Theme Colors
Layouts
Wide Boxed

Однажды, беседуя с некой дамой, я коснулся темы личной психотерапии для специалистов-психологов. Помимо прочего я сказал, что обращался за психологической помощью и до того как стал психологом, и после того. Рассказал в общих чертах о проблемах, с которыми я обращался и периодически продолжаю обращаться к своим уже коллегам, на что дама выразила удивление. Она сказала, что удивлена тем, как я, на её взгляд, довольно смело и открыто говорю об этом, и тем, что у психологов вообще могут быть какие-то психологические проблемы. Действительно, миф о психологах как о неких «совершенных людях», успешно разрешивших собственные жизненные трудности и способных «научить» этому других, существует. Более того, в среде психологов (как начинающих, так и весьма опытных), с которыми я общался и продолжаю общаться, иногда встречается представление о том, что с целью подтверждения своего высокого профессионального уровня необходимо если не полностью соответствовать подобному образу «эксперта», то как минимум всячески поддерживать его в глазах своих клиентов и коллег. Я не разделяю подобного представления. На мой взгляд, оно меньше всего способствует установлению искреннего, настоящего доверия между психологом и клиентом, столь необходимого для успешной психологической работы. В этом смысле мне ближе восприятие отношений «психолог – клиент» как отношений равноправных партнёров, обладающих разными знаниями и умениями, а также разным жизненным опытом, и объединяющих свои усилия для достижения общей цели. По моему мнению, опыт личной психотерапии весьма важен для специалиста-психолога. Помимо всего прочего он позволяет лучше представлять, каково это – быть клиентом. С описанием моего опыта личной терапии можно познакомиться в статье «Мой личный опыт обращения к психологам». Описывая свою работу психолога, я хочу рассказать о том, как всё происходит на моих консультациях, в чём я вижу свою задачу психолога-консультанта, чего ожидаю от своего клиента. Для того чтобы воспользоваться моими услугами, необходимо предварительно связаться со мной одним из двух способов (позвонить по телефону или написать электронное письмо) и договориться о месте и времени первой встречи (первичной консультации). И в том, и в другом случае я прошу кратко, в несколько предложений, описать ситуацию, с которой человек обращается за помощью. Слишком длинное изложение проблемной ситуации излишне, так как для подробностей отводиться время первичной консультации, являющейся платной. Кроме того, сжатое, «концентрированное» изложение ситуации помогает человеку сосредоточиться на ней, подумать о том, чего он хочет в связи с ней, какую именно помощь ожидает от психолога. Первая встреча – это знакомство. Я знакомлюсь с обратившимся ко мне человеком, с подробностями его проблемной ситуации, в свою очередь, он имеет возможность познакомиться со мной, с тем, как я работаю. Является ли этот человек моим клиентом уже с первой встречи? Нет, не является. Для этого необходимо заключить со мной контракт (устный) на психологическую услугу. Контракт включает в себя следующие пункты: 1. Встречи (консультации) должны быть регулярными с периодичностью 1 раз в неделю. Место и время встреч утверждаются заранее обоюдным решением психолога и клиента и являются неизменными (в случае необходимости их изменение возможно при обоюдном согласии психолога и клиента). 2. Клиент имеет право пропустить очередную встречу (консультацию) с психологом, предупредив об этом психолога не менее чем за 2 суток до времени встречи. 3. В случае пропуска клиентом очередной встречи (консультации) с предупреждением менее чем за 2 суток или без предупреждения стоимость пропущенной встречи (консультации) оплачивается клиентом в полном объёме (100 %). 4. При возникновении у клиента желания завершить встречи (консультации) с психологом он (клиент) обязуется посетить ещё 2 завершающие встречи (консультации). Как правило, об условиях данного контракта я рассказываю в самом начале первой встречи. Человек может сразу заключить его со мной и стать моим клиентом, а может взять время на размышление (например, в зависимости от результатов первичной консультации). Чаще всего вопросы вызывают последние три пункта контракта. Их содержание связано с таким понятием как «психологическое сопротивление». Дело в том, что во время психологической работы могут затрагиваться очень личные, глубинные, интимные темы, иметь дело с которыми непросто, часто довольно болезненно для клиента, но без проработки которых серьёзные изменения в клиентской ситуации могут быть маловероятны. Именно в связи с подобными «болезненными моментами» у клиента возможно появление желания пропустить очередную встречу, перенести её, завершить встречи с психологом совсем. Так может проявляться психологическое сопротивление, с одной стороны, защищающее человека от неприятных (иногда даже мучительных) переживаний, а с другой стороны, препятствующее достижению долговременных серьёзных результатов. Необходимо отметить, что психологическое сопротивление может быть весьма разнообразным в своих проявлениях, начиная с полного непонимания клиентом того, «чего, собственно говоря, хочет от меня этот психолог», и заканчивая возникновением в жизни клиента таких обстоятельств, которые «объективно» препятствуют его приходу на встречу (вплоть до физических травм в результате, например, несчастного случая, неосознанно спровоцированного самим клиентом). В связи с этим наличие в контракте вышеназванных пунктов представляется мне необходимой мерой, направленной на выявление сопротивления клиента с целью его дальнейшего рассмотрения и возможного конструктивного использования в психологической работе. После обсуждения вопроса о контракте всё оставшееся время встречи принадлежит обратившемуся ко мне человеку и его ситуации. Он может рассказывать мне о своей проблеме, может молчать, может задавать мне любые вопросы. Я даю ему возможность быть главным в нашей беседе, вести её туда, куда он хочет, и сопровождаю его в этом. С самой первой встречи я работаю в соответствии со своими представлениями о том, в чём может состоять моя помощь как психолога. Я убеждён в том, что только сам человек способен найти наилучший способ решения своей проблемы. Поэтому я не даю советов, не ставлю диагнозов, не предлагаю тесты и упражнения, не даю «домашнее задание». Я не решаю проблему клиента за него. Я сопровождаю и поддерживаю своего клиента на его пути поиска выхода из сложившейся проблемной ситуации. Иносказательно мою роль в этом процессе можно сравнить с ролью спутника, если хотите, «верного оруженосца», которому можно доверять и на которого можно положиться в тяжёлые моменты. При этом «оруженосец» всегда следует туда, куда ведёт его «рыцарь». Таким образом, свою главную задачу в качестве психолога-консультанта я вижу в создании на консультациях таких условий, при которых клиент сможет обнаружить в себе силы для самостоятельного решения своей проблемы. Чего я ожидаю от своего клиента? Понимания того, что основная ответственность за успешность наших встреч будет лежать на нём. Без осознанного принятия клиентом этой ответственности на себя, без его желания работать над собой, без его волевой устремлённости продолжать эту работу даже в самые трудные моменты моя помощь скорее всего будет малоэффективна. В заключении я хочу сказать следующее. Потенциально каждый человек способен решить любую свою проблему, но не каждый способен обнаружить в себе необходимый потенциал самостоятельно. Нередко для этого нужна помощь другого человека, того самого «оруженосца», вместе с которым будет легче продвигаться к выбранной цели. С уважением, Игорь Бакай

Автор: Бакай Игорь Юрьевич

Вход на сайт

Логин:

Пароль:


регистрация

Новые лица

Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...

Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...

Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...