УДК 159.92 «Развитие управленческих компетенций в профессиональной деятельности» Московский Вячеслав Вячеславович − кандидат психологических наук, преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); Москва, проспект Вернадского 84 e-mail moskovsky@akmera.com РЕЗЮМЕ Статья посвящена сопоставительному анализу типажей специалистов по управлению организаций, выявлению общих закономерностей в их характерологическом проявлении и повышению эффективности взаимодействия разных типажей между собой. В данной статье предлагается сопоставительный анализ управленческих компетенций сотрудников на примере типажей сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города». А так же предлагается интеграция компетенций для повышения профессиональной успешности личности и ускорения становления специалиста профессионалом. Ключевые слова управленческие компетенции, развитие управленческих компетенций, профессиональная деятельность, дипломатия , объединять, изобретатель, новатор, делатель, администратор, лидер, волшебник изумрудного города, карьерные стратегии, организационно-командное поведение, адаптационные стратегии, стратегии интеграции, способность влиять на коллективную волю людей, Вячеслав Московский, психология управления, психология мотивации, кадровый менеджмент, формирование команды. Сегодня мы стоим на пороге глобальной общественной трансформации, более того, трансформация уже началась. Следуя закону времени - изменилась логика социального поведения, в разы увеличились скорость и объём информационных потоков окружающих современного специалиста. Если раньше грамотным считали человека, который умеет читать и писать, то сегодня грамотный тот, кто способен постоянно обновлять свою «прошивку» постоянно обучаясь и переучиваясь. Ключевой навык 21 века, позволяющий человеку не выпадать из контекста профессиональной деятельности это навык трудолюбиво учиться. Вчерашний профессионал сегодня становится не конкурентно способен, лишь стоит ему хотя бы даже замедлить свой рост через обучение. Профессионализм - как особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять трудную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях, сегодня находится в условиях кризиса. Настоящий период смело можно назвать периодом кризиса, где кризис – это изменение устоявшейся системы отношений. Исходя из чего, кризис это не хорошо и не плохо. Кризис – это изменения. Изменения в которых каждый индивид выступает творцом или участником, что непременно требует от нас высокого уровня адаптации и приспособления к новым условиям. Большой опыт проведения частных консультаций и опыт работы в сфере подбора, оценки персонала, а так же необходимость чтения своим детям сказок перед сном, помогли мне выявить некие закономерности между «сверх способностями» сказочных персонажей Александра Волкова в сказке «Волшебник Изумрудного города» и управленческими компетенциями молодых специалистов сегодня, стремящихся стать профессионалами завтра. Возможно, вы уже знакомы с типологиями руководителей, которые предлагает Ицхак Адизес (модель PAEI)* – тогда материал предложенной статьи только расширит ваши представления о типах сотрудников и их управленческих компетенциях. Давайте вспомним основных действующих героев сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» и приступим к рассмотрению их «сверх способностей» компетенций. Основное действующее лицо - это Элли из Канзаса, далее идёт Страшила, Железный дровосек, Трусливый Лев и Великий, и Ужасный волшебник Гудвин. У Элли из Канзаса чётко просматривается хорошая социализация. Полная семья, наличие в семье домашнего питомца и трудолюбие, скорее всего, положительно сказались на ее становлении как целостной личности с ярко выраженными коммуникативными навыками. Трудолюбивая, общительная девочка «всегда находила чем ей заняться, а когда ей было немного скучно, она ходила к соседям в гости и никогда не возвращалась оттуда без подарков». Попадая в «Волшебную страну» Элли сразу же начинает переговоры с местными жителями, доброжелательно общается со всеми, кого встречает на своём пути и начинает формировать команду единомышленников из персонажей, которые совершенно разные как по своим компетенциям, так и по своей психологической структуре. Соломенное чучело Страшила «Мудрый», Железный дровосек, Трусливый лев. При формировании команды Элли совершенно честна и ничего никому не обещает, она рассказывает о возможностях и воодушевляет надеждой на лучшее, призывая пойти вместе каждому достичь свою цель через консолидацию усилий. Элли проявляет себя как классический Дипломат, или Интегратора. «Фактор личности в дипломатическоӗ практике наглядно выражается в умении проявлять лидерские качества, брать на себя ответственность, руководить коллективом и в то же самое время работать в «команде»» Умение слушать, вести переговоры, убеждать и воодушевлять способного находить общий язык с различными людьми, внушать уверенность, настраивать позитивное мышление окружающих и объединять разнородный коллектив для достижения общей и своей цели. Дипломат он же хороший переговорщик – это уверенный руководитель, способный к успешной реализации своего потенциала – от менеджера по персоналу и менеджера проектов, до директора по связям с ключевыми партнёрами . Любая деятельность, связанная с переговорами, общением и объединением людей людьми - ему по плечу, ибо именно умение объединять сегодня является ключевой компетенцией. Так, на пример, в типологии И. Адизеса менеджер со схожими характеристиками тоже называется: «Integrating – интеграция, объединение элементов организации для обеспечения ее жизнеспособности в долгосрочной перспективе». Далее рассмотрим персонаж Страшилы, он первый член команды, добровольно принявший идею Элли идти в Изумрудный город к Гудвину, о существовании которого он и не догадывался до встречи с Элли. Страшила отправляется к Гудвину за мозгами. «Гудвин обязательно даст мне мозги?» – спрашивает Страшила, и Элли честно отвечает: «Не знаю. Но если Великий Гудвин и не даст тебе мозгов, хуже не будет, чем теперь». Давайте внимательно ознакомимся со «сверх способностям» или основными компетенциями Страшилы. Его нельзя ранить, и он не боится быть проткнутым иглой, так как набит соломой. Он не чувствует боли, не ест, не пьёт и не устаёт, ему не нужен сон. Что важно, поднимать тяжести и вообще выполнять физически тяжёлую работу он тоже не может, так как из сказки следует, что у Страшилы мягкие, набитые соломой руки, из которых все выпадает. Его безусловным преимуществом является постоянная генерация новых идей, способность предвидеть различные события и простое решение трудных логических задач – причём не алгоритмичное, а интуитивное. То есть, не приступая к самому решению, Страшила предлагает ответ, который в большинстве случаев один из оптимальных в конкретной ситуации. Этот тип управленца можно назвать Изобретатель или Новатор (сокр.,ИН). Изобретатель постоянно находится в поиске решений, он видит возможности там, где другие видят проблемы. Ему свойственно придумывать не только решения задач, но и сами задачи. Инновации, открытия, стремление сделать иначе, стремление сделать по-новому. По своей натуре такие, чувственной психологической структуры, люди творцы, которые просто не замечают преград и не знаю слов «не возможно». Они добры к окружающим, при этом очень обидчивы и отходчивы одновременно. Они всегда полны идей, но в то же время они могут нуждается в помощниках и заместителях, так как делать что-то «засучив рука» не является их сильной способностью. Ключевой компетенцией управленца типа - ИН является генерация новых идей, мы так же ее сегодня называем умением видеть возможности или предвидеть будущее. Именно люди обладающие компетенцией генерации новых идей предложили миру «стратегию голубого океана». Лучшим другом Страшилы, как и подобает тому в коллективе является Железный дровосек. Сильный, неглупый Делатель, он же Производитель, исполнитель. Железный Дровосек первым стремится самоотверженно реализовывать все идеи Страшилы. При возникновении реальных преград и препятствия на пути, Железный Дровосек ничего не предпринимает до тех пор пока Изобретатель, Новатор не придумает, что именно ему следует сделать. «Правильно», – соглашается Железный Дровосек и тут же начинает с полной самоотдачей трудиться в заданном направлении. Железный дровосек обладает огромной силой, он способен быстро реализовывать смелые идеи Страшилы, а сам же генерацией идей не отличается. Ему сказали – он ответственно сделал. Управленец такого типа является человеком, которому особенно важна чёткая постановка задачи. Ключевой компетенцией управленца типа Железный Дровосек, является волевое упорство и, как следствие, умение доводить начатое до конца. «Эффект дятла» –долбить до победного. Особенно важно не перегружать Делателя творческими задачами. Далее наши герои принимают в свою команду четвёртого члена – Трусливого Льва, который в «Изумрудный город» за храбростью. Изначально лев - это царь зверей. Трусость Льва – это ни что иное как осторожность, несклонность к принятию быстрых решений, избегание нового, консерватизм, наличие подготовленного плана и дисциплинированное следование ему. Все это верные признаки Администратора. Лев не спешит приступать к реализации смелых идей Страшилы Мудрого: «А есть ли другая дорога? Зачем строить мост, если можно найти брод?» Если и есть страх у Льва, то это страх перед переменами. Администратору не свойственно изобретать что-то, ему не близки инновации он не самый гибкий член команды. Администратор не может жить без чёткого плана, следует ему и всегда соблюдает регламент, правила, инструкции, он требователен к себе и окружающим. Ключевой компетенцией управленца типа- Лев, является надёжность. Надёжность, системность, высокая выносливость и сила, а так же умение вести за собой людей. Не будем забывать, что первым занял руководящую позицию «царя зверей» в Волшебном лесу именно Трусливый Лев. Западает же у Льва скорость в принятии решений, гибкость и умение импровизировать. Пятый и основной тип управленца раскрывается для нас в персонаже Гудвина Великого и Ужасного. Этот тип управленца не встречается в типологии Ицхака Адизеса. Из истории Гудвина известно, что Джеймс Гудвин из Канзаса в молодости был актёром, который играл царей и героев, но убедившись, что это занятие не приносит много денег, стал баллонистом и поднимал людей на воздушном шаре. Однажды ветер перенёс его на шаре в Волшебную страну. Позволим себе пофантазировать, что баллонист – это человек, наполняющий смыслом, вдохновляющий, ведущий к внутреннему развитию и самореализации. Некий наставник с актёрскими навыками перевоплощения. Попав в Волшебную страну, Гудвин спустился на воздушном шаре с неба и был принят местным населением как волшебник. Ему ничего не оставалось, как сыграть роль Великого и Ужасного волшебника. Он намеренно отделяется от народа, чтобы не быть разоблачённым. Гудвин все время перевоплощается, меняет свой образ для подтверждения статуса всемогущего волшебника. Его уникальные сверх способности заключаются в умении создавать мировоззрение и все время перевоплощаться. Изумрудный город был построен из стекла для иллюзии того, что он изумрудный: Гудвин издал указ, обязывающий всех жителей города в обязательном порядке носить зелёные очки, через стекла которых город выглядел изумрудным. Само слово мировоззрение состоит из двух частей – «мир» и «воззрение» (взор/взгляд). А как мы знаем, способность менять мировоззрение людей является первым и самым сильным приоритетом управления. Харизма и способности Гудвина таковы, что даже после того, как он искренне рассказывает Элли, Страшиле Мудрому, Железному дровосеку и Трусливому льву свою историю, раскрывает суть своих актёрских трюков, перевоплощений и признается в неспособности дать героям то, за чем они к нему шли, это не мешает ему пригласить всю команду разочарованных и потерявших к нему доверие героев. Внушить каждому из них, что он все же дал им все по потребностям. То есть перед нами предстаёт разумный, многосторонне развитый человек, способный перевоплощаться. Умеющий объединять, изобретать, волевым решением довести начатое до конца. Надёжный, с точки зрения гарантированности высокого результата своей работы, управленец высшего звена, обладающий стратегическим видением, способностью быстро меняться и вдумчиво принимать решения. Гудвин – это лидер, профессионал способный заставить верить даже в то, чего нет. Ключевой компетенцией которого является гибкое умение меняться, адаптироваться, что само по себе не возможно без постоянного обучения, как на прежнем опыте и знаниях прошлого, так и в моменте, получая информацию на сегодняшний, завтрашний день. Адаптация сегодня подразумевает высокий уровень трудолюбия, ответственности, дисциплины и высокую скорость в принятии волевых решений. Дисциплина – это умение делать то, что нужно, тогда когда нужно. Что подразумевает наличие у профессионала способности на системной основе планировать, терпеть соблюдая план и умело вносить в него необходимые коррективы в моменте, чутко откликаясь на внешние обстоятельства времени, достигая успеха в профессиональной деятельности. ССЫЛКИ [1]. Адизес И. «Стили менеджмента. Эффективные и неэффективные» М., 2009 С. 12-13. [2]. Мелихов И.А. Журнал «Дипломатическая служба» МГИМО, 2012 С 121 [3]. Адизес И. «Стили менеджмента. Эффективные и неэффективные» М., 2009 С. 14. "The development of management skills in professional activities " Moskovsky Vyacheslav – PhD (Ps.), lecturer at the Russian presidential Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation (Ranepa), Moscow, Russia, Vernadskogo avenu 84. e-mail moskovsky@akmera.com SUMMARY The article is devoted to comparative analysis of types of specialists in management of organizations, revealing the common regularities in their characteristic manifestation and increase of efficiency of interaction of different types between them. In this paper we present a comparative analysis of managerial competencies on the example of characters of the fairy tale by A. Volkov "the Wizard of oz." As well as proposes the integration of competences for the professional success of a person and accelerate the establishment of a specialist professional. Keywords management skills, management training, professional activity, diplomacy , merge, inventor, innovator, doer, Manager, leader, wizard of oz, career strategy, organizational and team behavior, adaptation strategies, integration strategies, the ability to influence the collective will of the people, Vyacheslav Moscow, management psychology, psychology of motivation, personnel management, team building. REFERENCES [1]. Adizes I. K. Management Styles. Effective and ineffective. -2009., pp12-13 [2]. Melikhov I. A. Journal "Diplomatic service", MGIMO, 2012., p121 [3]. Adizes I. K. Management Styles. Effective and ineffective. -2009., p 14
Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...
Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...
Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...
2014 © Справочник Психологи России. Соглашение о конфиденциальности | Правила