Две страны – две культуры. Россия – США: 20 лет после «холодной войны»: материалы научно-практической конференции, г. Волжский, 25 апреля 2012 г. – Волгоград: ООО «Царицынская полиграфическая компания», 2012. – С.45-55. «Холодная война» закончилась. «Холодная война» закончилась? Действительно, сейчас есть две точки зрения, причем диаметрально противоположные. Одна точка зрения состоит в том (прежде всего она распространена на Западе, но есть ее сторонники и в России), что Россия ведет фактически холодную войну против Запада, всячески мешает Западу на всех направлениях, и что с Россией в общем невозможно договориться, потому что она не избавилась от имперского синдрома и этого самого духа «холодной войны». Вторая точка зрения прямо противоположная и состоит в том, что против нас ведут «холодную войну», но в других более изящных, более скрытых формах. Самое интересное, что могут быть справедливы оба суждения, хотя они и прямо противоположные. Авторитетный научный центр по изучению истории России и Советского Союза при Колумбийском университете собрал для обсуждения интригующей темы «Закончилась ли «холодная война»?» крупных политологов, ученых-славистов, журналистов – причем как американских, так и российских. В первый день двухдневной конференции в Институте Гарримана (Columbia-University-Comference - 2012.03.20) выступила Энн Купер, которая, начиная с 1987 года, в течение пяти лет работала первой главой московского бюро Национального общественного радио (NPR). Она была соредактором книги «Россия на баррикадах», а в недавние годы занимала пост исполнительного директора Комитета по защите журналистов. По мнению Купер, главное завоевание перестройки 80-90-х – исчезновение страха. Но вот парадокс: прошло двадцать лет, и страх вернулся. Он, конечно, другой, чем в советские годы. Для иллюстрации своих тезисов следующий докладчик Нина Хрущева, профессор Нью-Скул в Нью-Йорке выводила на экран аннотации голливудских фильмов и рекламные трейлеры к ним. Главный ее постулат – политики могут врать, культура не врет никогда. Американские фильмы, снятые преимущественно в жанре боевиков, трактовали изменения в Советском Союзе применительно к жанру и устоявшимся негативным стереотипам. В своем беглом визуальном «ликбезе» она провела линию от уже давнего боевика «Святой», снятого в 1997 году, до шпионского триллера «Солт» с Анджелиной Джоли, сделанного тем же режиссером Филлипом Нойсом два года назад. Фактически, отметила она, русские по-прежнему остаются в голливудской интерпретации враждебной, мрачной и странной силой. Неслучайно в «Солте» русские диалоги реплики не переводились на английский, как проявления чужой и недоступной пониманию культуры. «Возникает вопрос – а если не завершилась «холодная война» - размышляет Алексей Константинович Пушков — российский телеведущий, журналист, политолог, кандидат исторических наук, профессор и преподаватель МГИМО – то что, мы сейчас находимся в состоянии «холодной войны»? А если она завершилась, то, какое ныне у нас состояние отношений с Западом?» Сегодня уже далеко позади времена «холодной войны», но, тем не менее, искусство психологического воздействия на образ мышления окружающих людей остаётся актуальным. Психологическая война является целенаправленным и планомерным использованием политическими противниками психологических и других методов (дипломатических, пропагандистских, военных, политических, экономических и т. д.) для косвенного или прямого влияния на настроения, мнения, чувства и, в результате, на действия оппонентов, для того, чтобы вынудить его двигаться в нужных им направлениях. Проявления холодной войны ведение массированной «психологической войны», целью которой была пропаганда собственной идеологии и образа жизни, а также дискредитация в глазах населения «вражеских» стран и «третьего мира» официальной идеологии и образа жизни противоположного блока. С этой целью создавались радиостанции, вещавшие на территорию стран «идеологического противника», финансировался выпуск идеологически направленной литературы в своей стране (например в США выпускались книги о возможности войны с СССР и давалась оценка сил НАТО и ОВД) и периодических изданий на иностранных языках, активно использовалось нагнетание классовых, расовых, национальных противоречий. Первое главное управление КГБ СССР осуществляло так называемые «активные мероприятия» — операции по воздействию на зарубежное общественное мнение и политику иностранных государств в интересах СССР. Объектом воздействия является как массовое сознание, так и индивидуальное. Индивидуального воздействия «удостаиваются» лица, от решения которых зависит принятие решений по интересующим противоборствующую сторону вопросам (президент, премьер-министр, глава МИД, дипломатические представители, главы воинских формирований и т. п.). Можно сказать, что методы информационной войны воздействуют на массовое сознание аналогично тому, как методы психотерапии воздействуют на сознание индивидуальное. Средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации — от СМИ до почты и сплетен. Как правило, методами информационной войны является выброс дезинформации, или представление информации в выгодном для себя ключе. Данные методы позволяют изменять оценку происходящего населением территории противника, развивать пораженческое настроение, и, в перспективе, обеспечить переход на сторону ведущего информационное воздействие. Однако, определение «психологическая война» больше применяется в менее узком смысле. В период «холодной войны» термин «психологическая война» трактовался как симбиоз идеологических акций враждебно настроенных стран против стран социалистического блока, как подрывная антисоветская и антикоммунистическая пропаганда, как рычаг идеологических баталий. Примерно таким же образом, словосочетание «психологическая война» применялось в границах мышления западных людей, как симбиоз методов, используемых «восточным блоком» для развала единства западной демократии. «Успех манипуляции сознанием народов СССР и, прежде всего русского народа (по словам Даллеса, «самого непокорного народа») опасно вскружил голову политикам-победителям и их экспертам – констатирует С.Г. Кара-Мурза (2003). - Сегодня пресса полна торжествующими воплями о принципиальной возможности полного контроля над поведением человека, причем с очень небольшими затратами. С другой стороны, множество тех, кто посчитал себя жертвами манипуляции, впали в уныние и уверовали в какое-то тайное оружие, разработанное КГБ или ЦРУ (или совместно), в какие-то психотропные средства, с помощью которых коварные политики «зомбируют» людей. Ясно, что вера в мистическую силу противника парализует волю к сопротивлению. Так что «создание» этой веры (путем слухов, статей, «обличений» и «признаний») - само по себе есть важное средство манипуляции общественным сознанием. Для предотвращения негативных последствий информационного влияния и поиска путей защиты от манипуляции сознанием людей, необходимо изучение факторов воздействия на уровень духовного развития личности. Антидуховные идеи, нередко встречающиеся в современных информационно-коммуникационных сетях (в частности, в Интернете) и влияющие на сознание аудитории, могут иметь разные последствия для личности человека, попавшего под их идеологический прессинг. Что такое Духовность? (Пишу это слово с большой буквы, потому, что это самое высокое, возвышенное, что есть в человеке). Это способность избирать истинные, общечеловеческие ценности и действовать в соответствии с ними. В понятие общечеловеческие ценности вкладывается два смысла. Во-первых, это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей (социальной группы, класса и т.д.), а то, что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее традиций, типа цивилизации. Во-вторых, общечеловеческие ценности – это предельные, конечные, вечные, исторически и социально не локализуемые ценности. Это трансцендентные ценности, т.е. те, которые носят абсолютный характер, вечные ценности: Добро, Любовь, Красота, Справедливость, Свобода, Ответственность. Что такое Духовность? Это наполнение смыслом, сутью, содержанием жизни ребенка, подростка, молодого человека, всего, что он делает. Зародить, у человека дух, веру в себя, помочь обратить внимание на свой внутренний мир. Мы много говорим о той «грязи», которая «выплёскивается» сегодня на нас и наших детей, молодежь со стороны СМИ. Как защитить себя, своих детей от информационного потока насилия, жестокости, порой откровенной порнографии на экранах телевизоров. Духовность – защита от «грязи», защита от суррогатов. Мощная и крепкая, непробиваемая. Родители и педагоги часто озабочены тем, чтобы как можно больше дать знаний ребёнку, подростку, юноше. Упуская самое главное. Развитие духовности. Важнее вложить человеческие чувства, а потом знания. В данной статье обратим внимание на старое как мир, но обладающее мощнейшей силой воспитательного воздействия на человека и вместе с тем доступное средство – музыкальное искусство. Величайшие мыслители прошлого Конфуций и Аристотель подчеркивали воспитывающее и преобразующее воздействие музыки. Произведение музыкального искусства обращается к человеку не как к представителю, например, определенной профессии или к лицу, интересующемуся теми или иными специальными вопросами, - оно адресовано общественному человеку как таковому, то есть человеческой личности в целом. Композитор – подлинный творец создает музыку не для узкого круга специалистов, знатоков и ценителей, а для народа, для человечества. Отражая действительность и выполняя, следовательно, познавательную функцию, музыкальное искусство в то же время воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды, чувства. Благодаря неповторимому индивидуальному характеру музыкальных образов, их яркой эмоциональной окрашенности, наконец, благодаря эстетическому наслаждению, доставляемому музыкой, представления и убеждения, идеалы и устремления, воспринятые через музыкальное искусство, способны захватить человека с особенной полнотой и силой. Этим в большой мере определяется социальная ценность музыкального искусства, его воспитательная и преобразующая роль. Открывая внутренний мир личности, музыка приобщает нас к наиболее развитым формам ее жизнедеятельности и некому личностному и социальному идеалу. В этом смысле музыка – самая человечная форма общения и приобщения к вершинам человеческого духа. Музыка – сокровищница духовной культуры, хранилище всего лучшего, что передумало и пережило человечество. Восприятие лучших образцов мировой музыкальной культуры доступный и эффективный способ воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Особенно эффективно воздействие при восприятии «живой музыки» на концертах классической музыки и балетных, оперных спектаклях. Музыка представляет собой удивительную встречу трех активностей: композитор и исполнитель стремятся высказать, передать слушателю свои идеи, мысли и чувства; но и слушатель тоже выступает как активная сторона, он тоже вовлекается в процесс сотворчества. Исследователи отмечают, что по тому, как идет человек с концерта всегда можно сказать, кого он слушал, Бетховена или Шопена. Еще более сильное воспитательное воздействие музыка оказывает в процессе музыкального творчества. Во время занятий музыкально-творческой деятельностью происходит более полное познание человеком самого себя, своих способностей и возможностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром, более глубокая идентификация и слияние с ним. Нахождение в процессе творчества своего неповторимого «Я», направление творческих сил на общественно значимые цели, определение своей точки оптимального приложения этих сил и возможностей означает для человека возвышение его над самим собой, подъем на очередную духовную ступень развития. Занимаясь музыкальным творчеством человек творит не только музыку, но и прежде всего себя. «По-разному стоит человек на берегу реки «до» и «после» того, как он ее переплыл» - гласит немецкая пословица. Другими словами, не только человек производит какой-то продукт, но и сам этот продукт, то есть сделанное оказывает обратное воздействие на человека. Продукты труда могут возвышать или унижать человека, и одна из задач воспитания вовлечь человека в такую деятельность, результаты которой оказывали бы на него возвышающее и облагораживающее влияние. Такой деятельностью может быть восприятие лучших образцов музыкального искусства и музыкально-творческая деятельность. Вместе с тем, в образовательном процессе на любой ступени (в меньшей степени это касается дошкольного образования) выявлен существенный разрыв между воздействием на логико-формальное мышление обучаемых с одной стороны, и воздействием на чувства, нравственность, духовное становление - с другой. Результаты оказываются губительны для культуры в целом: технократическая цивилизация, уничтожающая человеческое в человеке, обрывает звенья духовного единства, приводит к обесцениванию и утрате культурных ценностей. Жизненная установка отчуждения, основанная на принципе удобства, на рациоцентризме, монологе, на абсолютизации формы и стандарта противостоит эмпатийной установке, предельным выражением которой является со-чувствие, со-переживание, со-творчество. В материалах совместного заседания коллегий Министерства культуры Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации «О состоянии и развитии художественного образования в России» (16.11.1999 г.) подчеркивается, что главная цель преподавания любого вида искусства в общеобразовательных учреждениях - воспитать человека-гуманиста-творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и потребностями, способного понимать и ценить общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способного к творческому труду в любом виде деятельности и быть готовым трудиться в новых, рыночных условиях общественного и индивидуального производства. В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что для обеспечения процесса музыкально-творческого развития личности в условиях ДОУ, общеобразовательной школы, вуза есть объективная необходимость не просто эпизодической работы педагогов, психологов, музыкальных работников, учителей музыки, а построения целостной системы интегративного взаимодействия взрослых и детей, молодежи; общеобразовательных, музыкальных образовательных и культурных учреждений, главный принцип организации которого, заключается в направленности на создание условий для полноценного творческого развития личности. В связи с этим нам представляется, что наиболее эффективным для построения перспектив музыкально-творческого, эстетического, духовного развития обучающихся, воспитанников является эстетико-семиотический подход, который рассматривается в исследовании как специфическая форма обеспечения взаимосвязи, взаимопроникновения личностно-ориентированного, деятельностного, антропологического, культурологического, синергетического, онтологического, семиотического подходов и эстетических концепций. Наша точка зрения состоит в том, что данный подход в значительной мере определяет содержательную и процессуальную основу гуманизации образования; целостное представление о закономерностях развития человека как существа природного, социального и духовного; целостное представление о содержании образования как усваиваемом опыте, представляемом в единстве значений и смыслов. Мы полагаем, что в центре организации взаимодействия, направленного на музыкально-творческое развитие личности в образовательном пространстве должен стать педагог-психолог, обладающий специфическими формами профессиональной деятельности, направленной на обеспечение музыкально-творческого развития обучающихся, воспитанников на разных ступенях обучения. Основу интегративного эстетико-семиотического подхода составляет понимание образования как специфического способа преобразования природных задатков и возможностей человека, где важную роль играет система целеполагания и специфика содержания самого материала. Его реализация позволяет решать проблему образования как трансляции социокультурного опыта, с одной стороны, развития личности обучающегося через усвоение содержания образования как компонента культуры, с другой. В рамках рассматриваемого подхода содержание образования центрировано на личности обучающегося, ее становлении, развитии, самореализации; имеет интегративный, жизнеобеспечивающий характер; ориентировано на ценности мировой, национальной и региональной культуры; соотносится с возрастными и индивидуальными возможностями обучающегося; не сводится только к его научному компоненту, что зачастую присуще естественнонаучному образованию, а дополняется субъектными смыслами: от значения к смыслу, от рационального через эмоциональное к духовному. В ходе исследования выявлены концептуальные основания реализации развивающего потенциала содержания образования в контексте названного подхода. К ним отнесены: приоритет развивающей цели образования относительно познавательной, необходимость соответствия развивающих и познавательных целей обучения друг другу и основным компонентам содержания образования, культивирование уникального опыта обучающегося, выращивание и развитие его познавательных потребностей и запросов. Методологическую основу любого подхода составляют ключевые понятия – категории. К ним относятся общепсихологическая категория «личность», общефилософская категория «культура», эстетические категории «художественный смысл», «шедевр». Понятие «личность» в эстетико-семиотическом подходе отражает всё многообразие аспектов бытия индивида – природный, социальный, духовный, исторический, космический. Личность – это человек, который является уникальным субъектом инкультурации и социализации. Музыка, музыкальная культура - хранилище жизнезначимых для человечества переживаний, заключённых в форме музыкальных смыслов. Музыкальный текст рассматривается в нашей музыкально-семантической модели развития личности как поле смыслов, и музыкальное искусство возвышает частную (субъективную) форму бытия до абстрактного уровня всеобщего смысла, помогает человеку проникнуть в сверхчувственное духовное значение культурных ценностей. Особенно это относится к образцам классической музыки, так как именно в процессе создания произведений музыкального искусства и восприятия классических музыкальных произведений исполнителем и слушателем осуществляется живое реальное бытие культурных ценностей. Носителями высокодуховных культурных ценностей, способных выступать идеалами, стимулирующим гармоничное личностное развитие являются шедевры музыкального искусства. Основным фактором психологического воздействия музыкального искусства на развитие музыкальности и активизацию творческого потенциала является эмоционально-образная насыщенность и духовно-нравственное содержание (духовность) шедевров классической музыки. Художественный уровень музыки определяют следующие критерии: красота музыки и красота её внутреннего содержания; реализм - правдивость средств музыкальной выразительности и правдивость внутреннего содержания музыкального произведения; жизненность содержания; народность (в ней объединяются национальная самобытность определённой музыкальной культуры и общечеловеческое значение художественной концепции произведения); понятность и доступность слушателю (простота и доступность музыкального языка, лёгкость для восприятия музыкальных форм, близость слушателю музыкальных образов); художественное качество, талант, мастерство. Духовно-нравственный уровень музыки определяют такие критерии: богатое внутреннее содержание (серьёзность замысла, обращённость к ценностям добра, справедливости, гуманности, свободы, ответственности); тождественность музыкальной драматургии законам развития жизни; богатое, сложное образное содержание; глубокие мысли и чувства; гуманизм; оптимизм; современность (музыка, отвечающая передовым идеям и идеалам нашего времени). Общепризнано, что музыка – средство общения людей. Музыкальный язык, смысл музыкального произведения может быть понятен людям разных национальностей. Мы любим и слушаем музыку, написанную за океаном. В далёкой Америке есть немало людей, любящих русскую классику. Культурное сотрудничество между Россией и США развивается на основе Меморандума о взаимопонимании между правительствами России и США о принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и СМИ от 2 сентября 1998. США сотрудничают с российскими музеями, культурными центрами, художественными коллективами и артистами на базе индивидуальных проектов и контрактов. Федеральные и муниципальные власти США делают ставку на прямые связи между организациями, гражданами, учреждениями культуры и образования. Поэтому в заключении подчеркнем, что несмотря на то, что границы НАТО вплотную придвинуты к границам России, военные базы НАТО расположены в половине республик бывшего СССР, американские политики все чаще обращаются к риторике времен «холодной войны», демонизируя Россию в глазах мирового сообщества, все же хочется верить в лучшее – что великие державы Востока и Запада будут не конфликтовать, а сотрудничать, адекватно решая все проблемы за столом переговоров, без какого-либо давления и шантажа.
Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...
Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...
Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...
2014 © Справочник Психологи России. Соглашение о конфиденциальности | Правила