Theme Colors
Layouts
Wide Boxed

Окружной семинар для педагогов-психологов: «Методы семейной психотерапии и коррекции эмоционально-личностной сферы ребёнка» Мастерская «Гештальт-подход в работе с детьми» Ведущая: педагог-психолог ЦПМСС Вера, Михайлюк К.М. Дата проведения: 11 апреля 2012 года. Вступление. К школьному психологу, как правило, обращаются в том случае, когда поведение ребёнка начинает мешать учебному процессу. Какие основные трудности, с которыми к вам обращаются? Агрессивность, невнимательность, страхи, замкнутость, нежелание учиться. Если смотреть на данный перечень в русле гештальт-подхода, мы видим ряд форм поведения, которые для ребёнка оказались в какой-то период жизни наиболее доступными, позволяющими либо удовлетворять важные жизненные потребности, либо избегать повторения болезненных переживаний. Если ребёнок так себя ведёт, значит это единственный или оптимальный на данный момент способ выжить в тех условиях, в которых он оказался, а также тот способ выразить себя, свои потребности, чувства, который сейчас ему доступен. В то же время это своеобразный сигнал ребёнка о том, что он нуждается в помощи. Стоит добавить, что, взглянув, к примеру, на агрессивное поведение, не как на какую-то плохость, которую надо срочно искоренить, а как на способ приспособления, выживания, нам легче понять ребёнка, отнестись с уважением к его способу совладать с такой непростой ситуацией. Используя это понимание, нам легче строить помогающие, терапевтические отношения с ребёнком. За поведением всегда стоит либо какая-то неудовлетворённая жизненно важная потребность (в любви, принятии, понимании), либо незавершенная психотравмирующая ситуация. В последнем случае, поведение – способ пережить травму, снова воспроизвести и завершить её. Ребёнок одновременно оберегает больное место (агрессия от страха и сверхчувствительности) и вместе с тем воспроизводит ситуацию в попытках прожить её иначе. Вытесненные, отвергаемые части отнимают энергию, ребёнок тратит душевные силы на сопротивление. Важно развернуть психическую жизнь ребёнка, помочь ему присвоить эти свои части, войти с ними в контакт. Сделать это нам помогают определённые упражнения, одно из которых, предложенное американским психологом Вайолет Окландер, мы с вами разберём сегодня более подробно. Практикум. Участникам предлагается упражнение, включающее в себя следующую последовательность действий: обращение к телесным ощущениям и дыханию, погружение в свой «внутренний мир» по средствам визуализации, прохождение фантазийного путешествия, рисование элемента визуализации, работа с рисунком в гештальт-подходе. Демонстрационная работа с одним из участников. В индивидуальной работе предлагаю сначала подробно рассказать о своём рисунке. По ходу рассказа обращаю внимание клиента на его переживания, ощущения, когда он описывает те или иные элементы рисунка. Далее предлагаю идентифицировать себя с любой частью рисунка, побыть, как в сказке, например, деревом, ручейком, облаком или чем-то другим, и рассказать от его имени о себе, своих отношениях с окружающим миром и его деталями. Далее предлагаю вспомнить, случаются ли в обычной жизни подобные состояния, ситуации. Возможен совместный поиск ресурсов, путей решения в рисунке, на проективном материале, либо в разговоре о реальной жизни. Также возможна ситуация более глубокого осознавания наличной ситуации без поиска решения. Здесь мы исходим из понимания, что возрастающее осознавание может стать основой, возможностью дальнейших изменений. Элемент диалога при работе с рисунком: Участник группы: я - дерево, я стою на дороге и мешаю прохожим, все меня обходят. Психолог: как ты себя чувствуешь, когда всем мешаешь? У: вообще-то мне хорошо, я такой важный (улыбается). П: похоже, ты доволен своим положением. У: да, но иногда я чувствую себя виноватым, ведь это нехорошо, мешать людям. П: дерево, чувствуешь ли ты свою важность, в других ситуациях, когда никому не мешаешь? У: да, иногда путники отдыхают в моей тени. И мне это тоже приятно. Я понимаю, что нужен людям. П: значит, ты важен не только, когда мешаешь? У: да. П: (теперь обращаясь к участнику по имени) случается ли что-то подобное в твоей жизни? У: да, у меня сын подросток, иногда он бунтует против моей заботы (смеется). П: как ты можешь заботиться о нём, не мешая? У: я могу спросить, нужна ли ему сейчас моя помощь и если нет, какое-то время не приставать. После окончания демонстрационной работы, наблюдавшие участники группы делятся своими впечатлениями, дают эмоциональный отклик «клиенту». Теоретический разбор практикума: Предлагаю более подробно разобрать теоретические основания гештальт-подхода, которые помогают нам в работе с детьми. Здесь описаны заготовленные идеи, примеры. Во время мастерской происходит теоретический разбор реального случая – предшествующей демонстрационной сессии. 1. Отвергаемые стороны (части) личности, запретные чувства. Важно учитывать целостную природу человека вообще и ребёнка в частности. В силу разных обстоятельств ребёнок порой вынужден отстраняться, отказываться от каких-то сторон, свойств своей личности. Если мальчику нельзя плакать, проявлять слабость, он из любви к родителям развивает только свою сильную часть. Он умеет быть смелым, решительным, отстаивать свои интересы, иногда агрессивно, с кулаками. При этом ребёнок тратит много своих душевных сил на подавление другой части, когда ему, например, бывает страшно, хочется пожаловаться, попросить помощь взрослого. Эта «другая часть» даже, если это не нравится родителю, есть в каждом ребёнке. К тому же малыш может так и не научиться сопереживать другому в его слабости, неуверенности, сомнениях, проявлять нежность, заботу, потому как сам он, предъявляя подобное миру, взрослыми отвергался. Если ребёнку, напротив, нельзя быть сильным, заявлять о своих желаниях, отстаивать свои права, он учится быть пассивным, тихим, незаметным, отгораживаясь от своей силы, уверенности, не решается вступать в отношения с другими людьми, заниматься тем, что ему интересно, предлагать и пробовать что-то новое, брать на себя ответственность за происходящее. 2. Незавершённые травмирующие события. К примеру, ребёнок может регулярно бить других детей, если ранее насильственные действия применялись к нему самому. С одной стороны, это привычная для него форма выражения недовольства (так выражают свою злость его родители), с другой стороны ребёнок воспроизводит травмирующую ситуацию, чтобы ощутить свою силу, способность самому контролировать происходящее. В то же время бессознательно травма стремится себя воспроизводить пока не будет завершена иным, достаточно благоприятным для человека образом. Например, когда ответная злость будет выражена словами, с уважением. Когда ребёнок, поступив неправильно, встретится не с насилием, а поддержкой и сопереживанием: «Я вижу, ты очень зол, тебе хочется ударить. Этого делать нельзя. Но я понимаю, как сильно тебе хочется это сделать». 3. Важность принимающего, поддерживающего контакта с психологом. Возможности работы. Задача психолога – создать ребёнку такие условия, предложить такую форму деятельности, в которой он сможет выразить подавленные чувства, переживания, обнаружить отвергаемые части, найти способы войти с ними в контакт, и со временем присвоить их. Погружаясь в свой внутренний мир, проецируя его на рисунке, в игре, в присутствии принимающего взрослого ребёнок получает возможность прожить незавершенные травмировавшие его когда-то ситуации, ощутить и присвоить подавляемые ранее чувства, части своей личности, таким образом, вернуть себе целостность и, как следствие, силу, уверенность, самоуважение. Важно, чтобы в терапии ребёнок научился поддерживать себя иначе, чем через деструктивные формы поведения. Но не стоит раньше времени переключать ребёнка на какие-либо социально приемлемые формы контакта с реальностью и с самим собой. К примеру, если, нарисовав чудовище, ребёнок хочет побыть именно им, а не милым зайкой в углу листа, необходимо поддерживать предлагаемый ребёнком процесс. Быть внимательным к тому, на что отзывается ваш маленький клиент. Если видите, воодушевление, подъём энергии ребёнка в тот момент, когда вы пугаетесь чудовища (от лица зайки) : «Ой, пора бежать, чудовище может меня раздавить!», или проявляете уважение к его силе: «Ох! Какой ты большой и сильный! Ты явно здесь самый главный! Ты знаешь, что делать», скорее всего, вы на верном пути. Покажите, что вам страшно, возможно, ребёнку необходимо в игре ощутить своё превосходство над взрослым, силу управлять, контролировать, реализовать желание быть главным, тем, кто устанавливает правила. В то же время ситуация может быть противоположной, даже при схожем рисунке. Ребёнку важно, чтобы вы побыли тем, зайкой, который не боится чудовища и готов с ним встречаться. Ребёнок выбирает быть зайкой в углу, тогда поддержка актуального переживания будет выглядеть иначе: «Зайка очень напуган, он боится чудовища» Иногда бывает полезно сначала предложить ребёнку побыть на рисунке тем, кто ему нравится, кем он хочет быть, затем напротив наименее приятным персонажем, объектом. Затем развернуть диалог между этими частями рисунка. Пускай чудовище обращается в зайке, рассказывает, какое оно сильное, страшное, а зайка отвечает из своей позиции соответственно. Такой диалог может привести к интеграции полярностей, природных силы и слабости в ребёнке, что позволит ему почувствовать себя лучше, ощутив большее душевное равновесии, покой. Сегодня мы рассмотрели не все основания гештальт-подхода, которые могут пригодиться в работе с ребёнком. Отдельного разбора и понимания стоит разговор о потребностях, цикле контакта и возможных механизмах его прерывания – психологических защитах, а также о важности феноменологического подхода, парадоксальной теории изменений и развития диалогических отношений с ребёнком. Это может стать темой следующих наших встреч. При подготовке мастерской была использована следующая литература: В.Окландер «Окна в мир ребёнка» И.Млодик «Приобщение к чуду» 18 апреля 2012 г.

Автор: Михайлюк Кристина Михайловна

Вход на сайт

Логин:

Пароль:


регистрация

Новые лица

Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...

Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...

Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...