Theme Colors
Layouts
Wide Boxed

Неделя психологии - это уникальная возможность представить работу школьного психолога как нечто целостное, осмысленное, логически выстроенное. Причем из-за своей непродолжительности она и в сознании участников остается в таком «гештальт-завершенном» виде. Для того чтобы целостность возникла, мы решили делать Недели тематическими. При общем планировании недели мы исходили из нескольких рабочих принципов, которые для себя назвали главными: • Неделя должна быть целостной и законченной, то есть иметь психологически очерченные начало и конец, основную идею; • Каждый день должен плавно перетекать в следующий; • Необходимо каждый день иметь как виды работы, которые делали бы его неповторимым, так и «сквозные» мероприятия, которые задавали бы общий дух недели; • Каждый день должен быть целостным и законченным, то есть содержать некоторое центральное мероприятие, иметь смысловую направленность. • События недели должны охватывать всю школу - всех детей и взрослых; • Мероприятия недели не должны, по возможности, вмешиваться в учебный процесс; по крайней мере, это вмешательство необходимо сделать минимальным и строго оговоренным с педагогами и администрацией. Таким образом, мы изначально планировали наши недели как бы «двухслойными», содержащими фигуру и фон. Фигурами были центральные мероприятия дня, фоном - «сквозные» формы работы: психологическая газета, стенд недели, «заборы», цитаты, развешиваемые по школе. Подготовка воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни -актуальная проблема в современных социально-экономических условиях. Особую значимость она приобретает для умственно-отсталых детей. С учетом того, что воспитанники Детского дома-школы имеют отклонения в умственном развитии, необходимо выделить особенности психического недоразвития, которые подчиняются двум основным закономерностям. С одной стороны - нарушение развития носит более или менее равномерный, диффузный характер, с другой стороны - поражению подвергаются наиболее молодые, интенсивно развивающиеся, отделы мозга. У умственно отсталых детей обнаруживаются характерные особенности. В то время как элементарные эмоции могут быть сохранены, высшие эмоции, прежде всего нравственные оказываются недоразвитыми . У умственно отсталых детей обнаруживаются характерные особенности и недостаточно дифференцированными. Преобладают главным образом непосредственные переживания, эмоции, вытекающие из конкретной ситуации и деятельности, актуальные только в данный момент. Волевая деятельность умственно отсталых детей характеризуется слабостью побуждений и инициативы, недостаточностью самостоятельности, их поступкам свойственна нецеленаправленность, отсутствие борьбы мотивов, импульсивность, негативизм. Из-за слабости корковой деятельности, либо чрезмерной возбудимости подкорковых образований головного мозга наблюдается повышенная расторможенность влечений. Отмечается недоразвитие духовных потребностей, незрелость личности в целом. Очевидно, что любые отклонения психического развития многократно усиливают негативные последствия социального сиротства, так как, попадая, в детский дом уже имеют отклонения физического и психического характера. Наблюдаются нарушения половой идентификации, склонность к курению, алкоголизации, правонарушениям. Дети-сироты в общении нервозны, стараются добиться внимания и в тоже время его отторгают, впадают в агрессивность или отчуждаются, не умеют быть внимательными и любить. Все это приводит к тому, что воспитанники детского дома относятся к окружающим недружелюбно, враждебно. «Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития». (О.В. Хухлаева, 2001, с.5) Основа такого развития - психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом. Психологическое здоровье - это динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию. «Психологическое здоровье делает личность самодостаточной... Мы вооружаем ребенка - в соответствии с возрастом - средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира». (И.В. Дубровина, ред., с.6) Неделя психологии стала одной из составной нашей программы «Психологическое здоровье» Цель данной программы - сохранение и формирование психологического здоровья воспитанников детского дома-школы 8 вида. Нами представлены методические материалы «Недели психологии». Читая этот материал можно заметить разнообразие форм и методов работы с детьми. Последующие недели с одной стороны воспринимаются как продолжение предыдущих, как школьная традиция, но одновременно с этим это совершенно новый по содержанию и форме авторский продукт. Предлагаем идеи и некоторые разработкимероприятий неделя психологии №1 Цель: Обратить внимание детей и взрослых на работу психологической службы школы и дать детям возможность прожить ситуации сотрудничества. План недели Понедельник Тренинг Общения (7-8 классы) Вторник Игра «Непредсказуемая мозаика» (5-6классы) Среда День открытых дверей в кабинете психолога (игры по желанию детей) Четверг Игра-путешествие (3,4 классы) Пятница Акция «Письмо незнакомца» Суббота Акция «Следопыт» План линейки. 1. Построение в большой круг всех классов. 2. Объявление психолога о начале «Недели психологии». Объяснение цели этого мероприятия. Организации мероприятий. 3. Объявление о начале акции «Письмо незнакомца» 4. Объявление о 1 дне недели и плане работы. 5. Игра - разминка «Все мы разные, но нас объединяет», а) Создайте круг мальчиков и девочек б) Круг детей по цвету одежды (зеленый, синий, красный) в) Круг по цвету волос (темные, светлые) г) Круг по настроению (грустное, веселое, спокойное) д) Круг по классам - группам. Тренинг Общения (7-8 классы) Задачи: 1. Познакомить детей с видами общения. 2. Дать детям возможность прожить ситуацию сотрудничества и соревнования. 3. Закрепить черты характера человека. 4. Создать модель эффективного общения. Место проведения: школьная рекреация. Оборудование: фланелеграф; цветы с психологическими загадками на обороте по количеству детей; 2 картинки с названием команд, разрезанные на детальки; карточки со словами из поговорок; карточки-подарки; шары надувные по количеству участников; несколько карточек с названием цветов. Разминка (1 конкурс) Ребята, у вас часто бывают соревнования? Какие соревнования у вас бывают? Вы знаете, что у нас в школе проводится неделя психологии, и сегодняшнее соревнование-игра будет психологическим. И темой соревнования будет «общение», А сейчас закройте глаза и представьте себе, что все вы - дети одной тучки-капельки. Во время дождя вы рассыпались из тучки в разные стороны на маленькие частички и теперь вам надо вновь собраться в две капельки и вернуться в тучку. Какая команда сделает это быстрее и аккуратнее, получит 3 балла. 2 конкурс: Дети-капельки очень веселые, шустрые, непослушные и немного ленивые. Они могут целыми часами без умолку болтать друг с другом. Но мудрая мама тучка всегда говорила своим капелькам, что важно уметь общаться не только устно, т.е. с помощью речи, но и письменно, т.е. писать письма и записки. Но так как капельки несколько ленивы, заставить их что-то написать мама-Тучка не смогла. И тогда она решила дать им слова, из которых надо составить предложение. И так, как это задание не очень тяжелое за это задание вы получите 4 балла. 3 конкурс: За этот конкурс вы получите целых 5 баллов. Мама-Тучка предложила своим капелькам выбрать тот цветок на который они хотят пролиться дождем (ведущая раскладывает название цветков перед командами. По одному человеку выбирают карточку и идут к команде со своим цветком). И так, вот вы выбрали свой цветок. Теперь вам надо написать, чем вам нравится ваш цветок и не нравится цветок соперников. 4 конкурс: Мама-Тучка разгневалась на своих детей-капелек за непослушание и решила проучить их. Она в праздник «всеобщей дружбы», когда дети должны дарить друг другу подарки, лишила их речи и теперь капельки, т.е. вы, с помощью жестов, т.е. каких-то движений, мимики, должны показать, что вы дарите, команде соперников. Если соперник отгадает, что вы им дарите, то заработают 1 балл, а загадывающая команда 2 балла. Например: попробуйте догадаться, что я вам сейчас подарю (цветочек). 5 конкурс: Представьте себе, что пошел дождик и каждая капелька упала на свой цветок (выбираете). Теперь вам надо отгадать загадки, которые спрятаны под цветочком. Чем больше вы отгадаете загадок, тем больше баллов получит команда. Если капелька считает загадку очень сложной и не может ее отгадать, то другие капельки из команды вправе ей помочь. Заключение: Ну, вот и все, ребята. Капельки пролились теплым дождем на цветочную поляну, напоили их водой, а поэтому и наша игра-соревнование подходит к логическому завершению. Мы сегодня хорошо поиграли, но я думаю, что вы немного устали, давайте немного отдохнем. Пусть каждый из вас возьмет шарик и встанет в цепочку друг за другом, шарики к своему животу и впереди стоящего. У нас получилась такая своеобразная гусеница. Давайте теперь немного побегаем. Ну, побежали!!! Непредсказуемая мозаика Задачи: 1. Дать детям возможность прожить ситуацию сотрудничества. 2. Создать модель эффективного общения. 3. Развивать способность к самоконтролю, критичность к себе и другим, способность анализировать свои действия. Оборудование: магнитофон и записи спокойном инструментальной музыки, мозаики, лист ватмана, круги диаметром 8 см по количеству детей, кружки цветные по количеству детей, рыбки по количеству детей, клей, конструктор типа «лего», образцы рисунков по клеточкам» (2 шт.), цветочки, фломастеры, планшет. Организация детей: на ковре. Ход Ребята, обратите внимание на мозаику. Вы видите маленькие частички, каждая из них имеет свой цвет. Вот, посмотрите, что происходит, когда они объединяются небольшими группками. Получаются яркие многоцветные узоры. Так и люда: каждый сам по себе имеет ценность, каждый красив. Но когда общаются друг с другом, они могут создавать узоры общения. Волшебные узоры игры можно создавать как из маленьких деталек, так и из кусочков цветной бумаги. А можно их создавать, красиво общаясь друг с другом. В игре будут три мозаики. Одна - настоящая. Вторая — бумажная: она будет создаваться на чистом листе с помощью участников. И третий - волшебная «человеческая» мозаика, она появится благодаря тому, что каждый участник превратится в человека-детальку. Разминка: Какого цвета деталькой хотели бы быть вы? Почему? Первый узор: Представьте, что мы с вами стали частичками узора в великанской мозаике. Пора появиться первому узору на бумажной мозаике. Каждый из вас получит сейчас чистый бумажный кружок. На полу, вы видите, лежат фломастеры и мелки. Создайте в кружке узор. Пусть он отражает ваш характер, настроение, «Я». Это не обязательно должен быть сюжетный рисунок: это может быть игра цвета, формы - что угодно. (Ведущий раздает детям кружки белой бумаги. Дети рисуют на полу. Затем каждый кружок приклеивается на ватман и получается первый, внешний узор.) Давайте посмотрим на узоры. Каждый из них - уникален, не похож на остальные. Каждый отражает неповторимость его создателя. Второй узор Когда люди - детальки обращаются друг с другом и создают общие узоры, им в этом очень помогают две вещи. Первая - они знают о том, что они разные, не похожи друг на друга, каждый уникален. И мы это тоже теперь знаем. (Ведущий еще раз обращает внимание детей на рисунки бумажной мозаики.) Вторая - люди знают о том, что у них есть много общего» и это помогает им общаться, находить общий язык. Сейчас мы с вами потренируемся в этом умении. Вытяните из конверта по одной цветной фигурке. Это маленькие рыбки. По цвету фигурок разбейтесь, пожалуйста, на пары. В течение 3-4 минут вам нужно придумать как можно больше признаков (во внешности, характере, в интересах, способностях, во вкусах), которые вас объединяют. Найдите не меньше трех таких признаков. (Каждая пара записывает их на листе, а затем зачитывает. Пока пара зачитывает признаки, помощник ведущего приклеивает рыбок. Возникает второй круговой узор. Каждый его элемент -симметрично расположенные рыбки одного цвета,) Посмотрите внимательно на второй узор: фигурки в каждой паре очень похожи друг на друга. У них много общего. Каждая пара создала общий узор, благодаря тому, что партнеры нашли друг у друга много похожих черт. Да, все мы разные, но у нас есть много общего, и мы можем интересно общаться друг с другом! Третий узор В нашей великанской мозаике люди - детальки умеют создавать самые разнообразные узоры. В том числе такие, в которых детальки объединяются друг с другом и образуют единое целое. Вот посмотрите на крут, который я держу в руках. Круг состоит из двух частей, но если мы сложим, их друг с другом, то получим целый круг - фигуру законченную и удивительно красивую. Людям, которые умеют вместе создавать такие замечательные узоры, можно позавидовать: они прекрасно понимают друг друга, им по плечу сложные дела. Сейчас мы с вами попробуем создать такие узоры в нашей мозаике. (Дети вытягивают наугад половинки фигурок. Дети находят свою половинку, объединяются в пары. Выполняют следующие задания: Первое задание (для двух пар) Одному человеку из каждой пары дают чистый лист в клеточку и карандаш. Второму участнику - образец «рисунка по клеточкам». По сигналу второй участник пары начинает диктовать своему партнеру траекторию движения: 2 клеточки вверх, 4 клеточки вправо и т.д. Задача каждой пары - первой нарисовать копию картинки и ни разу не ошибиться. Ведущий просит поделиться впечатлениями: легко ли было работать друг с другом, что помогало, что мешало, смогли ли на время стать одним целым? Второе задание (для трех пар) Одному человеку из каждой пары завязывают глаза. Перед ним выкладываются несколько фигурок конструктора «лего». Их цвет не имеет значения, важен только размер и форма детали. Второй участник получает в руки готовую фигурку из конструктора (6-8 деталей). По сигналу «зрячие» должны помочь своим партнерам собрать такую же фигурку. Разрешаются только словесные инструкции. Оцениваются время и качество выполнения. После упражнения участники делятся впечатлениями. Посмотрите, какой замечательный узор появился на нашей бумажной мозаике! Так получилось, потому что мы старались слушать друг друга и работать вместе. Четвертый узор: Представьте, что школа - это поляна, а вы - цветы на этой поляне, (Ведущий раздает детям маленькие цветочки из цветной бумаги. Просит написать на нем свои инициалы.) Некоторые цветы растут на этой поляне с первого класса. Кто они? Назовем их по именам... Никого не забыли? Сейчас каждый из них будет подходить к бумажной мозаике, и пока я буду приклеивать его цветок на поляну, остальные будут называть те качества, которыми этот человек-цветок украшает нашу поляну... Есть цветы, которые растут на нашей поляне со второго класса. Можете их назвать? Давайте каждому из них скажем, какими своими качествами характера, достоинствами и талантами он украшает нашу общую поляну. (И так до последнего класса.) Завершение игры (Ведущий просит всех сесть в круг.) Итак, наша волшебная мозаика закрутилась в последний раз... Люди -детальки, люди-цветы исчезли, и на ковре образовался последний узор. Имя этому узору - 6 класс. Что вы думаете об этом узоре? Нравится ли он вам? Чем именно? Ребята, вы хотите, чтобы другие дети увидели, какая волшебная мозаика получилась у нас? (Ведущий берет мяч, он передается по кругу, все желающие отвечают на вопрос, заданный ведущим. После того как высказались все желающие, ведущий объявляет игру оконченной.) Путешествие Задачи: 1. Снизить эмоциональное напряжение. 2. Формировать адекватные формы поведения. 3. Создать положительный эмоциональный настрой и атмосферу «безопасности» в группе. 4. Воспитывать чувство сострадания, желание прийти на помощь Ход Детям приходит письмо с просьбой о помощи. Инструкция по выполнению каждого этапа движения описана в письме. Текст письма: Мы просим вас помочь нам. Злой волшебник заколдовал нас и посадил в свой замок. Мы можем дать вам несколько подсказок. Вот первая подсказка: чтобы узнать дорогу в замок, надо собрать из кусочков карту. Если вы собрали карту, то видите, что в самом начале пути дорогу вам преграждает большое болото, которое можно перейти только по мостику, который надо построить из хороших качеств человека. Сделать это вам надо быстро и дружно, чтобы мостик не сломался. Если вы преодолели это препятствие, то преодолеете и другие! Вы уже подошли к дому великана? Не бойтесь, он добрый, но у него большая проблема. Было землетрясение, и все красивые тарелки у великана разбились. Помогите ему украсить белые, некрасивые тарелки, и он, быть может, даст вам еще одну подсказку. На этом писать заканчиваем. Ждем помощи. Р.8.: Чтобы расколдовать нас, вам надо будет сказать, как можно больше хороших слов и комплиментов. Подсказка великана: «Скоро в пути вам встретится старый дуб. В его дупле живет Мудрый филин. Дорога в том месте перегорожена тяжелой веткой, которая слушается только Мудрый филин. А Мудрый филин пропускает только умных детишек, которые могут собрать из отдельных слов пословицы». За хорошую и быструю работу филин дает вам конверт со следующим посланием: «Чтобы пробраться сквозь лесную чащу и не быть замеченными зверями, надо идти по нему крадучись, как ходят ленные звери. Если вам это удастся, то вам останется только найти ключ. Подсказку вы сможете найти под большим камнем перед воротами замка». Подсказка: «Возьмите листочек и ручку. Теперь четко следуйте указаниям: 11 клеток вниз, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх. 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вверх, 3 клетки вправо, 4 клетки вверх, 4 клетки влево», Вот мы и в замке. Кто помнит, что надо сделать, чтобы расколдовать воспитателей? Акция «письмо незнакомца». Согласитесь, что у нас в школе много симпатичных людей. Но всегда ли в повседневной жизни есть возможность выразить свое доброе отношение к ним. Иногда этому мешает занятость, забывчивость, застенчивость. Но мы даем вам такую возможность, и в течение недели в школе будет стоять ящик для писем. У тебя есть такая возможность. Напиши. При этом не забывай, что ты незнакомец, поэтому письма должны быть без подписи, т.е. анонимными. Акция «следопыт» Задачи: Создать положительный эмоциональный фон. Сплотить классные группы. Воспитывать культуру общения. Виды вопросов: 1. Вопросы, требующие энергозатрат для получения правильного ответа. 2. Вопросы, направленные на знакомство с организацией работы и особенностями школы. 3. Вопросы, выявляющие интересы и особенности взрослого школьного коллектива. Материал на стенд для педагогов В. Абраменкова Во что играют наши дети . . . Вот миниатюрные наручники и резиновая дубинка. Невольно вспоминаются жутковатые и смешные страшилки: «Дети в подвале играли В гестапо. Зверски замучен слесарь Потапов». Подарив любимому чаду эти «Атрибуты правосудия», родители должны понимать, что ориентируют ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие - самый короткий путь решения проблем. Это вовсе не значит, что любое оружие провоцирует жестокость. Когда-то мой 4-летннй сын, получив в подарок пластмассовый меч, тотчас отправился с ним в темную комнату и через некоторое время вышел из нее счастливо улыбающийся: «Он убежал, Бармолей!» игрушечный меч стал грозным оружием против страха темноты. А для девочек взрослые придумали другие игрушки. Кто не знает кукол Барби и Синди - воплощенную мечту общества потребления? Что символизируют собой эти красавицы с женскими формами? Кто они для ребенка - дочки? Подружки? Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней бой - френда. . . . Взрослые придумали для детей и электронные игрушки. Вот маленький тамагочи, такой удобный, не больше брелка, виртуальный зверек, за которым ребенок ухаживает: кормит, укладывает спать, гуляет. Ну чем плохо? Во-первых, ребенок постоянно занят, ведь тамагошка пищит через каждые 20 мин и требует внимания. Во-вторых, у ребенка появился, наконец, предмет обожания, и он уже не тоскует без друзей. В-третьих, благодаря игрушке, родители воспитывают в ребенке нравственные чувства заботы, ответственности, сострадания - ведь когда тамагошка умирает, ребенок плачет, значит, жалеет. Разве нет? Нет! Кроме очевидного физического вреда от электронной игрушки есть еще другой, более скрытый. Игрушка воспитывает равнодушие ребенка в отношении к жизни и смерти. В первый раз смерть виртуального питомца способна вызвать глубокий стресс. Известны случаи попыток детского самоубийства из-за утраты любимца и чувства вины за свою оплошность. Впоследствии «смерть» становится привычной. «Подумаешь! Родим нового!» - говорит ребенок, а это тревожный симптом стирания грани виртуального и реального, живого и механического, а значит, неспособности отличить настоящие страдание и смерть, любовь и преданность от игрушечных Как учить музыке и растить детей Через забор друг от друга стояли две дачи двух учителей музыки.Оба были заядлые садовники. Но разными. Один говорил: «Земля наша - матушка, кормилица. Негоже человеку вмешиваться в дела ее.Она сама знает, что родить. Наше дело - не мешать естественному ходу событий. И каждую весну как только растает снегон бросал в борозду семена и ждал Сидел целыми днями на крыльце, покуривал и в облака глядел. Что представлял собой его участок к осени, легко вообразить. Тут чертополох там осот, рядом еще какая-то пакость колючая, и все сплошь одуванчиком поросло. Другой садовник над соседом посмеивался. «Да разве можно НА дикую природу полагаться! Чего от нее ждать: грязь да тернии. Ну еще комары - тоже без радости». И он асфальтировал дорожки, разбивал меж ними клумбы и куртины и щедро поливал их пестицидами, инсектицидами и прочими ядохимикатами правда, и про удобрения не забывал, предпочитал калийную селитру и аммонийную. Но редкий пырей пробивался сквозь химическую смесь, в которую превращалась почва на участке. До самой осени чернела голая земля среди безжизненных асфальтовых дорожек. Первый садовник так же и музыке учил. Он говорил: « каждый человек от природы музыкален. Не надо его природу насиловать, надо только дать ей раскрываться. Все должно быть естественно, в свой черед. И никаких гамм, никакого сольфеджио - вот тебе инструмент, самовыражайся». Другой же и здесь не понимал соседа. «Два часа в день тренировать руку, два часа гаммы, сольфеджио по вечерам, никакой отсебятины, строго по учебнику, делай как я говорю, учитель лучше знает ». И неслась веселая какофония из дома первого, как могли самовыражались его ученики, аккорды и лады свои изобретали, ногами играть пробовали, носами. Вот только музыке так и не могли научиться. Впрочем, у учеников второго тоже не музыка получалась. И ноты в нужном порядке, и синкопы на месте, и беглость наличествует, НОР Больше всего это походило на звуки механической шкатулки или музыкального автомата. Вроде как и не человек играет. А еще выли у них дети. Цветы жизни... Надо ли продолжать аллегорию? Коряга Двным-давно на окраине огромного темного леса у широком полноводной реки жили Бревна. Это БЫЛИ хорошо отесанные Бревна. Правда, свалены они БЫЛИ в удивительном Беспорядке - вперемежку Большие и маленькие, короткие и длинные, широкие и узкие. Такая у них выла игра: они ЛЮБИЛИ наскакивать друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с шумом снова раскатываться в разные стороны. Среди ровных и стройных Бревен выделялась одна странная, неуклюжая Коряга. Не причудливый вид давал повод для насмешек. Никто ее не обтесывал - она выла ТАКОЙ, какой уродилась здесь, на берегу реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но выла настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось, торчащими сучьями делала БОЛЬНО другим. Все вокруг отгоняли Корягу, не желая иметь с ней дела и даже задумывались: «Не проучить ли ее? Не отломить ли ей все сучки, да подровнять задоринки?» Особенно тяжело Коряге было как-то вечером, когда она лежала в одиночестве и до нее доносились веселые голоса Бревен. А ей было так грустно думать о том, что никому она не нужна, что она совсем не такая, как остальные, уставшая от печальных мыслей, она наконец уснула. А на утро пришел дровосек. Сначала Бревна перепугались, а потом, когда Дровосек стал подтягивать их одно к другому, поняли, что он хочет соорудить плот и отправиться в путешествие. Бревна стали помогать ему и через некоторое время улеглись в один ряд. Но вот беда: не оказалось у Дровосека ничего, что могло вы скрепить их между СОБОЙ. Взгляд его случайно упал на Корягу, даже и не мечтавшую оказаться полезной. Дровосек с трудом уложил Корягу поперек всех Бревен плота. Кривые сучья, принесшие столько вед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижали их друг к другу и закрепили плот. А на длинный сук, который гордо поднимался вверх, Дровосек привязал маленький флажок. И плот отправился в далекое путешествие, в новые неизведанные земли, СА.Попова Неделя психологии № 2 Задачи недели психологии 1.Произвести «мозговой штурм» учащихся и педагогов; 2.Мотивировать учеников на развитие и тренировку своих психических процессов; 3.Создатьситуации активного сотрудничества и отследить взаимодействие учеников и педагогов. Краткий план недели психологии Понедельник Внимание Вторник Память Четверг Воображение Пятница Мышление Внимание (понедельник) ДЛЯ ВСЕХ УЧЕНИКОВ ИГРА «СЛЕДОПЫТ» Бланк: № вопроса Вопросы Ответы 1 Сколько ламп дневного освещения в школе? 115 о 6* Сколько люстр в спальном корпусе (левое крыло)? 52 3 Сколько лет работает в школе Татьяна Алексеевна? 3,5г 4 Сколько выпусков было у Людмилы Борисовны? 2 5 В каком году пришла работать в детский дом Татьяна Яковлевна? 6 Какое образование у Нины Алексеевны (бухгалтера) Среднее специальное 7 Какое имя, отчество у секретаря9 Анастасия Алексеевна 8 Какое время года изображено на картине в кабинете психологии? Осень 9 Кто работает в медкабинете, и какие должности они занимают9 Нина Степ. - м\с, Нина Алекс. - врач 10 Как называется должность у Марины Николаевны Вакиной? Педагог-организатор 11 Номера машин детского дома? В - 904ХК - УАЗ Е-149ОТ-ГАЗ 12 Как называется цветок, который есть и в школе и в сп\корп., но в школе на нем 1 листок, а в сп\корп. - 5 Манстера 13 Сколько верстаков и табуретов у Виталия Анатольевича? 9и8 14 Как называется цветок, который есть в кабинете СБО? Сколько горшков, какого они цвета? 13 зеленых горшков с геранью 15 Кто из сотрудников школы одновременно является учителем, воспмт. и кл\рук-лем, в каких классах9 5, 8 «А» 16 Сколько эл. машин в кабинете у Надежды Викторовны? 5 17 Игрушки какой росписи стоят у Елены Владимировны в шкафу? Сколько их9 1 0 - дымка 18 Где училась Зинаида Николаевна и сколько лет она работает поваром? Училище, 33 года 19 Сколько столбов в столовок? 7 20 Сколько окон с решетками в школе? 1 18 Память (вторник) Для всех учеников: Конкурс «Стихи на стенах» Проверку производят воспитатели на внеклассном чтении. (Конкурс заключается в том, чтобы запомнить как можно больше стихотворений, которые будут развешаны по школе в первой половине дня.) 2.Для всех учеников: Турнир «Парные картинки» 1 этап на уровне класса 2 этап на уровне школы 3Для 6-7классов Тренинг – соревнование «Виды памяти» 1. Упр. «Зрительная память» (вспомнить и зарисовать рожицы, которые увидели на шаблоне) 2. Упр. «Слуховая память» (Даются 20 слов. Какая команда больше слов воспроизведет) 3. Упр. «Кинетическая память» (вспомни прикосновения) 4. Для капитанов команды упражнение «Тактильная память» ( с закрытыми глазами ощупывают 4 тканевых квадратика, затем открывают глаза и без помощи рук пытаются определить, какие кусочки ткани они ощупывали). 5. Упр. «Клоун» (по шаблону каждой команде надо как можно точнее воссоздать картинку). Воображение (четверг) Для всех учеников: Конкурс на самую оригинальную Валентинку. Задание: Ребятам предстоит написать письмо в форме Валентинки кому – нибудь из школы и опустить его в ящик. Подписываться необязательно. Побеждает тот, кому придет больше всех валентинок, и автор валентинок, которая окажется самой оригинальной Для всех учеников: Конкурс «Винегрет» Задание: Из заголовков газетных статей каждому классу необходимо создать на листе ватмана веселое объявление. Чем необычнее и объемнее оно получится, тем больше баллов заработает команда. МЫШЛЕНИЕ (пятница) 1.ДЛЯ ВСЕХ УЧЕНИКОВ АКЦИЯ «А вам слабо???» В школе вывешивается газета с логическими задачками. Необходимо решить как можно больше задач. Минимальное количество принимаемых ответов - 6. 2. Для 8 классов Тренинг – соревнование «Мы» 1. Приветствие, (назвать команду и объяснить, почему так назвали.) 2. Колесо с секторами. В зависимости от того, на какой сектор попадет участник игры, ему задается вопрос, на который необходимо ответить. Сектора 1) Семья 1. Назови три народные сказки 2. Назови трех сказочников 3. Назови трех авторов детских стихотворений 4. Какое произведение позволяет уложить ребенка спать. 5. Во сколько лет можно зарегистрировать брак? 6. Бабушка - это... 7. Составь правильно жизненный путь (учеба, игра, рождение, получение профессии, смерть, работа, пенсия) 8. Кто должен воспитывать детей? 9. Твоя любимая книга из детства? 10. Как называется игрушка для самого маленького ребенка? 2) Досуг 1. Назовите 10 песен группы «Руки вверх» 2. Сколько театров в г. Перми? 3. Чье имя носит театр оперы и балета? 4. Назови пять улиц нашего микрорайона «Молодежный» 5. Назови 10 профессий 6. Сейчас Дискотека, а ... , а в старину у богатых ... , у бедных.... 7. Как зовут Пугачеву? 8. Кто поет песню про то, как мороз потерял снегурочку? 9. Назови мультфильмы, в которых входят 10. Эта песня рассказывает о дружбе... 3) Учеба 1. Исправь ошибки 2. Сосчитай от 50 до 100, произнося только нечетные числа 3. О чем говорится в предложенных тебе поговорках? 4. Назовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций (н-р, дверь) 5. Назови общие признаки (яблоко - арбуз) 6. Чем отличается (ручка от карандаша)? 7. Вставь пропущенные числа: 5, 15, ..., 35, ..., 45, ,.. 8. Выдели наиболее существенные слова: сад (растение, садовник, собака, забор, земля) 9. Дан список слов, раздели их на два столбца и объясни. Приложение: Назови общие признаки 1. яблоко и арбуз 2. кошка и собака 3. книга и тетрадь 4. вилка и ложка 5.стол и стул Чем отличается 1. ручка от карандаша 2. линейка от треугольника 3. книга от тетради 4. сани от телеги 5 рассказ от стихотворения Раздели слова на два столбика: 1. ухо, кот, перо, гриб, стол, ваза, ель. 2. слово, кот, перо, книга, мышь, перо, гриб. 3. ваза, рот, роза, зуб, ток, рука, перо, ель. 4. мода, мышка, круг, крот, плуг, коза, плот, пора, 5. мама, полотенце, окно, сосна, тень, небо, солнце. Исправь ошибки 1. Старые лебеди склонили горые шеи. 2. Зимой в саду расцвели яблони. 3. Правда в огне не тонет и в воде не горит 4. Внизу над нами расстилалась пустыня. 5. Настоле лежала карта нашего города. Составь определение: 1. кастрюля - это посуда для... 2. Окончание - это часть слова, которая... 3. существительное - это часть речи, которая... 4. груша - это дерево, на котором... 5. аквариум это дом для... ВЫДЕЛИ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ СЛОВЖ: 1. река (берег, рыба, тина, вода, рыболов) 2. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево) 3. лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник) 4. война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья) 5. Кольцо (диаметр, округлость, печать, алмаз) Вставь пропущенные числа: 1. 5, 15, …, 35, 45, …; 2. 34,44, 54, …, …, 84; 3. 12, 22, …,42, 52, …, 72; 4. 6, 12, 18, …, 30, 36, …; 5. 2, 6, 10. …, 18, 22, …, 30. О чем говорится в пословице 1. Слово не воробей, вылетит не поймаешь 2. Моя хата с краю - ничего не знаю 3. Сколько волка не корми он все в лес смотрит 4, С волками жить по волчьи выть. 4. Правда в огне не горит и в воде не тонет Неделя психологии №3 «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» Понедельник Акция «Поздравительная открытка» Акция «Метка» Тренинг «Искусство общения» в 7-х классах Стенгазета «Ищу друга» Вторник Тренинг «Искусство общения» в 8-х классах Среда Тренинг «Искусство общения» для педагогов Четверг Тренинг «Искусство общения» в 6-ом классе Тренинг «Искусство экстримала» в 9-х классах Пятница На уроках русского языка сочинение на тему «Мой друг» Суббота Акция «Следопыт» Тренинг «Искусство общения» Цель: отработка сотрудничества и конструктивного взаимодействия. Задачи: 1. Дать возможность самостоятельно наладить взаимодействие друг с другом для того, чтобы вместе справиться с трудным заданием; 2. Показать участникам, кто из их команды какой вклад вносит в общую работу; 3. Развивать чувство собственного достоинства; 4. Показать, как важно в жизни невербальное взаимодействие; 5. Развивать навыки наблюдательности и творческого самовыражения. 1. Групповой портрет Материалы: большой лист бумаги, восковые мелки или карандаши. Инструкция: каждая команда должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, попросите кого-нибудь из группы сделать это. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет вашей картины. Когда команды нарисуют свои портреты, нужно провести подробное представление картины. 2. «Таинственный незнакомец». Материалы: большой лист плотной бумаги, карандаши. Инструкция: Я хочу предложить вам игру, в которой вам как детективам необходимо будет догадаться, о ком идет речь. Сейчас один человек из второй команды будет постепенно давать команде все больше подсказок о загадочном таинственном незнакомце, которого он выберет из вас. Если вам покажется, что вы знаете, кого он загадал, пожалуйста, не разглашайте тайну, а начинайте улыбаться. Подсказок может быть 5-6. После того как все подсказки будут использованы, надо попросить таинственного незнакомца встать. 3. «Неожиданные картинки» Материалы: каждому ребенку бумага и цветные карандаши. Сядьте в круг. Возьмите по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты). По моей команде перестаньте рисовать и передайте свой рисунок соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам сосед и продолжите рисовать начатую им картину. 4. «Картонные башни» Материалы: 40 листов цветного картона размером 6x10 см, 2 ленты скотча. Каждая команда сейчас должна построить свою башню. Для этого вы получите по 20 листов картона и рулон скотча. Пожалуйста, не используйте больше ничего в своей работе. У вас ровно 10 минут, чтобы построить башню. А теперь очень важный момент -пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, найдите другие способы взаимодействия между собой. 5 Конкурс капитанов «Молчание - золото» Материалы: 2 шерстяных нити. Встаньте, пожалуйста, и возьмите каждый: в руку между указательным и большим пальцами одной руки так, чтобы ее было хорошо видно. Сейчас мы проверим, кто из вас сможет дольше сохранить у себя свою нить. До тех пор, пока удается молчать, вы оставляете свою нить себе. Пока нить у вас в руках вы можете без слов заставлять другого что-нибудь сказать. Вы можете делать все что угодно, нельзя лишь прикасаться к другому и говорить. 6.«Островок чувств» Материалы: бумага, карандаши. Инструкция: первая команда - танцоры, вторая' команда -художники. Танцорам я очень тихо скажу, какое чувство они должны показать. Художники не должны слышать этого. Они должны будут только внимательно наблюдать за тем, что делают танцоры, а затем подобрать краску, которая отразит характер этих движений и чувство, которое пытались изобразить танцоры. Чувства: - у тебя совесть нечиста. Ты разбил вазу, когда бегал по классу. - ты отравился чем-то, у тебя болит живот. - Тебе грустно, твой друг уехал навсегда. Искусство экстримала Цель: предупреждение агрессивного и конфликтного поведения, Задачи: 1. учить преодолевать препятствия 2. формировать работы в группе 3. воспитывать толерантность 1. Разогрев: - что важно для людей, которые попадают в сложные ситуации? - знакомство с правилами и условиями игры «Путешествие» - выигрывает только команда, препятствия преодолеваем все вместе 2 Кораблекрушение Командам выдаются по два плота-коврика, на которых командам надо продержаться до прилета самолета. • не должны касаться пола • держаться всем вместе = соединения с помощью рук, ног, • одежды • море разбушевалось, плоты разваливаются, остается по одному плоту-коврику • необходимо продержаться 1 минуту. 3. Лава 2 команды двигаются навстречу друг другу. Самолеты забрали всех с плотов, но доставили только до острова, а на нем происходит извержение вулкана. Можно спастись, только перебравшись через лаву, соблюдая определенные условия: • есть 4 маленьких огнеупорных коврика, но если коврик лежит на полу и на нем никого нет - он сгорает 4.Ядовитая лиана Мы спаслись и попали в джунгли. Необходимо преодолеть ядовитую лиану. Ее невозможно обойти, любое касание возвращает команду на место. • на уровне пояса участников натянута лиана-веревка • нельзя ее касаться - при прикосновении вся команда возвращается обратно 5.Орехи • Внимательно рассмотрите и запомните орехи. После этого орехи перемешиваются. • Каждый найдите свой орех. • Не надо судить о человеке по внешним признакам. Многие прячутся в скорлупе. 6. Рефлексия • Что понравилось, чему научились? • Что вызвало трудность, как вышли из этой ситуации? 7.Свеча «Пусть нам завтра повезет!» Соревнование между двумя классами. В жюри входят воспитатели и М.Н. Вакина 1. Упр. «Учитель» (корректурная проба) 2. Упр. «Фотограф» (описание человека из др. команды) 3. Упр. «Физкультурник» (Когда ведущий произносит фразу «делай как я» ребята повторяют за ним движения; когда данная фраза не произнесена, повторяться командами не должны. Выигрывает та команда, которая оказывается) 4. Для капитанов команд: найти как можно больше различий на картинках за 1 мин.) 5. Упр. «Художник» (аппликация по шаблону, работает вся команда) Акция «Следопыт» № Ответ 1 Сколько детей присутствует в школе? 2 Сколько именников в декабре? 3 Сколько Стасов в школе? Сколько Катерин в школе? Сколько Владимиров в школе? . Сколько Анастасий в школе? 4 Сколько стендов в школе? 5 Сколько ступенек в школе? 6 Интервью: 1 . Фамилия, имя, отчество 2. Сколько работает в д/д - школе? 3. Какой предмет ведет? 4, Любимая тема 5. С каким классом нравится работать и почему? 6. Назвать 3 качества хорошего ученика - 7. Где получила (-л) образование? 8. Любимое время года? 9. Любимое животное? 10. Любимый фильм? 11 . Любимая музыкальная группа? 12. Любимая книга или автор? 13. Любимый автор? 1 14. Что бы вы хотели пожелать всей школе та Новый год? ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ АФОРИЗМОВ Многословие встречается часто, молчание никогда. А. Тианский Должно говорить правду и избегать многословия. Демокрит Тебя великим может сделать слово, а многословье - превратить в смешного. Ю.Баласагунский Когда нечего сказать, много говорят. О.Бальзак Должно говорить правду и избегать многословия. Демокрит Кто много говорит, мало думает. К.Досси Как бы хорошо ты не говорил, если ты говоришь слишком много, то, в конце концов станешь говорить глупости. А.Дюма-отец Кто много говорит, тот говорит много глупостей. П.Корнель Не доверяйте тому, кто сам никому не доверяет. А.Граф Многословие - признак тщеславия, ибо тот, кто щедр на слова, скуп на дела. В.Ралей Молчание - алтарь осторожности. Б.Грасиан Молчание - святая святых мудрости; оно хранит не только тайны, но и недостатки. Захария Молчание более красноречиво, чем слова. Т.Карлейль Если требуется большое искусство, чтобы вовремя высказаться, то немалое искусство состоит и в том, чтобы вовремя промолчать. Ф.Ларошфуко Заставив человека замолчать, мы еще не убедили его. Д.Морлей Если не умеешь говорить, научись слушать. Помпоний Обходя молчанием плохой поступок, можешь совершить худшее преступление. П. Сир Молчание самый надежный ответ на любые противоречия, продиктованные дерзостью, вульгарностью и завистью. И. Циммерман Мы привыкли, что люди издеваются над тем, чего не понимают. И.Гете Человек должен верить, что непонятное можно понять: иначе он не стал бы размышлять о нем. И.Гете Быть понятым — значит стать вровень со всеми. Д.Джебран Люди, украшенные достоинством, сразу узнают, выделяют, угадывают друг друга; если вы хотите, чтобы вас уважали, имейте дело только с людьми, заслуживающими уважения. Ж.Лабрюйер Ограничения в пище возвращают нам телесное здоровье, а ограничение в общении с людьми - душевный покой. Б.Сен-Пъер В общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями. Пифагор Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Сократ Близкое общение вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть. А.Ривароль Ради добра и ради счастья ищи общения с благородными. Хитопадеша Молчание всегда означает самую строгую критику. Ч.Бакстон Кому нечего сказать своего - тому всего лучше молчать. В.Белинский Умно говорить - трудно, а умно молчать - еще труднее. К.Боуви Многословие встречается часто, молчание никогда. А. Тианский Не доверяйте человеку, кто все находит хорошим, который все считает дурным, а еще больше человеку, который безразлично относится ко всему. И.Лафатер Кто начинает с того, что всем верит, кончает тем, что каждого считает плутом. Х.Геббель Оказанное доверие обычно вызывает ответную верность. Ливий Где нет доверия, там и приязни настоящей быть не может. Э.Ожешко С чужих слов ни на кого нельзя налагать наказания. Лишь самому расследовав дело, следует миловать или карать. Хитопадеша Утраченное доверие подобно утраченной жизни, оно невозвратно. П. Сир Наслаждение общением - главный признак дружбы. Аристотель Общение с дурными людьми портит хорошие нравы. Иероним Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость. Д.Писарев Понимание — начало согласия. Б.Спиноза Лучше понять немного, чем понять неверно. А. Франс Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. А.Эйнштейн Мы никогда не признаем верным то, что ускользает от нашего слабого понимания. Д.Юм Неделя психологии №4 «цветик-семицветик» (виды работы психолога в школе) План понедельник ТРЕНИНГ 1. Знакомство с планом недели психологии. 2. Тренинг общения на уроках и групповых занятиях. вторник РЕЛАКС 1. Релакс для педагогов 2. Релакс для детей среда ПОЧТА ДОВЕРИЯ Это Ваш шанс поздравить с праздником значимых для вас людей, не раскрывая своего имени! Сделайте открытку, напишите поздравление к Новому году и бросьте ее в почтовый ящик! (Почтовый ящик находится в актовом зале) четверг АРТ-ТЕРАПИЯ 1. Диагностика с помощью рисунка (участвуют все желающие в течение всего дня) 2. Арт-терапия на уроках психологии. пятница ДИАГНОСТИКА 1. Акция «Следопыт» (6 урок, место встречи - фойе спального корпуса) 2. Акция «Познай себя» (диагностика для всех желающих). суббота ПЛАКАТОТЕРАПИЯ 1. Акция «Газетная история». Каждому классу будет выдано по три газеты. Вырезая из газет отдельные слова или целые предложения, вам необходимо придумать и составить на листе ватмана интересную историю из жизни класса. 2. Акция «Плакатотерапия» На стенах всю неделю висели плакаты с высказываниями великих людей. Выбери и оформи высказывание, которое тебе понравилось больше всего. воскресенье РАБОТА В ГРУППЕ Акция «Собери картину» Каждой группе будет выдана коробка с пазлами. Ваша задача: собрать картину. Работа будет оценена в понедельник утром. Тренинг общения. Задачи: развивать коммуникативные навыки, формировать чувство собственного достоинства, укреплять самооценку. 1. Таинственный незнакомец. (По подсказкам ведущего надо угадать, о ком из присутствующих идет речь. Если вам покажется, что вы знаете, о ком идет речь, просто поднимите руку, не разглашая тайну.) 2. Горячий стул (желающий садится в центр круга. Остальные ребята по очереди высказывают плохие, а затем хорошие качества). 3. Изобрази жанр кино. (Дети разбиваются на пары. Вытягивают карточку с заданием и с помощью жестов и мимики изображают выбранный жанр кино. Остальные должны догадаться, о каком жанре идет речь.) материал: мелодрама, сказка, комедия, боевик, триллер, ужасы 4. Шепчем вместе. (Я задаю вопрос. Все, кто знает на него ответ на счет три шепотом дают ответ. Выходит из игры тот, кто не услышал команды или выкрикнул ответ) 5. Я дарю тебе... (по кругу каждый из участников дарит соседу подарок и объясняет почему) Педагоги – психологи ГКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом – школа №126» г.Перми Нестерчук М.Н. Соколова О.С.

Автор: Нестерчук Марина Николаевна

Вход на сайт

Логин:

Пароль:


регистрация

Новые лица

Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...

Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...

Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...