Theme Colors
Layouts
Wide Boxed

Сексуальное насилие по отношению к детям - преступление против детства, против человечества. Согласно существующим данным ежегодно в России сексуальному насилию подвергаются 7-8 тысяч детей. Чаще всего это дети в возрасте 3-9 лет. Последствия сексуального насилия могут сохраняться длительное время и проявляться в жизни уже взрослых людей. В статье на основе опыта моей работы описаны феномены восприятия себя и социального окружения женщинами, ставшими в детском возрасте жертвами изнасилования. Их важно знать и учитывать в общении с ними, в психотерапии, организуя контакт и взаимодействие. Маленькая девочка часто надолго забывает случившееся – на 20, 25,30 лет. Девочка, девушка просто ничего не помнит до тех пор, пока в ее уже взрослом сознании вдруг не всплывет смутное воспоминание о ситуации совершенного по отношению к ней насилия, и она снова переживет шок. Всплыв однажды в сознании, они теперь никуда не исчезают, находятся в фоне. Воспоминания взрослой женщины об этих событиях часто сопровождает внутренний диалог: «А было ли это на самом деле? Может быть, все это я придумала, а на самом деле ничего не было. Нет, ведь это все было». Она вспоминает события и тут же начинает сомневаться в их реальности и возможности. Сначала осознание того, что «Я – жертва» вызывает бурное негодование «Я – не жертва! Нет, я – не жертва!». Потом, спустя долгое время, происходит медленное, тихое, осторожное, робкое приближение: «Я – же-ерт-ва....Я – же-ерт-ва». Как будто дотронулись и отдернули руку. Таких приближений может быть очень много. Верит и не верит, что это так, одновременно. Сознание не вмещает воспоминания о случившейся много лет назад трагедии. Длительное вытеснение из памяти ситуации изнасилования, своих переживаний, ощущений, реакций – способ поведения, который ребенок находит в той ситуации, чтобы выжить и справиться с ней, и который, существуя долгие годы до момента воспоминания, закрепляется. К сожалению, этот опыт вытеснения сохраняется и проявляется в тех феноменах, которые называют отдаленными последствиями травмы. Взрослая женщина может не сохранять в памяти, исключать из сознания текущий опыт как трудный, так и позитивный. При этом ее память является сохранной, нарушения отсутствуют. Текущие события она не запечатлевает, и, когда случается что-то похожее, она часто воспринимает происходящее, реагирует без учета прошлого опыта, как будто первый раз. Только потом, спустя время, становится ясно, что ведь это уже было, в прошлый раз все происходило похоже. У нее, взрослой женщины, несомненно, есть достоинства и достижения, но нет их осознания, принятия, интеграции. Она удивляется и настораживается, когда знакомые, друзья, коллеги выражают уважение, признание по поводу того, что она сама не замечает и, кажется, не делает. Становится очевидным, что окружающие видят и ценят то, чего не видит и не знает про себя она. Это иногда пугает, появляются сомнения, роятся вопросы: «Что происходит? А это действительно так? Что я не замечаю в себе? Почему они видят, а я нет? Они говорят правду? Если да, то, что со мной?» Она, приложив усилие, может найти, назвать словом и вернуть в сознание то позитивное, что в ней есть, но очень немного качеств, способностей и… на очень короткое время. Потом теряет их снова. Как будто пытается сложить пазлы, а они рассыпаются. Она расстраивается... В ее личности нет внутреннего ядра, стержня, очень сложно на что-то в себе опереться. Она очень нуждается в поддержке окружающих, в том, чтобы они называли ее позитивные качества. Однако их слова звучат сторонне, как будто не о ней. Эти слова важно запоминать, записывать, иначе сохранить их трудно. Окружающие могут раздражаться и злиться: «Сколько можно говорить добрых слов и давать признание?!». В ответ она огорчается, чувствует себя виноватой. Поэтому вопросы, отвечая на которые необходимо говорить о себе, своем опыте, вызывают у Нее ощущение провала в пустоту, ступор. Вспомнить что-то в этот момент очень сложно. Она, конечно, находит ответ, но спустя время. Ее социальный мир очень избирательный, ограниченный и часто разорванный. В ее окружении есть 2-3 человека, рядом с которыми спокойно, которым Она доверяет. Ей очень сложно понять и принять, что она нужна, что ее уважают как человека. Тех, кого Она знает, много, но постоянных и стабильных связей нет. Кто-то отдаляется, отвергает, уезжает, умирает. Присутствие другого человека рядом, даже знакомого, напряженно, вызывает волнение, беспокойство, неловкость. Взрослая женщина живет с ощущением, что она «другая», не такая как те, с кем она общается дома, в семье, на работе. Многие жизненные задачи, которые люди решают в молодом возрасте, Она решает во взрослом: отделение от родителей, наличие своего жилья, поиск партнера, создание семьи. Младшие братья и сестры уже решили эти вопросы, а продолжает жить с родителями, опираясь на их присутствие и поддерживая постоянство, боясь нарушить стабильность. Она может выдерживать много напряжения, быть терпеливой, очень работоспособной, уметь быстро мобилизовать себя во внезапных ситуациях, но при этом теряться при небольших повседневных трудностях.

Автор: Бобченко Татьяна Григорьевна

Вход на сайт

Логин:

Пароль:


регистрация

Новые лица

Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...

Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...

Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...