«Особенности адаптации офицеров спецподразделений спецслужб в мирное время. Практика». Вводная часть. Прежде чем рассмотреть особенности адаптации сотрудников спецподразделений, после увольнения в запас и прекращения выполнения своих служебных задач по иным причинам, необходимо изначально рассмотреть психологические особенности и аспекты их подготовки в период службы. Акцентировать внимание на аспекты длительного воздействия на личность сотрудника со стороны условий выполнения задач. Работы психолога внутри подразделения и в период непосредственно высокого напряжения и нагрузки на психику сотрудника. Мероприятий проводимых психологами на повышение адаптивных, коммуникативных, стрессоустойчивых способностей, с целью решения поставленных целей в ярко выраженной негативной, для психики, среде. В связи со сложным спектром задач, решаемых сотрудниками антитеррористических подразделений (АТП), организация психологического обеспечения их служебно-боевой деятельности (СБД), является одним из приоритетных направлений организационно-воспитательного характера, в которых важную роль играют руководители антитеррористических подразделений и штатные (прикомандированные) психологи. Основными целями такого обеспечения являются оптимальное использование психологических ресурсов сотрудников АТП, обеспечивающих успешное выполнение ими оперативно-служебных и служебно-боевых задач, восстановление, сохранение и повышение работоспособности сотрудников. В целом, система психологического обеспечения СБД сотрудников АТП, в ходе контртеррористических операций, представляет собой мероприятия, которые с организационной точки зрения можно разбить на три этапа. Первый этап – психологическая подготовка к работе в экстремальных усло-виях. Мероприятия, осуществляемые на этом этапе, включают профессиональную подготовку, комплектование подразделения с учетом социально-психологических закономерностей и индивидуально-личностных особенностей сотрудников. Второй этап – психологическое сопровождение в зоне проведения операции – включает мероприятия по психологическому сопровождению личного состава в ходе выполнения служебно-боевых задач. Третий этап – психологическая работа с сотрудниками спецподразделений по возвращении к постоянному месту дислокации – предполагает проведение мероприятий по психологической реабилитации сотрудников, а также использованию положительных последствий экстремальных ситуаций, для оптимизации подготовки личного состава АТП. На каждом из трех этапов психологического обеспечения деятельности сотрудников АТП, принимающих участие в контртеррористической операции, ис-пользуются различные организационные и методические подходы, специфический алгоритм действий психологов. Данная схема организации психологического обеспечения предполагает комплексность, системность и эффективность проводимых мероприятий, восстановление и поддержку способности сотрудников спецподразделений выполнять служебно-боевые задачи. На этапе психологической подготовки сотрудников к операции в качестве основных задач выступают: • психологическое обследование личного состава, отбираемого для выполнения задания; • психологическое сопровождение комплектования и групповой сплоченности отправляемых подразделений; • специальная психологическая подготовка сотрудников и групп. Из вышеперечисленных задач вытекают основные направления работы психологов на этом этапе: • психологическая диагностика личного состава, направляемого в командировку; • изучение социально-психологического климата и психодиагностика групповой сплоченности формируемых подразделений; • обучение сотрудников методам и приемам психологической саморегуляции, в повседневной и экстремальной деятельности. Реализация направлений работы организуется, как правило, руководством подразделения, которому поручено выполнение задачи, и осуществляется психологом. Каким же образом психолог АТП осуществляет выполнение такой работы на практике? 1 – психологический отбор. Предрасположенность в длительных экстремальных условиях к таким негативным проявлениям, как ослабление самодисциплины и снижение морально-нравственного контроля, возможно прогнозировать с помощью психодиагностических обследований уже на предварительном этапе, при беседе с отбираемым кандидатом. Специалисты психологической службы используют комплекс мероприятий при отборе бойцов АТП. К числу этих мероприятий относятся: • беседы с кандидатом, в ходе которой выясняются автобиографические нюансы, поведенческие проявления, добровольность участия в командировке, наличие взысканий и психологическая реакция на них, состояние взаимоотношений в семье, коллективе, отношения к понятиям дружбы, товарищества, взаимовыручки и др., в этом случае, активно используется метод нарративного интервью; • психодиагностическое обследование (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности - СМИЛ, Л.Н. Собчик), тест цветовых вы-боров (М. Люшер), «Шестнадцатифакторный опросник личности» (Р. Кеттелл), тест «Несуществующее животное», тест «Незаконченные предложения»; • стресс-практикум, т.е. действия кандидата в контролируемых стрессовых ситуациях (захват кандидата в заложники с последующим жестким допросом (включая агрессивное физическое воздействие), обстрел кандидата одетого в бронежилет из боевого оружия (с обязательным попаданием пули в бронежилет), тест «Противогаз», тест «Факел» и т.д. Данный практикум часто дает более весомые результаты для анализа личности кандидата, нежели психодиагностическое обследование. Что в комплексе с последним помогает создать наиболее полную картину пригодности, либо непригодности каждого конкретного кандидата. В целом, можно говорить о следующих основных психологических «противопоказаниях» к командированию для проведения контртеррористической операции: - неадекватные установки и искаженная мотивация (например, преобладание материальных мотивов – командировка как возможность «подзаработать»), - низкая стрессоустойчивость, слабый самоконтроль и агрессивность; - низкий социометрический статус сотрудника спецподразделения и др. 2 – психологическая подготовка. Подготовка должна быть направлена: на повышение эффективности выполнения профессиональных задач, на обеспечение личной безопасности, сохранение физического и психического здоровья сотрудников. В экстремальных условиях подготовки, в силу большой динамичности происходящих событий, на первый план по значимости и влиянию на поведение сотрудников выходят их боевые психические состояния, которые позволяют оперативно разрешать калейдоскоп меняющихся ситуаций. При этом следует учитывать тот факт, что в ходе подготовки сотрудники должны получить «боевые рефлексы» типичные для спецподразделений спец-служб. При подготовке сотрудников АТП наряду с «безусловными рефлексами» (реакция на оружие, поиск укрытий, сближение с противником в ходе огневого контакта и пр.) упор делается в сторону развития быстроты мышления, поиска единственно-правильного решения из сложившейся ситуации в кратчайшие сроки. Именно поэтому психологическая подготовка сотрудников опирается на мощную ситуационную составляющую, которая, в свою очередь, опирается как на уже имеющийся боевой опыт, так и на искусственное усложняющее моделирование по принципу «а что если…». Формирование моральной и психологической готовности. Мероприятий по формированию у личного состава моральной и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях: • информационная подготовка (географические и этнографические особенности региона, где предстоит действовать; возможные причины террористической акции, особенности оперативной обстановки и состояние дел в данный конкретный момент; состав и национальные (иные) особенности заложников и террористов, нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность АТП и т.д.); • выработка у каждого сотрудника убежденности в обоснованности целей и задач, стоящих перед подразделением в период выполнения задания (этот критерий включает в себя уверенность сотрудников АТП в гуманности и необходимости предпринимаемых правительством России мер по локализации и пресечению действий террористов, чувство правовой и социальной защищенности каждого сотрудника и членов его семьи, чувство гордости за принадлежность к элитному подразделению и оказания ему доверия командованием группы, путем выбора указанного сотрудника для выполнения ответственного задания); • подготовка личного состава к действиям в неординарных условиях (погодных, сложных бытовых, социальной изоляции или даже враждебного отношения к сотрудникам заложников и окружающего гражданского населения, физического и огневого противоборства); • выработка у сотрудников АТП умения в случае необходимости действовать автономно (отработка вариантов, когда в ходе «потерь» среди личного состава, задание должно быть выполнено одним бойцом; наработка действий в одиночку против группы противников и т.д.); • отработка боевых умений и навыков (тактическое ситуационное моделирование, отработка взаимодействия и взаимозаменяемости, владение всеми видами оружия, умение обращаться или идентифицировать различные технические средства, взрывные устройства и пр.); • отработка вспомогательных умений и навыков (изучение языков, составление психологических характеристик человека по его внешнему виду и поведению, чтение по губам, использование грима, актерское мастерство, оказание первой доврачебной помощи пострадавшему; переговоры с террористами, предполагающих знание оскорбительных, доброжелательных, привлекающих внимание, располагающих к беседе, означающих приветствие или извинение жестов и выражений, умение по внешним признакам определять готовность собеседника к агрессивным действиям или располагать его к себе в процессе общения, вызывать чувство уважения; умение противостоять «нажиму», т.е. устойчивость к просьбам и мольбам заложников, гражданских лиц в районе проведения операции и пр.). Формирование устойчивой мотивации Практической реализации индивидуального и группового психологического обеспечения АТП служит психологическая подготовка сотрудников спецподразделения. Основная идея: формирование устойчивой мотивации сотрудников к профессиональному развитию через четкое определение ролевой позиции сотрудника-профессионала. При выполнении задачи профессионал опирается на навыки, полученные во время обучения. Эмоции только мешают этому, изменяя физиологическое состояние и искажая внимание, память, мышление, делая человека уязвимым. Эмоциональное возбуждение вызывает подмену главной цели на эмоционально окрашенную, что «размывает» главную цель и мешает выполнению поставленной задачи. Чтобы выполнить задачу, используя профессиональные навыки, необходимо справиться с самим собой. Поэтому, помимо специальных навыков, необходимы навыки саморегуляции, позволяющие отделить эмоции от выполнения задачи, что в значительной степени усиливает психофизическое воздействие на личность сотрудника. Сотрудник спецподразделения – воин и ему приходится проживать две жизни: по законам мирного и по законам военного времени. Не разделяя мира и войны, оказавшись в экстремальной боевой ситуации, человек, сам не осознавая того, проявляет свою личность, стереотипы поведения, систему ожиданий, сформировавшиеся в условиях мирного времени. Это небезопасно для него самого. Сотрудник должен овладеть необходимым воину искусством – не проявлять собственную личность, «входить в боевое состояние». Такое искусство, основывается только на точных расчетах и прочных навыках. Для собственной безопасности сотруднику необходима роль и навыки, подходящие для военного времени. Обратная сторона медали – применение навыков военного времени в мир-ной жизни для решения различных вопросов, что может привести сотрудника к антиобщественным, антисоциальным действиям. Поэтому наряду со входом в боевое состояние, сотрудник должен уметь выходить из него. Экстремально-психологические навыки Алгоритм профессиональной экстремально-психологической подготовки. Алгоритм предварительной профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений, имеет ярко выраженную особенность и отличие. Это обусловлено практической направленностью занятий, обязательным включением профессиональной экстремально-психологической подготовки во все разделы боевой, физической и служебной подготовки; обучением сотрудников специальных подразделений профессиональной наблюдательности; поддержанием оптимальной работоспособности на протяжении необходимого для эффективной работы времени (выявление индивидуальных предельных физических и психических возможностей, обучение восстановлению физических и психических сил в процессе профессиональной деятельности и в перерывах, поддержание баланса между затратами и восстановление сил, умелое использование резерва этих сил); овладением навыками многовариантных, но адекватных и быстрых действий. Специфика тренинга Непосредственная профессиональная экстремально-психологическая подготовка: экстремально-психологический тренинг, который проводится в процессе комплексных учений и акцентирует внимание на профессиональном восприятии, регуляции боевых психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях и моделировании фактора «неизвестности». 3 – комплектование АТП. Комплектование осуществляется с учетом социально - психологических закономерностей и индивидуально-личностных особенностей сотрудника. При формировании отдела психологу необходимо учитывать: • принцип «профессионального соответствия» (комплектование должно проходить с учетом профессиональной ориентации сотрудников. Это необходимо для формирования нарядов (групп, пар), предназначенных для выполнения специальных задач); • принцип «культурной однородности» (при комплектовании групп и по-рядка расселения личного состава подбираются сотрудники одного уровня образования, одних религиозных взглядов и верований и т.п.); • профессиональный стаж направляемых сотрудников должен быть не ме-нее года, а для выполнения сложных заданий не менее трех лет. Желателен положительный опыт работы в менее напряженных экстремальных условиях, на-пример: участие в задержании преступников (агентов иностранных разведок), обеспечение безопасности руководителей государства, охрана особо важных объектов, работа с людьми, получившими серьезные ранения, и т.д. Однако при этом следует учитывать, что сотрудники, не однократно побывавшие в экстремальных ситуациях, могут демонстрировать не только конструктивный опыт, но и психологическую усталость, и раздражение, постстрессовые состояния; • для непосредственных руководителей возглавляющих группу обязательно, а для прямых желательно наличие опыта работы с людьми и наличие боевого опыта. Кроме того, нецелесообразно ставить во главе группы начальника не пользующегося авторитетом среди подчиненных. • целесообразно заблаговременно обеспечить совместную учебу, тренненги, а при необходимости, и проживание сотрудников комплектуемой группы, с возможностью замены неподходящих сотрудников. Сроки для сплочения коллектива и выработки общности мотивов и целей, могут варьироваться, в зависимости от обстановки и сложности операции, от нескольких часов до нескольких месяцев. • в формируемую группу обязательно должен быть включен психолог с медицинской или врач с психологической подготовкой – данный факт обеспечивает возникновение более доверительных отношений, и в профилактической работе не делается акцент на то, что сотруднику уделяется усиленное внимание со стороны психолога (что вызывает, обычно, негативную реакцию). Желательно, чтобы это был штатный сотрудник данного подразделения, так как это помогает снять первичный психологический барьер «свой-чужой», облегчает процесс общения, к тому же штатный психолог уже знает личностные и профессиональные особенности сослуживцев, что поможет дать более точные рекомендации, как руководству, так и членам коллектива. Хотя, конечно, в этом случае есть опасность использования психолога не по назначению (как бойца-штурмовика, как медицинского работника и т. п.). Тем ни менее, психолог должен быть готов и к нештатным ситуациям. В экстремальных условиях он обязан сохранять самообладание, работоспособность, оставаться внимательным, терпимым, уметь находить общий язык с бойцами и командирами всех степеней, при необходимости проявлять решительность и смелость, морально и профессионально быть готовым к выполнению задач, которые могут быть продиктованы динамично развивающейся ситуацией в зоне проведения операции. В противном случае он рискует потерять авторитет среди сотрудников, и его работа будет сведена к нулю, поскольку последние не будут воспринимать его всерьез. На этапе психологического сопровождения сотрудников в зоне проведения операции в качестве основных задач выступают: • обеспечение профессионально-психологической адаптации сотрудников к новым условиям; • контроль психологического состояния сотрудников АТП и морально-психологического климата в коллективе. Основные направления работы психолога на этом этапе: • психологическая помощь при «врабатывании» личного состава в режим вооруженного конфликта; • психодиагностика общего психологического состояния сотрудников, находящихся в «горячей точке», с целью выявления признаков острых и посттравматических стрессовых расстройств и оказания экстренной психологической помощи; • изучение состояния морально-психологического климата в коллективе; • осуществление комплекса восстановительных мероприятий: снятие нервно-мышечного напряжения путем использования психологических, фитотерапевтических методов, средств и приемов, физических упражнений, восстановление коммуникативных навыков сотрудников, путем использования различных групповых и индивидуальных занятий, проведения социально-психологических тренингов. Деятельность психолога в горячих точках Практика показывает, что основными формами реализации этих направлений деятельности психолога на месте являются: выявление негативных факто-ров; осуществление контроля за психологическим состоянием личного состава; обучение и инструктаж сотрудников; проведение мероприятий психокоррекции (в том числе с использованием приемов НЛП); оказание помощи руководителям в кадровой работе; разработка рекомендаций руководству по возможной эвакуации или временному освобождению от обязанностей по психологическим показаниям, улучшению условий жизни и службы личного состава, предупреждению межличностных конфликтов, применению мер поощрения и взыскания с учетом психологических особенностей и состояния сотрудников. Факторы стресса. Среди стрессовых факторов, существенно влияющих на психологическое состояние сотрудников в зоне проведения операции, можно выделить следующие: 1) Классическая операция (захват заложников на транспорте, объектах и пр.): постоянное напряжение в ходе ведения переговоров с террористами (отсрочка штурма); реализуемые террористами угрозы в случае невыполнения их требований (издевательства и убийства заложников, захват новых заложников из числа переговорщиков, убийство переговорщиков и т.д.); просчеты в работе антитеррористического штаба (не достаточная проработка хода операции, вы-бор заведомо проигрышного варианта действий, популистский сговор с террористами и пр.); враждебность со стороны заложников («хельсингский синдром») и населения в зоне операции; оторванность от подразделений обеспечения, прежде всего медицинских. 2) Войсковая операция (поиск и ликвидация баз террористов, усиление армейских подразделений (подразделений МВД) в ходе ведения боевых действий и пр.): использование спецподразделений АТП в большинстве случаев в качестве войскового спецназа в войсковых операциях (при этом не имея достаточного тяжелого и специального вооружения и техники) при слабом взаимодействии со смежными силовыми структурами, либо вообще без него; абсолютно реальная и почти постоянная угроза гибели, ранения, травмы, болезни – как в отношении себя, так и товарищей; нарушение биологического ритма сна и бодрствования (необходимость круглосуточного охранения); постоянные бытовые лишения; слабая информированность личного состава о фактическом положении дел и оперативной обстановке в регионе; недостаточное обеспечение (продовольствие, техника, оружие, боеприпасы); неадекватно низкая оплата тяжелой и опасной службы; нахождение во враждебном окружении с чужим языком, культурой, традициями; двусмысленность взаимоотношений с местными жителями и представителями власти; постоянная идентификация окружающих: свой-чужой и как результат – постоянная настороженность, подозрительность, категоричность в суждениях, излишняя жесткость. Боевые психотравмы и их предупреждение Накопление этих и подобных факторов психического напряжения сотрудников во время проведения операций, может приводить к появлению боевой психотравмы (БПТ). В связи с этим необходимо: • откомандированный для проведения операции личный состав располагать компактно, с соответствующим охранением. Дробление на более мелкие группы с разными местами дислокации свести к минимуму. Если же это невозможно, то как можно чаще эти группы должны посещать руководители и психолог. • раннее активное выявление лиц с развивающимися дезадаптивными ре-акциями или личностными декомпенсациями; • если позволяет ситуация, связь с «Большой землей», с родственниками, регулярное информирование личного состава о положении в регионе; • командиру, заместителям, психологу проводить постоянную работу по налаживанию добрососедских связей с местным руководством (командирами частей и подразделений), местным населением; • всесторонним образом поддерживать авторитет командира; • в период оперативного покоя (кстати, являющегося одним из наиболее сложных периодов), после непродолжительного отдыха, организовать разумную занятость личного состава, уделить внимание досугу, физическим тренировкам, обще-информационным занятиям. На этапе психологической работы с сотрудниками АТП после возвращения к постоянному месту дислокации в качестве основных задач выступают: • обеспечение профессионально-психологической адаптации сотрудников к новым условиям, контроль состояния морально-психологического климата в коллективе и взаимоотношений с сотрудниками других подразделений, выявление сотрудников с признаками посттравмирующих стрессовых расстройств; • осуществление психологической коррекции имеющихся нарушений с целью предупреждения возникновения состояний психической дезадаптации и их хронификации, развития психосоматических нарушений; • формирование и поддержание мотивации для дальнейшей службы в АТП; • организация социально-психологической работы с семьями сотрудников, вернувшихся из командировки. Из перечисленных выше задач вытекают основные направления работы психологов на этом этапе: • психодиагностика общего психологического состояния личного состава и индивидуума, возвратившегося из командировки; • социально-психологические исследования состояния морально-психологического климата в коллективе; • реабилитационные мероприятия с сотрудниками, у которых обнаружены признаки ПТСР; • психологическое консультирование сотрудников по актуальным личностным и семейным проблемам. Проблемы психологической адаптации. Психологическая работа с сотрудниками АТП после возращения к постоянному месту дислокации обусловлена тем, что у сотрудников антитеррористических подразделений, при выполнении боевых задач, возникают проблемы психологической адаптации, аналогичные, как боевым психотравмам, которые получают военнослужащие армейских подразделений в бою, так и специфические. К ним, не редко относятся: «комплекс убийцы», чувство вины, ощущения внутренних психологических разногласий и пр. Чему в ряде случаев способствуют средства массовой информации, негативно освещающие итоги проведения операции, а также оценки близкого окружения. Главная задача психолога по возвращении сотрудников АТП к месту постоянной дислокации – помочь личности обрести душевное равновесие и комфорт. При этом необходимо помнить, что последствия экстремальных ситуаций могут быть не только негативными, о чем написано немало, но и позитивными. Они образуют целый комплекс, хотя и не всегда проявляются во всем объеме, в зависимости от вида экстремальных ситуаций, индивидуальных особенностей человека, стечения обстоятельств и др. В комплекс входят: повышение умелости, профессионализма, опытности; личностная самореализация, рост человека; социальное признание, повышение социального статуса, социальный успех; улучшение бытовых и материальных условий; укрепление сил и здоровья. Негативные последствия стресса По негативным последствиям стресса работа должна вестись в следующих направлениях: 1. Тревога и досада. Сотрудники часто боятся того, что травмирующие со-бытия могут повториться вновь, испытывая при этом чувство досады из-за утра-ты веры в себя и ближайшее окружение. 2. Страхи. Пострадавших можно и необходимо научить адекватно реагировать на собственные страхи, а также методам их преодоления. 3. Отрицание. Основная масса пострадавших сотрудников отрицает (часто справедливо) наличие проблем в связи с фактом травмирующей ситуации, болезненно переживая и агрессивно реагируя на предложения медицинской и специализированной психологической помощи. 4. Личностные изменения. Многие осознают, что какие-то изменения с ни-ми произошли, отмечая появление трудностей в межличностном общении за пределами своего социума; часто жестко разделяют окружающих на «своих» и «чужих»; считают себя выше и сильнее других. 5. Чувство вины и стыда. Лица, попавшие, в силу ряда обстоятельств, в беспомощное положение или допустившие оплошность, либо попавшие в плен, могут испытывать неадекватное чувство вины. 6. Формирование адекватных ожиданий. Необходимо подготовить сотрудника к тому, что дома его ждет семья, нуждающаяся в помощи («семья ждет кормильца»). Работа психолога с семьями сотрудников Психологу необходимо уделять особое внимание семьям сотрудников. Роль семьи как мощного психогигиенического фактора в жизни сотрудника АТП переоценить трудно. При отработке семейных проблем неплохо зарекомендовала себя групповая техника «Расстановка семьи по Б. Хеллингеру». В свое время Б. Хеллингер, наблюдая взаимосвязь реально существующих проблем с нарушениями «порядка» в семейной структуре, ввел понятие компенсации семейной структуры. Компенсация проявляется на трех уровнях: первоначальная, направленная на сохранение семьи; вторичная, наблюдающаяся в следующем поколении и несущая негативный характер; проблема внуков. В связи с тем, что «компенсированная семья» не может «нормально» выполнять все свои функции (в т.ч. и обеспечивать эмоциональное единство), человек остается один на один с последствиями кризисных ситуаций. Позиция психолога Возвращаясь к теме психологического обеспечения деятельности сотрудников АТП, необходимо отметить, что одной из важнейших задач является участие психолога в формировании команды, в повышении сплоченности и взаимного доверия среди сотрудников. Последнее слово в спецназе, где как нигде важно единоначалие, всегда за командиром. Поэтому психологическая, а точнее психолого-педагогическая помощь руководителю – также одно из главных направлений работы психолога. Попытка адаптации после службы. Рассмотрев особенности психологической подготовки сотрудников спецподразделений спецслужб, приходим к выводу, что степень напряженности, активности и стрессового состояния личности находится на пике. В свою очередь, психологическая помощь и поддержка, так же находится на высоте. Однако, истин-ное проявление психотравматических, психострессовых и эмоциональных по-следствий начинает свое проявление в период спадания соответствующей нагрузки и, в последствии, полной смены среды обитания личности, социума. Говоря простым языком, в момент полного прекращения выполнения своих служебных обязанностей. В основном это связано с увольнением в запас по истечению срока службы, либо, что является худшим вариантом, по состоянию здоровья. Полученная, в ходе специальных мероприятий, подготовка, направлена на реализацию возможностей индивидуума в экстремальной среде в ситуации длительного психоэмоционального воздействия, не редко сопряженного с рис-ком для жизни. Эти факторы формируют особый взгляд на социальные ценности и установки. Среди них: • Повышенная степень необоснованной бдительности и ожидания опасно-сти; • Высокие требования к понятиям взаимовыручки, дружбы, товарищества; • Ревностное отношение к семейным устоям, отражающееся на воспитание детей; • Обостренное чувство справедливости; • Ярко выраженная градация общественных, социальных явлений на «черное и белое»; • Градация членов социума на «свой и чужой»; • Ложное ощущение важности совершаемых поступков Данный, далеко не полный, перечень психических реакций, усугубляется синдромом «причастности». Суть данного фактора заключатся в устойчивой психологической зависимости от процессов, происходящих в обществе и потере возможности влияния на данные процессы в силу прекращения выполнения своих служебных обязанностей. Ощущения «не у дел», вызывает внутренний конфликт, обусловленный как формальными признаками, так и не формальны-ми – социальным статусом. Основным формальным признаком может служить наличие документа, удостоверяющего причастность бывшего сотрудника к системе, к организации в которой он долгое время работал. На сленге это называется наличием «ксивы», удостоверения. Трепетное отношение к данному виду позиционирования, вы-звано неуверенностью в свой собственный внутренний потенциал и социальную справедливость. Ранее, когда положение в обществе имело оттенок «избранности», позволяло личности с легкостью преодолевать ежедневные бюрократические препоны, быть уверенным в защите со стороны структуры. А теперь он один на один с огромным количеством мелких проблем, которые приходится решать самостоятельно – «как все». Отсюда возникает стремление попросить о помощи сослуживцев, получить рекомендацию, хотя порой ситуационная задача относится к вещам обыденным, к которым среднестатистический член общества не придает значение. К таким задачам относятся общение с коммунальными и паспортными службами, районным отделениям милиции, общение с муниципальными учреждениями и т.д. Не формальным признаком можно считать статус в микро социуме. Бывший сотрудник стремится оттянуть момент признания своему окружению в том, что он уже вне системы. Старается чаще бывать в местах территориального расположения его бывшего места работы. Назначать там встречи не формального характера, ссылаться на необходимость встретиться с товарищами по бывшей работе, для решения, порой выдуманных проблем, или усугубленных им самим же. В ином случае, бывший сотрудник стремится окружить себя ореолом секретности и таинственности, что позволяет долгое время сохранять свой прежний статус для своего микро социума. Не редко это распространяется вплоть до близких людей, на семью. Хочу отметить, что данное поведение типично, но не охватывает всех представителей и может носить в одних случаях ярко выраженный характер в других скрытый. В этой ситуации огромную помощь личности в адаптации оказывают профильные общественные объединения, ассоциации, фонды. Они дают возможность, постепенно, с первыми шагами, сориентироваться личности в новой среде, облегчить стрессовое состояние, но не способны полностью устранить при-чины внутреннего дисбаланса и дать возможность полноценно влиться в социум. Исходя из того, что чувство «избранности» и «причастности» заставляет личность делить общество на «свой-чужой», мы можем наблюдать затруднения в налаживании новых отношений, в не среды общения. И как следствие социальное зацикливание, что резко снижает адаптивные способности. Общественные структуры, институты (ОИ) уже имеют опыт общения не только с представителя-ми профессиональной среды, но и имеют устойчивые связи вне ее, оказывают тем самым благотворное влияние на вливание бывших сотрудников в иные структуры общественных взаимосвязей. Однако полноценного, целенаправлен-ного и поступательного объединения не происходит, в силу тех же причин. Нет развития. Нет возможности трансформации взглядов и отношений. Общественные институты предоставляют возможность сохранить ощущения все той же «причастности» и оказывают лишь временное благотворное влияние на личность. В общем то, у них и нет такой цели. ОИ решают задачи прагматического характера. Такие как, трудоустройство, защита интересов, материальная поддержка, обеспечение коммуникативных возможностей, сохранение традиций. Однако, они же, могут быть основной базой для работы психологов, психотерапевтов по вопросам адаптации офицеров спецподразделений, после прекращения ими выполнения своих служебных обязанностей. Угасание психоэмоциональной нагрузки на личность, постепенно приводит к смещению мотивации и парадоксу взаимосвязей. Стрессом считается его отсутствие. С одной стороны мы видим активные реакции на необходимость решения сложных задач, с другой полную беспомощность в решении элементарных. В связи с этим наблюдаются агрессия, излишняя активность, в иных случаях – депрессия, апатия. Зарождается ощущение безысходности и потери мотивации в поведении. Семья, ассоциативно воспринимавшаяся как объект защиты, приобретает вторичность. Иногда, в силу утраты «значимости», возникают ощущения не способности к этой защите. Либо диаметрально противоположная реакция – во всем виден «враг», посягающий на благополучие родных, близких, друзей. Понятие компромисса полностью отсутствует. Подобные симптомы возникают и при трудоустройстве, вливании в коллектив. С одной стороны мы видим надежного и дисциплинированного сотрудника, с другой – полное отрицание авторитетов, не подчинение, чрезмерная настойчивость в выражении собственной точки зрения, как единственно правильной, не редко с применением силового воздействия. Новый конфликт – межличностный, следом – внутренний, душевный. В этой ситуации личность старается найти поддержку, поделиться своими эмоциями, «излить душу». Собеседниками в этих случаях оказываются коллеги, действующие или те, кто находятся в такой же ситуации. Такое общение не прибавляет уверенности сослуживцам и лишь укрепляет их в своих фобиях и страхах. Не редко данные коммуникации проходят с употреблением алкоголя, который в свою очередь усугубляет агрессивность в поведении и обостряет чувство «несправедливости». Устойчивая традиция «третьего тоста», в ходе которого вспоминают погибших товарищей, является не только ритуалом, а еще и неким возвращением в прошлое. В этом случае не редко возникают чувства вины и ощущения незавершенности, недосказанности. Что касаемо представителей спецслужб спецподразделений, то суицидальных симптомов не наблюдается, этот момент рассматривается как слабость и не принимается. Возможны редкие исключения. Хотя в практике таких примеров нет. Употребление алкоголя в этих случаях не редко приводит к злоупотреблению и как следствие – алкоголизм, такие примеры имеют место. Этот, коротко описанный, набор противоречий и дисфункций, ведет к основ-ной проблеме – дезадаптация. Дезадаптирующее воздействие на личность многогранно и неминуемо ведет к развитию скрытых, порой и явных психических расстройств. Возникают коммуникативные проблемы, ценностная и смысловая дезориентации, размытость мотивации. Дезадаптация. Психологическая дезадаптация сотрудников спецподразделений спецслужб, прекративших выполнение своих служебных обязанностей по различным причинам отражается на их поведении и свойствах характера, нарушает нормальное протекание жизни и довольно часто перерождается в девиантное и делинквентное поведение. Принимая во внимание, личную практику и основываясь на научно-практических исследованиях, приходим к выводу: - дезадаптация зарождается, формируется и прогрессирует с момента утраты привычной среды и проявляется на психофизиологическом, психологическом и социальном уровнях в зависимости от характера взаимодействия внутренних (физиологических, психофизиологических, психических) и внешних (материальных, социальных) факторов; - дезадаптация на прямую связанна с мотивами, целями, задачами, установками, притязаниями, эмоциональным состоянием, субъективно-личностными отношениями, коммуникативными способностями. Вхождение в дезадаптивное состояние имеет так же временной характер и обусловлено более устойчивыми проявлениями от момента прекращения выполнения своих служебных обязанностей и далее. Рассмотрим последовательно, как это происходит, на примере личной практики, без учета лиц оставивших службу по решению Центральной военно-врачебной комиссии (ЦВВК), в следствии нарушений дисциплинарного характера, а так же по причинам, связанным со здоровьем близких. Данная категория не рассматривается по нескольким причинам. В первую очередь, в связи с отсутствием личной практики, а так же в силу необходимости более глубокого изучения данного вопроса с позиции медицинской психологии и психиатрии и во взаимодействии с иными медицинскими специальностями. Первый этап, длительность которого составляет от трех до шести месяцев (в редких случаях до года), самый благоприятный для личности. В этот момент еще не происходит осознание отсутствия «причастности», окружающие воспринимают личность в его привычном состоянии, жизнь протекает в прежнем режиме (распорядок дня, интерес к событиям, круг общения, темы общения). Это состояние «отдыха», что вызывает подъем в настроении, способность к действиям и коммуникативным проявлениям, так как будто «проходит отпуск». Учитывая еще и тот факт, что отпуска у действующих сотрудников спецподразделений спецслужб имеют продолжительность от 45 до 60 суток. Следующий период от полугода до полутора лет. Для психолога, это время можно назвать «точкой отсчета». Именно теперь происходит осознание необходимости определять личности свой социальный статус и приходит понимание невозможности возврата в прежнюю среду. Именно теперь возникает потребность более часто проводить время с сослуживцами, обращаться к ним за поддержкой, помощью, советом. Происходит выбор места работы, профессиональной ориентации в мирное время, в гражданской среде. Однако, желаемые коммуникативные притязания, не находят удовлетворения и тут происходит первый внутренний конфликт, первые обиды, желание уравновесить свой социальный статус перед бывшими сослуживцами. Эта ситуация может усугубляться в случае неудачных попыток трудоустройства, именно с постоянным графиком работы. Для психолога, психотерапевта «поймать» этом момент, большая удача. Начав работать с личностью в этот период, можно избежать множество психологических травм и предупредить агрессивное дезадаптирующее воздействие в дальнейшем, вовремя сформировать новые целевые установки и мотивации, указать на реальный спектр существующих ценностей, помочь обрести понимание сложившейся ситуации и перенаправить действия в русло достижения осязаемых результатов. Однако, «уловить» этот момент, можно лишь в ходе поступательного, свое-временного и целенаправленного психологического консультирования, психотерапевтического воздействия. Как во время службы, так и в момент прекращения выполнения служебных обязанностей. Следующий этап. Самый яркий в своем проявлении негативного воздействия множеством факторов, усугубляющийся приобретенным опытом неудачных попыток «определить свое место». Именно теперь возникает полный спектр дезадаптационных проявлений выражающийся в большей или меньшей степени и являющийся следствием деформации функционирования психофизиологических, психологических механизмов определяющих состояние и поведение человека, его дальнейшее развитие и отражающееся на социум (семья, друзья, окружение). В материалах 7 Всероссийской общественной профессиональной медицинской психотерапевтической конференции, «Амбулаторная и больничная психо-терапия, и медицинская психология» (27 мая 2009 года), рассматривались вопросы медико-социальной психотерапии при стрессах и деятельность психотерапевтических служб, в чрезвычайных профессиях, где на примере сотрудников Министерства внутренних дел, выполнявших свои служебные обязанности в «горячих точках», были рассмотрены варианты психической дезадаптации. Эти варианты в основном находят свое проявление и в среде сотрудников спецподразделений спецслужб прекративших выполнение своих служебных обязанностей, т.е. в мирное время. С одной лишь поправкой на ведомственную специфику и уровень подготовки. Цитирую с дополнениями: 1. Тревожно-астенический вариант. Повышенное чувство тревожности, мнительность. Избегание экстремальных ситуаций. Частая смена настроения. Нарушение сна, аппетита, концентрации внимания. Пессимистические реакции на внешние проявления. Нарушение коммуникативных способностей. 2. Ригидно-агрессивный вариант. В данном случае свойственна чрезмерная активность, уверенность, порой самоуверенность. Повышенное чувство собственного достоинства. Отрицание иного мнения при коммуникативных проявлениях. Агрессивные реакции на кажущиеся проявления несправедливости. Высокомерие, граничащее с надменностью. 3. Истеро-аффективный вариант. Остается без изменений и дополнений, как указано в материалах. В обычной обстановке демонстративно деятельны, активны, но поверхностны. Основная цель – привлечь внимание окружающих. 4. Псевдоинициативный вариант. С энтузиазмом готовы выполнить второстепенные задачи, обозначая их мнимую важность. Выдают «желаемое за действительное». 5. Стенично-девиантный вариант. Высокая степень агрессивности, усугубляющаяся злоупотреблением алкоголя, не принятие автори-тетов, не способность к подчинению. Ярко выраженное отношение к социуму (окружению) по принципу «свой-чужой». Чрезмерное и неоправданное применение физической силы. Важнейшие условия эффективности работы психолога, которые подробней рассмотрим ниже, является, в том числе и своевременная диагностика вышеперечисленных проявлений их своевременное и точное определение. Психолог и особенности работы с сотрудниками спецподразделений спец-служб в мирное время. Известный факт, что психологические и психофизические проявления, это не что иное, как реакция личности на события. При работе психолога, психотерапевта с рассматриваемой категорией лиц, нужно учитывать самый важный, и тонкий аспект, который порой «сковывает» возможности терапии. Этим аспектом, фактором является осведомленность сотрудников спецподразделений спецслужб в сведениях, составляющий государственную тайну. Следовательно, при первых попытках выяснения обстоятельств получения психологической травмы, условий при которых это произошло, конкретных действий, последовавших за этим, зачастую, может быть расценено, как необоснованное выведывание, событий, не подлежащих разглашению. Следующим и немаловажным аспектом, является начальная психологическая подготовка сотрудников спецподразделений спецслужб и общий образовательный уровень. В составе подразделений служат лица имеющие высшее образование (порой и не одно), дополнительное специальное образование, регулярно проходят курсы переподготовки. Начальная психологическая подготовка специфична и имеет служебный оттенок, однако, это дает возможность, повод, рассматриваемой категории, ставить под сомнение эффективность работы психолога, психотерапевта и не соглашаться с его выводами, что резко снижает терапевтический эффект. Кадровая политика органов, осуществляющих рассмотрение и изучения кандидатов на службу в спецподразделения спецслужб, направлена на сохранение традиций и преемственности. Отсюда следует, что «случайных людей» в этой системе нет. Это, как правило, дети из семей военнослужащих, тех же бывших сотрудников, работников аппаратов управления или имеющих там близких родственников (за редким исключением). Данный фактор имеет как позитивный эффект, так и негативный, зависит от накопленного, в поколении, опыта. В системе, спецподразделений спецслужб, нет рядового состава, каждый обладает офицерским званием, это тоже необходимо учитывать. Из вышеперечисленного следует, что психолог, психотерапевт, будет пользоваться большим доверием, если он уже имеет опыт работы с данной категорией лиц, имеющий ранее отношение к системе или же из этой системы, принимавший участие в событиях боевого или предбоевого характера и/или рекомендованный руководством действующих подразделений спецслужб. Однако, даже при таких условиях, не всегда удается соблюсти открытость в применении психологического, психотерапевтического воздействия. Из 18 наблюдаемых, с 11 из которых удалось провести соответствующее консультирование, ни один не обозначил явного желания и необходимости обратиться за по-мощью к психологу или психотерапевту. Основной довод, это не желание показать свою слабость, т.е. признание того, что с ним «не все в порядке». В связи с этим было исключено множество методов психотерапии, в том числе и группового характера. Опыт показал, что лишь при индивидуальной беседе, можно достичь желаемого результата. В отличие от других психотерапевтических подходов, наибольший эффект был достигнут благодаря нарративному интервью. Процедура нарративного интервью позволяет задать тему для беседы, близ-кую «собеседнику» в данный момент и имеет временной характер. Использование данного метода не требует особой формальной обстановки и предусматривает возможность отследить наиболее яркие моменты, акцентировать на них внимание, путем вовремя заданных вопросов. Правила нарративного интервью, разработанные Д.Берто и М.Коли, были с успехом применены и имели положительный результат. Первое правило. После начала беседы, слушать рассказчика не задавая ни каких вопросов, лишь стимулируя его с использованием междометий и других паралингвистических и невербальных средств коммуникации. Таким образом, психолог, психотерапевт должен владеть навыками активного слушателя и про-являть не поддельный интерес к «собеседнику» и его рассказу. Второе правило. Стимулировать рассказчика продолжать повествование только в том случае, если он надолго замолкает или увлекается высказыванием общих суждений. Третье правило. После окончания рассказа, задать вопросы о неясных моментах, опущенных или недостаточно полно описанных фактах из этого периода жизни или события. Основной смысл этих правил состоит в том, что бы дать возможность «собеседнику» воспроизвести события своей жизни так, как они были им пережиты. После каждого нарративного интервью, необходимо делать тщательный анализ содержания беседы с учетом длины пауз, повышений и понижений голоса, различных не языковых процессов (смех, плачь и т.д.). Это позволяет более тщательней подготовиться к следующему сеансу и обозначить более уязвимые места собеседника. Далее, нарративный подход позволяет, подвести «собеседника» к рассмотрению проблемы абстрагировано и показать степень ее влияния на протекание жизни в целом, на окружающий социум, семью, детей. В данном случае, это оказывает сильное терапевтическое воздействие на рассматриваемую категорию лиц. Зачастую, выводы, по мнению «собеседника», приходят сами собой и подталкивают к положительным реакциям, влияющим на общий психологический фон, который способствует увеличению адаптивных возможностей. Хочу обратить внимание на еще один метод психологического консультирования – это арт-терапия. Он был использован в единичных случаях, но так же имел положительный результат. Особенно у тех лиц, которые имеют устойчивое хобби или увлечение, т.е. изначально, творчески ориентированы. Имеющийся, небольшой опыт, позволяет сделать вывод, что дезадаптивное воздействие на рассматриваемую категорию лиц, приводит к психическим и психофизиологическим травмам, отражающихся на социальном здоровье общества в целом, коллектива, семьи. Психотерапия и психологическое консультирование, порой имеет, неустойчивый эффект. Это обусловлено в первую очередь слабой социальной защищенностью сотрудников спецподразделений спецслужб прекративших выполнение своих служебных обязанностей, т.е. в мирное время и острые реакции на них. При малейшем деструктивном воздействии (увольнение с работы, неудачи в коммуникациях, проблемы семейного характера, возникновение финансовой нестабильности) могут привести к рецидиву психических расстройств с их осложнениями. Следовательно, психолог, психотерапевт должен постоянно наблюдать за этими лицами, вплоть, до полной убежденности в состоявшейся социальной адаптации. А в период терапии, проводить работу не только с этой категорией лиц, но и с близкими контактами, семьей, окружением. О необходимости создания особых институтов (секций, кафедр) по работе с лицами-участниками спецопераций, членами их семей. Рассмотренные выше особенности подготовки сотрудников спецподразделений спецслужб, обозначенные варианты их реакций к адаптации, служебная специфика и отсутствие системы, научно-методической, практической базы, позволяет сделать вывод о необходимости создания соответствующих институтов, секций и кафедр, по работе с указанными лицами и членами их семей. Данная работа должна проводиться в плотном взаимодействии с действующими подразделениями и опираться на поддержку существующих общественных организаций, ассоциаций, фондов ветеранов спецслужб, с возможностью фактического прикрепления психологов и психотерапевтов к указанным структурам. В идеальном варианте, вести подготовку психологов и психотерапевтов из среды сотрудников спецслужб в период выполнения ими служебных обязанностей и находящихся в штате подразделений. Привлекать к данной работе уже существующие психологические и психотерапевтические объединения, отдельных психологов и психотерапевтов, имеющие опыт работы с данной категорией лиц, либо с лицами, побывавшими в идентичной ситуации. Данный доклад не раскрывает проблему полностью, он лишь дает направления необходимых срочных действий и показывает возможности их решений. Дмитрий Плынов – действительный член Профессионального медицинского объединения психотерапевтов, кандидат наук.
Автор: Плынов Дмитрий Геннадиевич
Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...
Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...
Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...
2014 © Справочник Психологи России. Соглашение о конфиденциальности | Правила