Синдром причастности. Понятие «синдром причастности» не имеет академического определения и введен автором статьи в 2009 году, при обобщении и анализе личной психологической практики. В ходе психологического консультирования и коррекции лиц, имевших отношение к спецподразделениям спецслужб и прекративших свою служебную деятельность, по различным причинам, основной задачей стояла возможность раскрытия потенциала индивидуума к адаптации, в новой, для него, социальной среде. Более подробную информацию, о данном аспекте вопроса, можно помучить из материалов сборника «Амбулаторная и больничная психотерапия, и медицинская психология», выпуск № 8, статья «Особенности адаптации офицеров спецподразделений в мирное время. Личный опыт». В этом случае, одним из дезадаптирующих факторов, была выявлена неспособность, нежелание (на первом этапе) личности формировать уклад жизни, в новом, не привычном для него социуме и стремление компенсировать недостаток коммуникаций за счет возврата в прошлое. Не имея на то, веских оснований, личность, настойчиво, порой даже навязчиво, ищет контакты с представителями, бывшего, для него, социума. Активно интересуется событиями, происходящими в коллективе, к которому он уже не принадлежит, старается, как можно дольше, скрыть тот факт, что он уже «вне системы». Нарочито демонстрирует свою причастность к повседневной деятельности (формальной и не формальной) коллектива, подразделения, социума, где его место утрачено. Рассматривались различные причины утраты места в социуме. К ним относились и увольнение, и переход в другое подразделение, и потеря работоспособности, уход на пенсию. Однако, систематизируя и обобщая практику психологического консультирования и терапии, лиц из иной среды, можно сделать вывод, что данный фактор – «сидром причастности» - находит свое проявление, вне зависимости от специфики профессии, возраста, социального положения. Архитипичные, шаблонные примеры, позволяют подтвердить данный вывод. «Девочка Н., 9 лет, перешла из одной школы в другую. Родители обратились за помощью, в связи с тем, что дочь ни как не может приспособиться, к новым условиям обучения и постоянно конфликтует с одноклассниками. Будучи ребенком коммуникабельным, добрым, отзывчивым, прилежным, данный факт вызвал озабоченность. В бывшей школе, подобных проблем не наблюдалось. Прежде чем приступить к консультированию родителей и ребенка, психолог опросил учителей, родителей подруг. Выяснилось следующее. Перед тем, как Н. перешла в другую школу, ее класс готовился к конкурсу самодеятельности, где ранее ей была отведена определенная роль. Конкурс прошел с успехом. Класс занял призовое место. Награждение победителей проходило уже без Н. Итоги этого мероприятия обсуждались еще долго. Н. постоянно созванивалась с подругами и друзьями школы, обсуждала вместе с ними эти события, так сказать жила прошлым и устойчиво осознавала свою причастность к этой победе. В беседе с психологом, девочка сообщила, что в новом классе ничего интересного не происходит, а там, без нее, проходят интересные события. И что, благодаря ей, бывший класс занял призовое место. Подобный конкурс, в новой школе, только планируется. Психолог переговорил с классным руководителем, новой школы Н. и попросил активно задействовать ее в подготовке подобного конкурса, и мотивировать это, перед остальными учениками, тем, что у нее уже есть удачный опыт в подготовке подобных мероприятий. Н. подключилась к процессу, постепенно интерес к бывшему коллективу угас, в новой школе появились подруги». Пример, явно выражает «синдром причастности» к бывшему коллективу, который удалось локализовать и компенсировать путем привлечения к активной общественной жизни нового социума, смоделировав соответствующие условия. «Менеджер Р., получил повышение и стал руководителем подразделения компании, в котором ранее работал, как исполнитель. Коллектив, соблюдая субординацию, перестал приглашать Р. на неформальные мероприятия. Со временем Р. изменился – стал раздражительным, агрессивным в управлении подчиненными, что отразилось на общие показатели отдела и премиальные. Попытки пригласить бывших товарищей, на выдуманные торжества и корпоративны, не имели должного успеха и носили сугубо официальный характер. Обратился к психологу за консультацией. Используемый нарративный подход, позволил выявить у Р. дезадаптивное состояние, приведшее к нервозности и неспособности принимать отторжение коллектива. Рекомендовано, на основе общности интересов сотрудников к игровым видам спорта, ввести традицию просмотра футбольных и иных матчей в баре. Организацию мероприятий взять на себя. Постепенно, ситуация в коллективе нормализовалась. Р. стали воспринимать и как руководителя, и как коллегу. Субординация сохранена». «К психологу обратилась дочь, женщины Н.П. 72 лет, и сообщила, что после того, как ее мать перевели в новую клинику, где ей необходимо наблюдаться как гипертонику, ее состояние резко ухудшилось. Ухудшение медицинского диагноза, общего состояния, сопровождается повышенной раздражительностью, бессонницей, агрессивными проявлениями. Из бесед психолога с родственниками, лечащими врачами бывшей и настоящей клиник, была выявлена следующая картина. Ранее, Н.П. регулярно посещала, по месту жительства, клинику для текущего медицинского осмотра и в профилактических целях. В этом лечебном заведении ей было всё знакомо и привычно. Кроме того, познакомившись со своими сверстниками, время, проведенное в больнице, было для нее как некое развлечение. После того, как дочь Н.П., получила высокооплачиваемую и престижную работу, она решила перевести свою мать в платную клинику. Мотивировала свой поступок она тем, что жалко маму, она подолгу сидит в очередях, а в этой клинике ее встречают, провожают, сразу заводят в кабинет к врачу. Психолог разъяснил важность привычной среды для Н.П. и ее здоровья, и порекомендовал отказаться от новой клиники – вернуть ее в старую. Терапевтический эффект был на лицо. Н.П. не только вернулась к прежним показателям заболевания, но и стала прослеживаться положительная динамика к выздоровлению». Данные примеры, демонстрируют ряд причин способствующих дезадаптивным проявлениям. Однако, общее состояние, можно было бы трактовать, как желание присутствовать именно там и именно с тем или с теми. Быть причастным к людям и событиям. Целесообразность введения термина (диагноза?) «синдром причастности» - спорно и требует всестороннего изучения, как с точки зрения академических посылок и трактовок, так и обобщения общей, терапевтической, психологической практики, получения доказательной базы. Однако, уже сейчас, в практики любого психотерапевта, психолога, да и социального работника, не редки случаи дезадаптивных проявлений у пациентов (клиентов), по причине неспособности быть причастным к той или иной среде, к которой в настоящий момент они не принадлежат. Эти случаи проявляются у подростков, увлеченных эстрадными и поп звездами. В своих действиях. Порой, не осознавая их, они готовы отказаться от всего, только бы чуточку прикоснуться к своим кумирам. Таки проявления не редки и среди взрослого населения. В погоне за эфемерными представлениями о важности своего «я», эта категория людей, зачастую, выдает желаемое за действительное. Вымыслом, обозначают свое место среди политических лидеров, аппарата управления государством, силовых органов. Такие действия приводят не только к психологическим и психическим расстройствам, но и существуют на грани преступления законности. Следовательно, целесообразно рассматривать «синдром причастности», как фактор, понижающий адаптивные способности индивидуума (личности).
Автор: Плынов Дмитрий Геннадиевич
Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...
Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...
Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...
2014 © Справочник Психологи России. Соглашение о конфиденциальности | Правила