Деструктивность и факторы, ее определяющие. Богданова С.В., к.псх.н., Гребенщикова Л.Г. По мнению специалистов, здоровье это не только отсутствие болезней или каких-то физических дефектов. Здоровье – это состояние полного душевного, физического и социального благополучия, которое определяется достаточно большим количеством факторов. Согласно В.Н. Кудрявцеву, «понятие «фактор» означает лишь то, что соответствующее явление имеет определенное значение для хода или результата какого-то процесса, но каково это значение, в чем влияние фактора, данное понятие разъяснить не может» [2]. «В современном обществе наблюдается широкий спектр процессов, приводящих к дезинтеграции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности личности, т.е. деструкции психологического здоровья не только отдельных индивидов, социальных групп, но и составляют угрозу психологическому здоровью всей нации. Это создает условия для самых разнообразных форм и видов деструктивного развития личности, асоциального, аддиктивнного, делинквентного поведения» [5]. Ранее эти процессы авторы уже обозначили как деструктивные. Анализ материалов конференций, посвященных проблемам деструктивности человека [4; 20; 24], показывает многообразие подходов к определению и пониманию деструктивности и многообразия ее (деструктивности) проявлений. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности человека дает И.В. Лысак [10]. Она отмечает не только недостаточную разработанность феномена деструктивности, но и отсутствие понятий «деструктивность» и «деструктивная деятельность» в большинстве словарей. В то же время, необходимость изучения деструктивности очевидна, поскольку «на уровне личности деструктивность проявляется, как правило, в бифуркационные периоды развития, когда человек утрачивает способность к контролю над собой» [10; 11]. Деструктивность в широком смысле понимается как разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение [7]. Однако понятие человеческой деструктивности является на сегодняшний день малоразработанным. Е.В. Сатыбалова в своем диссертационном исследовании [17] указывает на основные источники понимания человеческой деструктивности, среди которых, в основном, философские направления. Важнейшим и единственным психологическим источником понимания человеческой деструктивности является психоанализ в лице своих основоположников и последователей. Первые представления о деструктивности содержатся в докладе С. Шпильрейн на заседании Венского психоаналитического общества в 1911г. Она считала, что деструктивное начало присуще человеку и связано с сексуальностью. З. Фрейд развил идею С. Шпильрейн, утверждая, что Сверх-Я, выполняющее функцию совести и чувства вины, может проявить по отношению к Я строгость и жестокость, граничащую с садизмом и беспощадной яростью. Таким образом в Сверх-Я признавался разрушительный компонент, направленный не столько вовне, сколько вовнутрь. З. Фрейд подчеркивал, что «исходя из клинического опыта, можно сделать вывод, согласно которому это влечение (влечение к разрушению – прим. наше) содержится внутри каждого живого существа и направлено на разрушение его с целью свести жизнь к состоянию неживой материи» [19]. Это влечение основатель психоанализа назвал влечением к смерти. Последователи З. Фрейда внесли свое видение в понимание человеческой деструктивности. Анализ их позиций приводит к сближению понятий деструктивности и агрессивности, которая рассматривается Деминой Л.Д. и Ральниковой И.А. в качестве «персональной деструкции жизненных сил, психического развития личности и ее психического здоровья» [5]. Так, А. Адлер выдвигает идею о наличии у человека «агрессивного влечения» и отводит ему особое место в своей теории невроза. В одной из своих работ Альфред Адлер предлагает рассматривать такие деструктивные проявления ребенка, как жестокость и садизм, в контексте отношений и цели этих отношений [1]. В своей теории Мелани Кляйн приписывает агрессивному влечению доминирующие и изначально деструктивные свойства [8]. Бэрон Р. и Ричардсон Д. считают, что «существует и более общая точка зрения, состоящая в том, что вообще все действия, имеющие «деструктивный» характер, есть агрессия, все они имеют общую психологическую природу, сходную мотивацию и, в конечном счете, представляют собой отреагирование агрессивных импульсов на эрзац-объекты» [3]. Анализ литературы показывает, что однозначного понимания соотношения агрессивности и деструктивности у психоаналитиков нет [8; 9; 16; 22]. Существует несколько мнений: 1. Агрессивность и деструктивность – синонимы. Однако и в этом случае, как пишет Ч. Райкрофт, “существуют разногласия в том, является ли агрессия первичным влечением, т.е. агрессивным разрушительным инстинктом, или же реакцией на фрустрацию…” [16]. 2. Агрессия – часть влечения к разрушению (деструкции), поскольку она (агрессия) включает в себя лишь разрушительные побуждения, направленные вовне, в то время как существуют и саморазрушительные (т.е. направленные на себя) тенденции [8]. 3. Деструктивность – одна из форм агрессии, “злокачественная агрессия” [23]. 4. «Никакое агрессивное влечение, активное или пассивное, не может фи-гурировать среди влечений к смерти» [6], или влечения к разрушению. Обобщая мнения представителей психоанализа, Низиков М.А с соавторами дают определение деструктивности как разрушению, исходящему от человека и направленному вовне, на внешние объекты, или вовнутрь, на самого себя [13]. Представитель гуманистической психологии А. Маслоу предлагает отка-заться от мысли о наличии некой изначальной деструктивности, некоего дест-руктивного инстинкта. В основе любого проявления враждебности и деструктивности, считает А. Маслоу, лежит изменившееся состояние дел организма. «Мы уверенно можем заявить, что культура, среда и научение служат тремя источниками деструктивности» [12]. Эта точка зрения совпадает с точкой зрения Э. Фромма, который считал, что объяснение жестокости и деструктивности человека следует искать "не в унаследованном от животного разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков" [23]. Таким образом, большинство исследователей считает, что деструктивность не присуща человеку изначально, она возникает в процессе взаимодействия индивида с миром. При этом деструктивность не тождественна агрессивности. Отдельного рассмотрения заслуживает деструктивная деятельность, под которой понимается «специфическая форма активного отношения субъекта к миру или самому себе, основным содержанием которой является разрушение существующих объектов и систем» [11]. Гинецинский В.И дает следующее определение деструктивного поведения: «…это удовлетворение субъектом своих потребностей за счет прямого или косвенного, чаще не осознанного, насилия над личностью другого человека, (или) за счет открытого или завуалированного отвержения социальных норм, нарушения прав личности…» [21]. К этим определениям можно отнести разные поведенческие аномалии, изучаемые медициной, педагогикой, психологией, криминологией: девиантное поведение, делинкветное, аддиктивное, виктимное поведение, криминальное поведение и т.п. Короленко Ц.П. и Донских Т.А. на первых страницах своей книги указывают на «обычную» замену термина «деструктивное поведение» на термин «девиантное» (или отклоняющееся) [18]. Однако, и на это указывают сами авторы, не всякое отклоняющееся от общепринятых норм поведение может быть деструктивным. Проблема деструктивных изменений личности практически не разработана [10; 11]. Для обозначения этих изменений традиционно используются понятия «деперсонализация», «дереализация», «деиндивидуализация», «дегенерация». Деперсонализация – это изменение самосознания, для которого характерно ощущение потери своего Я и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения к близким, к работе и т.д. Деперсонализация возможна как при психических заболеваниях, так и (в легкой форме) у психически здоровых людей при эмоциональных нагрузках и соматических заболеваниях. Также это может быть «тенденция индивидов определять себя не как разных индивидов, а как членов конкретной социальной категории» [7]. У больного с деперсонализацией могут возникать следующие ощущения: Приглушение или полное исчезновение чувств к близким. Окружающая обстановка кажется «мертвой». Отсутствие или притупление эмоционального восприятия природы. Ощущение отсутствия мыслей в голове. Притупление простых чувств (обиды, злобы, сострадания, радости). Ощущение замедленного течения или полной остановки времени и др. Дереализация – это нарушение восприятия, утрата чувства реальности окружающего мира, субъективное ощущение отчуждения, сходное с деперсонализацией, но больше относящееся к внешнему миру, чем к самоощущению и осознанию собственной личности. Окружающая обстановка кажется бесцветной, жизнь искусственной, где люди будто бы на сцене играют задуманные роли. Чаще возникает при поражениях мозга или психических заболеваниях. Таким образом, под деструктивными изменениями личности понимается «патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных ее элементов» [10]. Формами деструктивных изменений личности называются патологическая деформация потребностей и мотивов, деструктивные изменения характера и темперамента, нарушение волевой регуляции поведения, формирование неадекватной самооценки, нарушение межличностных отношений и другие. Несмотря на то, что деструктивность не тождественна агрессивности, чаще всего при описании факторов, способствующих возникновению деструктивного поведения, приводится классификация концепций, объясняющих возникновение агрессивности (видимо, в связи с тем, что агрессия сопровождает деструктивные тенденции в человеке). Так, еще Э. Фромм указывает на наличие трех концепций: 1. Инстинктивистские концепции – предполагают агрессивность (деструктивность) как заданный биологически фактор. 2. Бихевиористическая концепция – предполагает зависимость деструк-тивного (агрессивного) поведения от факторов среды, упуская при этом из виду внутренние мотивационные импульсы личности. 3. Психоаналитическая концепция – предполагает источником деструк-тивности внутриличностные конфликты. В отечественной литературе можно встретить следующие группы факто-ров: Биомедицинские. В качестве биомедицинских предпосылок полагают различные патологии, отклонения в развитии организма и психики, имеющие как врожденный (в т. ч. и наследственный) характер, так и возникающие под влиянием неблагоприятных условий жизнедеятельности индивида. Г.А. Аванесов в качестве биомедицинских предпосылок деструктивного (асоциального) поведения рассматривает следующие: 1. Патология биологических потребностей, что нередко служит причи-ной половых преступлений, сексуальных извращений. 2. Состояние нервно-психического здоровья, нервно-психические заболевания, психопатии, неврастении, пограничные состояния, повышающие возбудимость нервной системы, обусловливающие неадекватную реакцию и затрудняющие социальный контроль за действиями. 3. Влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом. В целом же, любой генетический фактор является лишь предпосылкой возникновения какого-либо качества под воздействием условий среды: «…гены не «запускают» конкретное поведение, а влияют на него лишь опосредствованно – через предрасполагающие черты темперамента, когнитивные процессы и социальное окружение» [15]. 4. Влияние психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, из-менение химического состава окружающей среды, использование новых ви-дов энергии, которые приводят как к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям [2]. Психологические. В работах приверженцев психоанализа одной из главных причин откло-няющегося (деструктивного) поведения называется депривация различных влечений. В качестве таких неосознаваемых, подавляемых влечений З. Фрейд рассматривал либидо, А. Адлер — стремление к власти, к самоутверждению, превосходству над другими, Э. Фромм — мазохистские влечения к смерти, страданию, К. Хорни — стремление к безопасности, ге¬донистические потреб-ности комфорта, удовольствия. В современной литературе [11] невозможность удовлетворения индивидом своих базовых потребностей называется основной причиной деструктивности. Одним из немаловажных факторов указываются кризисные явления в процессе развития личности, наличие акцентуаций характера. К не менее значимым факторам деструктивного поведения Беличева С.А. относит неосознаваемые мотивы различного генеза и характера [2]. В своей книге Короленко Ц.П. и Донских Т.А. неоднократно указывают на наличие установок, являющихся основой для возникновения различных типов деструктивного поведения [18]. Социальные. Среди социальных факторов деструктивного поведения называются: 1. Искаженный процесс социализации (жестокое обращение с детьми и т.п.). 2. Условия семейного воспитания (демонстрация образцов деструк-тивного поведения). 3. Социальные условия существования людей (экономические кризисы, период войн и т.п.) [2]. Таким образом, деструктивность, определяемая широким спектром факторов, уже стала реальной угрозой личности и обществу. Назрела необходимость подробнейшего изучения оснований для возникновения и формирования деструктивного поведения с целью профилактики их появления. Список литературы 1. Адлер, А. [Жестокость, совесть, перверсия и невроз] [Текст] // Психо-аналитические концепции агрессивности: Тексты; В 2 кн. Кн. 1 / Сост. и науч. ред. С.Ф. Сироткин. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2004. 292с. - С. 116-124. 2. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] — М.: Ре-дакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России»,1994. – 221с. 3. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия [Текст] — СПб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») 4. Гасумян, В.И. Проблема деструкции в мировоззренческой парадигме [Текст] // Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты. Материалы научно-практической конференции. – Ставрополь: СГУ, 2007. – С.40 – 43. 5. Демина, Л.Д., Ральникова, И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности [электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://society.polbu.ru/demina_psychehealth/ch05_i/html 6. Дольто, Ф. Собрание сочинений [Текст] / Франсуаза Дольто. – Пер. с фр. под науч. ред. С.Ф. Сироткина. – Ижевск: ИД «ERGO», 2006. Т.: XVI. Бессознательный образ тела / Пер. с фр. И.Б. Ворожцовой. – 2006. – XVI+376с. 7. Клиническая психология. Словарь [Текст] / Под ред. Н.Д. Твороговой// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 416с. 8. Лапланш, Ж., Понталис, Ж.-Б. Словарь по психоанализу [Текст] / Пер. с франц. Н.С. Автономовой. – М.: Высш. шк., 1996. – 623с. 9. Лейбин, В. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. [Текст] / Том 2. М.: Издательский дом “Территория будущего”, 2006. – 568с. 10. Лысак, И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека: автореферат дис. …доктора философских наук: 09.00.13/ Рост.гос.ун-т - Ростов-на-Дону, 2007. - 47с. 11. Лысак, И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности человека [Текст] // Философия образования, №2, 2006. - С.210-215. 12. Маслоу, А. Мотивация и личность [электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://psylib.org.ua/books/masla01/txt09.htm 13. Низиков, М.А., Савченко, В.М., Федак, Е.И. Деструктивные субкультуры [Текст] // «Мир образования – образование в мире», 2009г., №2 (34) – с.11-17. 14. Психоаналитические термины и понятия: Словарь [Текст] /Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина / Перев. с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М.: Независимая фирма "Класс", 2000. — 304 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 79). 15. Равич-Щербо, И.В. и др. Психогенетика. Учебник [Текст] / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. Под ред. И.В. Равич-Щербо, И.И. Полетаевой – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 448с. 16. Райкрофт, Ч. Критический словарь психоанализа [Текст] / Пер. с англ. Л.В. Тороповой, С.В. Воронина и И.Н. Гвоздева под редакцией канд. философ. наук С.М. Черкалова. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. – 288с. 17. Сатыбалова, Е.В. Человеческая деструктивность: Основания и формы проявления: диссертация…кандидата философских наук: 09.00.13.- Екатеринбург, 2002. – 142с. 18. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире [Текст] / Короленко Ц.П., Донских Т.А. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. – 224с. 19. Социология: Энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://voluntary.ru/dictionary/568/word/ 20. Столбун, Ю.В. Некоторые причины деструктивности и возможности ее преодоления [Текст] // Деструктивность человека: истоки и перспективы в детстве: Материалы 3-й региональной научно-практической конференции 1-2 декабря 2004г. / Под ред. С.Ф. Сироткина, М.Л. Мельниковой, Т.Н. Шикаловой. Ижевск: НИПЦ «ERGO», 2004. 408с. (Серия «Институт психоанализа») – с. 60 – 63 21. Сырцев, А.В. Клинико-психологические механизмы деструктивного поведения у подростков с дисгармонией психического развития: диссертация …кандидата психологических наук: 19.00.04, Санкт-Петербург, 2003. – 246с., ил. 22. Томэ, Х., Кэхеле, Х. Современный психоанализ. Т.1. Теория: Пер. с англ. [Текст] /Общ. ред. А.В. Казанской. – М.: Издательская группа “Прогресс” – “Литера”, Издательство Агентства “Яхтсмен”, 1996. – 576с. 23. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Пер. с англ. Э.М. Телятникова, Т.В. Панфилова. – Мн.: ООО «Попурри», 1999. – 624с. 24. Чедия, К.О. К вопросу о природе деструктивного поведения [Текст] // Деструктивность человека: истоки и перспективы в детстве: Материалы 3-й региональной научно-практической конференции 1-2 декабря 2004г. / Под ред. С.Ф. Сироткина, М.Л. Мельниковой, Т.Н. Шикаловой. Ижевск: НИПЦ «ERGO», 2004. 408с. (Серия «Институт психоанализа») – с. 39 – 49
Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...
Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...
Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...
2014 © Справочник Психологи России. Соглашение о конфиденциальности | Правила