологии личности. Поскольку мы предполагаем, что патология здоровья детерминирована особенностями личности субъекта, представляется необходимым рассмотреть, как освещается проблема формирования патологии личности. Несмотря на имеющиеся различия, во всех концептуальных моделях имеется общая точка зрения, которая базируется на понимании того, что основной фундамент жизни взрослого индивида формируется в детстве и, следовательно, зависит от стиля детско-родительских отношений. То есть, отношения родителей к ребенку и друг к другу в период его взросления являются определяющим фактором формирования личности. Исходя из этого, «формы поведения взрослых прочно устанавливаются в раннем возрасте» [9, с.598]. В свою очередь, различия состоят в том, с какой стороны основоположники той или иной концепции рассматривают причины патологии в развитии и поведении индивида. Так, индивидуальная психология, диспозициональное направление и эго психология придают решающее значение в исследовании причин поведения наследственности и влиянию социальных отношений. Разница в том, что некоторые представители данных направлений отдают приоритет генетическим факторам, другие социальным. Бихевиориальное направление отрицает значение когнитивных или бессознательных процессов, делая акцент на изучении влияния внешнего окружения. Социально-когнитивное направление видит детерминанты поведения человека, как возникающие из внутренних когнитивных процессов. Гуманистическое направление, рассматривая причины патологии личности, делает упор на степени удовлетворения ее врожденных потребностей. В феноменологическом направлении причины поведения индивида рассматриваются как результат деятельности его индивидуальной психической реальности, но только как несоответствие идеального образа себя и актуального переживания. Что же касается психодинамического направления, то в нем можно увидеть многоплановый, разносторонний подход к исследованию данной проблематики, включающий в себя основные идеи всех перечисленных нами концепций. Так, например, идея о том, что события и обстоятельства раннего периода жизни индивида являются определяющими для формирования его личности, в том числе болезни как формы его поведения, является основополагающей для психодинамического направления и проходит красной нитью по всем рассмотренным нами выше теоретическим направлениям. Идея А. Адлера о формировании «стиля жизни», который закрепляется в возрасте около пяти лет и впоследствии почти не поддается тотальным изменениям, соответствует, согласно психодинамическому направлению, времени прохождения индивидом основных трех стадий психосексуального развития. При этом личность, так же как и в индивидуальной психологии, считается уже приобретшей свои основные качества, которые могут наложить отпечаток на всю последующую жизнь индивида. З.Фрейд говорил, что психические процессы являются динамическими, поэтому не считал, в отличие от Адлера, что личность в процессе взросления не поддается изменениям. Однако, он указывал на относительные трудности в достижении этих изменений. Стадии формирования личности и основные ее потребности, описанные в эго-психологии, практически соответствуют тем стадиям, которые проходит в своем развитии личность и потребностям, которые она имеет согласно психодинамическому направлению. Э. Эриксон [10], как и Фрейд, связывал возникновение патологии личности с «неразрешенным» кризисом каждой из стадий развития индивида. К. Хорни[8], Э. Фромм как и Л. Сонди [4], связывали структуру личности со степенью удовлетворения ее основных потребностей. Диспозициональное направление, так же как и психодинамическое не отрицает влияние неосознаваемых мотивов на поведение человека. Такие представители этого направления, как Г.Олпорт, Р. Кеттел, Г.Айзенк, считали ответственными за формирование личности генетические факторы и окружающий микро и макро социум. Ту же самую позицию разделяют представители психодинамического подхода. Представитель бихевиорального подхода Б.Скиннер отдает приоритет в причинах поведения личности внешним факторам, воздействие которых, конечно в иной степени, не отрицается и психодинамическим направлением. Представитель социально-когнитивного направления Бандура связывал патологию личности с наблюдением агрессивного или другого патологического поведения ближайшего окружения ребенком в детстве. З.Фрейд также указывал на важное значение идентификации. Дж. Роттер сравнивал интерналов с экстерналами. Его исследования свидетельствуют о том, что последние в большей степени подвержены влиянию различных патологий. В то же время З.Фрейд говорил о проекции (экстерналы), как об одном из примитивных защитных механизмов, предпочтение которого может привести к нарушенной системе межличностных отношений, то есть к патологии личности. Келли писал о личностных конструктах, с помощью которых индивид взаимодействует с внешним миром. Патологию личности он связывал с повторением одинаковых личностных конструктов, несмотря на их неполноценность. З.Фрейд, в свою очередь, говорил о защитных механизмах, которые здоровая личность использует гибко в зависимости от требований обстоятельств, а патологическая опирается на одни и те же, преимущественно примитивные защитные механизмы. Представитель гуманистического направления А. Маслоу [1] связывал удовлетворение врожденных потребностей индивида с состоянием его здоровья, что не противоречит постулатам психодинамического направления. Теория К. Роджерса [3], принадлежащая к феноменологическому направлению, как и теория Фрейда, утверждает, что поведение индивида обусловлено его психической реальностью, формирующейся путем взаимодействия ребенка с ранним окружением. В.Н. Мясищев [2] утверждал, что система отношений, в которую индивид включен с раннего детства, формирует у него отношение к себе и окружающему миру, от которого зависит жизнедеятельность его организма. Также он говорил, что характер индивида является устойчивой системой его отношений. З. Фрейд характер и особенности личности индивида также связывал с его нормальным (достижение генитальной стадии) или патологическим (фиксация на предыдущих стадиях) развитием. В изучении причин патологии личности психодинамическое направление отдает должное как влиянию наследственности, так и социальных отношений, окружающей среды. Несмотря на придание ведущей роли бессознательным факторам, поведение рассматривается детерминированным и бессознательными и когнитивными процессами. Подвергаются анализу психическая реальность индивида и степень удовлетворения его врожденных потребностей, составляющие основу его личности. Психодинамические теории, в частности теория З. Фрейда, стимулировали исследовательскую деятельность, направленную на изучение личности, факторов, влияющих на ее формирование и развитие. Психодинамическое направление в исследовании личности доказало высокую эвристическую ценность своих теорий, так как послужило началом для изучения взаимосвязи психики и соматики став, по существу, родоначальником множества концепций происхождения психосоматических расстройств. Психодинамические теории являются уникальными по диапазону и многообразию явлений, которые они охватывают. Психоаналитическая теория является в этом отношении выдающейся, поскольку непосредственно обращается к огромному разнообразию значительных аспектов функционирования человека. В рамках психоанализа возможно подойти к объяснению различных поведенческих феноменов, семейных взаимоотношений, этиологии психических расстройств, бессознательной мотивации; выявить факторы, влияющие на аномальное и нормальное развитие личности. Исходя из этого, на наш взгляд, эта теория является наиболее всесторонней концептуальной системой из рассмотренных нами. Литература: 1. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М. Смысл. 1999. 2. Мясищев В.Н. Психология отношений. М. Изд-во Московского психосоциального института. 2003. 3. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М. ЭКСМО-Пресс. 2001. 4. Сонди Л. Учебник экспериментальной диагностики влечений. М. Cogito. 2005. 5. Фрейд З. Толкование сновидений. Киев. Здоровье. 1991. 6. Фрейд З. Недовольство культурой, М. Ренессанс. 1992. 7. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия, М.: «Просвещение», 1989 8. Хорни К. Самоанализ. М. ЭКСМО-Пресс. 2001. 9. Хьелл Л, Д.Зиглер. Теории личности. СПб. Питер, 1997 10. Эриксон. Э. Детство и общество. СПб. Ленато. 1996.
Автор: Михайлова Галина Викторовна
Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...
Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...
Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...
2014 © Справочник Психологи России. Соглашение о конфиденциальности | Правила