Тело как проявление свободы и культуры личности: материалы областного научно-практического семинара, 8 апреля 2010 года / Нижний Новгород: НФ ИБП, 2010. – С. 22-26. Многие исследователи рассматривали вопрос о внемузыкальных явлениях, возникаю¬щих в процессе восприятия музыкального произведения [1, 2, 3]. Это, например, зрительные образы и ассоциации, сюжеты и символические фигуры, картины, световые и цветовые эффекты. Было показано, что наличие внемузыкальных явлений нельзя считать обязательным условием адекватного восприятия музыкального произведения, но присутствие их у большей части испытуемых позволяет проследить «окрашенность» переживания слушате¬ля. Как считают некоторые исследователи, характер внемузыкальных явлений опреде¬ляется развитостью чувственной сферы субъекта, например интермодальные ассоциации образуются в процессе восприятия музыки в форме уподобления элементов музыкаль¬ного восприятия элементам реальной познавательной деятельности [2]. Изучение и связи внемузыкальных явлений с интеллектом и с эмоциональной сферой подтвердило мысль Б. М. Теплова о том, что музыка представляет собой комплексный раздражитель, вызывающий целостную реакцию всего организма. Целенаправленные творческие занятия по написанию сочинений–впечатлений от прослушанной музыки, сочинений-самонаблюдений, создание рисунков, рассказов в процессе восприятия музыки развивают воображение, способствуют развитию творческого мышления. Работа в данном направлении проводилась нами с учащимися и педагогическим коллективом средней школы № 103 г. Нижнего Новгорода, с пациентами дневного стационара для детей с неврологическими заболеваниями при поликлинике № 39 Советского района г. Нижнего Новгорода, с педагогическим коллективом вспомогательной школы VIII вида №39 г. Нижнего Новгорода, со студентами Института Бизнеса и Политики, (нижегородский филиал), Нижегородского государственного педагогического университета, со слушателями курсов повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений (воспитателями, старшими воспитателями, руководителями) Нижегородского института развития образования, со студентами Волжского гуманитарного института (филиала) Волгоградского государственного университета. Данная выборка состояла из лиц женского и мужского пола юношеского и зрелого возраста. Одним из вариантов задания является упражнение «Рисуем музыку», которое слушателями воспринималось с интересом, большинство с готовностью приступало к выполнению. Классическая музыка звучала в записи или в «живом» исполнении. Рисовали акварельными красками. Музыкальное произведение звучало без остановки несколько раз, пока большинство слушателей не закончит рисовать. В среднем продолжительность выполнения задания 15-20 минут. После окончания рисунков слушатели с удовольствием рассматривали работы своих коллег. Это настроило слушателей на доброжелательный лад, они шутили, улыбались, смеялись. На лицах отражались добрые просветлённые чувства и настроения. В результате этой работы накопился фактический материал, который позволил сделать интересные выводы [2]. Знакомясь с этими работами, можно анализировать какие художественные образы, представления, ассоциативные связи возникают в процессе восприятия музыки, какова связь субъективных образов с объективным содержанием музыки. Возникающие представления – репродукции прошлых впечатлений и представления, в той или иной мере переработанные воображением. Степень эмоциональной вовлечённости, включённости слушателя в воображаемую картину. На чём слушатель акцентирует своё внимание: на самих образах или на характеризующее их настроение. Преобладание наглядных образов или переживаний, размышлений. Определить зависимость субъективных образов от объективной музыкальной основы и определённую индивидуальность образов каждого из слушателей. Нами разработана схема анализа рисунков, сделанных во время восприятия музыки [2]. Кроме того, было проведено дополнительное исследование, направленное на изучение ассоциативных связей с определёнными цветами, формами, линиями, образами у испытуемых данной выборки. Было предложено упражнение П. Торренса «Эмоции и краски». Предлагалось выполнить ассоциативный рисунок, выражающий заданную эмоцию - любовь, гнев, радость, сарказм, шутку и т.д. На основе анализа более 700 рисунков, которые были выполнены испытуемыми данной выборки были сделаны следующие выводы. Гнев. Преобладающие цвета: черный, серый, красный, синий. В каждом рисунке смешано по 2-3 цвета. Характер рисунка: рисунок занимает весь лист, крупные цветовые пятна; ломаные линии; резкие, угловатые формы; образы «разбушевавшейся» природы (гром и молния) и человека в негативном состоянии (лицо искривлено гримасой); рисунки отличаются яркостью, контрастностью, насыщенностью цветов. Например: крупный жёлтый круг в центре листа и внутри него чёрный маленький круг. Отчаяние. Основные цвета – синий, зеленый, черный, красный, коричневый. В каждом рисунке использовано по 3-4 цвета. Сочетания цветов: красный – фиолетовый; зелёный – синий; чёрный – коричневый. Все рисунки насыщенные, яркие. Рисунок чаще всего представляет собой сочетание крупных немногочисленных цветовых пятен. Линии плавные, формы округлые. Имеют место образы: грустный человек, горы, абстрактные, фантастические образы. Количество деталей минимально. Рисунок расплывчатый. Отсутствие гармонии, статичность композиции. Сарказм. Представляется почти во всех рисунках гримасой насмешки. Эмоциональная окрашенность – негативная. Преобладающие цвета – черный, синий, красно-коричневые тона. Гримасы – сочетание черного и коричневого, чёрного и жёлтого. Линии в основном прямые, ломанные, реже - волнообразные. Формы угловатые, резкие. Образы – лица со злобным выражением; дерево, обвитое змеем; яблоко с червоточиной; лиса. Грусть. Изображена во всех рисунках адекватно общему представлению о данном эмоциональном состоянии. Преобладающие цвета – синий всех оттенков, (чаще темный), серый; также имеют место - черный, коричневый. Все цвета близки по тону (чаще всего серо-голубые), но, в то же время есть резкие переходы в цвете. Линии в основном прямые, плавные и волнистые. Формы – округлые, мягкие. Образы – дождь, вода, осень, одиноко стоящий или сидящий человек. Чаще всего рисунок объединён единым сюжетом. Безразличие. Слабая эмоциональная нагрузка рисунков отражается в размытых образах. Встречаются просто чистые, не заполненные ничем листы. Преобладающие цвета – серый, голубой, фиолетовый. Иногда используется много цветов, но в очень слабых и нейтральных оттенках; цветовые пятна крупные, немногочисленные. Линии прямые или плавные. Часто рисунок представляет собой две параллельные серые или чёрные линии посередине листа. Встречаются округлые формы. На некоторых рисунках отражены образы природы, фантастические. Детали рисунков немногочисленны. Удивление. В основном присутствуют яркие, насыщенные оттенки: красный, оранжевый, желтый, синий, зеленый, иногда встречаются рисунки со слабым оттенком нежно-розового. Сочетания цветов в основном приятные, гармоничные. Часто в центре листа имеет место акцентирующая внимание деталь: использование насыщенного цвета или причудливой формы или яркого образа. Линии в основном плавные, волнистые. Формы – мягкие и плавные. Образы – природа (солнце, море, цветы, деревья). Шутка. Индивидуальные образы рисунков адекватны содержанию и проявлению эмоций во время шутки. Рисунки разноцветные, используются яркие краски: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий. Линии плавные; формы мягкие, округлые. Образы – природа, человек (чаще всего клоун, паяц, скоморох), сказочные (Емеля, Буратино, Петрушка). Все рисунки предельно детализированы. Рисунки гармоничные, объединены единым сюжетом, красочные и яркие. Нежность. Чаще всего используется жёлтый, голубой и светло-зелёный цвета; светлые пастельные тона. Довольно часто встречается голубой цвет в изображениях цветов (часто колокольчиков, подснежников), моря, снега. На всех рисунках плавные, мягкие линии, округлые формы. Образы: животные (кошки, зайчики, медвежата и т.п.). Детали рисунков многочисленны. Композицию рисунков отличает уравновешенность, гармоничность. Преобладают рисунки, объединённые единым сюжетом (море с корабликами под голубым небом и ярким летним солнцем, природа – цветы, трава, деревья, небо). Любовь. Общая эмоциональная окрашенность рисунка – яркая, светлая. На большинстве рисунков использованы два цвета красный и жёлтый с доминированием красного. Также достаточно часто используются цвета розовый, голубой (синий), оранжевый. Преобладание ярких, сочных цветов. Практически все линии плавные, формы – округлые и мягкие. Самый распространённый образ – сердце (красное), на втором месте – роза (красная или розовая), часто изображаются также амурчики и младенцы. Имеют место рисунки объеденённые единым сюжетом – свадьба, дом, семья. Чаще на рисунке изображён один образ в центре, у большинства рисунков отсутствует фон. Радость. В целом индивидуальные образы рисунков достаточно адекватны содержанию и проявлению радости. Рисунки в основном изображены яркими красками (красный, желтый, зеленый, синий). Полностью отсутствуют тёмные тона. Линии плавные, формы мягкие, округлые. Образы – летняя природа, весёлый человек, сказочные (гномы, дворцы, принцессы и т.п.). Рисунок чаще имеет общий сюжет. Количество деталей, как правило, многочисленно. Рисунки достаточно гармоничны по сочетанию цветов, образам, сюжету. Восхищение. В большинстве случаев прослеживается адекватность индивидуальных образов объективному содержанию эмоции. Общая эмоциональная окрашенность рисунков также соответствует содержанию эмоции и представлена множеством ярких красок. В рисунках сочетаются множество различных ярких цветов, красочных сочетаний (красный, желтый, зеленый, синий разных оттенков). Плавные линии, мягкие, круглые формы. На рисунке чаще изображены: фейерверки, радуга, солнце. В рисунках присутствует множество деталей, гармонично расположенных на листе. Данные выводы позволили значительно оптимизировать процесс интерпретации рисунков, выполненных в процессе выполнения психотерапевтического упражнения «Рисуем музыку» и оценить актуальное состояние слушателей и наличие положительной динамики в психотерапевтической и коррекционной работе, а так же способствовали достоверности выводов о результатах авторской формирующей программы «По ступенькам музыки к вершинам творчества», направленной на развитие вторичной музыкальной личности. Список литературы: 1. Кечхуашвили Г.Н. К характеристике наглядных образов при восприятии музыки // Вопросы психологии. – 1957. - №1. – С.25-33. 2. Курышева И.В. Психологические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства: монография - Н.Новгород: НФ ИБП, 2008. – 260 с. 3. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. – М.: Сов. композитор. – 1991. – С.20-125
Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...
Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...
Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...
2014 © Справочник Психологи России. Соглашение о конфиденциальности | Правила