Theme Colors
Layouts
Wide Boxed

Еженедельно многие из нас получают приглашения посетить ярмарку или мастер-класс ручного творчества. Мы попытались разобраться, почему рукоделие стало таким популярным. Продвинутые девушки сели за рукоделье Нет, айпэды они не отложили в сторону, напротив, специализированные сайты и интернет-магазины способствуют развитию hand made и craft (ключевые слова, если вы решили погуглить вопрос) или рукоделию и мастерству (аналоги в Рунете). Например, стартовая площадка первой ступени — бесплатное ЖЖ-сообщество handmade_ru три года назад насчитывало около 8 тысяч участников. Сегодня самый многолюдный ресурс с платной регистрацией по продаже кустарного творчества «Ярмарка мастеров» (livemaster.ru) - это 250 000 авторских работ, выставленных на продажу ежедневно. Западные экономисты утверждают, что популяризации ручного творчества, а значит и развитию индустрии hand made очень способствовал кризис: оборот товаров для хобби тогда в Америке достиг 30 миллиардов долларов и сохраняется на этом уровне до сих пор. По данным газеты NewYorkTimes, в интернет-магазине E-bay только за ноябрь-декабрь 2008 года продажи hand made товаров подскочили на 34%. Сегодня в США в 50-60 процентах семей (по разным данным) есть хотя бы один человек, который что-то мастерит. И вот волна докатилась до нас. Татьяна Кочетова, преподаватель социальной психологии в МГППУ, так объясняет возникший тренд: «У передовой части населения, которая сегодня задает моду, больше не стоит задачи «выживать» - у них есть доход, семьи, хорошая база. Они перебрались на следующий уровень потребностей – в самовыражении, самопознании, признании талантов. И ручное творчество прекрасно удовлетворяет эту потребность». Психологи свидетельствуют, что большинство современных профессий не позволяют получить удовольствие от результата труда – он виртуален, его нельзя подержать в руках, оценить на уровне всех чувств. Поэтому появляется тяга к «настоящему», «конкретному», что помогает «заземлиться». «Восемь лет назад, когда мы начинали делать журнал Seasons и стали говорить о том, что hand made - это модно, человечно и правильно, нас понимали далеко не все, – свидетельствует Ольга Сергеева, главный редактор Seasons of life. - Потому что рукоделие у многих ассоциировалось с макраме и шитьем по выкройкам из "Бурды", людям тогда хотелось люкса и гламура. Теперь, испробовав все достижения прогресса, мы поняли, что нет ничего теплее человеческих рук и натуральных материалов. Ничто так не успокаивает, как вязание, вышивание, готовка, копание в саду - простые человеческие радости, не связанные с усилиями мозга... Это же все медитация». Рукоделие приобрело новую популярность и новую жизнь как источник душевного тепла. Психотерапевт Елена Тельнова так объясняет глубинный истоки возникшей потребности: «Это возвращение к истокам, приобщение к зачастую утраченным родовым связям – ведь еще 50 лет назад подавляющее большинство женщин в России с детства учились различным видам рукоделия, эти умения передавались от матери – к дочери, от бабушки – к внучке, а созданные рукодельницами вещи служили наследством или приданым». Волшебство рукотоворное «В Америке то, чем я занимаюсь, назвали бы Reversal Art — я даю новую жизнь старым бусам, брошкам, игрушкам, советским значкам, купленным на блошиных рынках, и бижутерии, которую я приобретаю в путешествиях по Азии. Я не заказываю новых партий фурнитуры — в мире и так всего больше, чем нужно. Специально для меня на заказ делают элементы украшений только мастера русских народных помыслов – я использую хохломскую роспись и гжельскую керамику». Хозяйка спа-салонов и светская девушка Евгения Линович увлеклась изготовлением украшений уже несколько лет назад. Сегодня ее квартира напоминает ремесленную мастерскую, в ее «артель» добровольно вступили муж, дети и подружки, и их коллективная производительность доходит до 20 предметов за вечер («За просмотром очередного сериала» - смеется Женя). Сначала Женя делала украшения для себя и в подарок, но деятельная натура требовала размаха. Она зарегистрировала собственную марку с тематическими линиями украшений: "Ну, во-первых это красиво” – трендовые украшения, "Закрома Родины” – советская и прочая социалистическая символика, "Детство, отрочество, юность” – с использованием детских игрушек, "Дружба народов” – украшения, в которых она смешивает этнические элементы. Сейчас ее серьги и браслеты продаются в концепт-сторах и галереях, в том числе в ТЦ «Цветной» и «Twins Shop» на Солянке. Сама Женя так объясняет свое увлечение, которое уже превратилось в «нечто большее, чем хобби»: «Потребность что-то делать своими руками у меня была всегда: если я не варила мыло, я делала свечи, если не свечи, то осваивала патину или декупаж. Рукоделие как возможность самовыразиться с 20 лет присутствовало в моей жизни. Но только с этими украшениями я поняла, что могу напрямую получить одобрение – когда я вижу свои бусы на людях, я чувствую связь с ними. Это очень приятное чувство! Наверно поэтому я смогла довести это занятие до относительно высокого уровня мастерства и производительности». В качестве упаковки Женя использует расписанные ею деревянные заготовки для матрешек и кладет в каждую «sense pill» – «таблетку со смыслом», крошечную желатиновую капсулу с запиской, содержащей высказывание известного мыслителя. Жене нравится, что покупательницы часто признаются в том, что нашли в капсуле предсказание. Елена Тельнова, психолог, объясняет увлечение рукоделием таким образом: «Это прекрасный способ ощутить себя доброй волшебницей, делясь посредством этих украшений своими впечатлениями, эмоциями, философией и получая наглядный отклик и очевидное признание». Чтобы укрепить эту важную связь Женя дает мастер-классы и участвует в благотворительных акциях: например, с певицей Сати Казановой в ресторане «Келим» - звезды эстрады под руководством Жени наделали браслетов, а на вырученную от их продажи сумму (около миллиона рублей) купили лекарства детям. Рукоделие известно психотерапевтам как прекрасное средство снятия стрессов, способ релаксации и балансировки телесных и психологических процессов при помощи выполнения мелких движений, монотонных повторений, созерцания ярких или спокойных красок… Елена Тельнова подтверждает: «Ручное творчество, с одной стороны, это монотонный труд, с другой - возможность привнести в свою жизнь яркие краски и творчество, которых многим недостает в повседневности, удовлетворить свое стремление к разнообразию». Рукоделие, по ее мнению, может даже помочь излечить обжорство или шопоголизм. «Мне больше не бывает скучно в самолете. Если я ссорюсь с мужем, то вместо того, чтобы кричать и беситься, я сажусь за рукоделье и успокаиваюсь. Если к моей дочери приходят подружки, у меня всегда есть, чем их развлечь. Говорят, рукоделие изгоняет «бабьих бесов». Я думаю, это очень точно сказано. В юности меня могли развлечь роман с новым молодым человеком или поиски платья для вечеринки. С возрастом люди начинают искать приключения просто от скуки, а потом - распадаются браки и теряются друзья. А надо всего-то уметь - и учить этому детей - развлекаться безопасными для здоровья и души методами». Медитируй это Вита Владимирцева сменила профессию уже во второй раз: она была кинообозревателем, потом училась на психотерапевта и имела свою практику, сегодня ее хобби – выжигание, профессионально выражаясь, пирография – претендует на то, чтобы стать третьей профессией. «Мне всегда хотелось что-то рисовать и мастерить, но родители утверждали, что я не очень в этом сильна. В детстве я по примеру одной своей подружки мечтала выжигать, но мама ни в какую не соглашалась купить мне выжигатель – ей казалось, что это опасная штука. Детское желание долго-долго оставалось неудовлетворенным и лежало забытым, а потом однажды я пришла в «Детский мир» по надобностям своих детей – и неожиданно для себя купила выжигатель». Она начала «портить» разные деревянные предметы дома – карнизы и полочки, потом стала делать подарки-фигурки для друзей. Со временем приобрела профессиональный выжигатель - и пошло-поехало: нашла магазин с деревянными заготовками для матрешек и деревянными звенящими шарами, научилась рисовать и выжигать орнамент в кельтской технике, освоила профессиональные краски и зарегистрировалась в главном российском интернет-магазине «мастеровых» livemaster.ru. Когда родилась ее дочка Алеся, Вита оставила практику психотерапевта. «Пока Алеся спала, я выжигала на заказ звенящие шары. А потом шла с ней вместе на почту и отправляла заказ в какой-нибудь город. Однажды я отправляла посылку в Питер, и девушка, которая ее получила, написала мне, что посылка пришла к ней с примечанием «Вложение издает звуки». Мы очень смеялись, но с тех пор я сама так подписываю посылки – это стало моим внутренним слоганом». Вита признается, что пирография – это, в том числе, результат ее собственной психологической работы: «Отработка собственной неуверенности, воскрешение того, что в детстве несправедливо было стерто. Для меня до сих пор самый сложный этап – это первый рисунок карандашом на дереве. Я боюсь, что ничего не получится. Мне помогает, что карандаш можно всегда стереть и нарисовать все заново… Что мне приносит это занятие? Огромную радость!». И дело не только в запахе горелого дерева, который так нравится Вите. Психолог Елена Тельнова считает, что, с точки зрения юнгианского психоанализа, например, выжигатель – символичный предмет, который означает контакт с одной из архетипичных стихий – огнем. «На мой взгляд, это хобби дает созидательный выход агрессивных импульсов, ведь выжигание – это жесткое воздействие на материал. Все мы люди и все чувствуем потребность в выходе агрессии. Если говорить языком психоанализа, то это занятие балансирует, помогает переработать сепарацию от мамы и справиться с неуверенностью». Коллаж из счастья Елена Сорокина, в отличие от других героинь, получила дизайнерское образование и работала по профессии – в качестве художника по костюмам в кино. Она перепробовала разные виды творчества — рисовала, вязала и шила игрушки, занималась созданием авторской бижутерии, но настоящей ее страстью стал скрапбукинг – очень популярное сегодня рукодельное искусство оформления семейных фотоальбомов. Новая работа подоспела вовремя: у Лены родился сын, и домашнее творчество позволяло проводить с ним много времени. «Сейчас мои альбомы «живут» в России, Израиле, Франции и даже в ЮАР. Да, я счастливый скрапбукер! Скрапбукинг приносит мне доход, пусть этот доход вряд ли может претендовать хоть на какое-то место в журнале «Forbes», зато мне есть куда расти. Какую душевную потребность удовлетворяет скрапбукинг? Я очень люблю порядок, бережно отношусь к деталям. Скрапбукинг – идеальное занятие для таких, как я! Ведь любые памятные мелочи, начиная с билета в кино и заканчивая детскими носочками, в которых ваш малыш был в день выписки из роддома, можно включить в создание композиции. И, вуаля! Все на своих местах, а, самое главное, красиво». Елена Тельнова считает, что скрапбукинг – необыкновенно полезное занятие для души. «Составление коллажей и композиций из материальных свидетельств семейной истории на символическом уровне все расставляет на свои места, позволяет прожить непрожитые эмоции, избавиться от обид, сохранить моменты счастья – возникает порядок, в том числе в душе. Это глубокая переработка семейной и личной истории». В технике скрапбукинга Лена Сорокина создает упаковку для шоу-рума хэндмейкеров из Израиля sova-market.ru. Этот шоу-рум они создали вместе с актрисой Анастасией Цветаевой. Настя, два года назад начав жить на две страны – семья в Тель-Авиве, работа в Москве – влюбилась в самодельные украшения израильских мастеров и даже сама начала делать свои коллекции. «Там на меня вдруг нахлынули желание и потребность что-то творить самой. Керамика, натуральные камни, лава, янтарь, разобранные винтажные украшения и старинные хрустальные подвески – все идет в ход. В Тель-Авиве есть целый район магазинчиков для хэнд-мейкеров, если ты не знаешь, что именно ты хочешь дизайнерить, тут может случиться нервный припадок! Счастье в том, что я могу себе позволить делать коллекции только тогда, когда у меня есть вдохновение. Это не обязаловка, а творчество. И нечто гораздо более реальное, ощутимое, чем эфемерный результат актерского труда». Елена Тельнова видит объяснение именно в противопоставлении актерского и ручного труда: «Актриса после команды «Мотор» должна хорошо сыграть даже если у нее в данный момент совсем нет вдохновения. Hand made помогает снять этот внутренний стресс, работать только тогда, когда возникает желание, и полноценно ощутить в руках результат своего труда». Базовый узор Женя Линович предпочитает слово «рукоделие». Она мечтает, что когда-нибудь ее коллекции украшений, сплетенные в кругу семьи, будут продаваться в парижском Colette и в бутиках при крупнейших музеях современного искусства. Настя Цветаева, наоборот, рада тому, что не берет на себя обязательств и делает украшения только тогда, когда у нее есть вдохновение – и только, когда она снимает маску актрисы, а становится мамой и женой. Свою марку украшений она хочет назвать Nastia Olgan по фамилии мужа, тогда как для актерской карьеры сохранила свою девичью фамилию. Чаще всего она использует слово «хэнд-мейкер». Вита Владимирцева называет тех, кто вручную производит красивые вещи, мастерами. Ее цель – раскрутить продажи своих объектов, чтобы ее занятие имело очевидное оправдание с точки зрения семейного дохода. Лена Сорокина определяет свою работу как дизайнерскую. И мечтает открыть клуб, где все желающие могли бы заниматься рукоделием в теплой и домашней атмосфере. «Самое важное: этот клуб принял бы в своих стенах творческих мам, чьи дети еще не ходят в детский сад. Такое волшебное место, где мамы могли бы заняться рукоделием, а их дети не сидели при этом с нянями, а были бы рядом, под присмотром». Каким бы словом – русским или иностранным – не называли себя эти девушки, для них рукоделие – это реальная попытка создать «базовую безопасность» в душе, в доме и в семье. «Человек во все времена нуждается в корнях, в ощущении преемственности поколений, в глубоком чувстве личностной безопасности, в личностной целостности и в личностной силе, гармонии и красоте, - уверяет Елена Тельнова. - Именно через рукоделие многие сейчас находят возможность прикоснуться к этим базовым ценностям. Эти мотивации – и психологические выгоды – далеко не всегда осознаются теми, кто увлекается рукоделием, но работают они прекрасно и без осознавания». Ей вторит Ольга Сергеева: «При непредсказуемости внешнего мира, хочется быть уверенной хотя бы в узоре своей вышивки. То есть в возможности иметь свою собственную, пусть маленькую, но ни от кого не зависящую линию жизни - из шерсти, шелка, дерева или бусин". Автор статьи Ольга Спирина

Автор: Тельнова Елена Владимировна

Вход на сайт

Логин:

Пароль:


регистрация

Новые лица

Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...

Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...

Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...