Theme Colors
Layouts
Wide Boxed

Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи? Когда родители приводят детей на прием к психологу с жалобами на плохое поведение, слабую успеваемость, страхи и другие проблемы, очень часто звучит фраза: «Сделайте с ним что-нибудь» Однако суть в том, что негативное поведение ребенка, а часто и его проблемы со здоровьем напрямую связаны с функционированием семейной системы. И это значит, что помочь ребенку возможно, только работая со всей его семьей. Семья - это система со своими функциями и законами, где все члены связаны между собой, а в системной семейной терапии любые проблемы поведения и здоровья членов семьи считаются симптомами, отражающими нарушения во всей системе. Часто эти симптомы служат для достижения некоторых тактических целей в отношениях с близкими. Психолог А.Черников в своей книге приводит два простых примера: • У ребенка заболевает голова, живот и т.д. в тот момент, когда ему надо идти в школу. В данном случае симптом может отражать тревогу ребенка по поводу своей успешности, особенно, если дома к нему предъявляют завышенные требования; симптом также позволяет избежать посещения школы. • В семье есть мальчик подросткового возраста, очень привязанный к матери. Мама замужем второй раз. Одновременно с рождением братика у подростка возникают проблемы с поведением или успеваемостью. Так подросток реагирует на появление соперника и с помощью крайнего поведения “сообщает”, что чувствует себя покинутым. Его проблемы отвлекают мать и отчима от новорожденного и, получая свою порцию отрицательного внимания, подросток чувствует, что родители продолжают выполнять свои функции по отношению к нему. Часто симптоматическое поведение становится межличностными силовыми маневрами, неосознанным средством контроля других людей: например, маленького ребенка с энурезом родители часто забирают ночью из кроватки к себе в постель, но если ребенок с вечера ночует в родительской постели, энуреза не наблюдается. Таким образом, демонстрируя беспомощность, ребенок неосознанно контролирует того, кто проявляет о нем заботу. Или: после развода родителей ребенок резко снижает успеваемость. И это может быть не только проявлением стресса, но и неосознанной манипуляцией: часто разведенные родители начинают больше общаться, пытаясь решить возникшую проблему. Так симптом служит сближению родителей. Симптоматическое поведение может выполнять функцию скрытой, парадоксальной коммуникации между членами семьи, и с этой точки зрения, каждый симптом, предъявляемый ребенком, является метафорой и несет родителям определенное послание, которое можно расшифровать. Вот несколько примеров метафорического смысла детских симтомов : Анорексия :(расстройство приёма пищи, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым и/или поддерживаемым самим пациентом, в целях похудения или для профилактики набора лишнего веса) -Я отказываюсь жить -Хочу больше внимания (Смотри, какой я худенький) -Регресс (хочу быть маленьким) Булимия:( расстройство приёма пищи, характеризующееся резким усилением аппетита, наступающим обычно в виде приступа и сопровождающееся чувством мучительного голода) -Замещение недостатка любви -Я буду есть за двоих (в память о…) -Заедание агрессии, тревоги Воровство денег у родителей: -Привлечение внимания -Сближение родителей -Повышение статуса у сверстников -Компенсация недостатка любви деньгами -Невозможность просить открыто («У нас не принято просить деньги») Кожные заболевания: -Не трогайте меня! (нарушаются мои границы) -Недостаток тепла и ласки Неуспеваемость в школе -Неуспешные родители («Я ничем от вас не отличаюсь!») -Я не такой, как вы (протест) -Сближение родителей -Достижение статуса у сверстников Побеги из дома -Я здесь не нужен -Поищите меня -Ищу чего-то (кого-то) Страхи -Хочу заботы, защищенности -Нуждаюсь в ком-то (чем-то) -«Мама, будь всегда рядом» (базовое недоверие к миру) -Сексуальная дисфункция у родителей Таким образом, в семейной терапии клиент (например, ребенок с проблемами) рассматривается не как медицинский больной, а скорее как элемент семейной системы, которая функционирует со сбоями. Психолог предполагает возможность терапевтической помощи ребенку или взрослому пациенту через его семью, в которой он заболел или получил разного рода отклонения. Соответственно, в фокусе работы оказываются не внутренние проблемы членов семьи, а паттерны (шаблоны) взаимодействий, устройство и процессы самой семьи. Итак, целью семейной терапии является создание условий для формирования функциональной семейной организации, другими словами - повышение качества жизни и количества счастья в отдельно взятой семье :-) Карепова Наталья Анатольевна Психолог, Действительный член Профессиональной Психотерапевтической лиги

Автор: Карепова Наталья Анатольевна

Вход на сайт

Логин:

Пароль:


регистрация

Новые лица

Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...

Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...

Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...