Бизнес и политика в России: национальные интересы в контексте глобализации: материалы VIII Межрегиональной научной конференции ИБП. – М.: Институт бизнеса и политики, 2008. - С. 74-88. В последнее время все чаще в научной литературе начинают встречаться такие понятия как «элитарное образование», «элитное воспитание», «элитарные учебные заведении» и т.д. Стала постепенно создаваться и сама некая «система» элитарных учебных заведений, которые, к великому нашему разочарованию, весьма часто являются элитарными лишь на бумаге, реанимируя собой старую и давно уже неэффективную систему так называемого «народного образования». Государственная система образования в прошлом уже пыталась создать сеть элитарных учебных заведений (и подготовка аспирантов фактически является одной из самых удачных ее вариантов), но все они, как правило, носили закрытый кастовый характер и были «аристократическими» (номенклатурными) в самом дурном смысле этого слова. Настоящее время требует от нас воспитания «аристократии духа», а не методику и педагогику закрытых привилегированных учебных заведений, где обучаются одни лишь представители (выражаясь языком Николая Бердяева) «социальной аристократии»1. В дальнейшем мы будем понимать элиту не в смысле какой-либо социальной касты, а в смысле личного достоинства человека (личности). Элитность всякого учебного заведения необходимо рассматривать только через его генезис. Главная цель элитарного образования - формирование в индивиде основ элитарного сознания. Рассматривая перспективы совершенствования и развития элитарного образования, В.М. Фигурновская2 предлагает следующие направления исследования: 1) определение феномена элитарного образования, его содержания, целей, форм; 2) изучение исторического опыта России в осуществлении элитарного образования; 3) сравнение качества подготовки в российской и зарубежной системах образования; 4) исследование учебных программ альтернативных форм образования и выявление общих тенденций; 5) составление прогнозов и рекомендаций для элитарных учебных заведений с точки зрения повышения их конкурентоспособности; 6) исследование влияния гуманитарной подготовки на развитие творческих способностей и интеллекта учащихся и студентов; 7) обоснование перспектив элитарного образования как пути повышения общей культуры детей и молодежи, как их духовного воспитания и как пути принципиального изменения соотношения фундаментального и специального образования. Пытаясь определить сущность элитарного образования. В.И. Гуваков и В.М. Фигурновская отмечают, что подлинное элитарное образование должно «выводить субъекта из состояния техногенной адаптации и умиротворения» и «переводить его в состояние беспокойства, отчаяния и возбуждения», что требует «поиска принципиально новых форм личностного (и социального) бытия». И в этом отношении «стремление к элитарному образованию является не практической, а личностно-духовной привилегией»3 . Сущностью профессионального образования является формирование личности будущего специалиста, опирающегося на научные знания, умения и навыки. Сама личность при этом определяется через систему смыслов и ценностей, которые и являются стержнем любой, в том числе и профессиональной деятельности. Современная ситуация во многих психолого-педагогических ву¬зах и университетах часто складывается так, что от преподавателей ждут, прежде всего, «интересного» и даже «артистического» изло¬жения материала по данному курсу. Но вот что писал по этому поводу С. И. Гессен: «Большой ученый даже при минимуме имею¬щихся у него средств выражения всегда лучше как профессор, чем внешне превосходный лектор, но не работающий в своей области исследователь. Самое ораторское искусство профессора заключает¬ся не в легкости и отделанности стиля его речи, но в способности его мыслить во время речи, открывать на лекции новые доказа¬тельства и оттенки развиваемой им мысли. Поэтому внешняя ше¬роховатость речи, поскольку она есть выражение борения мысли со словом, составляет часто подлинную прелесть научной речи... Поэтому профессор, который слишком много сил и времени отда¬ет преподаванию, — плохой профессор. Он тем лучший преподава¬тель, чем больше как во всей своей деятельности, так и в своей речи, он направляет свои силы на исследование самого предмета, а не на способы удобопонятного изложения его учащимся. Конеч¬но, некоторый минимум выразительных средств необходим для преподавателя научного курса...»4 Но как уже не раз отмечалось, многие студенты даже «обижа¬ются» на преподавателей, которые ставят собственные размышле¬ния как таковые выше «артистизма» и «удобопонятности». Прове¬денный нами небольшой импровизированный опрос нескольких групп студентов-психологов показал, что «самым важным качеством» у преподавателей психологии многие студенты считают «остроумие и веселый нрав». Таким образом, проблема заключается в том, как постепенно превратить большинство студентов из «объектов» психолого-педагогического воздействия и «очарования» в подлинных «субъектов», способных в том числе и к самостоятельному поддержанию в себе интереса (и учебной мотивации) к избранной профессии даже на так называемых «скучных» лекциях. Известный психотерапевт и философ В. Франкл представляет глубокое обоснование принципа осмысленности и духовности в программах образования и развития личности, наполненности их смыслом и духовностью. В Франкл отмечает, что основная задача образования – не передача традиций и знаний, а «формирование способности находить уникальные смыслы»5 Существенную роль принципу духовности в программах образования и развития творческой личности профессионала и гражданина придаёт В.Д.Шадриков.6 Он считает, что духовность объединяет сознание и подсознание. До недавнего времени духовность рассматривалась как нечто иррациональное и субъективное, не поддающееся измерению и изучению. Сейчас эта область многовекового опыта человечества определяется как некое глубинное измерение, которое имеет внутреннюю упорядоченную структуру и внешнее проявление через многообразные влияния на жизнь человека и общества. Подготовка профессионала психолога непременно должна включать духовное развитие, призванное помочь понять и принять ориентации на высокие духовные ценности. Духовность связана с приобщением к общечеловеческим ценностям, это возвышенность, высшая нравственность. Необходимо развивать способность студентов избирать истинные, общечеловеческие ценности и действовать в соответствии с ними. Формировать и развивать духовные потребности студентов. Способствовать развитию творческого потенциала личности. В понятие общечеловеческих ценности вкладывается два смысла. Во-первых, это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей (социальной группы, класса и т.д.), а то, что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее традиций, типа цивилизации. Во-вторых, общечеловеческие ценности – это предельные, конечные, вечные, исторически и социально не локализуемые ценности. Это трансцендентные ценности, т.е. те, которые носят абсолютный характер, вечные ценности: Добро, Любовь, Красота, Справедливость, Свобода, Ответственность. Духовные потребности молодых людей формируются и развиваются в процессе художественно-эстетической деятельности (восприятие лучших образцов изобразительного, музыкального искусства, знакомство с литературой, театрализованная деятельность), самостоятельной научно-творческой деятельности; во время экскурсий и путешествий, встреч с интересными людьми. Необходимо развивать у юношей и девушек потребность в грамотной, литературной речи – духовному отношению к своему языку. Важно поддерживать и развивать стремление студентов участвовать в добрых, общественно-полезных делах – потребность творить добро. На лекциях по психологии привожу примеры из своей практики психолога, описываю самые сложные случаи. Студенты часто спрашивают: «Какие вы использовали методики?» Они ждут от меня перечисления конкретных методик, которые помогут им найти решение в трудной ситуации с ребёнком или взрослым, ждут готовых «рецептов». Напоминаю, что каждая ситуация уникальна, каждый человек уникален. Методики, эффективные в одном случае могут быть бесполезными в другом. Тогда слушатели замечают: - Это, наверное, профессиональный секрет? - Да – отвечаю я, - секрет действительно есть. Есть «золотой ключик», который открывает любые, самые сложные «замки». Но это не какая-то уникальная методика, или комплекс методик. Это любовь! Любовь к человеку. Позитивное отношение к человеку, уважение личности человека маленького или большого. Любовь – одна из высших, истинных ценностей. Чтобы научить будущих психологов любви к людям, в основе подготовки профессионала-психолога должна быть любовь к студентам. Пряжников Н.С. подчёркивает, что сама эта любовь основыва¬ется, прежде всего, на уважении их как потенциальных или ре¬альных субъектов учебной деятельности. Преподавателям следует любить студентов как людей, сознательно выбравших для себя непростой психолого-педагогический труд, как своих будущих кол¬лег и как своих сегодняшних «учителей», задающих иногда не простые вопросы, заставляющих самих преподавателей постоян¬но находиться в состоянии «непрерывно обучающихся» специа¬листов и в каком-то смысле сохранять в самих себе молодой твор¬ческий и душевный настрой. 7 Психологическими условиями развития духовности личности будущего профессионала-психолога, на наш взгляд, являются: образец духовной, творческой личности преподавателя вуза; ориентация педагогической работы и педагогического общения на духовно-нравственные идеалы красоты, свободы, любви и добра; доброжелательность, принятие, доверие, признание уникальности и неповторимости каждого студента, его самоценности, наличия творческого потенциала и возможности его развития. Э. Дюркгейм пишет: «целью воспитания является развитие в каждом индивиде всего того совершенства, на которое он способен». Но что же следует понимать под словом «совершенство»? Это, как очень часто говорили, гармоничное развитие способностей человека. Поднять на самый высокий уровень все способности, заложенные в человеке, реализовать их как можно полнее, но так, чтобы они не навредили друг другу, не в этом ли воспитательный идеал, выше которого невозможно было бы поставить другой? Все индивиды не могут, да и не должны, вести одинаковый образ жизни. В зависимости от их способностей им следует выполнять различные функции, и они должны жить, сообразуясь с той, которая выпала на их долю. «Не все созданы для теоретической мысли, нужны люди ощущений и действия. Но нужны и такие, задача которых - мыслительная деятельность». 8 Американский социолог Т. Парсонс (1902 - 1979) полагал, что растущая дифференциация современного общества сопровождается возрастающей дифференциацией системы культуры, воплощающей внутреннюю расчлененность системы ценностей, донося их и охватывая ими любую особую группу и любого отдельного индивида. Неравенство социальных групп выражается у Т.Парсонса понятием «страты», неравенство индивидов внутри группы понятием «престиж»9. Противоречие, которые возникают в результате этой дифференциации могут быть сглажены определенной системой образования. Т. Парсонс указывает на необходимость совершенствовать механизмы заслуженного вознаграждения; на возможно более объективное выявления способностей и возможно более справедливое их признание. Все это должно привести к демократизации образования, понимаемая им как совершенствование правил меритократической игры, т.е. совершенствование правовых механизмов, гарантирующих формальное равенство перед образованием. Таким образом, Т.Парсонс утверждает, что социальная элита формируется путем честной конкуренции в рамках справедливой социальной (прежде всего школьной) селекции по критериям заслуженного вознаграждения. Исходя из этой посылки Т. Парсонса можно предположить, что социальная элита (имеются ввиду данные исследований проведенных в США) состоит из самой способной, образованной, нравственно совершенной, талантливой и т.д. части общества. Критикуя конкуренцию в школе Г.К.Ашин отмечает, что поражение аутсайдеров в этой гонке за успехом, а таких большинство приводит к росту «душевных расстройств, социальных болезней личности»10. Следовательно, социологии и психологии элитарного образования необходимо продумать меры по преодолению этих негативных последствий селекционного отбора в школе. Следует обратить внимание на то, что подобные «негативные моменты» постоянно возникают и в обычной «массовой» школе, вследствие «естественной элитизации» отдельных индивидов, что делает эту проблему всеобщей, а не исключительным атрибутом одной только элитной школы. В американской социологии укоренилась та точка зрения, что в эпоху стабильного развития общества, стабилизируется стратификация, что приводит к получению статуса элита по наследству. Исходный тезис элитаристской теории Г. Меджида заключается в том, что общество не способно функционировать без элиты. Он предлагает целую программу элитарного воспитания меньшинства, которое бы упрочило деление общества на элиту и массу, сохраняя дистанцию между ними, удерживало массы в определенных рамках, ограждая элиту от посягательств на ее «права»11. Общество Г. Меджид делит не на два, как это принято у элитаристов, а на три части - массу, элиту и сверхэлиту. Для каждой из этих социальных страт уровень образования должен быть различными, как и объем получаемой ими информации. Первый уровень (массы) - уровень водителя автомобиля, которому объяснили какую педаль или кнопку нажимать в том или ином случае. Второй уровень (элита) - уровень механика, которому ясна сущность машины, принципы работы мотора. Третий уровень (сверхэлита) - уровень инженера, который может конструировать машины, совершенствовать их. Первый уровень образования должен включать «обучение на основе тщательно адаптированной истории, рассказов о героях, примерах и принудительного ритуала». Главное тут - воспитание в массах лояльности, причем эту лояльность к существующему социальному порядку нужно воспитывать с детства, пока молодежь не достигла интеллектуальной зрелости. Второй уровень - воспитание элиты, или лидеров, следует выйти за рамки мифов и стереотипов и анализировать реальные факты политической жизни. Члены элиты должны знать политическую «кухню», закулисную сторону государственного механизма. Воспитание элиты должно быть «реалистическим», ее следует избавить от «политической болтовни», годной лишь для оболванивания масс, и научить искусству командовать. Третий уровень - воспитание философской сверхэлиты, которая вырабатывает истинное и полное понимание социальной жизни. На этом уровне постигается «истина о политических проблемах», нормативных и действительных12. Наиболее полно предметность элитарного образования может быть выражена через изучение того типа элиты, который занят производством элитарного знания и самих элит иных сфер общественной деятельности. Речь идет о научной или интеллектуальной элите. Развитие идеи элитарного университета шло параллельно с развитием самой идеи университета. Весьма часто эта идея смыкалась с доктриной свободного образования в свободном учебном заведении. Модель либерального образования была впервые создана древними греками и возрождена в средние века. Сам термин «либеральное образование» возник в эпоху расцвета эллинской и древнеримской культуры и означал систему образования, которая была доступна только свободным людям. Либеральное, или свободное образование было образованием свободного в юридическом смысле человека в афинском обществе. Основная роль, которую преследовало образование, - обучение и воспитание свободного человека (эту мысль мы находим и у Платона, и у Аристотеля, и у Сенеки). «Либеральная» теория выдвигала задачу - неуклонно повышать меру культурной насыщенности индивидуальной человеческой личности. «Либералы» полагали, что культурно обогатить человека можно без учета общественных явлений или тенденций и лучше это делать вообще вдали от общественных воздействий и соблазнов. Таким образом, теория либерального образования ориентировалась на потребности отдельных личностей, а не общества в целом. Она носила элитарный характер и в целом ставила своей целью не совершенствование посредством образования всеобщих социальных условий, а развитие интеллекта, духовного потенциала человека. Завершающий этап образования элитарного сознания приходиться именно на этот период генезиса выдающейся личности, сопряженные в большей степени с процессом самообразования, и выходом на реализацию творческого потенциала личности. Весьма серьезным исследованием в этой области является работа В.И.Добрыниной и Т.Н.Кухтевич, в которой на конкретном социологическом материале рассматривается тенденция развития интеллектуальной элиты в вузах современной России. Авторы ставят перед собой проблему раскрыть современные задачи и цели формирования интеллектуальной элиты в высшей школе, показать социально-философские, культурологические и политологические особенности исследования элит. Авторами в частности отмечается, что «интеллектуальная элита занята разными областями духовного производства, она представляет собой творческий потенциал той или иной страны, поэтому знать особенности интеллектуальной элиты означает и особенности развития страны в ближайшее десятилетие».13 Традиция элитарного учебного заведения насчитывает не одно столетие. «В Англии - пишет Г.К.Ашин,14 - элитарные институты имеют еще более древние традиции [чем в США]. Там существует негласное правило, что обучение в аристократических учебных заведениях - частных школах (Итон, Харроу, Винчестер), а впоследствии в университетах (Оксфорд и Кембридж) - открывает путь к высоким должностям в государственном аппарате». Английский социолог Х.Томас подсчитал, что практически все члены Верховного суда (кроме одного), епископы (кроме одного), консервативные члены парламента и многие парламентарии-лейбористы являются выпускниками привилегированных частных школ, в которых обучаются дети состоятельных родителей. Хотя лишь 4% детей обучаются в частных школах, их выпускники составляют примерно половину студентов университетов, в том числе большинство студентов Оксфорда и Кембриджа. Не случайно прогрессивные силы Великобритании выступают с требованием отмены системы частных школ: хотя эти школы дают лучшее образование, это образование явно классовое, направление на воспитание элиты (директор одной из таких частных школ, «Гартенхауз», заявил, что школа готовит будущих лидеров, которые должны научиться принимать на себя руководство людьми, причем лидеров авторитарного плана: «Слюнтяи, мягкотелые гуманисты не нужны, они могут выпустить вожжи управления»). «Английские социологи вынуждены - заключает Г.Ашин, - признать, что шансы на получение высшего образования в стране уменьшается по мере движения вниз по социальной лестнице».15 Наиболее популярно элитарное образование реализуется в университетах США и ряда других Западных стран. Так, например, «Университет мира» (ЮНЕСКО) исповедует принцип «демократически-элитарного» образования. В США наиболее популярна и практически реализуема элитарно-меритократическая концепция высшего образования, в основе которой лежит идея о врожденности способностей человека, которые раскрываются в процессе обучения. Все университетское образование США пронизано рядом элитарных идей, имеющих глубокие исторические основания. Ведущие университеты Америки являются элитарными, а не массовыми подразделениями в национальной системе образования. Именно университетское образование несет ответственность за подготовку элиты. Как известно, университеты берут свое начало из традиции «вольных» университетов, популярных еще с эпохи средневековья. «Вольные университеты» (Сорбонна, Оксфорд) всегда были более популярны чем «императорские», основанные государством (Берлинский, Петербургский или Московский). Традиции «вольных» университетов разительно отличались от императорских. Если «императорские» или «королевские» университеты готовили будущих чиновников и сановников для государственной службы, то большая часть университетов формировала преимущественно «людей свободных профессий», - интеллектуальную элиту общества. Отечественная социология образования (в частности В.И.Добрынина, Т.Н.Кухтевич) утверждает, что «все университетское образование элитарно как по уровню, так и по качеству предоставляемого образования, доступного наиболее подготовленной и творчески ориентированной части молодежи. Современные теоретики высшей школы считают, что, будучи тесно связанный с наукой, университетское образование, получаемое молодежью, равно как и научная продукция университетов оказывает самое серьезное воздействие на развитие экономики и культуры любого общества».16 Это обеспечивается тем, что университеты имеют программы широкого профиля, фундаментальную, междисциплинарную подготовку специалистов в области гуманитарных, естественных и технических наук, осуществляют фундаментальные научные исследования, ведут подготовку научных и педагогических кадров высшей квалификации; этим достигается единство учебной и научной деятельности, что превращает обучение в научное образование, а существование университетской, академической автономии имеет принципиальное значение при формировании и функционировании научно-образовательных программ. Именно вузовские преподаватели и научные сотрудники составляют значительную часть интеллектуального потенциала страны. Социальное развитие общества неизбежно расширяет само понятие «интеллектуальная элита», включая в него и «предпринимателя». В западной философии и социологии существуют различные точки зрения по этому вопросу: одна точка зрения, согласно которой предприниматель - это новатор, его деятельность связана с творчеством, реформами, предприниматель умеет соединять творческие способности, труд, капитал; другая - акцент делает на личных качествах предпринимателя: нравственных - его добросовестности, пунктуальности, скромности, организационно-коммуникативное умение общаться с людьми и т.д. Реформируемая в настоящее время высшая школа должна считать одной из важнейших своих задач формирование таких профессиональных, социальных и культурных качеств у студентов, которые позволили бы им в будущем пополнить нашу предпринимательскую элиту. Чаще всего субъект научной (интеллектуальной) элиты ассоциируется с таким понятием как «интеллигент». Насколько оправдано такое тождество? Прежде всего, обратимся к этимологии самого этого понятия – «интеллигент». Так, например, для К.Манхейма понятии «интеллигенция» и «элита» равнозначны. У П.Л.Лаврова интеллигент - критически мыслящая личность... Он утверждал, что этой «критически мыслящей личностью» может быть далеко не каждый образованный человек, среди которых немало и «дикарей высшей культуры». Русский историк П.Н.Милюков считал интеллигенцию «умом и цветом» народа. Наконец, в последнее время интеллигенцию стали понимать как особую социальную группу, которая является духовной элитой общества.6 Главное отличие интеллигента состоит не в уровне его образования и специальной подготовки, а в его нравственном облике, его мировоззрении, его духовности. Поэтому интеллигенция - ценностное понятие. 17 Современные исследования в этой сфере утверждают, что понятие «интеллигент» включает в себя следующие качества: 1) воспитанность, которая является результатом не только воспитания, но и самовоспитания; 2) самообразование; 3) высокие нравственные качества и 4) тяга к творчеству. По мнению А.Ф.Лосева интеллигенту присущи: 1) понимание индивидуальной жизни как сгустка общественно-исторических отношений; 2) жизнь ради всеобщего благоденствия; 3) стремление к ликвидации несовершенства жизни; 4) превращение своей жизни в активный или потенциальный подвиг.18 Таким образом, «воспитание», «самообразование», «высокая гражданская мораль», «творчество» - таковы основные «блоки» раскрывающие структуру личной интеллигентности. Чтобы лучше понять, что такое настоящая элита можно воспользоваться примером из книги О.С. Муравьевой «Как воспитывали русского дворянина»: «В конце 1940-х годов на одной из постоянных баз геологов был исключительно грязный общественный туалет. В составе одной из экспедиций на базу должен был приехать потомок древнего княжеского рода. «Мы-то, ладно, потерпим, — шутили геологи, но что будет делать Его светлость?». Его светлость, приехав, сделал то, что многих обескуражило: спокойно взял ведро с водой, швабру и аккуратно вымыл загаженную уборную… Это и был поступок истинного аристократа, твердо знающего, что убирать грязь не стыдно, стыдно жить в грязи» 19 Согласно Платону «элитарное сознание» направлено на познание сущего и в большей мере отвечает именно теоретическому уровню общественного сознания (Государство. 484-499с). Используя платоновскую элитологию и его метод нахождения структурных звеньев элитарного, определим следующим образом основные параметры этого состояния сознания: 1. осознание субъектом ценности получаемых им знаний и возможность их дальнейшего практического воплощения; 2. формирование на этой базе особого склада мышления, направленного на углубление самосовершенствование личности; 3. процесс социальной элитизации личности должен идти лишь через духовное совершенствование человека. Среди тех требований, которые предъявляются к организаторам учебного процесса претендующего на элитарный уровень, обычно называют несколько компонентов. В их числе: 1. общий характер такого учебного заведения - это новое, актуальное, уникальное, прогрессивное, престижное образование; 2. материальная база такого учебного заведения должна быть непременно выше среднего; 3. конкурсный отбор педагогических кадров - преподаватель должен быть энтузиастом своего предмета, обладать лекторскими данными и постоянно повышать свой методический и научный уровень; т.е. должен быть творческой личностью, а не простым ее имитатором; 4. использование в учебном процессе качественно новых методических средств обучения; 5. «естественный отбор» наиболее одаренных и способных студентов (учеников); конечный продукт – «поштучный» выпуск «Личностей» с высоким коэффициентом образованности, готовых к творческой активной деятельности, т.е. лиц, носителей элитарного сознания, способных быть лидерами в своей сфере деятельности; 6. создание банка данных выпускников, с целью их рекламы на рынке труда. Этим достигается соединение теории элитарного образования с практикой элитарного труда. Обозначенные выше критерии в купе своей, несомненно, должны указывать на элитизированность того или иного учебного заведения. Вместе с тем возникает еще один интересный вопрос: «кто должен проводить эту инспекцию и выносить решение об элитности или неэлитности?» Общественные организации?, самоаттестация?, или соответствующие государственные комиссии, комитета или соответствующий департамент образования? Скорее всего, речь должна идти о комплексной оценке, а не о формальной (запротоколированной или акредитированной) процедуре. Должно иметь место и самоаттестация, и определенное общественное мнение, и соответствующая государственная политика в отношении подобных учреждений. Но все это не должно носить принудительного характера. Необходимо различать «элитарное» и «элитное» образование. В первом случае речь, думается, должна идти о такой системе образования, которая нацелена на «производство» элитарного сознания; во втором случае - речь идет о попытке «воспроизводства» элитой себе подобных, путем создания престижных закрытых учебных заведений. В первом случае отбор в элиту осуществляется путем применения «меритократического метода», во втором, отбор идет при помощи действия «закона социального наследствия». Впрочем, подобная терминологическая градация не является окончательно устоявшейся, поскольку возможны различные ее понятийные обоснования. Так, Г.К.Ашин предлагает совершенно диаметрально противоположную композицию, согласно которой «элитарное образование» есть образование детей узкого круга, в который входят люди по критериям знатности и богатства, а «элитное образование» - образование самого высокого уровня, критерием которого является способность, таланты детей, оно не зависит от происхождения и богатства родителей. Для усвоения ценностей, предполагаемых этой системой образования, необходим высокий уровень способностей.20 Таким образом, главная перспектива развития элитарного образования в России — это формирование полноценных граждан страны, способных чувствовать наиболее острые проблемы, осложняющие развитие общества и стремящихся решать эти проблемы, опираясь на качественное знание. Реально в нынешних российских условиях элитарная школа может быть как официально заявленной, так и существующая без официального признания, но опирающаяся на талантливых и смелых педагогов и руководителей. Сама ориентация образовательного процесса на элитарность как принцип, заставляет и администратора, и преподавателя, и студента мыслить и поступать сообразно заданной установки. Сама идея элитности уже мобилизует в человеке те тайные духовные силы, которые при обычных условиях достаточно редко проявляются в индивиде, как целостной личности. Психологически относя себя к этой категории, мы уже на подсознательном уровне начинаем строительство особой учебной системы. Элитаризация учебного заведения начинается именно с психологического и духовного уровней, а затем уже оформляется в материально-техническую базу. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Аспект-Пресс, 1995. - С.104. 2. Фигуровская В.М. Элитарное образование: научное содержание и теоретическое обоснование проблемы/ Проблемы образования. Сб.научн.тр. (Отв.ред. В.М. Фигуровская). — Новосибирск: НГАЭиУ, - 1997. - С. 4–8. 3. Фигуровская В.М. Элитарное образование: научное содержание и теоретическое обоснование проблемы/ Проблемы образования. Сб.научн.тр. (Отв.ред. В.М. Фигуровская). — Новосибирск: НГАЭиУ, - 1997. - С. 34. 4. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М.: Наука, 1995. – С. 311. 5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Фаир-Пресс, - 1990. – с. 29. 6. Шадриков В.Д. Духовные способности. – М.: Класс, - 2001. – С.102. 7. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2005. – 318-322. 8. Дюркгейм Э. Социология образования.- М.: Наука, 1996. - С.51. 9. Ашин Г.К., Бережнова Л.Н., Карабущенко П.Л., Резаков Р.Г. Теоретические основы элитологии образования. - М. : Изд. Центр «Академия», 1998. - С.201-205 10. Ашин Г.К., Бережнова Л.Н., Карабущенко П.Л., Резаков Р.Г. Теоретические основы элитологии образования. - М. : Изд. Центр «Академия», 1998. - С.221. 11. Ашин Г.К., Бережнова Л.Н., Карабущенко П.Л., Резаков Р.Г. Теоретические основы элитологии образования. - М. : Изд. Центр «Академия», 1998. - С.182. 12. Ашин Г.К., Бережнова Л.Н., Карабущенко П.Л., Резаков Р.Г. Теоретические основы элитологии образования. - М. : Изд. Центр «Академия», 1998. - С.231. 13. Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. Формирование интеллектуальной элиты в высшей школе. - М., 1996. - С.4-5. 14. Ашин Г.К., Бережнова Л.Н., Карабущенко П.Л., Резаков Р.Г. Теоретические основы элитологии образования. - М. : Изд. Центр «Академия», 1998. - С.218. 15. Ашин Г.К., Бережнова Л.Н., Карабущенко П.Л., Резаков Р.Г. Теоретические основы элитологии образования. - М. : Изд. Центр «Академия», 1998. - С.222. 16. Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. Формирование интеллектуальной элиты в высшей школе. - М., 1996. - С. 21. 17. Ашин Г.К., Бережнова Л.Н., Карабущенко П.Л., Резаков Р.Г. Теоретические основы элитологии образования. - М. : Изд. Центр «Академия», 1998. - С.230. 18. Фигуровская В.М. Элитарное образование: научное содержание и теоретическое обоснование проблемы/ Проблемы образования. Сб.научн.тр. (Отв.ред. В.М. Фигуровская). — Новосибирск: НГАЭиУ, - 1997. - С. 15. 19. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005. – 318-322. 20. Ашин Г.К., Бережнова Л.Н., Карабущенко П.Л., Резаков Р.Г. Теоретические основы элитологии образования. - М. : Изд. Центр «Академия», 1998. - С.241.
Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...
Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...
Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...
2014 © Справочник Психологи России. Соглашение о конфиденциальности | Правила