Гарафеева А.Ю. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ОБРАЗОМ ТЕЛА Впервые концепцию образа тела предложил Пол Шилдер и определил его как «картина нашего тела, которую мы формируем в своем сознании, так сказать то, как мы представляем себе наше тело» [Schilder, 1970]. Далее к понятию образа тела обращались такие теоретики танцевально-двигательной терапии, как Penny Bernstein, Marian Chace, Liljan Espenak, Diane Fletcher, Elaine Siegel. Образ тела – это сложное комплексное понятие, включающее следующие составляющие: визуальную (как мы представляем свое тело, внутренняя картина), кинестетическую (как мы ощущаем или чувствуем свое тело), кинетическую (ощущение своего тела в движении) и эмоциональную (как мы оцениваем свое тело, относимся к телу целиком и отдельным его частям). Образ тела имеет психологическую природу, и в большой степени определяется убеждениями, представлениями о себе и своем Я, чем реальной физической данностью. Также существует тесная согласованность между тем, что мы чувствуем по отношению к нашему телу и тем, что мы чувствуем по отношению к себе самому. Поэтому, обращаясь к образу тела, мы как бы обращаемся к себе, своему Я. Образ тела формируется в процессе онтогенетического развития, на его развитие и формирование оказывает влияние семья, сверстники, пережитые травмы, а также ценности и ожидания культуры. Образ тела осознается нами частично, то есть, он включает в себя как осознанную и так неосознанную составляющие. Julia Rice, M. Hardenbergh, Lynne M. Hornyak [1989] выделяют такие признаки здорового образа тела как подвижность - возможность изменения образа тела под влиянием ощущений, внутренних психических событий и внешних ситуаций, в то время как стержневая телесная схема остается неизменной, что обеспечивает чувство стабильности и целостности. Наличие связи с реальностью мира и здоровыми сторонами личности - ментальный образ тела совпадает с тем, как в действительности выглядит тело. Образ тела более реалистичный, чем идеальный. Трехмерность - «картина» тела переживается как объемная, является законченной, включает и признает все ее части. Каждая часть тела ощущается как живая и легко доступна сознанию. Почему танцевально-двигательные техники эффективны в работе с образом тела? Пол Шилдер говорил: «танец является методом изменения образа тела и ослабления его ригидной формы…движение…оказывает влияние на образ тела и ведет через изменение образа тела к изменению психического отношения» [Schilder, 1970]. В танцевально-двигательной терапии мы обращаемся непосредственно к телу и его движениям, пробуждая спонтанную двигательную активность человека, и раскрывая и проявляя внутренний мир переживаний, фантазий, чувств и образов в танце. Таким образом, они становятся видимыми и доступными для дальнейших изменений. Телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Танец также помогает пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты, особенно если о них сложно говорить. Также непосредственно сам танец может приносить ощущение свободы и радости, что может служить ресурсом в работе. Физическое тело служит в качестве моста между внутренним и внешним опытом. Изменения в паттернах движений, расширение двигательного репертуара, признание таких телесных ощущений как дыхание, осознание мышечной деятельности, могут привести к изменению восприятия своего тела, отношения к нему, те есть к изменению и развитию образа тела. Практическое применение Опираясь на представления об образе тела и опыт практической работы, я выделила несколько этапов в работе с образом тела. Целью первого этапа работы является расширение общего телесного осознания. Иначе говоря, обучение клиенток телесному языку, который основывается на способности воспринимать телесные ощущения, импульсы, включать свое тело в движение, следовать за импульсами, осознавать чувства и образы, возникающие во время движения и связывать их с жизнью. То есть, научиться воспринимать свои собственные телесные сигналы. На этом этапе внимание также сосредотачивается на осознании частей тела и их взаимосвязей. Здесь же можно предложить клиенткам исследовать дыхание – одну из составляющих физической стороны образа тела. Дыхание непосредственно связано с эмоциями, поэтому, работая с этой темой, мы связываем воедино движение, дыхание и чувство. Второй этап – изучение визуального представления о своем теле и выяснение того, насколько мое представление о своем теле совпадает с его реальными размерами, формой и т.д. Этому помогают рисунок, лепка, использование фотографии и работа с видео. Третий этап - исследование своих границ. Без четкого осознания границ невозможно развитие реалистичного образа тела. Границы существуют на разных уровнях. Кожа является границей между Я и миром. Другая граница – это мое личное пространство, которое отделяет мое Я от других. Границы помогают определить свое место во взаимодействии с другими людьми и окружающей средой и связаны с чувством переживания тела как целого. Здесь используются упражнения, сфокусированные на исследовании различных аспектов границ тела. Целью четвертого этапа является развитие репертуара позитивных телесных движений, усиление ощущения силы в своем теле. Здесь могут быть использованы упражнения на устойчивость, чувствование опоры под ногами, включение движений таза во время ходьбы и т.п. Целью пятого этапа является осознание собственной половой идентичности, отношение к своей сексуальности, которые оказывают влияние на способность строить интимные отношения с другими. Осознание своих женских качеств, вопросов, связанных с женственностью и ее проявлением. Случай из практики Н. (21 год) воспринимала себя очень маленькой, хотя имела средний рост. Я предложила ей принять позу, как если бы она была действительно ниже и при этом двигаться, танцевать, и взаимодействовать с другими участницами тренинга, обращая внимание на свои чувства и возникающие образы. Для этого Н. согнула колени, что уменьшило ее реальный рост, и передвигалась таким образом по комнате. Во время взаимодействия с другими участницами тренинга, ей приходилось поднимать голову, напрягая мышцы шеи и поднимать глаза, ее руки были скованы в области плеч и прижаты к телу, скорость передвижения была небольшой, и она скорее прижималась к краю комнаты, практически оставаясь на одном месте. Такое положение тела вызывало у нее сильный дискомфорт: возникало ощущение напряжения в ногах и шее, ощущение общей скованности тела. Она представляла, что как будто находится в стране великанов, и чувствовала себя неуверенно, испытывая опасение. После этой работы, которая носила диагностический характер, Н. осознала, что в своей жизни она действительно чувствует себя «ниже» других людей, слабее, и, взаимодействуя с ними, как будто смотрит на них снизу вверх. Особенно часто это происходит в отношениях на работе. Я предложила ей найти такое положение и движение тела, когда она чувствует себя уверенно, как будто среди равных себе. Н. выпрямила ноги, что символизировало ее реальный рост, таким образом, позволив себе быть «в полный рост», ее подбородок теперь не поднимался, взгляд был направлен вперед, плечи расправились, освободилось дыхание. Она чувствовала себя более сильной и уверенной, и, когда я предложила ей двигаться, танцевать, увеличилась амплитуда ее движений, они стали шире, руки принимали большее участие в движении, и она больше занимала места, перемещаясь по пространству комнаты. Ее взаимодействие с другими в танце изменилось, теперь она была «на равных». Затем отдельное время мы уделили «танцу перехода» из одного состояния в другое, как бы налаживая путь трансформации. Таким образом была произведена ресурсная работа на уровне тела и движения. И это яркий пример того как, восприятие себя (я ниже, меньше, чем остальные) может отражаться в восприятии своего тела, в образе тела, и как техники танцевально-двигательной терапии могут помочь в осознании и изменении такого паттерна.
Автор: Гарафеева Анна
Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...
Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...
Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...
2014 © Справочник Психологи России. Соглашение о конфиденциальности | Правила