Theme Colors
Layouts
Wide Boxed

Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей с глубокой умственной отсталостью Одна из первых социальных потребностей ребенка - это потребность в общении. Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга В психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Что касается умственно отсталых, то, по мнению Л.С.Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей Понятие коммуникации в психологии связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин «коммуникативные умения», который в последние годы широко используется в методике развития речи и обучения русскому языку, объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение, как в процесс установления и развития контактов с людьми для совместной деятельности. Потребность в ней, по мнению большинства исследователей, генетически обусловлена, она подталкивает ребенка к общению, стимулирует овладение коммуникативными умениями и дальнейшее их совершенствование. Опыт показывает, что овладение техникой общения, как, впрочем, и многими другими умениями, у глубоко умственно отсталого ребенка происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты несколькими людьми. Таким образом, уже на пропедевтическом этапе, когда сформирована мотивация взаимодействия с педагогом, мы учим детей доступным технологиям общения. На пропедевтическом этапе мы практически показываем детям необходимость вступления в коммуникацию для удовлетворения своих потребностей и желаний. Достижение этой основной цели возможно при решении ряда частных задач: - обучить адекватной реакции на речевые обращения; - учить использованию доступную знаковую систему (речь, жест, пиктограмма) в играх и в быту для сообщения о своем состоянии, просьбы и др.; - воспитывать элементарные этикетные умения – выражения приветствия, прощания, благодарности; - организовывать общение детей таким образом, чтобы оно положительно влияло на их эмоциональное состояние, было связано с приятными ощущениями и переживаниями. Формирование коммуникативных умений органично включается во все виды деятельности: быт, игру, учение. Оно реализуется на материале игр и упражнений, предлагаемых другими направлениями коррекционной программы. При работе с «безречевыми» детьми мы стараемся с максимальной точностью определить структуру дефекта и причины отсутствия речи. Это позволяет оценить перспективы речевого развития и правильно распределить акценты в формировании коммуникативных умений. Их общение, как самостоятельный акт или в ходе любой деятельности, всегда сопровождается четкой и эмоционально окрашенной речью взрослого. Мы побуждаем ребят к использованию доступных речевых средств (звуков, слов и т.п.).В работе с Даниилом Б(мальчик тяжело идет на контакт, капризничает, если задание ему не нравится)К концу учебного года ребенок заходя в кабинет психолога по своему здоровается, кивая головой и издавая звук, прощается, реагирует на интонацию, радуется, если задание нравится. Педагог – психолог М.Н.Нестерчук

Автор: Нестерчук Марина Николаевна

Вход на сайт

Логин:

Пароль:


регистрация

Новые лица

Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...

Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...

Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...