Ученые записки. Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова. – 2009. – Т. XVI. - № 4. – С. 71-73. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВОМОЖНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ «ЖИВОЙ» КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ. Ключевые слова: музыкотерапия, классическая музыка, психотерапевтические упражнения Музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека издавна использовалась для лечения различных заболеваний, и в особенности для терапии и профилактики нервно-психических расстройств. Исследователями выявлены психофизиологические механизмы воздействия музыкального искусства на психику человека и весь его организм. Данные выводы были приняты основополагающими для выбора музыкальных произведений для психотерапевтического воздействия. Экспериментально в реабилитационном центре для детей с неврологическими заболеваниями были апробированы образцы классической инструментальной и симфонической музыки русских и зарубежных композиторов. На индивидуальных занятиях детям предлагалось рисовать акварельными красками во время восприятия музыки. Автором разработана схема анализа рисунков. На основе анализа более 500 детских рисунков были сделаны выводы. Итак, полученные в работе результаты показывают, что восприятие «Сладкой грёзы» П.И. Чайковского обеспечивает устойчивую положительную динамику познавательного и личностного развития детей с неврологическими патологиями, существенно оптимизирует эмоциональное состояние реципиентов. “Live” Classical Music Perception for Psychotherapeutic Effect Key words: music therapy, classical music, psychotherapeutic exercises Music - a powerful aspect of human emotional state influence - has been used for ages to heal different diseases, especially to treat and prevent mental disorders. Researchers revealed psychophysiological mechanisms of music influence upon the human mentality and the human body in general. The specified conclusions turned out to be basic to choose music compositions for psychotherapeutic effect. Samples of classical instrumental and symphonic music composed by Russian and foreign masters were experimentally approved by the rehabilitation center for children with different neurological diseases. The children were asked to paint with watercolor at individual classes during music perception. The author elaborated the analysis schedule of the pictures. Over 500 children’s pictures were studied to make the corresponding conclusions. Thus, the obtained results prove that the perceived play “Sweet dream” composed by P.I. Tchaikovsky provides stable positive dynamics of cognitive and personal development of children with neurological diseases and optimizes significantly the emotional state of the recipients. ВВЕДЕНИЕ Психотерапевтические возможности восприятия «живой» классической музыки Восприятие лучших образцов мировой музыкальной культуры – доступный и эффективный способ психотерапевтического воздействия на человека. Исследователи отмечают особенную эффективность воздействия "живой музыки" на психотерапевтических сеансах, на концертах классической музыки, на балетных и оперных спектаклях (О.Дворниченко, 1978; Д.Кабалевский, 1984; В.И.Петрушин, 1999; В.Е.Семёнов, 1988; Б.М.Теплов, 1946; Г.Троицкая, 1978 и другие). В экспериментальных исследованиях Л.П.Новицкой (1984), Ж.Г.Шошиной (1980), Н.В.Шутовой (1995), Ю.К. Умилиной (2003), И.В. Курышевой (2004) показано, что классическая музыка вызывает просветленные и добрые чувства и состояния, способствует мыслительным и творческим процессам у испытуемых. Наши исследования и опыт работы практического психолога в дошкольном учреждении, в школе, на курсах повышения квалификации сотрудников и руководителей дошкольных образовательных учреждений показывают, что доступным и эффективным способом гармонизации эмоциональных состояний человека, коррекции отклонений в личностном развитии может быть восприятие лучших образцов классической музыки. Анализ исследований по психофизиологии (И.Р.Тарханов, 1898; И.М.Догель, 1911; Б.М.Бехтерев, 1916), психологии музыкального восприятия (Г.В.Иванченко, 2001; Г.Н.Кечхуашвили, 1957; Т.С.Князева, 2000, 2001; А.Н.Лебедев, 1999; Е.Назайкинский, 1972; Л.П.Новицкая, 1984; Г.А.Орлов, 1963; А.Х.Пашина, 2000; В.Г.Ражников, 1975, 1978; Б.М.Теплов, 1985; А.В.Торопова, 2000; В.М.Цеханский, 1979 и др.); психологии слухового восприятия (Н.А.Гарбузов, 1948; В.Н.Носуленко, 1988 С.Л.Рубинштейн, 1948; и др.); психологии искусства и музыкознания (М.С.Каган, 1996; Л.А.Мазель, 1986, 1991; В.Медушевский, 1976; В.Е. Семёнов, 1988 и др.); музыкальной психотерапии (Л.С.Брусиловский, 1985; Ю.П.Лисицын, Е.П. Жиляева, 1985; В.И.Петрушин, 1991, 1999; Ж.Г.Шошина, 1980 и др.) позволил сделать некоторые выводы, на которых основывается выбор музыкальных произведений для восприятия музыки с целью гармонизирующего воздействия на человека. Авторами перечисленных исследований выявлены психофизиологические и психологические механизмы воздействия музыкального искусства на психику человека и весь его организм: отмечено, что в моделировании эмоций основную роль играют лад и темп, другие же компоненты, как мелодия, ритм, динамика, гармония тембр – при всей их важности всё-таки остаются дополнительными; минорные тональности обнаруживают «депрессивный эффект»; быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и могут вызвать отрицательные эмоции; «мягкие» ритмы успокаивают; диссонансы - возбуждают, консонансы – успокаивают; особое внимание должно уделяться высокому качеству звучания; мелодичные произведения, особенно те, что обладают чётким, строго выдержанным ритмом, вызывают немедленную ответную реакцию у всех слушателей. МЕТОД И ФОКУС ИССЛЕДОВАНИЯ На курсах повышения квалификации работникам дошкольных образовательных учреждений (воспитателям, старшим воспитателям, руководителям) даются задания, в которых предлагается рисовать акварельными красками во время восприятия «живой» музыки. Музыкальное произведение может звучать без остановки несколько раз, пока большинство слушателей не закончит рисовать. В среднем продолжительность выполнения задания 15-20 минут. Нами разработана схема анализа рисунков, сделанных во время восприятия музыки. [2] В результате этой работы накопился интересный фактический материал, который позволил сделать некоторые выводы. РЕЗУЛЬТАТЫ. Для восприятия слушателям курсов была предложена фортепьянная пьеса П.И.Чайковского «Сладкая грёза». Предварительно это произведение было апробировано в работе с детьми дошкольного возраста, посещающими неврологический стационар при детской поликлинике № 39 Советского района г. Нижнего Новгорода. Было проанализировано более 500 детских рисунков, на основании чего были сделаны выводы. На 75% рисунков доминировали или присутствовали жёлтый или оранжевый цвет, в большом количестве рисунков были использованы только два этих цвета. Часто встречались рисунки, на которых изображён дом, дерево или цветок, трава, небо. На 80% рисунков отсутствовал чёрный цвет. Он появлялся в работах детей с высоким уровнем тревожности. Отмечено благоприятное, гармонизирующее воздействие на всех обследованных детей во время восприятия данного произведения. Кроме «Сладкой грёзы» П.И. Чайковского детям были представлены для восприятия также и другие классические произведения. «Сурок» Л.В. Бетховена. На 90% рисунков доминировали синий и зелёный цвета, в большом количестве рисунков были использованы только два этих цвета. В основном это картины природы. Небольшое количество деталей, чаще это контуры 1-2 образов. «Песня Сольвейг» Э. Грига. Эти рисунки отличались тем, что дети использовали не менее 5 разных цветов. Рисунки разноцветные, яркие, насыщенные деталями, их заполняли светлые, часто сказочные образы. На 50% рисунков были изображены красивые цветы. «Мелодия» Ант. Рубинштейна. Во время звучания этого произведения очень долго, увлечённо рисовали даже гиперактивные мальчики. Рисунки были наполнены обилием деталей и по мере более продолжительного звучания музыки всё более обогащались новыми образами и деталями. Психотерапевтическое упражнение «Рисуем музыку» слушателями курсов повышения квалификации (воспитатели, старшие воспитатели, руководители дошкольных образовательных учреждений) воспринималось с интересом, Большинство с готовностью приступали к выполнению. «Сладкая грёза» для них исполнялась на фортепьяно. После окончания работы был проведен коллективный анализ рисунков своих коллег. Все рисунки, выполненные в процессе восприятия «Сладкой грёзы» П.И. Чайковского были положительно эмоционально окрашены, адекватны музыкальному произведению. На рисунках были преимущественны, отражены образы природы, доминировали синий и зелёный цвета. Сочетания цветов (приятные, светлые, гармоничные), характер линий (плавные) и форм (округлые, мягкие) позволили сделать вывод, что музыка оказала благоприятное, гармонизирующее воздействие на эмоциональное состояние слушателей. Одним из вариантов психотерапевтического восприятия классической живой музыки является написание сочинений-впечатлений (сочинений-самонаблюдений, рассказов). При проведении такой методики мы использовали пьесы цикла «Времена года» П.И.Чайковского, «Чакона» ре минор И.С. Баха и др. Слушателям представлялась полная свобода в описаниях, без какого-либо контекста, кроме установки «прислушаться к себе». Такие задания способствовали развитию воображения, развитию ассоциативных систем, творческого мышления. Нами разработаны схемы анализа данных работ. [2] В процессе анализа эффективности методики было установлено, что облегчались ассоциативной процессы, появлялись мотивации к самостоятельной творческой деятельности. Это желание сопровождалось высказываниями о рождении ощущений необычайной легкости на душе и в теле, тепла; об ощущении душевного подъема сил, бодрости, воодушевления, тихой внутренней радости, счастья; о по¬явлении состояния эмоционального комфорта, душевного равновесия. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Психотерапевтическое воздействие классической «живой» музыки, сопровождающееся творческим поведением (рисование или сочинение в форме эссе), было продемонстрировано в разных возрастных группах. Конечный подбор произведений для психотерапевтических сеансов был сделан на основе анализа большого объема работ участников. Разработанная методика обладает доступностью для лиц разных возрастов и хорошо сочеталась с другими методами психологической коррекции. Литература 1. Князева Т.С., Пашина А.Х. Связь тревожности и эмоционального фона личности с особенностями восприятия музыки // Психологический журнал. – 2001. – Т.22. - №1. – С.123-127. 2. Курышева И.В. Психологические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства: монография / И.В. Курышева; Нижегор. фил. Ин-та бизнеса и политики. – Нижний Новгород : НФ ИБП, 2008. – 260 с. 3. Лисицын Ю.П., Жиляева Е.П. Союз медицины и искусства. – М.: Медицина. – 1985. – С.145. 4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М.: Владос. – 1999. – С.16.
Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...
Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...
Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...
2014 © Справочник Психологи России. Соглашение о конфиденциальности | Правила