Задачей нашего теоретического исследования является попытка определения оптимального способа изучения бессознательных психических процессов пациентов, который позволяет глубже проникнуть в суть проблемы индивида и помочь ему в ее разрешении. Для раскрытия данного вопроса нам показалось необходимым проанализировать метод интерпретации сновидений как инструмент исследования внутренней реальности пациентов с нарушениями здоровья. Вопрос смысла и значения сновидений волновал людей во все времена. Если мы обратимся к античности, то увидим, что еще Аристотель в своих трудах уделял большое значение изучению сновидений. В древности, представителями народов Востока и других стран были созданы многочисленные сонники, которые были призваны помочь человеку истолковать информацию, увиденную им во сне. Хотя в них отображен этап донаучного и мистического подхода к сновидениям, но их наличие и значимость, которую придавали им люди, говорит нам о важности изучения проблемы сновидений. То, что сновидения имеют смысл и подлежат серьезному изучению и истолкованию, является точкой зрения не только народных представлений, но и современной научной психологии. Такого мнения придерживался и З.Фрейд, который в своих трудах изложил научный подход к изучению сновидений. Одна из его фундаментальных работ так и называется «Толкование сновидений». В этой работе он предложил психоаналитический подход к изучению сновидений, раскрыл их структуру, показал источники формирования и механизмы их действия и толкования. Научные теории, разработанные до Фрейда, не включали в себя проблему толкования сновидений. Они пытались понять источник, вызывающий сновидения. Одни теории видели источник сновидения во внешних чувственных раздражениях, (как то определенные звуки, прикосновения, свет). Но не могли объяснить, почему один источник раздражения вызывает различные сновидения. Другие теории видели источник сновидения во внутреннем субъективном раздражении (звон в ушах, мелькание цветных пятен на сетчатке глаз). Некоторые теории считали источником сновидений внутренние органические раздражения. И говорили, что больной орган может давать о себе знать сначала в сновидениях. Например, человек с нездоровыми легкими сначала может видеть сновидения об удушье, потом заболевание становится явным. Некоторые исследователи относили источник сновидений к повторению впечатлений, которые были пережиты днем. Все эти теории подходили с разных сторон к попытке понять причины сновидений, но не делали попытки их толкования [1]. Иначе обстояло дело с воззрениями на сновидения у народа. Народные представления придавали сновидениям смысл, в отличие от научных до Фрейда и делали попытки их понять. Хотя эти попытки имели ряд недостатков. Например, восточные сонники совершали толкование элементов сновидения по большей части по созвучию и сходству слов. Наиболее яркий пример, дошедший до нас с древности – сновидение А. Македонского. Когда он осаждал город Тир, раздосадованный упорным сопротивлением города, увидел во сне сатира, пляшущего на его щите. Толкователь снов разложил ему слово сатир на две части Са и Тир, что означало твой Тир. Александр повел осаду энергичней и взял город. Минусом такого толкования сновидений является то, что внимание обращается не на все сновидение в целом, а на отдельные его части. Как будто каждая часть сновидения обладает самостоятельным, отдельным значением. Также среди народных представлений бытовал символический тип толкования сновидений. При этом каждый символ сновидения трактуется отдельно и может вступать в смысловое противоречие с другими символами. А так как их в сновидении может быть много, то связать их в одно целое весьма проблематично. Таким образом, до З.Фрейда существовали научные представления о сновидениях, которые исследовали их структуру, но не делали попытку толкования. И народные, которые пытались толковать не изучая. З.Фрейд в работе «Толкование сновидений» писал, что «здесь перед нами один из тех нередких случаев, в которых народная вера ближе подошла к истине вещей, чем суждения современной науки»[3]. Задача нашей работы – попытаться понять, что такое сновидения и для чего мы их видим. Сначала несколько слов о сне. До начала 50х годов прошлого столетия, особенно в среде физиологов и психофизиологов, преобладала точка зрения, согласно которой состояние сна человека и животных считалось пассивным «психическим отдыхом». Некоторые физиологи придерживались одностороннего взгляда на сновидения, считая, что они являются только следами, бессмысленными остатками дневных впечатлений, видит их человек не часто, поэтому их можно не исследовать. Для преодоления таких взглядов и изучения физиологии сновидений на научной основе нужны были новые открытия. Начало решения этой задачи было положено открытиями американских физиологов Азерински и Клейтмана в 1953г. [1]. Во время экспериментов они заметили, что в определенные периоды времени глаза спящих людей совершают движения, как бы наблюдая за чем-то. В эти периоды кривая электрической активности мозга спящего сходна с кривой его активности в бодрствующем состоянии, когда он решает мыслительные задачи, как показали эксперименты Димента в 1958г. Эти периоды сна были названы «парадоксальными» или сновидными. Они повторяются в течение ночи около 4-5 раз. Периоды сна без сновидений получили название ортодоксальных. Кроме этого, проводились исследования последствий длительного лишения сна у испытуемых. Было установлено, что в первую и во вторую ночь, когда испытуемым предоставляют возможность спокойно спать, они почти непрерывно находятся в парадоксальной фазе сна, непрерывно видят сновидения. Это еще раз подчеркивает важность видения сновидений для человека. Таким образом, в середине 20 в. физиологами было доказано, что сон не является простым отдыхом. Большой период времени сна (во время сновидения) мозг человека находится в физиологическом отношении в бодрствующем состоянии и решает мыслительные задачи. З.Фрейд еще в 1900г. писал: «В принципе, сновидение ничем другим не является, как только особой формой мышления, которая становится возможной из-за специфических условий, в которых находится человек. Особенностью этого мышления является то, что человек стремится скорее переживать, чем думать», то есть мысли облекаются в образы [5]. Чтобы понять, какие мыслительные задачи решает человек во время сновидения надо рассмотреть, что происходит с ним во время сна. Во время сна человек отключается от контактов с внешней реальностью, от сознания и встречается, соответственно, со своей внутренней реальностью или бессознательной частью своей психики. В работе «Толкование сновидений» Фрейд явно выразил свою концепцию психической реальности: «Бессознательное есть истинная психическая реальность»[3]. Внутренняя реальность наполнена объектами, отношение к которым либидинозно или агрессивно заряжено. Индивид придает этим объектам особое значение. Этими объектами могут являться образы родителей. Братьев и сестер, ближайшего окружения ребенка в детстве, лучшие друзья и враги. Также среди объектов внутренней реальности присутствует Самость, представляющая собой истинное лицо человека, а не то кем он пытается быть во внешнем мире. Среди объектов внутренней реальности могут быть увлечения человека, то есть все то, во что человек вкладывает свою душевную энергию, либидо или агрессию. Таким образом, образы, которые мы видим во сне, являются объектами нашей внутренней реальности. Почему же тогда мы говорили, что внутренняя реальность представлена значимыми объектами, а нам порой снятся незнакомые люди или случайные знакомые или события, которым значимость мы не придаем? Ответ на этот вопрос Фрейд нашел, открыв механизмы смещения и сгущения, действующие в сновидениях. Сгущение – один из главных способов функционирования психических процессов: единое представление воссоединят в себе несколько ассоциативных цепей, и образуется на их пересечении. Оно выражается в том, что явные образы или сюжет, который мы видим во сне, является кратким показом его скрытого содержания. Например, письменная интерпретация сновидения может занимать 3 страницы, в то время, как описание сюжета сновидения может занять 1 страницу. Смещение – случай, когда ощущение значительного и важного представления переходит на другие более слабые представления, но связанные как-либо с первым ( по ассоциациям, по внутреннему или внешнему сходству). Например, в виде приснившегося животного в сновидении может выступать образ кого-то из близких сновидца или он сам. Посредством действия этих механизмов, те символы или объекты, которые мы видим в сновидениях, зачастую являются замещающими и не должны восприниматься напрямую, а подвергаются истолкованию, чтобы понять, что и кто стоит за ними на самом деле. Сновидение общается с нами на языке символов и эмоций. Сновидцу, как правило, проще идентифицировать эмоции, которые вызвало сновидение, чем правильно интерпретировать увиденные символы в их взаимосвязи. Это происходит в результате работы защитных механизмов, которые призваны не допускать в сознание вытесненную информацию. Для того, чтобы понять зачем мы видим картины, приходящие нам во сне, для чего пред нами предстают объекты нашей внутренней реальности, надо обратиться к модели психического аппарата. Согласно структурной модели Фрейда [5] в психическом аппарате человека различают три инстанции Оно, Я и Сверх-Я или ид, эго и супер-эго. Все эти три инстанции, кроме осознаваемых частей Я и Сверх Я являются бессознательными. Оно подчиняется принципу удовольствия. В нем содержатся инстинкты и влечения человека, врожденные филогенетически присущие индивиду содержания (архетипы, первофантазмы) и вытесненный человеком из сознания материал, как правило, тяжелый и конфликтный, который в сознании удерживать очень тяжело из-за возникающих при его воспоминаниях переживаниях. Я подчиняется принципу реальности и препятствует удовлетворению всех желаний Оно. Адаптирует человека к социуму. Сверх Я так называемая инстанция совести, отвечающая за морально-этическое поведение человека. Во время сновидения естественно происходит регрессивное изменение и многих функций Я (ослабляется сдерживающее бессознательные желания влияние защитных механизмов; функция тестирования реальности регрессирует до стадии раннего детства, так как сновидец не может отличить факт от фантазии; отсутствует реалистическая позиция по отношению ко времени, пространству, логике, то есть преобладают ранние первичные процессы мышления). Следовательно, опора на реальность, которую осуществляет Я снижается. Происходит также регресс в Сверх Я. То, что в бодрствующем состоянии вызывает чувство вины или угрызения совести, во время сновидения склонно вызывать страх или наказание, так как это бывает в период раннего детства, когда Сверх я еще не сформировалось. Таким образом, карающая функция Сверх Я в сновидении снижает напряженность. Следовательно, инстинктивные желания и фантазии в сновидении находят более прямое выражение, чем в состоянии бодрствования. Поэтому, очевидно, при интерпретации сновидений мы обращаем внимание на исполнение бессознательных желаний. Но анализ сновидения может дать гораздо больше, чем картину бессознательных желаний пациента. Работа сновидения состоит из взаимодействия тенденций Я, сверх Я и Оно, поэтому анализ сновидения позволяет увидеть не только попытку исполнения бессознательного желания, а понять сущность бессознательного конфликта, происходящего между этими тремя составляющими. Как мы уже поняли, сновидения имеют глубокий смысл и позволяют нам увидеть наши вытесненные желания и не понятые нами, не пережитые конфликты. Если есть желание, хотя и не осознаваемое, то будет и стремление к его реализации. Если есть не разрешенный конфликт, хотя и бессознательный, то будет иметь место тенденция к его повторению, воспроизведению в объективной реальности. Эта тенденция подчиняется открытому Фрейдом стремлению к навязчивому повтору. Навязчивый повтор – тенденция влечений возрождаться. Это неконтролируемый бессознательный процесс, при котором человек сам ставит себя в затруднительное положение, забыв о том, что он повторяет свой прежний опыт, будучи убежден, что его поведение обусловлено настоящим моментом. Вытесненное стремится вернуться в настоящее и в форме снов. «Все, что осталось не понятым, неизбежно возвращается подобно неприкаянному духу, который обретает покой тогда, когда тайна разгадана, и колдовские чары более не властвуют над душой», писал З. Фрейд. Повтор прежних переживаний является активной попыткой справиться с тревогой, которая осталась не пережитой ранее. Поэтому навязчивый повтор конфликтных, тяжелых ситуаций у человека продолжается до тех пор, пока он не поймет свою собственную роль в этом патологическом процессе, пока не увидит причинно-следственные связи, приводящие к нему. Осознание их позволяет человеку освободиться от агрессии, выйти на новый уровень личностного развития и прекратить действие навязчивого повтора. Согласно действию этого механизма, сны могут предупреждать нас о возможном будущем. Следовательно, сновидения, с одной стороны, предупреждают нас о том, что нас ожидает в будущем, с другой стороны, намекают человеку о причинах его проблем, с тем, чтобы человек мог изменить ситуацию и не реализовывать конфликтную ситуацию в объективной реальности. Таким образом, сновидения призваны помогать жизни человека, поэтому очень важное значение имеет проблема их правильного толкования. Способы коррекции различных патологий, как проблема, имеющая непосредственное отношение к состоянию здоровья человека, была и остается весьма актуальной для каждого из практикующих психотерапевтов. Однако, несмотря на ее значимость, вопрос, касающийся установления факторов, детерминирующих развитие подобных патологий, до сих пор остается открытым. Необходимость их определения обусловлена, прежде всего, возможностями дальнейшего более глубокого терапевтического воздействия на пациента, а также профилактики нарушений здоровья. В начале терапевтической работы интерпретация сновидений позволяет глубже понять проблему пациента, которая им не осознается, установить контакт с его бессознательным. В последующей работе сновидения пациента позволяют оценить правильность выстроенной гипотезы, отследить динамику трансфера и изменения, происходящие во внутренней реальности пациента. Сновидение является компромиссным формированием инстинктивных желаний ид, требований или запретов суперэго и вызванных тревогой или чувством вины защит эго. Во время сновидения наблюдается регрессивное изменение функций эго, суперэго, что позволяет более полно проявляться желаниям и фантазиям ид. Поэтому, очевидно, интерпретация сновидений, как исполнения бессознательных желаний, является преимущественной. Однако, работа сновидения состоит из взаимодействия тенденций ид, эго и суперэго, поэтому анализ сновидения позволяет увидеть не только попытку исполнения бессознательного желания, а понять сущность бессознательного конфликта пациента, происходящего между этими тремя составляющими. Примером может послужить серия похожих сновидений 25 летнего пациента, болеющего неврозом. В них он, видя себя преступником, вступает в борьбу со стражем порядка, который гораздо старше его. В процессе борьбы он убивает соперника, а тот, в свою очередь, наносит ему раны не совместимые с жизнью. После этого он попадает в больницу, в которой просит врача о помощи. Из анализа этого сновидения можно понять не только инфантильное Эдипальное желание победы над отцом, но и страхи, пробуждаемые этим желанием и чувство вины, проявляющееся в наказании себя за это. Также не трудно понять перенос пациента и попытаться увидеть собственный контрперенос. Таким образом, с помощью анализа сновидений мы можем с наибольшей легкостью достичь глубин, как внутренней реальности пациента, так и собственного бессознательного. Недаром в 1932г. Фрейд писал о теории сновидений: «Она занимает особое место в истории психоанализа; именно благодаря ей анализ сделал шаг от психотерапевтической методики к глубиной психологии». В этой же публикации он говорит: «Даже согласно моему нынешнему суждению, она содержит в себе самое ценное из всех открытий, что мне посчастливилось сделать. Подобное проникновение в сущность выпадает на долю человека лишь раз в жизни» [4]. Литература: 1. Налжанджян А.А. Ночная жизнь. СПб, Питер, 2004 2. Фландерс С. Современная теория сновидений. АСТ, Рефл-бук, 1999 3. Фрейд З. Толкование сновидений, Киев: «Здоровье», 1991 4. Фрейд З. Недовольство культурой, М.: «Ренессанс», 1992 5. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия, М.: «Просвещение», 1989
Автор: Михайлова Галина Викторовна
Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...
Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...
Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...
2014 © Справочник Психологи России. Соглашение о конфиденциальности | Правила