Интеграция образования и науки на основе научно-образовательного центра: сб. тр. участников Всероссийской научно-практической конференции в 2 ч. Ч.1 (I –III разд.) – М. - Чебоксары – Ульяновск: УлГУ, 2005. – С. 226-232. Любовь – одна из высших, истинных ценностей. Любовь к себе – это прекрасный фундамент, на котором у нормального ребёнка в нормальной семье со временем вырастет Настоящая Большая любовь к жизни и людям, а потом и гражданская совесть. Все гуманистические философии и религии сходятся в одном: нет ничего выше и прекраснее любви, лишь она способна дать людям счастье и свободу. Э. Фромм следует этой великой гуманистической традиции, напоминая о любви как единственном и вернейшем средстве разрешения проблемы существования. «Подлинная любовь – пишет Э. Фромм – это выражение созидательности, и она предполагает заботу, уважение, ответственность и знание… Любовь к кому-то – это сосредоточение и осуществление способности любить… Любовь к одному человеку предполагает любовь к человеку как таковому... Любовь к людям является не следствием, как часто полагают, а предпосылкой любви к какому-то определённому человеку. Из этого следует, что моё собственное «я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек». [Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви: пер. с англ. – М., - педагогика, - 1990. – С. 76-77] «…Нет ничего более способствующего привитию ребёнку опыта любви, радости и счастья, чем любовь к нему матери, которая любит себя» [там же, С. 80] Э. Фромм подчёркивает необходимость учиться любви. Учиться самим и учить этому детей. На лекциях по психологии для работников дошкольных учреждений привожу примеры из своей практики психолога, описываю самые сложные случаи. Слушатели часто спрашивают: «Какие вы использовали методики?» Они ждут от меня перечисления конкретных методик, которые помогут им найти решение в трудной ситуации с ребёнком или взрослым, ждут готовых рецептов. Напоминаю, что каждая ситуация уникальна, каждый человек уникален и каждый ребёнок уникален. Методики, эффективные в одном случае могут быть бесполезными в другом. Тогда слушатели замечают: - Это, наверное, профессиональный секрет? - Да – отвечаю я, - секрет действительно есть. Есть «золотой ключик», который открывает любые, самые сложные «замки». Но это не какая-то уникальная методика, или комплекс методик. Это любовь! Любовь к человеку. Позитивное отношение к человеку, уважение личности человека маленького или большого. К. Роджерс отмечает, что каждому человеку свойственны две главные потребности: потребность позитивного отношения, которая удовлетворяется, когда ребенок испытывает одобрение и любовь со стороны окружающих, потребность самоуважения, которая развивается по мере удовлетворения первой. По мнению К. Роджерса условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между «Я-идеальным» (представление о том, каким тебя любят) и «Я-действительным» (уровнем любви). С точки зрения К. Роджерса, основная задача родителей и педагогов — это создание условий для развития у ребенка чувства психологической защищенности и безопасности, уверенности в доброжелательности и уважении со стороны взрослых. В результате такого позитивного отношения, диалогического общения ребенка со взрослым происходит повышение самооценки ребенка, что способствует раскрытию его творческого потенциала. [Rogers C. R. On Becoming a Person. Boston, 1961] Фундаментом любви к ребёнку является любовь педагога к самому себе. Что значит любить себя и как ребёнка научить любить себя? Любовь к себе – это сохранение и укрепление своего здоровья, здоровья как единого целого. В нашем понимании, ЗДОРОВЬЕ – это совокупность оптимальных условий для развития человека в целом, оптимальный уровень его общего развития. Основная цель работы педагога сохранение и укрепление здоровья ребёнка – как единого целого, в совокупности всех его компонентов: физического, интеллектуального, эмоционального, личностного, социального и духовного. Деятельность педагога должна быть направлена на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья своих воспитанников. Физическое Здоровье. Способствовать созданию оптимальных условий для сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья своих воспитанников. Способствовать формированию Здорового образа жизни ребёнка: создавать мотивацию ЗОЖа у ребёнка, давать знания как вести ЗОЖ, формировать умения и навыки ЗОЖа. Интеллектуальное Здоровье. Предоставлять детям знания как сохранять и укреплять своё интеллектуальное здоровье. Способствовать развитию познавательных процессов детей, обучаемости, формированию познавательной активности. Эмоциональное Здоровье. Предоставлять детям достаточно знаний об отношении к самому себе и окружающим людям. Способствовать формированию умения детей выражать свои чувства в понятной для других форме. Способствовать формированию уверенного владения различными эмоциями и знание того, какие из них допустимы, а какие нет. Способствовать формированию позитивного эмоционального фона ребёнка. Социальное Здоровье. Развивать у детей понимание, что действительно важно в отношениях с окружающими людьми. Развивать у детей навыки, которые помогают в общении с окружающими людьми. Формировать мотивацию конструктивного общения. Личностное Здоровье. Способствовать развитию самосознания ребёнка, осознания себя как личности, развитие самоуважения, самопринятия себя, стремление личности к самореализации. Предоставлять возможности для самореализации личности ребёнка. Духовное Здоровье. Способствовать формированию у детей ценностных ориентаций личности. Развивать способность избирать истинные, общечеловеческие ценности и действовать в соответствии с ними. Формировать и развивать духовные потребности детей. Способствовать развитию творческого потенциала личности ребёнка. В понятие общечеловеческих ценности вкладывается два смысла. Во-первых, это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей (социальной группы, класса и т.д.), а то, что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее традиций, типа цивилизации. Во-вторых, общечеловеческие ценности – это предельные, конечные, вечные, исторически и социально не локализуемые ценности. Это трансцендентные ценности, т.е. те, которые носят абсолютный характер, вечные ценности: Добро, Любовь, Красота, Справедливость, Свобода, Ответственность. Духовные потребности ребёнка формируются и развиваются в процессе художественно-эстетической деятельности (восприятие лучших образцов изобразительного, музыкального искусства, знакомство с литературой, театрализованная деятельность), самостоятельной творческой деятельности; во время экскурсий и путешествий, встреч с интересными людьми. Мы используем понятие творческого потенциала личности как системы эмоциональных, мотивационных, волевых, интеллектуальных и духовно-нравственных компонентов, составляющих основу творческого развития личности. Мы принимаем следующее представление о структуре творческого потенциала личности ребёнка: – эмоциональный компонент, характеризующий эмоциональное отношение ребёнка к процессу и результату творческой деятельности, эмоциональный настрой на нее; – мотивационный компонент, выражающий уровень и своеобразие интересов и увлечений ребёнка, заинтересованность и активность его участия в творческой деятельности, доминирующую роль познавательной мотивации в его мотивационной сфере; – волевой компонент, характеризующий способность ребёнка к необходимой саморегуляции и самоконтролю; качества внимания; самостоятельность; способность к волевому напряжению, устремленность к цели творческой деятельности; – интеллектуальный компонент, выражающийся в оригинальности, гибкости, адаптивности, беглости и оперативности мышления; легкости ассоциаций; в уровне развития творческого воображения и в использовании его приемов; в уровне развития специальных способностей; – духовно-нравственный компонент, характеризующий способность личности различить и избрать истинные нравственные ценности и следовать им в своей жизни. Последний компонент является интегрирующим в структуре творческого потенциала личности. В своей практической деятельности знакомство с ребёнком (3-х лет и старше) начинаю с беседы, в процессе которой предлагаю задуматься над тем, что и кого он любит. Дети с удовольствием отвечают на эти вопросы и на лицах появляются улыбки (даже если ребёнок был тревожен, обеспокоен, замкнут). В процессе этой беседы налаживается контакт с ребёнком, устанавливаются доверительные отношения. На некоторые вопросы ребёнку приходиться отвечать впервые в жизни. Он может затрудняться. Не стоит упорствовать, если ребёнок на какой-то вопрос не знает ответа, его можно пропустить. Основная цель этой беседы – помочь ребёнку осознать свои ощущения, отношения; способствовать развитию его самосознания. Что я люблю? Моё любимое время года Моё любимое животное Мой любимый вид спорта Моя любимая книга Мой любимый фильм Моя любимая телепередача Моя любимая музыка Моя любимая песенка Моя любимая игра Моя любимая игрушка Мой любимый звук Мой любимый цвет Мой любимый запах Моё любимое блюдо Моя любимая одежда Моё любимое занятие Что я люблю больше всего Кого я люблю? Мой лучший друг Мой любимый писатель Мой любимые герои (книг, мультфильмов) С кем я люблю быть больше всего на свете Для развития самосознания ребёнка а также для диагностики его самовосприятия, восприятия других людей сверстников и взрослых, восприятия абстрактных понятий мной была создана проективная методика «Разговор красками» (с 3х лет). На небольшом листе бумаге столбиком записываются числа от 1 до 12. Ребёнку предлагается следующая инструкция: «Мы с тобой беседовали, ты мне отвечал словами. Сейчас я предлагаю тебе отвечать не словами, а красками. Ты когда-нибудь разговаривал красками? Сейчас я тебя научу. А ты потом можешь научить своих друзей. Я тебе буду задавать вопросы и ты вместо ответа нарисуй полосочку вот здесь (показать ребёнку число, соответствующее вопросу) любым цветом каким захочешь, какой подходит к твоему ответу. Вот, например, вопрос: 1. Какое у тебя сейчас настроение? (ребёнок сначала может ответить словами: например, «хорошее»). Ты ответил словом, а теперь ответь цветом (после этого обычно ребёнку становиться понятно как нужно выполнять задание). 2. Какие у тебя ребята в группе? 3. Какой ты? 4. Какая я? (педагог, психолог) 5. Какая воспитательница Светлана Юрьевна? 6. Какая няня Елизавета Олеговна? 7. Какая мама? 8. Какой папа? 9. Каким цветом ты изобразишь «плач»? 10. Каким цветом ты изобразишь «смех»? 11. Каким цветом ты изобразишь «страх»? 12. Каким цветом ты изобразишь «счастье»? Перед началом занятия необходимо уточнить с кем живёт ребёнок, есть ли отец, мать. Вопросы можно менять в зависимости от ситуации. Во время выполнения задания наблюдать: как ребёнок выбирает краски – спонтанно или обдуманно (например: все подряд, чтобы ни одну не пропустить; или в зависимости от одежды людей) Можно в конце спросить: «А что такое счастье?» И записать ответ ребёнка. Эта игра очень нравиться детям. Чаще всего на листах яркие цветные полосочки. Однако, бывают работы, которые дают неожиданную информацию о психологических проблемах ребёнка, которые подтверждаются в беседе с воспитателем, родителями. Интерпретация результатов данной методики опирается на значения цветов данных Люшером. На основе анализа психотерапевтической литературы и практического опыта предлагаю комплекс наиболее простых и достаточно эффективных методов саморегуляции эмоциональных состояний, которые помогут педагогу сформировать положительный эмоциональный фон, восстановить душевное равновесие в трудной ситуации. • Дыхание (глубокое, медленное; выдох длиннее вдоха) • Нервно-мышечная релаксация (напряжение и последующее расслабление определённой группы мышц) • Активизация воображения (закрыть глаза, сосредоточить внимание на том, что слышишь, ощущаешь; представить лицо любимого человека, счастливые моменты жизни, радостную или смешную ситуацию, картины природы) • Ощущение прохлады на лбу (представить или смачивать холодной водой) • Рационализация ситуации (что произойдёт в худшем случае; что можно сделать, чтобы улучшить этот самый плохой вариант ситуации) • Просмотр фотографий, на которых запечатлены счастливые моменты, моменты удачи, успеха. • Музыка: непосредственное звучание или слуховые представления (расслабляющая, гармонизирующая, любимая). • Контакт с водой (умывание холодной водой, душ, ванна с морской солью, травами, контрастный душ) • Прогулка (предпочтительно в парке или в лесу) Ведущим направлением развития человеческого общества третьего тысячелетия должно быть и будет духовное возрождение людей, раскрытие и развитие через духовность их способностей, одаренности и творчества. Н.Рерих писал: «ТВОРЧЕСТВО – это КРАСОТА» [Рерих Н. Зажигайте сердца. - М., - Молод. гв., - 1990] ЗДОРОВЬЕ – это КРАСОТА, КРАСОТА – это ЗДОРОВЬЕ. Красота тела, красота мысли, красота поступков, красота чувств, взаимоотношений между людьми, красота внутреннего мира личности. ЗДОРОВЬЕ – это умение жить по законам КРАСОТЫ! ЗДОРОВЬЕ – это умение жить по законам ЛЮБВИ!
Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...
Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...
Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...
2014 © Справочник Психологи России. Соглашение о конфиденциальности | Правила