Теоретико-методологические основы поддержания психологического здоровья личности (на примере использования метода интерпретации киносюжетов) В общем смысле здоровье понимается как способность организма к адаптации в новых условиях с минимальными затратами ресурсов и времени. В отличие от психического здоровья, альтернативой которого является болезнь, у психологического здоровья, определяемого как гармония между психикой и всеми факторами жизнедеятельности человека, в качестве альтернативы выступает дискомфорт, дисгармония, дистресс как показатели неспособности субъекта решить проблемы адаптации. Психологическая адаптация – это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций [2]. Исследователи выделяют следующие виды психологической адаптации, согласно сферам жизни и деятельности человека: • социальную психологическую адаптацию личности, • социально-психологическую адаптацию личности, • профессионально-деятельностную психологическую адаптацию личности, • экологическую психологическую адаптацию личности [2]. Психологическая адаптация является одним из механизмов развития и саморазвития личности [12]. Она связана с понятием социализации и является одной из фаз этого процесса (по А.В. Петровскому, - макрофаз) [9]. Образовательные учреждения, и институты высшего профессионального образования в особенности, являются ретрансляторами культуры как фактора поддержания баланса между человеком и средой, сохранения его здоровья, частью которого является здоровье психологическое. В функции вуза как института социализации входит целенаправленное воздействие на учащихся в ходе решения конкретных, стоящих перед ними задач; «синтез традиционной деятельности по передаче и созданию новых знаний с подготовкой специалистов для производства и общественно-политической сферы; сохранение и развитие культуры в самом широком ее понимании с выполнением такой важной функции, как формирование социальной элиты» [10]. Культура может пониматься как средство разрешения конфликта между любыми противостоящими друг другу явлениями и процессами; она выступает в качестве некоего буфера между психикой человека и окружающей средой, упорядочивая, с одной стороны, информацию, поступающую из среды, а с другой – поведение человека, программируя его и делая более соответствующим той или иной экологической нише. Одной из основных функций культуры является, по мнению В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунову, развитие процесса осознания противоречий бытия и помощь в поиске смыслов как пути к спасению [3]. Наиболее наглядно раскрывает закономерности влияния культуры как способа разрешения противоречий на человеческую психику приведенная ниже универсальная схема познания [6: 25]: ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТЬ ПОВЕДЕНИЕ Под экологией в данном случае понимается экологическая ниша как совокупность всех факторов среды, к которым должен адаптироваться и в пределах которых способен функционировать субъект жизнедеятельности. Подвижность отдельных элементов этой системы требует от культуры соответствующих изменений, которые отражают потребности субъекта в новых способах взаимодействия с окружающим миром, например, изменений в картине мира, направленных на прояснение ставших актуальными вопросов, выработку методов решения растущих проблем. В связи с этим одной из главных проблем на сегодня является проблема дееспособности культуры, её соответствия своим функциям. Это связано с научно-техническим прогрессом как фактором антропогенного происхождения, который коренным образом переструктурировал элементы экологической системы современного человека. Здесь роль культуры как организованной системы мер, требуется для разрешения противоречий между субъектом и средой, возникающих не в эволюционной, а в революционной перспективе. И эта роль, на наш взгляд, состоит в столь же революционном усилении, развитии и применении мер по достижению баланса между материальным, вышедшим на первый план в ценностном смысле, и духовным, психологическим, тем, что утратило значение ориентира в новом технократичном обществе. Особое значение в этой связи приобретает психологическая культура личности – «забота о своем психологическом здоровье, умение выходить из кризисных ситуаций самому и помогать близким людям» [8: 5]. Развитие психологической культуры личности – это развитие совокупности ее компонентов, к которым относятся: - самопознание и самооценка, как условия гармонизации внутриличностных отношений; - понимание других в процессе общения, как условие для построения отношений сотрудничества и взаимопонимания на межличностном и личностно-групповом уровнях; - саморегуляция, как средство гармоничного саморазвития и самовыражения. Психологическая культура личности может пониматься как система знаний, умений и навыков личности, а также сформированных установок и ценностных ориентаций, позволяющих поддерживать в балансе собственное психологическое здоровье. Составляющие психологической культуры формируются в процессе социализации личности на протяжении всей жизни, в большей мере в раннем возрасте. П.Н.Лебедев предлагает свой вариант классификации институтов социализации [5: 76-78], включающий три основные группы институтов социализации: • институты первоначального развития природных свойств человека (семья и дошкольные учреждения); • институты обучения, или образовательные учреждения, к которым относятся среднее и высшее образовательное звено; • институты, осуществляющие социализацию, сопутствующую трудовой деятельности; • средства массовой информации, к которым относятся телевидение, Интернет, радиовещание, газеты, журналы, книжная продукция. Полезные для поддержания психологического здоровья знания, умения и навыки, а также ценностные ориентации и прочие мотивационные образования, усваиваются субъектом в процессе социализации и становятся содержанием личности, проявляющимся в поведении, в зависимости от степени успешности решения личностью психологических проблем – в нормальной или патологической формах. Несформированность определенных психологических образований приводит к поведенческим нарушениям, которые выражаются в утрате способности к саморегуляции. Согласно концепции И.В. Дубровиной, психологическое здоровье имеет три уровня: высший (или креативный), средний (или адаптивный) и низший (дезадаптивный, или аккомодативно-ассимилятивный) [15]. Низший уровень психологического здоровья имеет два основных типа проблем: один тип проблем связан с подчинением других себе (аккомодация), другой – с собственным подчинением (ассимиляция), что в обоих случаях является неадекватным способом разрешить возникшие психологические трудности. Аккомодация или ассимиляция – свидетельство дезадаптивных тенденций, когда человек не способен к саморегуляции. Отсутствие необходимых функций к этому может привести человека к дистрессу и пограничному состоянию, то есть неврозу. В связи с этим психологическая помощь личности в современном мире в эпоху социальной турбулентности и культурной маргинальности состоит в развитии психологической культуры личности, защищающей психологическое здоровье от разрушительных тенденций, которая бы характеризовалась не пассивной позицией потребителя психологических услуг, а активностью действий по созданию собственной, психологически конструктивной парадигмы мышления, чувствования, реагирования на сигналы внешнего или внутренней реальности. Одним из особо ценных элементов психологической культуры является способность к интерпретации явлений внутреннего мира личности и окружающей действительности. Интерпретация как метод познания основывается на научных моделях реальности, позволяющих ее осмыслять, видеть ключевые проблемы, их называть на языке науки. Теоретической базой интерпретации является герменевтика – искусство истолкования текста, применяемое в ситуации встречи с незнакомой культурой, ее проявлениями в поведении или творчестве человека [1]. Интерпретация осуществляется на основании конкретных психологических и других научных теорий, а также по методу аналогии, путем создания метафоры возникшей проблемной ситуации. Методология интерпретации отличается от методологии средств познания субъект-объектной парадигмы, в частности таких приемов анализа текста, как контент-анализ. Главное отличие состоит в том, что Текст, или Другой представлен в последнем в качестве объекта, никак не влияющий на психическую деятельность познающего. При интерпретации роль субъекта, возникающая у воспринимаемого Текста, обусловлена изначально иной задачей, которую ставит исследователь: понять этот Текст не как взятый изолированно (измеренный и поставленный на полку), а как способный качественно повлиять на воспринимающего его во всей полноте и созидательной ценности. Субъектная роль Текста – это само принятие за ним этой роли воспринимающим, готовым понять и изменить что-то в себе. Развитие способности к интерпретации представляется наиболее удобным через просмотр и осмысление произведений киноискусства как наиболее ярко, целостно и емко по времени представленного познавательного материала – тех ситуаций, примеров из жизни, пусть даже сконструированных, которые уже задуманы и по определенным критериям избраны для этого осмысления. Интерпретация киносюжетов может выступать в процессе социализации в качестве способа формирования: - знаний, умений и навыков самопознания и познания окружающего мира - ценностных ориентаций и установок личности на самопознание и познание окружающего мира, на творчество, самовыражение. Объяснение причин, заставляющих специально размышлять, - тот механизм, посредством которого фильм превращает кинопроизведение из объекта в субъекта, оказывающего психологическое влияние. Высшая стадия развития способности интерпретировать – способность к объяснению генезиса происходящего. Особой ценностью в этом отношении обладают фильмы, структурно-содержательный потенциал которых направлен на открытие реципиентом самой способности и пробуждению его мотивации к объяснению генеза событий. Примером тому может служить ряд фильмов, объединенных одной темой – глубокая внутриличностная драма, приведшая к психической патологии: «Шоссе в никуда» (1997, «Lost Highway», Д. Линч), «Малхолланд Драйв» («Mulholland Dr.», 2001, Д. Линч), «Идентификация» (2003, «Identity», Дж. Менголд), «Лабиринты» (2003, «Dedales», Р. Манзор), «Пиджак» (2005, «The Jacket», Дж. Мэйбери). В структуре произведения как ключевой, поворотный момент развития сюжета задан резкий переход из одной реальности в другую (реальности шизофренических представлений героя о мире и о себе в реальность непосредственно окружающую героя в фильме «Идентификация»). Это происходит внезапно, неожиданно, что важно – уже в середине фильма, на пике эмоционально-когнитивного напряжения, когда зритель «поверил» в реальность сообщаемой информации, создавая тем самым эффект «открытия глаз». Реципиент словно «просыпается», узнает, что всё не так, как ему представлялось, и возникает потребность восстановить нарушенную систему представлений познаваемой кино-реальности. Предметом познания в процессе психологической интерпретации может являться: общая идея фильма; ситуации, в которых оказываются герои (или внешние ситуации); поведение героев, внутренние (психологические) обстоятельства, раскрываемые посредством внешних событий, символов, знаков (или внутренние ситуации). Средствами интерпретации являются: • психологические понятия, которыми может быть охарактеризован предмет исследования. Здесь примером может служить определение социально-психологических установок Зои и Вики, героинь фильма «Жестокость», как, диаметрально противоположных – соответственно «альтруистической» и «эгоистической». Другой пример – определение типа конфликта в классе между Йозепом и группой парней из его класса как личностно-группового, и т.д. • тезисы психологических теорий и концепций, описывающие внешние и внутренние ситуации, поведение героев и общую идею фильма. В качестве примера можно взять ситуацию, описанную в фильме «Дориан Грей», где главный герой, унижаемый и оскорбляемый в детстве своим дядей, став самостоятельным, выбирает в пользу внешней красоты и вечной молодости как факторов его успеха и принятия в обществе, хотя это идет в ущерб его душе, метафорой которой является его портрет. Это является отражением неблагополучно разрешенного кризиса 3-х лет (по Э. Эриксону), когда вместо позитивных качеств самоконтроль и сила воли (их подавлял дядя, запирая Дориана на чердаке) формируются им противоположные негативные качества (Грей идет на поводу у постепенно всё более его развращающего лорда Уоттона), и управляет героем не чувство самостоятельности, а сомнения и стыд. Дориан Грей не принимает себя таким, какой он есть. Чтобы хоть как-то решить для себя эту проблему, он соглашается «надевать маску», сознавая, что истинная сущность его ужасна. Это также характерно для неразрешенного в положительном направлении кризиса 3-х лет, согласно теории психосоциальных стадий развития личности Э. Эриксона. Образ портрета, как общей идеи данного произведения, можно интерпретировать с помощью теории о коллективном бессознательном К.Г. Юнга, согласно которой архетипом Персоны являлось молодое и нестареющее лицо Дориана Грея, а в портрете проявился архетип Тени. Теория Э. Эриксона также проясняет во многом причины поведения главного героя фильма «Парфюмер: История одного убийцы», снятого по одноименному роману П. Зюскинда. Жан-Батист Гренуй был рожден на рынке и отвергнут своей матерью, которая бросила его в кучу с отходами, источавшими невыносимо отвратительный запах. С этим запахом у героя фильма впоследствии связано было ощущение покинутости, и в течение всей жизни он, будучи наделен особыми способностями по созданию прекрасных духов, стремился создать такой аромат, который бы мог притягивать к нему людей. В этом, а также в том, что Жан-Батист был психически неадекватен и убивал девушек для создания ароматов, проявляется неблагополучное решение кризиса новорожденности, по Э. Эриксону, при котором человек не удовлетворен теми границами между ним и миром, которые сам ощущает, не чувствуя надежды, не понимая, что такое близость и доверие. Это преследует человека всю жизнь, не находя конструктивного решения. • принципы или возможные стратегии решения проблемы, существующие в современной психологии, которые отражаются в сюжете фильма. Например, перепрограммирование поведения через переструктурирование системы ценностей, представленное в фильмах «Беги, Лола, беги» или «Вечное сияние чистого разума» и др., либо определение жизненной стратегии в ситуации кризиса и выбора через принятие смысла страдания и смирения с ним, как показано в фильмах «Любовное настроение», «Гран Торино», «Инстинкт», «Форрест Гамп», «Орда», «Царь» и др. Именно такой системный подход к пониманию Текста художественного фильма и любого другого явления позволит познающему обратиться к собственному личностному потенциалу, во всей его неисчерпаемой полноте, целостности и созидательности, для решения актуальных задач, которые ставит перед ним жизнь в эпоху социальной турбулентности. Литература: 1. Вахтель Л.В. Психологические аспекты интерпретации произведений искусства // Мир психологии. – 2009. - № 3. – С. 257 – 266. 2. Гордашников В.А., Осин А.Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. М.: «Академия Естествознания», 2009. 3. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. – М., 1994. 4. Козловский В.П. Культурный смысл: генезис и функции. Киев: Наук. думка, 1990. 5. Лебедев П.Н. Социализация индивида и воспроизводство общества// Человек и общество. Проблемы социализации индивида/ Под ред. Б.Г. Ананьева, Л.И. Спиридонова. - Вып. 9. - Л., 1971. - С. 56 – 87. 6. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учеб. пособие. – М.: Ключ-С, 1999. - 224 с. 7. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 511 с. 8. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – С. 5. 9. Петровский А. В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987. 10. Сиверцева Н. Образование - фактор социализации// Высшее образование в России. - 1997. - № 3. - С. 47. 11. Славская А.Н. Личность как субъект интерпретации / А.Н. Славская. – Дубна: Феникс+, 2002. 240 с. 12. Сластёнин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с. 13. Тоффлер О. Футуршок. М.: Прогресс, 1973.13. 14. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: прогресс, 1990. 367 с. 15. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. 16. Шувалов А. В.. Психологическое здоровье человека // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). С. 87–101.
Автор: Гаюрова Юлия Александровна
Попкова Наталья Владимировна
Город: Нижний Новгород
подробнее...
Минченок Даниил Фёдорович
Город: Санкт-Петербург
подробнее...
Богданова Галина Николаевна
Город: Белгород
подробнее...
2014 © Справочник Психологи России. Соглашение о конфиденциальности | Правила