Институционализация конфликта как средство обеспечения юридической и социальной безопасности. The institutionalization of the conflict as a means of providing legal and social security. Die Institutionalisierung des Koflikts als ein Mittel, die rechtliche und soziale Sicherhet: коллективная монография / под ред. В.А. Летяева. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011. – С. 244- 253. Иногда человеку очень трудно признать, что другой имеет право на свою точку зрения, своё видение проблемы. Он хочет сказать: «Не так, я знаю как надо, как должно быть! Ты не правильно делаешь! Ты не правильно думаешь!» В ответ напрашивается: «А почему?» И нам всем еще надо учиться вести диалог словами и поступками. Интересны высказывания по этому поводу доктора психологических наук, академика И. В. Дубровиной на научно практической конференции по проблемам психологии образования в Нижнем Новгороде: «Нас люди не понимают – это мы не понимаем их»; «Надо ценить другого человека и понимать, что он – другой». Большинство конфликтов по своей природе субъективны и имеют в основе одну из следующих психологических причин: недостаточно хорошее знание человека; неправильное понимание его намерений; неверное представление о том, что он на самом деле думает; ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков; неточная оценка отношения данного человека к другому. Возникновение любой из этих причин, любого их сочетания приводит на практике к унижению достоинства человека, порождает с его стороны справедливую реакцию в форме обиды, которая, в свою очередь, вызывает такую же реакцию невольного обидчика, причем ни тот, ни другой человек не в состоянии понять и осознать причины взаимно неприязненного поведения. Такова типичная динамика развития конфликтной ситуации с ее психологической стороны, обычно заводящая нормальные человеческие отношения в тупик, из которого люди не в состоянии самостоятельно выйти, так как каждый из участников полагает, что сам он не является причиной возникшей конфликтной ситуации. Складывается своеобразный порочный круг, выбраться из которого можно только единственным способом: осознать, что весь конфликт с самого начала основан на недоразумении, что люди, вовлеченные в него, сознательно не ставили перед собой цель обидеть друг друга. Конфликты такого рода можно предупреждать и снимать следующим образом. Во-первых, прежде чем реагировать на действия другого лица, необходимо выяснить, почему данный человек поступает так, а не иначе. Особенно важно подобным, образом вести себя руководителю коллектива, поскольку он помимо прочего является еще образцом для подражания со стороны подчиненных. Во-вторых, необходимо побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое, непредвзятое обсуждение и совместный анализ сложившейся ситуации [1]. Вспомним известный афоризм М. Евгеньева: «Противную сторону надо выслушать, как бы она ни была противна». Это требует от посредника (модератора), руководителя большой индивидуальной работы, проводимой с каждым из участников конфликтной ситуации, их предварительной психологической подготовки к общению друг с другом, взаимного положительного настроя, рассчитанного на то, чтобы снять возникший конфликт. Индивидуальная работа по разрешению конфликта также должна быть направлена на сужение круга его участников. Иногда и такие меры не помогают. Тогда остается одно средство: создать конфликтующим людям такие условия для работы, чтобы длительное время они не контактировали друг с другом. К такой мере приходится прибегать тогда, когда конфликт порожден какими-либо трудноустранимыми объективными причинами, не зависящими от людей. Для профилактики и управления конфликтами могут быть предложены следующие программы: во-первых, психологическая программа, направленная на развитие творческого потенциала личности; во-вторых, психологическая программа, направленная на развитие диалогичности общения, духовности личности. Отметим, что эти два направления формирующих программ неразрывно связаны и разделение чисто условно, оптимальной на наш взгляд будет программа, объединяющая два этих направления. Креативность личности обеспечивает спонтанность, гибкость в общении и взаимодействии, является основой диалогического общения. Развитие творческого потенциала личности способствует формированию позитивного эмоционального фона, устойчивой мотивации к самосовершенствованию, самореализации, мотивации к познавательной, творческой деятельности, и в целом, развитию духовности личности. Программа развития творческого потенциала сотрудников организации направлена не только на повышение компетентности сотрудников в процессе приобретения новых знаний, умений, навыков, но и на создание новых личностно-профессиональных установок самого руководителя - установок по отношению к сотруднику, его субъектности и самоопределению, а также к себе самому как участнику диалога - одновременно и ведущему, и равноправному; носителю и знания, и незнания. С этим связаны открытость новому, неизвестному; готовность к поиску и импровизации и многое другое. Установки часто не осознаются человеком: на рациональном уровне руководитель принимает и субъектность сотрудника, и диалогическую позицию, и многое другое, но в реальной практике (при разрешении конкретных проблем в процессе взаимодействия и общения) он может действовать совершенно иначе, в соответствии со своими прежними глубинными установками [11], [14]. Доминирующей стороной личности выступает не что иное, как духовность, являющаяся стимулятором полнокровного вхождения человека в общение. В свою очередь, духовное общение возможно лишь на высшем его уровне, таком, как диалогическое общение, характеризующееся эмпатийной вовлеченностью, сочувствием, сопереживанием, сонастроенностью на психологически равных позициях. Таким образом, личностное вхождение человека в общение возможно лишь на высшем уровне его организации, а именно на диалогическом уровне. В свою очередь, диалог возможен только при наличии определенного потенциала духовности человека [7], [9], [10]. В основу понимания нами духовности мы закладываем ее сущностную характеристику, данную В. Франклом одним из основоположников экзистенциального анализа. Соответственно, исходя из его концепции, следует, что духовность определяется двумя качествами человека: свобода (выбора способа или алгоритма действий, принятия какого-либо решения), которое присуще высшему разумному существу, обладающему наивысшей степенью развития интеллекта, которым является только человек (здесь уровень духовности определяется мерой свободы человека - насколько он свободен в выборе того или иного решения); необходимость принятия решения, определяющего дальнейший стиль поведения или действий человека и влекущего за собой какие-то последствия, сообразуется с ответственностью человека за его принятие [12]. Точка зрения В.В.Рыжова состоит в том, что диалогическое общение представляет собой действительное сотрудничество, соучастие, в котором каждый из этих участников является самоценной, неповторимой и уникальной личностью. [10]. Однако есть люди, которые отличаются такими качествами личности как враждебность, агрессивность, раздражительность и т.д. Они часто создают конфликтные ситуации, для некоторых конфликт является нормой жизни и поведения. Оригинальную классификацию таких качеств, личностных трудностей общения, препятствующих установлению диалогического общения предложил В.Н. Ольховский [8] на основе большого массива современных исследований по этой проблеме. Он выделяет: мотивационные трудности (несформированность потребности в общении, борьба мотивов, неправильная сформированность мотивов общения, сверхсильная деструктивная мотивация общения и др.); когнитивные трудности (дефекты восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоционально-регулятивные трудности (повышенная возбудимость, инфантильность, неспособность управлять собой и своими эмоциями, поведением, эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, фрустрированность, низкий уровень эмпатии, высокий уровень тревожности и др.); характерологические трудности (эгоцентризм, ригидность, аутичность, отчужденность, некоммуникабельность, подозрительность, застенчивость, беззастенчивость, низкое самоуважение, авторитарность, конфликтность, повышенная сензитивность, истероидность, циклотимность, лживость, излишняя настороженность, неадекватное самооценивание и др.); коммуникативные трудности (скудность словаря, заикание, нечленораздельность речи, подмена вербального общения невербальными средствами контакта, неэффективный стиль общения, чрезмерно повышенная, пониженная интонация голоса, монотонность речи - коммуникативная вялость); ценностно-ориентационные трудности (потеря смысла, потеря цели, смешение целей, остановка в развитии, ощущение бесперспективности и др.); трудности по признаку «норма-невроз», то есть те или иные проявления невротических реакций индивида в ходе общения в обучении; трудности психофизиологического характера (повышенная утомляемость, потливость, частая потребность в удовлетворении физиологических надобностей, сонливость); духовные трудности (дефицит способности к любви, прощению, взаимопониманию, чуткости, отзывчивости и т.д.; недостаточное понимание сущности и предназначения собственной личности и личности других людей; «заземленность» потребностей и запросов, отсутствие ориентаций на высокие нравственные идеалы, примитивная эгоцентричность в отношении партнеров по общению, всевозможные формы проявления гордыни, зависти, болезненного соперничества, стремление осуждать, оценивать, порицать при явном или неявном представлении о собственной непогрешимости; дефицит совести и т.д.) Людей, испытывающих указанные трудности называют «конфликтными», «трудными»: «трудные начальники», «трудные клиенты», «трудные супруги» [6]. Следует признать, что у каждого из нас есть личные претензии и личные привязанности к отдельным, значимым для нас людям. Попробовать разобраться в этом поможет упражнение: разделить лист на две части; с одной стороны написать все накопившиеся претензии, с другой - свои привязанности и добрые проявления к близким людям. Посмотреть, какой список длиннее. Подумать: почему? Возможно, часть ответственности за проблемы в общении с трудными людьми лежит на нас самих, поскольку мы часто сами провоцируем ответ, который совсем для нас нежелателен. С другой стороны, можем смоделировать такой ответ, который нам вправду необходим, только изменив сам характер нашего обращения к человеку [2]. На лекциях и тренингах по конфликтологии и психологии общения для педагогических работников, руководителей, студентов знакомлю с практической этикой общения и предлагаю 10 запрещённых выражений в общении. В общении с детьми «Вы» заменяется на «Ты». 1. Я тысячу раз Вам говорил, что… 2. Сколько раз надо повторять, что… 3. О чём Вы только думаете … 4. Неужели Вам трудно запомнить, что… 5. Неужели Вы не видите, что… 6. Неужели Вам непонятно, что… 7. Ты стал таким ленивым, грубым, невнимательным… 8. Все люди …(такие-то), …(так-то) себя ведут, а ты… 9. Ты мне надоел… 10. Ты такой же как… (негатив, например, как твой отец) Все эти выражения содержат раздражение, агрессию, недовольство и легко догадаться что вызывают адекватную ответную реакцию. Условно эти высказывания обозначаем буквой З – «зло» (обобщённо - реакция зла), в ответ также получаем скорее всего «зло». Причём конфликтологи утверждают, что каждая последующая ответная реакция сильнее и ярче предыдущей. Таким образом, происходит нагнетание, экскалация конфликта. Но есть и 10 желательных выражений, которые условно обозначим буквой Д – добро. 1. Вы – умница… 2. Общаться с Вами так радостно, легко, хорошо… 3. Вы меня всегда правильно понимаете … 4. Я всегда тебе верю… 5. Ты – молодец… 6. Как я Вам благодарен… 7. У Вас всё получается хорошо… 8. Посоветуйте, как лучше сделать, Вы ведь так хорошо разбираетесь в… 9. Мне приятно, что Вы выполнили мою просьбу… 10. Вы это замечательно придумали… В ответ на такие высказывания мы можем получить адекватную реакцию «добра», но нельзя исключить, что на «добро» мы получим «зло». Всё же в первом случае возможен один вариант ответной реакции, нежелательной для нас, а во втором – не факт, что мы получим желательную модель поведения, но шанс уже есть. Представленная ниже схема наглядно демонстрирует это. З З Д Д З Из этой схемы становится очевидным, что путь из тупика только один, с позиции «добра». Каждый новый контакт, каждую новую ситуацию общения разумно начинать с позитивного настроя на собеседника (группу собеседников). Это основа конструктивного диалогического общения. В связи с этим, полезно поразмышлять, читая назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых, помещённые в книге «Цветник духовный»: «Как огонь тушат не огнём, а водой; так зло побеждается не злом, а добром, не ненавистью, а любовию». Филарет, Митрополит Московский. [13, С.163] «Зло никаким образом не истребляет зла; а потому, если кто сделает тебе зло, ты делай ему добро, дабы добром истребить зло». Авва Пимен. [13, С. 164] «Без сомнения тяжко и горько иметь врагов, но если хочешь избавиться от них, то начни их любить, начни им благотворить: любовию и благотворением редко не смягчается и самое жестокое сердце, редко не преломляется и самая упорная воля». Прот. П. Соколов. [13, С. 165] «Нет ничего безопаснее, как простить врагу; нет ничего опаснее как мстить ему». Св. Златоуст. [13, С. 123] «Хранящий в душе памятозлобие, подобен тому, кто хранит огонь в соломе». Св. Ефрем Сирин. [13, С. 161] Часто люди обращаются ко мне с просьбой о помощи в разрешении конфликта. И ждут от психолога чудодейственных средств. «Крибле-крабле-бумс» и несколько пассов руками и проблема решена. «Сделайте так, чтобы жена свои тряпки не разбрасывала!», «Сделайте так чтобы ребёнок «трудный» стал « лёгким»» и т.д. Очень не нравиться мой ответ: «Чтобы изменить другого человека, нужно, прежде всего, изменить себя и своё отношение к этому человеку!» Или словами Альберта Эйнштейна: «Вы не сможете решить проблему, если решаете её на том же уровне, на котором были, когда создали эту проблему». Часто на консультациях пациенты спрашивают меня: «Почему у меня проблемы?» Отвечаю словами, которые услышала от одного хирурга: «Проблемы у живых». Однажды меня попросили провести консультацию с достаточно крупным бизнесменом. Этот был зрелый мужчина, чуть старше 50 лет. Наша более чем часовая беседа была практически бесплодной, разговаривал он со мной закрыв рот ладонью плотно сжатыми пальцами. Диалог не получался. Его реплики были краткими, ответы односложными. Мысленно я уже начинала ругать себя – зачем согласилась на эту встречу. И тут вспомнила одно незатейливое упражнение, которое проводила в реабилитационном центре для детей с неврологическими заболеваниями. Это задание помогало установить доверительный контакт в первые минуты беседы даже с угрюмыми, необщительными детьми. Я предложила своему скрытному собеседнику закончить несколько предложений - утверждений - и он согласился. Конечно, в детской анкете мне пришлось кое-что изменить. Эти утверждения составляли анкету «Что я люблю?» Моё любимое время года Моё любимое животное Мой любимый вид спорта Моя любимая книга Мой любимый фильм Моя любимая телепередача Моя любимая музыка Моя любимая песня Мой любимый звук Мой любимый цвет Мой любимый запах Моё любимое блюдо Моя любимая одежда Моё любимое занятие Что я люблю больше всего «Кого я люблю?». Мой лучший друг Мой любимый писатель Мои любимые герои (книг, фильмов) С кем я люблю быть больше всего на свете Отвечая на эти незатейливые вопросы, касающиеся приятных и любимых для собеседника вещей и людей, человек обычно внутренне расслабляется, положительно настраивается на общение с психологом. В процессе этой короткой беседы было заметно, как светлеет лицо, раскрываются руки, расслабляется тело. Мы говорили о том, что любит этот человек, кто ему симпатичен и эти приятные мысли позволили установить контакт и начать диалог, который уже трудно было остановить на протяжении трёх часов. Это послужило началом разрешения целого клубка проблем этого мужчины: конфликт с женой, конфликт с подчинёнными, конфликт с детьми. Обучить человека управлять своими эмоциями и поведением в процессе общения, выстраивать конструктивную модель межличностного общения можно в процессе тренинговой и консультативной работы. Значительное место в этой работе мы уделяем художественному воздействию классического музыкального искусства. Процесс восприятия классического музыкального произведения способствует развитию диалогического общения между людьми. Во время слушания музыки они вступают в диалог, прежде всего с музыкой и через неё с композитором, написавшим её, и исполнителем, создавшим свою интерпретацию. Слушание музыки становится специальной и самостоятельной духовной деятельностью, цель и смысл которой диалог слушателя с композитором и исполнителем во имя своего духовного обогащения [3], [4], [5]. В заключении подчеркнем, что в процессе разрешения конфликта важно подвести противоборствующие стороны к пониманию ценности мнения другого человека, уважения его интересов, помочь начать диалог. Список литературы: 1. Бодалев А. А. Диалог как форма психологического взаимодействия. Общение и диалог в процессе обучения, воспитания и психологической консультации / А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев - 1987. 2. Денисенко Г. А. Диалоговое общение, условия и факторы его эффективности : автореф. дисс. канд. психол. наук / Г. А. Денисенко. - М., 1992. 3. Зинин С. И., Курышева И. В. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности / Нижний Новгород: НФ ИБП, 2010. – 253 с. 4. Курышева И. В. Методологические основы исследования формирующих потенциалов музыкального искусства // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. - № 1. – С. 125-132. 5. Курышева И.В. Психологические механизмы развития творческой личности средствами музыкального искусства // Мир науки, культуры, образования. – 2010. - № 6 (25). Ч.2. – С. 103-107. (0,58 п.л.) 6. Либлинг М. Он меня раздражает!... Пособие по общению с трудными людьми. – М.: 2007. – 288 с. 7. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра / Н. О. Лосский. – М., 1991. 8. Ольховский В. Н. Личностные трудности общения обучаемых и их преодоление в условиях диалогического взаимодействия в процессе обучения : дис. канд. психол. наук / В. Н. Ольховский. - Н. Новгород, 1998. 9. Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала / В. А. Пономаренко.– М., 1997. 10. Рыжов В. В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога / В. В. Рыжов. - Н. Новгород : Изд-во Нижегородского ун-та. - 1994. - 163 с. 11. Фирулина Е. Г. Диалог как вид культурной солидарности : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : Н. Новгород, 2004 178 c. 12. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М., 1990. 13. Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. – М., 1909. – 240 с. 14. Eisler R. M. Perfecting social skilles: A guide to interpersonal behavior development / R. M. Eisler, L. W. Frederiksen/ N.-Y. : Plenum Press, 1980. 226 p. I. V. Kurysheva Volzhsky Institute of Humanities Subunit of Volgograd State University Volzhsky Volgograd region Dialogue is a basis of resolutions of conflict psychotechnology The majority of conflicts is subjective by nature and has in a basis one of the following psychological reasons: insufficiently good knowledge of the person; wrong understanding of his intentions; incorrect conception of what he actually thinks; erroneous interpretation of motives of performed acts; an inexact estimation of the attitude of the given person to another. Occurrence of any of these reasons or any their combination leads in practice to humiliation of the person dignity, generating from his part fair reaction in the form of insult, which, in turn, causes the same reaction of the involuntary offender, and neither that, nor other person cannot understand and realize the reasons of mutually unfriendly behavior. This is the typical dynamics conflict situation development from its psychological part, normally brining normal human relations a deadlock which people cannot leave independently, as each of participants believes, that he is not the reason of the conflict situation. There appears a, so to say, vicious circle, to get out of which is possible in only one way: to realize, that the conflict from the very beginning is based on misunderstanding, that the people involved in it, intentionally did not purpose to offend each other. Conflicts of such nature can be warned and removed in the following way. First, before reacting to actions of other person, it is necessary to find out, why the person acts so, instead of differently. It is especially important for a head of collective behave in this way as he besides other is the sample for imitation for subordinates. Secondly, it is necessary to induce participants of the conflict to establish direct contact with each other, for the open, unbiased discussion and joint analysis of the developed situation. It demands big individual work from the intermediary (moderator), the head with each participant of a conflict situation, their preliminary psychological preparation for dialogue with each other, the mutual positive spirit calculated on removing the arisen conflict. Individual work on the resolution of conflict also should be directed on narrowing of a circle of its participants. For preventive maintenance and managements of conflicts following programs can be offered: first, the psychological program directed on development of creative potential of the person; secondly, the psychological program directed on development dialogue potentiality of communication, spirituality of the person. We shall note, that these two directions of forming programs are indissolubly connected and division conditional, to our opinion the optimal program will be the one, uniting this two directions. Personal creativity provides spontaneity, flexibility in dialogue and interaction and is a basis of dialogical communication. Development of creative potential of the person promotes formation of positive emotional background, stable motivation to self-improvement, self-realization, motivation to cognitive, creative activity, and as a whole, development of spirituality of the person. The program of development of creative potential of employees of an organization is directed on creation of new personality-professional installations and for the head - installations in relation to employees, his subjectivity and self-determination, and also to himself as to a participant of dialogue - both leading, and equal to others; to holder both knowledge, and ignorance. With it are connected an openness to new, unknown; readiness for search and improvisation and many other things. Installations often are not realized by the person: at a rational level the head accepts subjectivity of employees, and dialogical position, and many other things, but in a real practice (during solving of concrete problems, during interaction and dialogue) he can operate absolutely differently, in conformity with the former deep installations. Personal entrance of the person in dialogue is possible only at the top-level of his organizations, exactly at a dialogical level. Dialogical communication represents the real cooperation, partnership in which each of these participants is the self-valuable, inimitable and unique person. In turn, dialogue is possible only at presence of the certain potential of spirituality of the person. In a basis of understanding of spirituality we pawn its intrinsic characteristic given by V. Franklin. In this connection we shall note, that process of perception of a classical piece of music promotes development of dialogical communication between people. Listening to music they dialogue, first of all with music and through it with the composer who has written it, and the musician who has created his own interpretation. Listening to music becomes special and independent spiritual activity, the purpose and sense of which is dialogue of the listener with the composer and the musician in the name of the spiritual enrichment. Classical musical art possesses powerful educational influence and the forming potential. Occurrence of conflicts can be caused by personal characteristics of a person for whom a conflict is a norm of a life and behavior. It is important during training and advisory work to teach the person to operate the emotions and behavior during the process of communication, to build constructive model of interpersonal dialogue. In the article we describe cases from experience of practical psychological activity of the author as the psychologist-adviser, and also fragments of the group work directed on preventive maintenance of interpersonal conflicts. Keywords: dialogical communication, spiritual dialogue, preventive maintenance of conflicts, the resolution of conflicts, dialogue by means of art, classical music
Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...
Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...
Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...
2014 © Справочник Психологи России. Соглашение о конфиденциальности | Правила