Институционализация конфликта как средство обеспечения юридической и социальной безопасности. The institutionalization of the conflict as a means of providing legal and social security. Die Institutionalisierung des Koflikts als ein Mittel, die rechtliche und soziale Sicherhet: коллективная монография / под ред. В.А. Летяева. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011. – С. 236-244. Вопрос о том, какова природа конфликта, кажется на первый взгляд очень ясным и простым. Но, как это часто случается, он содержит в себе несколько иных вопросов. Это, во-первых, вопрос о причинах конфликтов, во-вторых, об их роли в жизни общества и в жизни отдельного человека и, в-третьих, о возможностях регулирования конфликтов. Прежде всего, понимание конфликта связано с пониманием природы самого человека. Человек? Что это такое? Кто такой? И в чем состоит его собственная природа? Ответ на эти вопросы представим тремя выразительными цитатами. «В каждом из нас слишком много винтиков, колёс и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трём внешним признакам» - подчеркивает А.П. Чехов [11, с. 201] «Я знаю, как на мёд садятся мухи, Я знаю смерть, что рушит всё губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю всё, но только не себя» Франсуа Вийон [4, с. 123] «Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, На самом деле то, что именуют мной,- Не я один. Нас много. Я – живой». Н. Заболоцкий [6, с. 15] Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум - нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. Он считал, что люди о6ладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, - свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта, она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни [1]. Именно эта убежденность в творческой природе и свободе человека привлекает нас в концепции Адлера. Адлеровское целостное видение природы человека было всеобъемлющим. Он понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральную составную часть больших систем - семьи, сообщества. Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес - врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Таким образом, индивидуальная психология полагает необходимой гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, конфликт между ними считает неестественным. Общество как целостное образование характеризуется сложной системой отношений — экономических, социальных, политических, нравственных, родственных, духовных и др. В основе этих отноше¬ний лежат потребности и интересы людей. Если возникают помехи на пути реализации этих потребностей и интересов, целей и ожида¬ний, это приводит к обострению противоречий между людьми, их социальными группами, рождает напряжение, кризисные ситуации, проявляющиеся открытой конфронтацией, сознательным противоборством, конфликтами. Конфликты порождаются определенной конфликтной ситуацией, которая может существовать задолго до прямого столкновения ее участников. Понятие конфликтной ситуации не совпадает с понятием конфликта, ибо характеризует лишь предпосылку, создает почву для возникновения реального конфликта, а также реальные действия сторон по отстаиванию своих интересов. Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при наличии действий обеих сторон. Конфликтные действия — это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно препятствовать противостоящей стороне достичь ее целей. Они резко обостряют сам фон протекания конфликта; могут усложнять конфликт, порождать тенденцию к его экскалации. При большом разнообразии определений конфликта выделим точку зрения Л. Козера, который определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. По его мнению, ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям [7]. Непредсказуемость сложных и проблемных партнерских контактов стимулирует личность к изменению ранее продуманной структуры и плана общения, к импровизации как мгновенной реакции, к ориентации в изменившейся ситуации и к нахождению новых аргументов и стратегий взаимодействия. Конфликт в качестве нарушений условий общения и эмоциональной непредсказуемости носит печать творчества, часто с отрицательным результатом. Творческий подход к конфликту позволяет превращать проблемы в новые возможности, конфликт удается перевести из области деструктивности в русло конструктивности и при этом получить максимальную выгоду. «Я всегда старался превратить любую катастрофу в новую возможность» - это высказывание принадлежит Джону Рокфеллеру, первому «долларовому» миллиардеру в истории человечества [2, с. 218]. Конфликт предопределяет необходимость перемен, изменений, а значит, и конструктивное творчество. В процессе конфликта, попав в нестандартную ситуацию, личность импровизирует, применяя как конструктивные созидательные, так и деструктивные разрушительные методы продуктивного взаимодействия. Творчество в общении - это процесс продуктивной коммуникативной деятельности, включающий созидание и импровизацию. К конструктивным качествам личности, проявляющимся в межличностном общении и взаимодействии можно отнести творческую свободу и поиск, которые развивают неповторимость и оригинальность. Шаблоны и стереотипы закрепощают личность и ее способность к самовыражению. Жизненные обстоятельства довольно часто жестоко играют с людьми. Порой они ставят двух людей в неразрешимое противоречие, из которого нет выхода. Разумеется, не потому что его нет в принципе, а потому, что человек не может принять ни один из всех возможных, ибо любое решение влечет за собою не восхождение, а нисхождение, не приобретение, а потерю, не углубление добрых отношений, а разрушение старых. Неразрешимое противоречие либо вечно, либо смертоносно. Неразрешимый конфликт — это особый конфликт. В нем обстоятельства столкновения интересов двух субъектов складываются таким образом, что любое продолжение хода столкновения приводит к краху отношений и невозможности реализовать интересы ни одной из сторон. Неразрешимый конфликт представляет собой безвыходную ситуацию, в которой оба субъекта теряют, не приобретая. Эту потерю нельзя возместить и нельзя избежать ее тяжелых последствий. Безусловно, неразрешимые конфликты крайне редки. Их чаще всего преподносят нам экстренные ситуации природного, медицинского или социально-политического характера. Но не исключаются и психологические обстоятельства, ставящие людей в ситуацию неизбежного и неотвратимого противоречия. Зачастую они гораздо более тяжелы для личности. Именно психологические обстоятельства лишают человека возможности «объяснить» и «оправдать» происходящее, произвести достойный выбор. В повседневности, наполненной суетой, мелкими заботами, кажется, не бывает неразрешимых конфликтов. Часто человек, ссылаясь на то, что выбора не было, оправдывает свою слабость и бесхарактерность. Чемпион, превратившийся в алкоголика, утверждает, что у него не было возможности отказываться от бокалов спиртного во славу спортивных достижений. Молодая женщина оправдывает свое нежелание иметь ребенка низким уровнем материальной обеспеченности, говоря, что она обречена обстоятельствами на старческое одиночество. В данном случае имеет место ситуация, в которой человек, чтобы произвести выбор должен сделать огромные усилия над собой и подняться над обстоятельствами. Неразрешимый конфликт — довольно редкое явление, хотя человеку часто хочется сослаться именно на него, чтобы оправдать свою слабость, леность, корысть. Жизнь богата самыми невероятными картинами сложившихся и разворачивающихся отношений и чтобы не оказаться неподготовленными к поворотам событий, необходимо ставить вопрос о специальной подготовке человека ко всякого рода конфликтам, входящим в жизнь вдруг и неожиданно. И, прежде чем говорить, что конфликт неразрешим, спросим себя, хотим ли мы его разрешать? В случае положительного ответа на этот вопрос стоит постараться увидеть ситуацию с новой неожиданной стороны, образно говоря переключить внимание с фигуры на фон, а может быть фон – это фигура. Это выражение можно проиллюстрировать рисунком. Слушателей спецкурса по проблемам в общении, предлагаю, глядя на рисунок ответить: «Что Вы представляете, когда видите эти черные фигуры? На что они похожи?» Ответы самые разные, но в основном сводятся к тому, что изображено что-то непонятное, напоминает стрелу, вид дома сверху и т.д. Таким образом, каждый видит что-то свое и неопределенное. Предлагаю посмотреть на этот рисунок с другой точки зрения, когда фон черный, а фигура белая. Тогда для всех становится очевидным английское слово «FLY», которое имеет достаточно конкретное смысловое значение. Вот также и в трудной жизненной, или конфликтной ситуации. Стоит только переключить внимание и решение проблемы становится очевидным. Другой иллюстрацией данного подхода к проблеме может быть старинная притча, основная мысль которой может звучать так: «Если нет решения в фигуре - посмотри на фон!» Давным-давно в одной деревне юноша и девушка полюбили друг друга. И как это часто случается, отец невесты, богатый купец, был против свадьбы своей дочери с сыном бедного крестьянина. Но влюбленные стояли на своем, и тогда придумал отец невесты, как их разлучить. Он призвал к себе юношу, и сказал: «Я отдам тебе в жены свою дочь, если ты выдержишь испытание». А испытание будет такое: я положу в мешочек белый и черный камни. Если вытащишь белый камень - быть свадьбе. Ну а если не повезет и вытащишь черный - потеряешь голову. Если откажешься от испытания, то иди с миром и забудь мою дочь». Согласился юноша. Наступил час испытания. Все собрались во дворе дома, где жила девушка, и с волнением ждали развязки этой истории. И вдруг юноша с ужасом замечает, что отец девушки положил в мешочек два камня черного цвета. Мгновение потребовалось ему для принятия решения. Он быстро вытащил один камешек и уронил его на дорожку, где лежало множество черных и белых камней. Отец девушки предложил повторить испытание, сказав, что теперь он не может точно знать, какой камень вытащил юноша. Но тот ответил: «Как же неизвестно? Ведь если в мешке остался черный камень, это значит, что я вытащил белый». Не мог отец девушки признаться в обмане и отдал дочь в жены сообразительному юноше. Однако, понять как надо действовать в ситуации конфликта недостаточно, важно уметь предпринимать действия, которые способствуют конструктивному выходу из конфликта. Научиться этому можно на психологическом тренинге, посвященном проблемам в общении, а так же на консультации психолога. Тренинг представляет собой большой технологический арсенал приемов и методов психокоррекции, психологического сопровождения, которые помогут сформировать навыки конструктивного, творческого поведения в конфликте [5]. Они дадут возможность по-новому взглянуть на жизнь и человеческие взаимоотношения, расширят технологические возможности поведения человека в конфликтных ситуациях; помогут разобраться в тонкостях и скрытых причинах деструктивных и конструктивных конфликтов. Тренинг часто включает в себя метод групповой дискуссии, способствующий моделированию конфликтных ситуаций; повышению компетентности при анализе создавшейся конфликтной ситуации и выборе наиболее оптимального варианта ее решения, формированию импровизационной способности в диалоге, осознанию стратегии поведения партнера в творческом процессе совместного решения конфликта. Например, упражнение «Цепь противоречий» помогает разрушить стереотипы прежних подходов к конфликту; учесть непредсказуемость действий партнера; импровизировать; превращая проблему в новые возможности; потери в приобретенный опыт. Предлагается проблема, которая трактуется с необычной точки зрения. Например, ситуация, в которой вас обидели. Это плохо, но вы аргументируете, что это хорошо и почему. Последнюю фразу партнер, сидящий рядом, повторяет и аргументирует ее как отрицательную ситуацию в жизни человека и т.д. таким образом по цепочке положительная ситуация аргументируется как отрицательная, а отрицательная - как положительная. Еще одно упражнение «Двойной облик» поможет участникам тренинга осознать, что у разных людей видение одной и той же ситуации может быть совершенно различным. Предлагается рисунок, на котором изображены одновременно молодая элегантная дама и пожилая женщина. Участники тренинга должны ответить на вопрос: Какая женщина изображена на рисунке: молодая или пожилая?». Обычно мнения аудитории расходятся: одни утверждают, что на рисунке дано изображение пожилой, другие - молодой женщины. Каждый из них прав, так как данный рисунок имеет двойное изображение. Можно предложить слушателям поразмышлять над русской пословицей «Не было бы счастья, да несчастье помогло»; рассказать и проанализировать примеры из их собственного опыта. Многочисленные исследования по конфликтологии посвящены проблемам профилактики конфликтов [3]. «Самый верный способ разрешать конфликты - это избегать их». Так заявил судья Верховного суда США Феликс Франкфуртер на процессе, известном адвокатам под названием «Дело Western Pacifiс». Но, как знает каждый из нас, в жизни не всегда удается следовать этому совету. В жизни часто возникает ситуация, когда партнер по общению даёт неадекватную реакцию на доброжелательное к нему обращение и кажется, что получает удовольствие от конфликта, конфликт – образ его жизни. С такой проблемой обратились представители администрации вспомогательной школы VIII вида №39 г. Нижнего Новгорода, сообщая о большом количестве конфликтных сотрудников коллектива и обусловленную этим напряжённую и недоброжелательную атмосферу в педагогическом коллективе. Необходимо отметить, что сначала педагогический коллектив встретил нас крайне недоброжелательно, часть педагогов (30% коллектива) отказывались участвовать в тренинге, выполнять задания, с места выкрикивали реплики: «Пришли тут над нами экспериментировать, диссертации свои защищать!». Всего участвовало 34 педагога. Но когда зазвучала музыка (И.С. Бах «Ария» из сюиты № 3 Ре-мажор) они постепенно включились в выполнение психотерапевтического упражнения: «Рисуем музыку» [10]. В экспериментальных исследованиях Л. П. Новицкой (1984), Ж. Г. Шошиной (1980), Н. В. Шутовой (1995), Ю. К. Умилиной (2003), И. В. Курышевой (2004) показано, что классическая музыка вызывает просветленные и добрые чувства и состояния, способствует мыслительным и творческим процессам у испытуемых [9]. На последующих занятиях звучали: Ф. Шуберт «Аве Мария», Ф. Шопен «Вальс № 2» op. 64, Ф. Шопен «Мазурка № 2» op. 56, И. С. Бах «Чакона» ре-минор, П. И. Чайковский «Времена года» («Баркарола», «На тройке», «Святки»). Кроме того, для оптимизации эмоционального фона, снижения напряжения предлагались творческие задания [8]: совместный (общегрупповой) ассоциативный рисунок: «Мой рабочий день», «Мои успехи»; совместный (в микрогруппах) коллаж «Чтоб я ТАК жил!» и др. На всех рисунках, выполненных учителями и представителями администрации школы в процессе восприятия классической музыки были представлены разнообразные пейзажи, доминировали синие и зеленые цвета. На основании контент-анализа рисунков был сделан вывод, что музыка оказала благоприятное воздействие на всех без исключения реципиентов. Об этом также свидетельствовали поведенческие и эмоциональные реакции педагогов, которые демонстрировали доброжелательность, уравновешенность, эмпатичность, улыбчивость. В целом, после проведения серии занятий все учителя выражали готовность и желание продолжать совместную работу по оптимизации социально-психологического климата в коллективе; гармонизации эмоционального фона, активизации творческого потенциала педагогов. Их высказывания свидетельствовали об улучшении атмосферы в коллективе, позитивном характере межличностных контактов, появлении новых творческих идей и проектов. Педагоги выражали искреннюю благодарность за проделанную психологическую работу, демонстрировали понимание важности психологической работы с коллективом. В силу самой своей природы конфликт может быть носителем и творческих, и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно, приносить как пользу, так и вред сторонам, участвующим в нем. Творческая природа социального конфликта обусловлена собственно природой человека, отличающегося спонтанностью мыслей и поступков, динамичностью, способностью преобразовывать себя и окружающую действительность, социальную среду. Творческая природа социального конфликта требует творческого подхода к его разрешению, в основе которого лежит развитие творческих способностей, созидательных возможностей личности и активизация творческого потенциала личности в целом. Список литературы: 1. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека / Наука жить. - Киев, 1997. 2. Афоризмы для руководителя / сост. Н.Ф. Дик, А.П. Маркова – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – С. 218. 3. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. - М., Редакц.-изд. центр консорциума «Соц. здоровье России», 1994. 221стр. 4. Вийон Ф. Стихи: Сборник / Составление, вступительная статья и комментарии Г.К. Косикова. - М.: ОАО “Радуга”, 2002. – С. 374. 5. Вишнякова Н.Ф. Конфликт - это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии. - Мн., 1996. 6. Заболоцкий Н. Метаморфозы / Стихи о любви и стихи про любовь. Любовная лирика русских поэтов. – М., 2001 г. 7. Козер Л. Функции социального конфликта. - М., 2000. 8. Курышева И. В. Музыкально-творческое развитие личности: эстетико-семиотический подход // Мир науки, культуры, образования. – 2011. - № 3 (28). – С. 93-98. 9. Курышева И.В. Психологические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства (монография) Нижний Новгород: НФ ИБП, 2008. – 259 с. 10. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в 18-ти томах. Т. 18. - М., Наука, 1982. 11. Kurisheva I.V. Fundamental psychophysiology of music therapy of neurological diseases (тезисы на англ.) Abstracts of the 14-th World Congress of Psychophysiology the Olympic of the Brain of the International Organization of Psychophysiology (I.O.P.) Associated with the United Nations St. Petersburg, Russia, September 8-13, 2008 // International Journal of Psychophysiology, 2008. – Volume 69, № 3. – P. 302. I. V. Kurysheva Volzhsky Institute of Humanities Subunit of Volgograd State University Volzhsky Volgograd region THE CREATIVE NATURE OF SOCIAL CONFLICT: SPONTANEITY, DYNAMISM, ABILITY TO TRANSFORM The understanding of the conflict is connected with understanding of the nature of the person. Recognizing value of a heredity and an environment in formation of the person, Adler has been convinced of the creative nature and freedom of the person. The individual psychology believes necessary harmony of association and cooperation between the person and a society, the conflict between them considers unnatural. The society as complete formation is characterized by complex system of attitudes - economic, social, political, moral, related, spiritual, etc. In a basis of these attitudes needs and interests of people lay. If there are handicapes on a way of realization of these needs and interests, the purposes and expectations, it leads to an aggravation of contradictions between people, their social groups, gives rise to a pressure, the crisis situations, shown the open confrontation, a conscious antagonism, conflicts. Creativity in dialogue is the process of productive communicative activity including creation and improvisation. Unpredictability of complex and problem partner contacts stimulates the person to change before the thought over structure and the plan of dialogue, to improvisation as instant reaction, to orientation in the changed situation and to a finding of new arguments and strategy of interaction. The conflict as infringements of conditions of dialogue and emotional unpredictability also carries a press of creativity, is frequent with negative result. The creative approach to the conflict allows to transform problems into new opportunities, the conflict manages to be translated from area деструктивности in a channel of constructibility and thus to receive the maximal benefit. The conflict predetermines necessity of changes, changes, so, and constructive creativity. During the conflict, having got in a non-standard situation, the person improvises, applying both constructive creative, and destructive destructive methods of productive interaction. Vital circumstances often enough severely play with people. At times they put two people in the unsoluble contradiction from which there is no output. Irrepressible conflict is a special conflict. Irrepressible conflict represents a desperate situation in which both lose the subject, not getting. This loss cannot be compensated and it is impossible to avoid its heavy consequences. Certainly, irrepressible conflicts are extremely rare. They are presented more often to us with emergency situations of natural, medical or sociopolitical character. But the psychological circumstances putting people in a situation of the inevitable and inevitable contradiction are not excluded also. In the daily occurrence filled by vanity, fine cares, apparently, there are no irrepressible conflicts. Often person, referring that the choice was not, justifies the weakness and spinelessness. The decision of a problem can be found if to see a situation from the new unexpected party, figuratively speaking to switch attention from a figure to a background, and there can be a background is a figure. However, to understand as it is necessary to operate in a situation of the conflict insufficiently, important to be able to undertake actions which promote a constructive output from the conflict. To learn it it is possible on the psychological training, devoted for problems in dialogue, and as on consultation of the psychologist. Numerous researches on conflictology are devoted to problems of preventive maintenance of conflicts. In clause the example of psychological work with pedagogical collective of school in which the administration has been concerned high конфликтогенностью a socially-psychological climate is described. Leaning on conclusions of experimental researches that classical music causes the clarified and kind feelings and conditions, promotes cogitative and creative processes at examinees on employment with use of elements of psychological training the psychotherapeutic task « was offered Draw music ». For perception classical pieces of music have been offered. Besides for optimization of an emotional background, a voltage reduction various creative tasks were offered. On the basis of a content-analysis of figures has been drawn a conclusion, that music has rendered favorable influence on all without exception of recipients. Behavioural and emotional reactions of teachers which showed goodwill, also testified to it steadiness, эмпатичность, улыбчивость. As a whole, after carrying out of a series of employment all teachers expressed readiness and desire to continue teamwork on optimization of a socially-psychological climate in collective; harmonizations of an emotional background, activization of creative potential of teachers. Their statements testified to improvement of an atmosphere in collective, positive character of interpersonal contacts, occurrence of new creative ideas and projects. The creative nature of the social conflict is caused actually by the human nature, differing spontaneity of ideas and acts, dynamism, ability to transform and surrounding validity, the social environment. The creative nature of the social conflict demands the creative approach to its sanction in which basis development of creative abilities lays, creative opportunities of the person and activization of creative potential of the person as a whole. Keywords: social conflict, preventive maintenance of conflicts, irrepressible conflict, development of the creative person, classical music, improvisation
Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...
Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...
Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...
2014 © Справочник Психологи России. Соглашение о конфиденциальности | Правила