Опыт работы педагога – психолога по работе с обучающимся со сложной структурой дефекта в МБС(К)ОШ №152 г. Перми. В нашей школе простроена коррекционная работа с детьми со сложной структурой дефекта. Сложный дефект характеризуется сочетанием двух или более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребёнка. При осложнённом дефекте возможно выделение ведущего, или главного, нарушения и осложняющих его расстройств. У ребёнка с нарушениями умственного развития наблюдается и другие дефекты, такие как нарушение слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата. Мы рассмотрим коррекционную работу с ребенком с глубокой умственной отсталостью и нерезко выраженным дефектом зрения. Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствует гипотетической « оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза. Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка ( интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр. ) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка. Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей. Своевременность психологической помощи - главное условие в успешности и эффективности. Коррекционная работа начинается после всестороннего обследования ребенка, поступающего в нашу школу. ! Паша пришел в школу плохо подготовленным к учебной деятельности. У него отсутствовал интерес к учению, снижено внимание, он легко отвлекался, быстро уставал. К нам в школу мальчик поступил в десять лет, за плечами у него было неудачное посещение двух школ. Для Паши характерно ярко выраженный эгоцентризм, обстоятельность, педантичность, вязкость, постоянное застревание на деталях Паша воспринимает и передает услышанную или увиденную информацию медленно, постоянно застревают на деталях, делают длительные необоснованные паузы. У него страдает переключаемость внимания. Он с трудом переключается на другую форму деятельности. Для мышления характерна слабость смысловых связей, инертность, узкая конкретность познавательной деятельности. В эмоциональном плане не редко отмечается беспокойство, неустойчивость поведения. Ему требуется больше времени для ответа или решения задания – это связано с тугоподвижностью и инертностью мышления. У ребёнка страдает тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности. У Паши - оптическая дислексия. Данная дислексия связана с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза. Для Паши буква является сложным оптическим образованием, анализ которого на составляющие элементы затруднен. Вследствие несформированности оптического анализа представления о сходных графически буквах являются неточными и недифференцированными. Паша не мог научиться читать, не видел состав числа. Коррекционная работа началась с выявления возможностей. Привитию интереса к учебной деятельности, работе над вниманием. К концу первой четверти ребенок с удовольствием ходил на занятия. Со второй четверти начались занятия направленные на коррекцию оптической дислексии. Они включали в себя: развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного; уточнение и расширение объёма зрительной памяти (развитие зрительного мнезиса); формирование пространственного восприятия и представлений; развитие зрительного анализа и синтеза; формирование речевых обозначений зрительно- пространственных отношений; дифференциация смешиваемых при чтении букв (изолированно, в слогах, словах, предложениях и связных текстах). А. Формирование зрительного восприятия и узнавания С целью развития зрительного восприятия предлагались следующие задания: назвать контурные изображения предметов; назвать недорисованные контурные изображения предметов; назвать перечёркнутые контурные изображения предметов; определить, что неправильно нарисовал художник; выделить контурные изображения, наложенные друг на друга; распределить изображённые предметы по величине; распределить изображения предметов по их реальной величине (предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине); подбор картинок к определённому цветовому фону ( предлагаются фоны («лужайки») разного цвета: красного, жёлтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуз, огурец, лист и др. Даётся задание положить картинку на свою «лужайку»); дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников; дорисовывание симметричных изображений; составление разрезанных на части картинок; выполнение тестов Равена; конструирование из кубиков Коосса. Б. Развитие зрительной памяти С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания: Запомнить 4-5 картинок, а затем отобрать их среди других картинок; запомнить 3-5 фигур, цифр или букв, а затем выбрать их среди других (8-10), при этом предлагаются только согласные буквы во избежание запоминания путём прочтения; разложить 3-4 картинки в той же последовательности, в какой они предъявлялись; разложить по памяти буквы, цифры или фигуры в предъявленной последовательности; игра «Чего не стало?»; игра «Что изменилось? В. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза дифференциация правых и левых частей тела; ориентировка в окружающем пространстве; определение пространственных отношений элементов графических изображений и букв.. Эта работа начиналась с выделения ведущей руки. Были следующие виды заданий: Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться, сказать, как называется эта рука; поднять то левую, то правую руку, показать карандаш то левой, то правой рукой; взять книгу левой, правой рукой. После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела. Ориентировка в окружающем пространстве Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности: определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку, т.е. к самому себе; определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями; определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. Г. Формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв Найти букву среди графически сходных; соотнести буквы, выполненные разным шрифтом; определить буквы, находящиеся в неправильном положении; назвать или записать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями; обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу; обвести контуры букв, заполненные пунктиром; дописать букву; назвать буквы, наложенные друг на друга; определить правильно и неправильно написанные буквы; узнать буквы по их зеркальному изображению; конструирование букв из элементов. При устранении оптических дислексий проводилась работа по закреплению зрительных образов букв. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О- с обручем, З- со змеёй, Ж- с жуком и т.д. В конце учебного года Паша стал читать. Педагог – психолог М.Н.Нестерчук
Автор: Нестерчук Марина Николаевна
Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...
Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...
Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...
2014 © Справочник Психологи России. Соглашение о конфиденциальности | Правила